Денежные реформы России XVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 16:54, реферат

Описание работы

На Западе становление экономически зрелых денежных систем, основанных на широком распространении по миру благородных металлов как товара и денег, относится к XVI-XVII векам - периоду интенсивного развития мировой, особенно колониальной, торговли. В России в это время существовала монометаллическая (серебромонетная) система. В стране чеканились золотые, серебряные и медные монеты, но в обращении находились только серебро и медь. Золотые монеты не являлись платежными средствами, а использовались в качестве пожалований. Счетной единицей был серебряный рубль.

Работа содержит 1 файл

Денежные реформы России XVIII века.rtf

— 224.42 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Денежные реформы России XVIII века 

 

     Введение 

     “История денежной системы России, - писал известный экономист доктор экономических наук В.П. Шкредов, - отнюдь не отличается прямолинейностью и неуклонным поступательным прогрессом. Напротив, для значительной ее части характерны неупорядоченная, лишенная ясно выраженной всеобщей закономерности, смена одних форм денег и денежных систем другими. В течение нескольких столетий преобладали смешанные, промежуточные, переходные несовершенные отношения”.

     На Западе становление экономически зрелых денежных систем, основанных на широком распространении по миру благородных металлов как товара и денег, относится к XVI-XVII векам - периоду интенсивного развития мировой, особенно колониальной, торговли. В России в это время существовала монометаллическая (серебромонетная) система. В стране чеканились золотые, серебряные и медные монеты, но в обращении находились только серебро и медь. Золотые монеты не являлись платежными средствами, а использовались в качестве пожалований. Счетной единицей был серебряный рубль.

     До начала XIХ века своего золота, серебра и меди в России было очень мало. Государство закупало эти металлы за границей. Активная внешняя политика Петра I обусловила рост государственных расходов начиная с конца XVII века. За счет обычных доходов покрыть их было невозможно. Поэтому в 1698-1724 годах Петр I осуществил ряд преобразований в денежной сфере (в том числе денежную реформу 1698-1704 годов), в результате которых был уменьшен вес серебряных монет и увеличен выпуск медных.

     В результате принудительного внедрения в обращение в начале XVIII века медных монет Россия перешла от серебряного монометаллизма к обращению преимущественно медных денег. В процессе становления денежной системы страны это было шагом назад.

     Роль медной монеты в обращении в XVIII веке постоянно возрастала. До того как началась эмиссия бумажных денег, она была основным средством обращения и платежа внутри страны. Серебряная монета, в соответствии с законом Грешема, уходила из обращения. В 50-60-х годах XVIII века проблема ее возврата стояла особенно остро. Еще одной трудноразрешимой проблемой было увеличение объема денег в обращении, которое ограничивалось имевшимися у казны запасами серебра и меди.

     Возвращение серебряной монеты в казну и увеличение денежной базы пытались обеспечить, в том числе и при помощи специально созданных банков - Медного и Артиллерийского. Между тем первую проблему во второй половине XVIII века в России решить было невозможно. А вторая была решена, но не за счет увеличения монетного обращения, а в результате перехода к обращению разменных на медь бумажных денег.

     В конце века нынешнего мы с тревогой читаем о падении мировых цен на нефть (а это- главный источник нашей экспортной выручки сегодня). И вновь почти не имеем возможности предложить еще что-либо на мировом рынке. Россия и тогда мучилась осознанием своей не очень почетной роли отсталого поставщика сырья. Стыд за наше технологическое отставание перешел по наследству и к нам. В конце прошлого века Россия существенно реформировала систему налогообложения. И тогда, и сейчас в критической ситуации, когда надо было существенно повысить доходы бюджета, взоры правительства обратились на доходы граждан. Доходных граждан и тогда, и сейчас в массе своей было немного. Но именно они "вытаскивали" на своих плечах растущие доходы бюджета. Тогда народ замучили акцизами на повседневное и необходимое - керосин, табак, чай, кофе, спички. Сейчас нам предстоит платить немалые налоги с продаж. Достаточно ощутим и подоходный налог. Есть, конечно, и разница между временами теми и нашими. Реформаторы конца ХХ века сначала довели своим налогообложением до разорения многие отрасли промышленности. Сто лет назад все было наоборот.

     Предприниматели платили очень невысокие налоги. Важнейшую роль в экономике играло государство. Громадные деньги, прежде всего бюджетные, уходили на строительство железных дорог, металлургических заводов и текстильных фабрик. Нынешние олигархи воровали бюджетные деньги, занимаясь, прежде всего, банковским бизнесом. Тогда тоже были свои олигархи, но они увлекались строительством на бюджетные деньги заводов и фабрик. Либеральные экономисты в конце прошлого века возмущались тем, что правительство упорно обеспечивало льготными кредитами помещичьи

     хозяйства и прощало им долги. Либеральные экономисты в конце века нынешнего ругают правительство за льготное кредитование "красных баронов" (руководителей крупных сельхозпредприятий) и прощение все тех же долгов.

     Помещики все равно обвиняли правительство в том, что оно не понимает нужд аграрного сектора. Руководители современных сельхозпредприятий обвиняют правительство в том же самом. Либералы прошлого требовали прекратить печатание необеспеченных денег. Либералы сегодняшнего дня хотят того же.

     Правые в тогдашней России обвиняли в кознях против российских финансов западные банки и международный еврейский капитал. В таких же кознях, и все тех же самых, обвиняют сегодня российские левые.

     Обращаться к опыту прошлого всегда интересно. Безусловно, следует помнить, что исторические параллели всегда условны. Но исторический опыт бесценен...  

 

     1. Подготовка реформ 

     Подготовка реформы приходится на вторую половину 90-х годов 17 века. Можно сказать, что перед Петром 1 стояли те же задачи, что и перед его отцом в 1654 году. Одной из трудностей при проведении реформы явилось преодоление естественного недоверия народных масс к медным монетам. Приняв за основные единицы будущей монетной системы медную копейку и серебряный рубль. Петр I тем не менее не торопился вводить их в обращение - в систему новых монетных номиналов они вошли последними, только в 1704 г.

     В 1700 г. началась чеканка медных монет-денег, полушек и полполушек, т.е. номиналов меньших, чем копейка. При этом продолжалась чеканка проволочных серебряных копеек, на которых помещалась дата их выпуска. Медные монеты чеканились в количествах, не превышавших потребности розничной торговли. Этим была ликвидирована опасность сложения различных курсов серебра и меди, предотвращено исчезновение из обращения серебряных монет. В 1701 г. появились серебряные полтины, полполтины, гривенники и десять денег. Наконец, в 1704 году были отчеканены серебряный рубль и крупная круглая медная копейка. При этом копейка имела т же изображение, что и серебряная, а также дату славянскими буквами, соответствующую отчеканенным в этом же году славянскими буквами, соответствующую отчеканенным в этом же году проволочным серебряным копейкам. В этом же году был отчеканен серебряный алтын. Для чеканки рублевых монет использовали талеры, что удешевляло производство.

     Сосуществование новой системы и допетровской, представленной проволочной серебряной копейкой, продолжалось до 1718 г. когда чеканка проволочных копеек - "старых вшей", как назвал их Петр 1 в одном из писем к А.Д. Меншикову, было окончательно прекращена. До этого эпизодически чеканились круглые серебряные копейки, рассчитанные, вероятно, на экономию металла, так как машинная чеканка не требовала столь высокопробного серебра, как ручная из проволоки.

     Новый рубль весил около 28 г. и содержал 25-26 г. чистого серебра. Что касается медных монет, то стопа, по которой они чеканились, изменялось неоднократно. Так, в 1700 г. из пуда меди чеканили монет на 12,8 рублей, в 1702 г.- на 15,4 рубля, в 1704 г.- на 20 рублей, в 1718 г.- на 40 рублей. 40-рублевая стопа для чеканки медных монет была очень выгодна для казны, поскольку пуд меди в то время стоил около 5 рублей. Однако скорое появление массы фальшивых медных монет вынудило правительство уменьшить стопу до 10 рублей монет из пуда меди.

     В ходе реформы была установлена официальная проба для серебряных и золотых монет. Для крупных номиналов серебряных монет- 70- я проба, для мелких- 38-я проба, для золотых- 75-я, иными словами, на фунт монетного серебра приходилось, соответственно, 70 или 38 золотников чистого серебра, а на фунт монетного золота - 75 золотников чистого золота. Таким образом, содержание серебра в монетах было значительно уменьшено в сравнении с монетами 16-17 вв. (проба проволочных копеек- 80-85-я), что значительно увеличивало доходы казны от чеканки монет.

     В течение XVIII века вес серебра, содержащего в рубле, постепенно снижался и был стабилизирован только в 60-х годах 18 века. Рубль стал содержать 18 грамм чистого серебра и сохранил этот вес до 1915 года. Размер рубля и других монет изменялся в зависимости от количества лигатуры и толщины монетного кружка. В 18 веке проба мелкой разменной серебряной монеты почти не отличалась от пробы монет крупных номиналов. Только после 1810 года проба разменной монеты стала уменьшаться, и в 1867 году для нее была установлена 48-я золотниковая проба (50 % серебра). Часто изменялась монетная стопа для медных монет, что приводило неоднократно к их массовой перечеканке.

     Первые бумажные деньги в России появились в 1769 году. С момента своего появления они должны были беспрепятственно размениваться только на медные деньги, обеспечивавшие их выпуск. В силу этого обесценивание бумажных ассигнаций приводило к обесцениванию медной монеты, что в свою очередь нарушало соотношение стоимости медных, серебряных и золотых монет. Серебряный рубль стал приравниваться почти к четырем рублям медью. В начале 40-х годов 19 века была проведена денежная реформа, известная как реформа Е.Ф. Канкрина, бывшего тогда министром финансов России. Её целью была замена обесцененных ассигнаций полноценными кредитными билетами. Медная монета была приравнена по стоимости к серебряной, и ее стали чеканить по 16-рублевой стопе. В результате на медных монетах появились необычные надписи, сопровождавшие цифровое обозначение номиналов: "3 копейки серебром", "2 копейки серебром" и т.д. Эта надпись помещалась на всех медных номиналах в 1839-1848 гг. В 1849 году вернулись к 32-рублевой стопе, а в систему действующих номиналов ввели 5 копеек. В последний раз стопа медных монет, в также и их тип были изменены в 1867 г. При существовавшей тогда цене меди около 10 рублей за пуд чеканили монет на 50 рублей из пуда.

     Ассигнации и медь ходили по свободному курсу по отношению к серебряной монете. Серебряный рубль был счетной единицей, но количество серебряных монет в обращении было небольшим. Это приводило к повышению цен на товары в серебре.

     Хранила и отпускала готовые ассигнации специально образованная для этого Экспедиция заготовления листов для государственных ассигнаций. Эта экспедиция и сенатская типография находились под непосредственным надзором генерал-прокурора Сената князя А.А. Вяземского.

     Бланки ассигнаций поступали в Сенат. Правление банков, единое для Санкт-Петербурга и Москвы, находилось в столице. Оно получало от Сената напечатанные государственные ассигнации, подписанные двумя сенаторами. Затем на ассигнациях ставил свою подпись главный директор. Только после этого правление отсылало каждому банку заранее намеченное количество ассигнаций. Когда ассигнации поступали в Московский или Санкт-Петербургский банки, их подписывал директор того банка, который выдавал ассигнацию.

     Таким образом, каждую государственную ассигнацию подписывали четыре ответственных лица: два сенатора, главный директор правления и директор банка-получателя. Однако сразу же обнаружилось, что подписание каждой ассигнации одним главным директором технически невозможно, и указом от 8 мая 1769 года его подпись было разрешено заменять подписью советника8.

     Ассигнации двух первых выпусков имели крупные номиналы, что делало их доступными только для состоятельных людей.

     Частным лицам не вменялось в обязанность получать деньги в ассигнациях, но ассигнации брали охотно, так как они были удобны для расчетов. Начальный курс бумажных денег был очень высокий. На Петербургской бирже за рубль ассигнациями давали от 101 до 98 коп. серебром. В простонародном же обращении ассигнации были равноценны серебряной монете. Сумма обращавшихся в это время ассигнаций несколько превышала годовой доход государства и равнялась сумме всей меди, чеканенной по 16-рублевой стопе10.

     В годы первой русско-турецкой войны ассигнации эмитировались в среднем на 3,5 млн. руб. в год11. В результате к 1775 году в обращении их находилось более чем на 20 млн. рублей. После окончания войны выпуск ассигнаций резко сократился: за 1775-1781 годы бумажных денег было напечатано всего на 4,5 млн. рублей. В результате к 1786 году объем ассигнаций в обращении был равен 46,2 млн. руб.12, медной монеты - 47 млн. руб., то есть выпущенные ассигнации были полностью обеспечены наличной монетой. Курс ассигнационного рубля к серебряному рублю на Петербургской бирже на протяжении этого времени, как правило, держался на уровне 99-98 копеек.

 

     2. Преобразования Петра Первого 

Информация о работе Денежные реформы России XVIII века