Денежные реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

расходов  государства  оставались  налоги.  При  Петре   I    они   достигли

невиданных  размеров.  Их  общее  число  было  доведено  до   30-40,   резко

увеличились и  сами ставки налогов. Это были прямые,  обыкновенные  косвенные

и  чрезвычайные  налоги.  Для  пополнения  казны  была   учреждена   Ближняя

канцелярия, в  которую все приказы  и  Ратуша  обязаны  были   ежемесячно   и

ежегодно представлять отчеты о  всяких  окладных  и  неокладных  приходах  и

расходах, роспись  государственных  доходов  и  расходов  стала  составляться

каждый год.

     В  1704 г. был образован специальный штат «прибыльщиков», в обязанность

которых входило  придумывание  новых  налогов.  Так  появились  поземельный,

посаженный,  ледокольный,  водопойный,  погребной,  трубный,  с   мостов   и

переправ, с клеймения  платьев, шапок и сапог, с квасных  напитков,  с варки

пива, с лавочных и «ходячих» продавцов, продажи  свечей и конских  кож  и  т.

д.

     Крупные  вливания  в  государственный   бюджет  дала  замена  подворного

подушным   обложением    податного    населения,    чрезвычайно    усилившая

крепостничество. Для чего в ноябре 1718  г.  указано  было  «чтоб  правдивые

принесла, сколько  у кого в которой деревне душ  мужска  пола».  Несмотря  на

решительное  нежелание  помещиков  делить  доходы  от  использования   труда

прикрепленных к земле крестьян с государством,  подготовительная  работа  по

введению подушной подати через 6 лет была закончена.

     От  податей освобождалось дворянство  и духовенство. Перепись  населения

в 1719-1724 гг. выявила  почти 5.5 миллионов ревизских душ  мужского  пола  -

помещичьих крестьян и посадских  людей  (  купцов,  ремесленников).  Впервые

налогоплательщиками также стали дворовые (холопы), свободные  (гулящие  люди),  государственные  крестьяне.  Выросшие  почти  вчетверо   государственные

доходы  наполовину  были обязаны сбору именно  подушной  подати.   Размер

подушной подати определялся  исходя  из  потребностей  содержания  войска  и

данных переписи и был установлен в 74  коп.  Уже  при  Екатерине  I  он  был

понижен до 70 коп. Взамен владельческих  податей  государственные  крестьяне

должны были платить по 40 коп., а городские  тяглые обыватели по 1  рублю  20

коп.

     Переход  к подушной подати, несмотря на  недоимку  в  18%,  в  1724  г.

принес казне  дополнительно 2 млн. руб.,  а  с  учетом  переходящего  остатка

средства  казны  увеличились  на  треть  по  сравнению  с  1720-1723  гг.  и

составили 10 млн. руб.

     На  практике «подушина» обнаружила  немало  отрицательных  черт:  единую

норму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-

климатическим и  хозяйственным  условиям  районах,  наличные  трудоспособные

работники платили  за беглых и больных, стариков и  детей,  а  также  умерших

между ревизиями  – «ревизских душ».

     Косвенные  налоги обеспечивали до 40% доходной  части  казны.  Наряду  с

косвенными  сборами  широко  практиковались  и  прямые  налоги:  рекрутский,

драгунский, корабельный  и др. В качестве  одного  из  источников  пополнения

бюджета было монопольное  право на чеканку монеты даже с  меньшим общим  весом

содержащегося в ней серебра.

     В  1708 г. было учреждено  8  губерний  (позже  11),  целью  чего  было

территориальное распределение военных и иных расходов. С  1715  г.  губернии

делились на доли по 5536 дворов или около того, «как удобнее  по  расстоянию

места». В соответствии  с  количеством  долей  производилась  разверстка  по

губерниям государственных  повинностей. Управителем каждой  доли  (кроме  дел

городского управления) назначался особый ландрат.  С  ландратов,  высылавших

меньше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно.

     На  созданный в 1711 г. Правительствующий  Сенат были  возложены  задачи

высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь  финансовым.

Тем  же  указом  было  определено  «учинить  фискалов  во   всяких   делах».

Доносительство  было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней.

     Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными  делами

ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных  приходов  и

расходов  было  возложено  на  Ревизион-коллегию,  Штат-контора   занималась

расходами и  предоставляла  ежегодно  генеральный  экстракт,  где  «на  одной

странице все  доходы кратко означены…а на другой странице листа  все  расходы

… також вкратце  объявлены быть   имеют». Однако действия отдельных  коллегий

и канцелярий не были согласованы, что вызывало массу  неувязок.

     Право  налагать подати согласно Регламенту  имел право только  Сенат,  а

Камер-коллегия должна была выдвигать предложения  и высказывать  свое  мнение

по соответствующим проектам.

     В  1719 г. были произведены  реформы   в  местном  управлении.  Губернии

теперь  делились  на  провинции,  заменившие  ландратские  доли.  Во   главе

провинций были поставлены воеводы,  которым  подчинялись  земские  камериры,

ответственные за сбор казенных доходов.

     Принятый  в  1724  г.  Таможенный  тариф,  жестко  защищал  российскую

промышленность  от иностранных конкурентов, одновременно открывая  дорогу  на

рынок дефицитным товарам. Так, парусина облагалась по ставке  75%  от  цены,

голландское полотно  и бархат – 50%, шерстяные ткани  и писчая бумага – 25%  и

так далее.

     За  сорок  лет  царствования  Петра  объем  средств   в   распоряжении

государства с  учетом двукратного  падения  покупательной  способности  рубля

увеличился  как  минимум  в  3  раза.  Это  было  обусловлено  хозяйственным

подъемом с 1678г. по 1701г., позволившим увеличить поступления  таможенных  и

кабацких сборов, и давшим возможность эксплуатации монетной регалии.  Однако

хозяйственный рост  существенно  замедлился  с  началом  Северной  войны,  и

последующие  два  десятилетия  прошли  в  напряженных,   разорительных   для

хозяйства и, в  конечном итоге, малоуспешных поисках  выхода  из  финансового

кризиса.  Хотя   в   последние   годы   Северной   войны   была   воссоздана

централизованная  система  управления  финансами  и   преобразован   местный

административный  аппарат, только в самом конце  правления  Петра  с  введение

подушной подати финансы России получили прочное  основание.

           Заключение. 
 
 
 
 

Список используемой литературы. 

1. Анисимов Е.В.  «Петр I: рождение империи» //Вопросы истории – 1989 -№7

   с. 3-20

2. Коломиец А.Г.  «Финансовая политика правительства  Петра Великого»

   //Финансы –1996 -№5 с.54-60

Информация о работе Денежные реформы Петра I