Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:16, курсовая работа
В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.
казну в условиях крайнего напряжения всех сил государства.
Царствование Петра Великого завершает период формирования абсолютизма
в России. Становление характерной для российского варианта абсолютной
монархии системы социальных отношений, в том числе и финансовых было
продиктовано
прежде всего логикой
с борьбой за безопасность страны и выход к мировым торговым путям. Старые
методы увеличения доходов казны Петр I сочетал с попытками по-новому
организовать финансовое хозяйство страны. Вся финансовая политика Петра I
осуществлялась под знаком постоянного и напряженного изыскания источников
денежных средств. Поэтому обращения Петра Великого к сенату «денег как
возможно собирать, понеже деньги суть артерия войны» может стать
своеобразным девизом его правления.
После
хозяйственного подъема в
внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился
вдвое и составил 3 млн. рублей, экономический рост существенно замедлился.
Это было вызвано прежде всего началом Северной войны, ведение которой
требовало большого напряжения платежеспособных сил населения. Расходы
начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв
между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых
лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый
кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы – 500 тыс.
рублей.
Слабая
пригодность существовавшей
задачи была очевидна. Требовался новый подход к устройству
административного аппарата.
При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние
отчетности - ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы
находятся в движении по приказам. Твердых и постоянных норм налогообложения
не было, они могли меняться от того, кто и как собирал налоги. Люди,
допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в
своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в
обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды.
Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала. О том, что
получалось при таком порядке свидетельствует письмо сенатора графа
А.В.Макарова: «Истинно во всех делах как слепые бродим и не знаем, что
делать, стали везде великие расстрои, а где прибегнуть и впредь что делать
не знаем, денег ниоткуда не возят, дела почитай все становятся».
Роль финансов в экономической
политике Петра I.
Реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были
случайностью: страна достигла поворотного пункта в своей истории.
Около трех тысяч законодательных актов Петровской эпохи поистине
всколыхнули жизнь огромной страны. Они были направлены на реорганизацию и
государственного устройства, и хозяйства, и культуры, и образа жизни. Среди
них: создание мощной регулярной армии, военного и торгового флота,
многочисленных мануфактур, новой денежной системы, формы землевладения и
др.
Грандиозные реформы и длительные войны с Турцией, Швецией, Персией
требовали огромных средств. Так, к примеру, если в начале XVIII в. из общих
расходов государства на армию и флот направлялось 38.5% (964 тыс. руб.)
всех средств, то в 1710 г. они составили уже 80% (3 млн. руб.) общей суммы
расходов государства. Требовалась гигантская мобилизация усилий ума и труда
для изыскания необходимых источников доходов. В 1704 г. был даже
сформирован штат «прибыльщиков». В их задачу входило изыскание новых
источников государственных доходов. Велся также широкий поиск наиболее
эффективных реформ. Активный сторонник петровских преобразований и
меркантилизма русский экономист и публицист И.Т. Посошков в "Книге о
скудости и богатстве" (1724) изложил пути развития российской
промышленности и торговли, подчеркнул роль в процветании России
исследования ее богатейших месторождений полезных ископаемых, правда, при
сохранении "законности"
крепостного права.
В
ряду важнейших хозяйственных
последнее место занимала собственно экономическая политика государства.
Многочисленными указами Петр I мобилизовал усилия в разных сферах
хозяйственной жизни огромной страны. Так, стимулированием геологических
изысканий становилась значительное вознаграждение. Указ " Горная свобода"
деректировал право первооткрывателя эксплуатировать недра, гарантируя
владельцу земли лишь незначительную компенсацию. Государство передавало
также казенные предприятия наиболее умелым, честным и богатым
предпринимателям. В их распоряжение поступали ссуды на довольно льготных
условиях, богатые полезными ископаемыми и лесами земли, подневольная
рабочая сила. Указом 1721 г. разрешалось покупать к заводам деревни и
продавать заводы также с людьми. Эта категория работников получила название
посессионных.
Россия, богатая и славившаяся всегда отечественными умельцами, не
пренебрегала также и зарубежным опытом. Широко известна практиковавшаяся
Петром I подготовка собственных национальных кадров за границей. Для
передачи опыта и знаний получали приглашения в Россию и иностранные
специалисты.
Широкая поддержка оказывалась отечественному купечеству.
Покровительственный таможенный тариф (1724) отражал политику меркантилизма
и протекционизма, поощрял экспорт отечественных товаров и ограничивал
импорт иностранных товаров, которые могли составить конкуренцию российским
изделиям.
Рост товарного производства, развитие промышленности и торговли
потребовали совершенствования денежной системы. Нехватка денег тормозила
исполнение важнейших предприятий: собранные рекруты от бескормицы умирали и
разбегались, солдаты, не получая жалования, принимались за грабежи, флот из-
за недостатка припасов не мог выйти в море. Источник пополнения казны
правительство Петра видело в усиленной эксплуатации монетной регалии.
Расширение торгового оборота требовало дополнительного количества средств
обращения. Недостаток монеты не покрывался даже дополнительным ее
выпуском. С 1681 г. в России чеканилась серебряная копейка вновь
пониженного (теперь на 1/6 часть) веса. В 1696-97 гг. выпуск этой монеты
вырос в два раза по сравнению с 1681-82 гг. Используя ситуацию,
правительство осуществило переход к новой денежной системе, сопровождаемый
дальнейшим снижением веса серебряной копейки. С 1698г. он стал равен 1/100
веса талера, т.е. был снижен еще на 43%. Серебряная копейка была
практически единственной
монетой, обслуживающей хозяйственный
оборот.
«Для
всенародной пользы и для
начат в 1700 г. выпуск медных денег. Медная мелкая разменная монета должна
была стать дополнением к монете серебряной. По номинальной стоимости медные
монеты составляли одну десятую стоимости всех наличных денег и
предназначались в основном для местных рынков и торжков.
Вся чеканка при Петре I составила 43,4 млн. руб., в том числе медных
монет – 44,4, серебряных – 38,4, золотых – 0,7 млн. руб. При этом был
упорядочен и значительно расширен набор денежных знаков разного достоинства
и веса. Так, из меди были сделаны полполушки, полушка (полкопейки), деньга,
копейка, грош (две копейки), 5 коп., из серебра – копейка, алтын (6 деньги
или 3 коп.), 5 коп., десять деньги, гривна, гривенник, полуполтина,
полтинник, рубль, 2 рубля, из золота – крестный рубль, 2 руб., червонец, 2
червонца. При этом российский рубль для облегчения внешнеторговых операций
был по весу приравнен к денежной единице ряда европейских стран - талеру.
Чеканка монет стала монополией государства.
За 1700-1704 гг. было выпущено более чем на 13 млн. руб.
серебряной монеты, главным источником выпуска которой был
передел старых, изымаемых из обращения монет. Доходы от чеканки монеты
поступали в приказ Большой казны. Эти доходы, также как и собиравшиеся
Ратушей, как правило использовались на военные нужды.
Прибыль от монетного передела сначала давала огромный доход: в 1701г.
– 717,744 руб., в 1702г. – 764,939 руб., но уже в 1703г. доход понизился до
470,730 руб. и, постепенно понижаясь, упал в 1708 г. до 41,441 руб. Однако
доход был лишь номинальным, так как количество денег в обращении не
отвечало реально произведенному товару, что в последствии привело к росту
цен и инфляции (цена русской монеты упала почти на половину).
В конечном итоге за годы царствования Петра монетная регалия дала
казне около 1/10 части всех доходных поступлений. Однако возможности
покрытия увеличивающихся расходов доходами от чеканки неполноценных монет
оказались быстро исчерпанными. К тому же эти действия сопровождались
падением курса рубля и ростом цен, что сделало иллюзорным двукратное
увеличение казны.
Так как выпуск наличных денег не привел к значительному увеличению
поступлений доходов в казну, главным источником покрытия колоссальных