Денежные реформы, их роль и значение для макроэкономической стабилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Денежные реформы, их роль и значение
для макроэкономической стабилизации
Тема моей работы – Денежные реформы, их роль и значение для макроэкономической стабилизации. Проблема макроэкономической стабилизации актуальна всегда. Макроэкономическая теория объясняет стабилизацию как государственную политику по поддержанию объема производства и занятости на естественном уровне. Правительство должно по возможности нейтрализовать колебания (шоки) совокупного спроса или совокупного предложения, не допускать перегрева экономики или глубокого спада. Под макроэкономической стабилизацией понимается прежде всего преодоление кредитно-денежной и налогово-бюджетной диспропорциональности.

Содержание

Введение 3

1. Макроэкономическая стабилизация 4

1.1. Инструменты макроэкономической стабилизации 7

2. Денежные реформы 8

2.1. Роль и значение денежной реформы для макроэкономической стабилизации 10

Заключение 18

Список использованных источников 20

Расчетная часть 21

Работа содержит 1 файл

Денежные реформы.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

     МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ 
 
 
 

                     Кафедра «Бухгалтерский учёт, финансы и аудит» 
     
     
     

     Курсовая работа

     по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки»

     на тему: «Денежные реформы, их роль и значение

     для макроэкономической стабилизации » 
 
 
 

                   Выполнила:

                   Студент группы № ЭФ4-0902вс                  Землякова А.П.

                   Проверила:

                   Кисилёва Н.В. 
               
               
               

Москва, 2010

Содержание 

Введение                                                                                                                                3

1. Макроэкономическая стабилизация                                                                               4

1.1. Инструменты макроэкономической стабилизации                                                    7

2. Денежные реформы 8

2.1. Роль и значение денежной реформы для макроэкономической стабилизации     10                                                                                                                        

Заключение                                                                                                                          18

Список  использованных источников                                                                                20

Расчетная часть                                                                                                                   21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Тема  моей работы – Денежные реформы, их роль и значение для макроэкономической стабилизации. Проблема макроэкономической стабилизации актуальна всегда. Макроэкономическая    теория    объясняет стабилизацию как государственную политику по поддержанию объема производства и занятости на естественном уровне. Правительство должно по возможности нейтрализовать колебания (шоки) совокупного спроса или совокупного предложения, не допускать перегрева экономики или глубокого спада. Под макроэкономической стабилизацией понимается прежде всего    преодоление     кредитно-денежной    и    налогово-бюджетной диспропорциональности.        Самое     яркое     проявление     этой

диспропорциональности - высокая инфляция. Инфляция – это чрезмерное увеличение находящихся в обращении наличных бумажных денег или объема безналичного бумажного денежного обращения по сравнению с реальным предложением товара; снижение покупательной способности денег; общее длительное повышение цен. Это проблема существует столько же, сколько существуют деньги. Вряд ли возможно предотвратить инфляцию, потому что нельзя ликвидировать все исключающие ее факторы – внешние и внутренние, денежные и неденежные. Поэтому главная цель в борьбе с ней – сделать инфляцию управляемой и ослабить ее негативные социально-экономические последствия. Для этого проводят антиинфляционную политику и в том числе денежные реформы. Российская инфляция отличается своеобразием, прежде всего потому, что она была скрытой много лет и открыто взорвалась в 1992г. на фоне глубочайшего кризиса. Денежные реформы как часть антиинфляционной политики, проводимые в таких условиях, оказались, мягко говоря, не очень эффективными. Причин этого много, начиная от характера российской инфляции и заканчивая компетентностью руководства. Поэтому сейчас важно использовать мировой опыт антиинфляционной политики и денежных реформ в поиске собственного «рецепта» борьбы с инфляцией. [1] 
 

     
  1. Макроэкономическая стабилизация

     Стабилизационная  политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического  равновесия на уровне, близком к  полному использованию факторов производства в условиях стабильного  уровня цен. [3]

     Эта политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как более динамичный компонент макроэкономического равновесия, регулируя который, можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном периоде.

     Страны с переходной экономикой в самом начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления (в ряде стран - недопущения) высокой инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса называют макроэкономической, или финансовой, стабилизацией. Ее центральный элемент - борьба с инфляцией. Показателем успеха стабилизационных мер в этой области считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен до 30% и ниже.

          Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:

  • определение объема и структуры национального продукта и национального дохода;
  • выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики;
  • анализ природы инфляции;
  • изучение механизма и факторов экономического роста;
  • рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;
  • исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;
  • теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.

     Таким образом, макроэкономическая политика – это система мероприятий  государства по регулированию всех секторов национального хозяйства.

     Показатели функционирования национальной экономики:

  • экономический рост экономики;
  • производство ВНП, ВВП;
  • производство, распределение и использование национального дохода (использование и перераспределение);
  • производительность общественного труда;
  • занятость населения;
  • уровень безработицы;
  • жизненный уровень населения;
  • доходы, з/плата;
  • номинальная и реальная з/плата;
  • денежное обращение;
  • инфляция;
  • торговый и платежный баланс;
  • внешнеэкономическая деятельность.

     Таким образом, в центре внимания макроэкономики - разработка таких проблем, как организация экономического регулирования.

     С помощью экономических методов можно:

  • притормозить и стабилизировать инфляцию;
  • ускорить продвижение к новому качеству экономического роста;
  • найти удовлетворительные решения других крупных народнохозяйственных проблем;
  • сохранить природные ресурсы;
  • поддержать оптимальные темпы производства товаров и услуг.

       Вопрос о целях и методах  осуществления макроэкономической  политики является одним из наиболее дискуссионных в экономической теории. Именно по этому вопросу наиболее отчетливо просматриваются различия между разными школами макроэкономических теорий. Спектр этих различий весьма широк: от почти полного отрицания необходимости государственного вмешательства в функционирование национальной экономики (классическая школа немарксистской экономической мысли) до признания главенствующей роли государства в решении все макроэкономических проблем (ортодоксальный марксизм). Теоретической основой неоднозначной трактовки целей и задач макроэкономической политики служит разное понимание способности рынка к саморегулированию и бескризисному экономическому развитию.

     Несмотря  на широкое различие во взглядах представителей различных школ большинство экономистов признает, что основной задачей макроэкономической политики должно являться повышение эффективности и социальной направленности функционирования рыночной экономики. Решение этой задачи предполагает ориентацию макроэкономической политики государства на достижение следующих основных целей:

  • устойчивого и эффективного экономического роста;
  • полной занятости;
  • стабильности общего уровня цен;
  • социальной справедливости и экономической обеспеченности нетрудоспособных;
  • устойчивости торгового и платежного балансов страны.

     В странах, где господствуют рыночные отношения, государство принимает  на себя и считает главными целями своей экономической политики только те задачи, которые не способен решить сам рынок. Для достижения стабильности развития и адаптации экономической системы к постоянно меняющимся условиям государство использует экономические, политические и юридические меры, которые составляют основу политики стабилизации и развития экономики. [2]

     Современная стабилизационная политика направлена на сглаживание амплитудыциклических колебаний. Вмешиваясь в экономические  процессы, государство смягчает негативные последствия кризисов. Так, для выхода из фазы спада (кризиса) используются меры по повышению государственных инвестиций и

закупок, а также кредитная экспансия. На фазе подъеме, чтобы не допустить чрезмерного перегрева конъюнктуры и не дать производству выйти за рамки платежеспособного спроса, государственные инвестиции и закупки, наоборот, нижаются, налогообложение увеличивается и осуществляется кредитная рестрикция (путем удорожания, а следовательно, ограничения кредитования производства). Предпринимаемые меры поддерживают экономический рост, состояние полной занятости и устойчивость цен. Для стран с социально- ориентированной рыночной экономикой характерно выдвижение на первый плансоциальных целей экономической политики. [4]

1.1. Инструменты макроэкономической  стабилизации

     Главными  средствами макроэкономической стабилизации являются:

  • сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП;
  • проведение жесткой денежно-кредитной политики (прекращение льготного кредитования центральным банком дефицита госбюджета, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.);
  • установление «монетарного (номинального) якоря», под которым понимаются макроэкономические показатели, которые фиксируются на определенном уровне при осуществлении финансовой стабилизации (обменный курс валюты, номинальная денежная масса, номинальная заработная плата и т.п.). Эти показатели позволяют снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств и удерживают на определенном уровне цены;
  • сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансфертов;
  • либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен. [9]
 
 

        Роль дефицита государственного бюджета в разбалансированности финансовой системы стран с переходной экономикой настолько велика, что в экономической литературе часто можно встретить термин “финансовая стабилизация”. Тем самым подчеркивается значение сбалансированного государственного бюджета в ходе макроэкономической стабилизации.

Информация о работе Денежные реформы, их роль и значение для макроэкономической стабилизации