Денежно-кредитная система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

В первой главе мы рассмотрим структуру денежно-кредитной системы, выясним в чем состоят ее сущность и в чем ее функциональное значение. Также обратим внимание на опыт стран с рыночной и переходной экономикой. Во второй главе мы уделим внимание трансмиссионному механизму в аспекте денежно-кредитной политики, рассмотрим каналы влияния на реальный сектор экономики. Также в конце второй главы рассмотрим финансовые системы. В третьей главе мы подойдем к вопросу проблем денежно-кредитной системы в Приднестровье В конце данной курсовой работы мы подведем некоторые итоги.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Денежно-кредитная система. Сущность. Функции…………………...4

1.1. Структура современной кредитной системы…………………….. 4

1.2. Опыт стран с рыночной и переходной экономикой……………… 7

1.3. Функции денежно-кредитной системы…………………………... 11

Глава 2. Трансмиссионный механизм и основные каналы влияния денежно-кредитной политики на реальный сектор экономики…………………………13

2.1. Теоретическая основа трансмиссии………………………………13

2.2. Каналы трансмиссионного механизма…………………………... 14

2.3. Финансовые системы……………………………………………... 20

Глава 3. Характеристика и проблемы развития денежно- кредитной системы Приднестровья…………………………………………….24

3.1 Основные аспекты денежно-кредитной политики в Приднестровье…………………………………………………………………...23

3.2 Проблемы денежно-кредитной политики в Приднестровье. Эффективность государственного регулирования экономики……………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………………………………… 33

Работа содержит 1 файл

основы теории.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

   Во-вторых, большое влияние на эффективность  денежно-кредитной политики оказывает  правильность выбора промежуточных  и тактических целей. В данном вопросе речь идет о так называемой технической стороне дела. В частности, известно, что денежную массу можно представить различными денежными агрегатами, построенными по принципу убывания ликвидности.

   Выбирая в качестве промежуточной цели, например, темп роста денежной базы, Центральный  банк должен выбрать и денежный агрегат, который он будет контролировать, более узкий или более широкий, и соответственно определить тактические цели. Если выбор сделан неправильно, без учета всех происходящих процессов в денежно-кредитной сфере, принимаемые усилия не только не принесут желаемого конечного результата, но могут ухудшить ситуацию. В частности, при фиксированном курсе и абсолютной мобильности капитала органы регулирования денежной массы не в состоянии регулировать эффективно количество денег в обращении. Денежно-кредитная политика при фиксированном курсе в обычном смысле невозможна, так как при поддержании фиксированного курса теряется возможность контроля над предложением денег. Отсюда следует, что при фиксированном обменном курсе денежная политика пассивна, а фискальная — активна, т.е. воздействие денежной политики на производство незначительно, а фискальная политика предопределяет изменение его объемов.[13]

   В третьих, при проведении денежно-кредитной  политики и выборе ее целей необходимо учитывать побочные эффекты, обусловленные самим механизмом изменения объема денежной массы в экономике.

     В итоге эффективность денежно-кредитной  политики в целом зависит от  качественной работы всех звеньев  так называемого передаточного  механизма. Передаточный механизм  — это процесс, посредством которого денежно-кредитная политика влияет на уровень плановых затрат всех субъектов рыночной экономики. В современных условиях в передаточном механизме учитывается влияние изменения предложения денег не только на инвестиции, но и на все компоненты плановых затрат, включая потребление и государственные закупки. Причем воздействие осуществляется не только через процентную ставку, но и через цены на акции и облигации и изменение уровня богатства общества в целом. При этом следует помнить, что совокупный спрос равен сумме потребления, инвестиций, государственных закупок и чистого экспорта (разность между экспортом и импортом) и что потребление находится в прямой зависимости от чистого дохода инвестиций и в обратной зависимости от изменения ставки процента, а чистый экспорт — в обратной зависимости от обменного курса.

   В рамках существующего передаточного  механизма при определении направлений  денежно-кредитной политики необходимо учитывать, по крайней мере, еще два  обстоятельства, которые оказывают существенное влияние на конечные результаты.[13]

   Во-первых, это чувствительность совокупного  спроса к изменениям процентной ставки. В частности, слабая реакция на динамику процентной ставки или ее отсутствие со стороны основных компонентов  совокупного спроса, и прежде всего инвестиционных расходов, разрывает связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска продукции. Поэтому воздействие на основные макроэкономические переменные посредством процентной ставки оказывается неэффективным.

   Во-вторых, изменение процентной ставки вследствие изменения денежной массы зависит от степени эластичности спроса на деньги по отношению к процентной ставке. При относительно неэластичном спросе реакция денежного рынка на динамику предложения денег будет более сильной.

   В целом формирование денежно-кредитной  политики в переходной экономике  ПМР обусловливается взаимодействием  двух групп факторов: во-первых, спецификой особого этапа развития, а именно осуществлением перехода от планово-централизованной экономической системы к современной смешанной экономике рыночного типа, и, во-вторых, конкретными социально-экономическими и политическими условиями, в которых осуществляется этот переход. Особенности экономической политики государства в переходный период связаны с тем, что еще не сформирована устойчивая экономическая система, обладающая свойством саморегуляции и саморазвития. В современной смешанной экономике государственное регулирование наряду с рыночным образует единый механизм и, дополняя друг друга, обеспечивает функционирование целостной системы. Переходная же экономика — это не воспроизводящаяся на своей основе экономическая система. Старые отношения постепенно изменяются, а создаваемые новые институты, нормы и правила не могут быстро заменить прежние.

   Существование противоположных механизмов регулирования приводит к столкновению экономических интересов, обострению социально-экономических и политических отношений. Борьба нового и старого обусловливает изменчивость и неустойчивость экономики. Обеспечение равновесия невозможно без активной поддержки государства, и переходная экономика для своей стабилизации требует особой схемы отношений между государством и экономическими агентами. Поведение экономических агентов в переходной период строится в условиях, когда не сформированы долгосрочные ориентиры экономической деятельности, не сложились устойчивые экономические связи, т.е. в неизвестной труднопредсказуемой экономической ситуации, на которую оказывает свое воздействие и политическая неопределенность.

   В переходной экономике государство не может напрямую использовать механизмы и инструменты макроэкономического регулирования, дающие положительный эффект в сложившейся системе смешанной экономики. Это в полной мере относится и к денежно-кредитной политике, которая будет безуспешной, если не существует адекватной реакции экономических агентов на импульсы, создаваемые денежными инструментами. Такая реакция связана с формированием рыночных механизмов и соответствующих рыночных институтов. Поэтому в период их становления денежно-кредитная политика усложняется, регулирование денежной массы, процентных ставок, влияющих на уровень инвестиций, денежных потоков, в экономике не может ограничиваться только методами, используемыми в уже сложившихся экономических системах.

   Влияние второй группы факторов на денежно-кредитную политику связано с исходными социально-экономическими и политическими условиями, в которых осуществляется переход к новой экономической системе. Переходные процессы в экономике ПМР сопровождаются спадом производства, безработицей, структурным дисбалансом, отрицательным внешнеторговым сальдо.

   Экономическая дестабилизация проявляется в дисбалансе совокупного спроса и предложения, значительном дефиците государственного бюджета, инфляции. Отсюда мероприятия  по созданию эффективного механизма хозяйствования должны увязываться со стабилизационными мерами.

   Конкретными задачами государственных органов  в сложившихся условиях должно являться установление и объяснение глубинных  причин падения совокупного спроса, неустойчивости производства, отраслевого дисбаланса, отрицательного внешнеэкономического сальдо, характера инфляционных процессов и влияния их на уровень общей занятости. Общей целью решения каждой из этих задач является определение оптимальных способов и средств (косвенного и прямого воздействия) по регулированию общеэкономическими процессами, направленными на рост национальной экономики.[13]

   При этом необходимо также учитывать  противоречия целей и временные  лаги стабилизационной политики в открытой экономике, которая присуща ПМР. В открытой экономике политика формируется, подчиняясь целям внутреннего и внешнего равновесия. При этом внутреннее равновесие предполагает полное использование ресурсов страны и стабильность уровня внутренних цен. Внешнее равновесие достигается при условии, когда баланс текущих операций страны находится в промежуточном положении, т.е. когда нет глубокого дефицита и нет значительного избытка. Но в целом, деление на внутренние и внешние цели является условным, поскольку занятость в экспортных отраслях сказывается на внутренней занятости, на росте экспорта и возможности увеличить накопления. Отсюда политика должна быть ориентирована на импортозамещение и экспортную направленность с учетом использования сравнительных конкурентных преимуществ.

   Такая направленность политики, обеспечивающая сбалансированное экономическое развитие — это стратегическая цель, которую можно достичь путем определенного ранжирования тактических и оперативных целей, при системном использовании соответствующих механизмов кредитно-денежной, фискальной, бюджетной и внешне-экономической политики.

   Таким образом, эффективность государственного регулирования основывается на реальном понимании экономических условий, с учетом глубокого понимания  взаимосвязей и разработке адекватных методов и инструментов воздействия на экономику. Только такая системная, целенаправленная и реалистичная государственная политика может стать основой динамичного развития экономики и благосостояния людей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги изложенному, можно следующим образом определить спрос на деньги: это спрос на денежные средства, необходимые для товарного обращения, внешнеэкономических сделок для осуществления финансовых операции по приобретению государственных ценных бумаг. Решающее влияние на спрос на деньги оказывает динамика физического объема продукции, а также цены. Базовой основой спроса на деньги являются денежные остатки средства на счетах субъектов рынка и склонность субъектов рынка к сбережениям, доверие к национальной денежной единице и к кредитной политике Центрального банка.

Изобретение кредита вслед за деньгами является гениальным открытием человечества. Благодаря кредиту сократилось  время на удовлетворение хозяйственных  и личных потребностей. Предприятие-заемщик  за счет дополнительного привлечения ресурсов получило возможность их преумножить, расширить хозяйство, ускорить достижение производственных целей. Граждане, воспользовавшись кредитом, получают возможность направить полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела либо приблизить достижение своих потребительских целей, скорее получить в свое распоряжение вещи, предметы, ценности, которыми, не будь кредита, они могли бы владеть лишь в будущем.

Кредит  во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые предприятия. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане.

Наша экономика требует особого подхода к роли государства, поскольку это период одновременно и ломки старой государственной системы управления, и создания государством новой рыночной инфраструктуры (в виде законов, институтов контроля, налоговых сборов и т. п.), без чего рынок превращается в "дикое поле" разбоя. А кроме того, переходная экономика требует проведения активной структурной политики. Знание теории и опыта развитых стран, понимание условий, в которых дает эффект та или иная мера экономической политики, способны и помочь, и уберечь от ошибок.

Денежно-кредитная  политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры  экономики. Являясь основой для  обеспечения устойчивости рубля, низкая инфляция способствует формированию позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1.  Гальперин В.М., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник.- 2-е изд., СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.-719с.

2. Гуревич М.И.  К вопросу о совершенствовании  кредитно-денежной политики// Деньги  и Кредит.- 2007.-№ 5.- С. 43-46.

3. Деньги. Кредит. Банки. Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.- 662с.

4. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина.- 2-е изд.,- М.: Финансы и статистика, 1999.- 464с.

5. Драбазнина Л. А., Окунева Л. П., Андросова Л. Д. и др. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: ЮНИТИ, 2000.

6. Курс экономической теории: учебник / Под общей ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - Киров: “АСА“, 2002

7. М. Капустин, Журнал «Международного права и международных отношений», №4, 2004

8. Общая теория денег и кредита./Под ред. Жукова Е. Ф. - М.: ЮНИТИ, 2003.

9. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.- 304с.

10. Трошин А. Н., Фомкина В. И. Финансы, денежное обращение и кредит. - М., 2000.

11. Финансы, денежное обращение, кредит./Под ред. Сенчалова В. К., Архипова А. Н. - М.: Проспект, 2000.

12.Лабунский В.В ,Эффективность государственного регулирования экономики//сайт газеты Приднестровье

http;//www.pridnestrovie/gazeta/articles/view.aspx(2011.13апр.)

13. Основные аспекты денежно кредитной политики в 4 квартале 2010 года//сайт Приднестровского Республиканского банка

;http//www.cbpmr.net/resource/dkpkvart2010.pdf(2011.15апр.)

Информация о работе Денежно-кредитная система государства