Монетаристский
канал был предложен современным
апологетом монетаризма Аланом Мелтцером
в 1995 г. Канал является монетаристским
в том понимании, что им описывается прямой
эффект, оказываемый денежным предложением
на цены активов. Согласно Мелтцеру из-за
того, что портфельные активы не выступают
совершенными субститутами, применение
инструментов денежно-кредитной политики
ведет к корректировке структуры накопленных
активов и относительных цен на них, что,
в конечном счете, затрагивает реальный
сектор экономики. В монетаристском канале
процентная ставка не играет особой роли,
денежно-кредитный импульс изменений
передается через денежную базу. Хотя
монетаристский канал на уровне макроэкономических
моделей и не признан полноценным, его
можно использовать в специфическом анализе,
как, например, в случае нулевых процентных
ставок в Японии конца 1990-х гг.
Канал
валютного курса присутствует абсолютно
во всех моделях. В уравнении канала учитываются
такие ценовые переменные как цены на
нефтепродукты, экспортные и импортные
товары и услуги. Изменение торгового
баланса приводит к коррекции внутренних
цен и заработной платы. Валютный курс
оказывает влияние на конкурентоспособность
и реальную заработную плату, по меньшей
мере, в краткосрочном и среднесрочном
периоде.
Канал
замещения также существует во всех
моделях. В моделях Центрального
Банка Ирландии и Европейского Центрального
Банка реальные краткосрочные процентные
ставки влияют на текущее потребление.
Почти такой же эффект процентных ставок
на потребление описывается в моделях
Банка Португалии и Банка Греции. В моделях
немецкого Бундесбанка и Национального
Банка Бельгии на величину потребления
на душу населения влияют не краткосрочные,
а долгосрочные процентные ставки. В Италии,
Австрии и Финляндии потребительские
расходы зависят от банковских кредитных
ставок.[4.Т.7.С.128]
Несмотря
на то, что канал издержек привлечения
капитала входит в большинство моделей
центральных банков, механизмы работы
этого канала значительно разнятся. В
ряде моделей (например, Банка Финляндии
и Европейского Центрального Банка) на
частные инвестиции оказывает эффект
краткосрочные ставки, в других моделях
на инвестиции влияют долгосрочные ставки
(Центрального Банка Ирландии, Банка Испании,
немецкого Бундесбанка). Существует также
вариант с комбинацией обеих ставок (Банк
Франции, Центральный Банк Люксембурга,
Национальный Банк Бельгии, Банк Португалии).
Совмещенный
канал дохода и потока наличных поступлений
исключен из моделей Банков Греции и Ирландии,
в связи с тем, что в этих странах финансовые
портфели домохозяйств и фирм не играют
значительной роли в экономике. В модели
Национального Банка Бельгии канал дохода
и потока наличных поступлений учитывает
также эффект перераспределения портфеля
домохозяйств и фирм.
Канал
благосостояния вызывает наибольшие дискуссии
среди экономистов центральных
банков. Он не входит в модели Германии,
Греции, Испании, Франции и Португалии.
В тех моделях, где он присутствует,
причиной изменения благосостоянии является
колебание цен на финансовые активы (МЗ,
облигации, акции и чистые иностранные
активы). В модели Центрального Банка Австрии
курс акций является эндогенной переменной.
Такую же природу имеют цены на недвижимость
в модели Банка Финляндии и стоимость
финансового портфеля, состоящего из недвижимости,
акций и облигаций, в модели Национального
Банка Бельгии. Кроме того, в моделях Банка
Финляндии и Национального Банка Бельгии
благосостояние влияет не только на потребление,
но и на жилищные инвестиции через цены
на недвижимость.[5.Т.4.С.189]
Кроме
перечисленных каналов каждый центральный
банк разработал свои собственные специфические
каналы, учитывающие национальные особенности
экономики. Например, инфляционный канал
(inflation channel), объясняет динамику потребления
во Франции с точки зрения эффекта Пигу.
В немецкую модель входит монетаристский
канал, передающий импульсы изменений
через процентную ставку. Она, в свою очередь,
оказывает влияние на инфляцию через ценовой
гэп, представляющий собой отклонение
текущего уровня цен от равновесного уровня
цен согласно модели «Р-star». Монетаристский
канал, учитывающийся также в модели Европейского
Центрального Банка, предполагает, что
инфляция в долгосрочной перспективе
является денежным феноменом. Снижение
процентной ставки в модели немецкого
Бундесбанка приводит к сжатию агрегата
МЗ, что вызывает падение цен в краткосрочном
периоде. В итальянской модели существуют
также два дополнительных канала: канал
ожиданий, характеризующий влияние изменений
в денежно-кредитной политике на инфляционные
ожидания, а также портфельный канал описывающий
эффект перераспределения портфелей домохозяйств
и фирм. Последний канал также входит в
модель Национального Банка Бельгии, однако
там он совмещается с каналом дохода и
потока наличных поступлений. [2.Т.8.С.39]
2.3.
Финансовые системы
В зависимости
от типа национальной финансовой системы
денежно-кредитные импульсы могут
проходить по тем либо иным каналам
трансмиссионного механизма. В зарубежной
экономической литературе различаются
две финансовые системы - антагонисты.
В первой, банковской финансовой системе
финансовые ресурсы распределяются преимущественно
через банковский сектор экономики. Во
второй, рыночной финансовой системе финансирование
реального сектора экономики осуществляется
через рынок ценных бумаг. Наиболее яркими
представителями обоих типов систем выступают
Соединенные Штаты и Германия [10.Т.5.С.38]В
США финансовая система целенаправленно
стоилась с упором на развитие рыночной
конкуренции и диверсификации рисков.
На протяжении десятилетий кропотливо
велась работа по совершенствованию рынка
ценных бумаг. Его основы были заложены
после финансового кризиса и Великой Депрессии:
в 1927 г. был принят Закон МакФэддена, запрещавший
создание отделений банков в других штатах,
в 1933 г. - Закон Гласса-Стигола,[1.Т.6.С75] разделивший
банки на коммерческие и инвестиционные,
и т.д. В Германии после Второй мировой
войны перед властями стояла сложнейшая
задача воссоздания финансовой системы
и подъема экономики из руин. Хотя в период
оккупации Германии союзниками предполагалось
на немецкую почву перенести англосаксонскую
модель финансовой системы, тем не менее,
в ходе послевоенного развития произошла
концентрация финансовых ресурсов в руках
банковского сектора. На авансцену выдвинулись
крупные банки, которые сосредоточили
в своей собственности большую часть промышленных
предприятий. В результате финансовые
ресурсы стали перераспределяться не
через фондовый рынок, а через банковские
институты. В настоящее время рыночная
финансовая система наиболее ярко представлена
кроме США в Великобритании и Канаде, а
банковская финансовая система - кроме
Германии в Австрии и Японии. Как правило,
банковские системы больше присущи развивающимся
странам, в то время как рыночные системы
- развитым странам
Хотя
в 1990-е гг. во всем мире наблюдается
дрейф национальных финансовых
систем в сторону рыночной
системы, четкое разделение обоих
типов систем продолжает сохраняться.
Если
достоинство рыночной финансовой систем
заключается в эффективности
распределения ресурсов, то главный «плюс»
банковской системы состоит в её высокой
стабильности. В рыночной системе оценка
инвестиционных проектов (кредитоспособности
заемщика) производится на основе общедоступной
информации. В банковской системе, наоборот,
в связи с тем, что кредитные учреждения
налаживают тесные контакты со своими
заемщиками и организуют мониторинг их
рисков, информация, необходимая для анализа,
носит частный закрытый характер. Вследствие
информационной асимметрии эффективность
распределения ресурсов в обеих финансовых
системах зависит от разных факторов.
В рыночной системе она определяется качеством
общедоступных сведений и зависит от условий
работы инвесторов и управляющих. Необходимо,
чтобы инвесторы были обеспечены достаточным
объемом высоко точной информации, позволяющей
им самостоятельно принимать адекватные
решения. Корпоративные управляющие, в
свою очередь, должны придерживаться строгих
дисциплинирующих правил во избежание
риска недобросовестного поведения[3.Т.2.С.235].
В конечном итоге эффективность рыночной
системы задается правовыми нормами, прежде
всего, антимонопольным законодательством
и стандартами раскрытия информации; системами
налогообложения и отчетности; депозитарно-клиринговой
инфраструктурой и другими институциональными
факторами. В банковской системе эффективность
распределения ресурсов достигается благодаря
высокому качеству риск-менеджмента в
банковских институтах. В случае чрезмерной
информационной асимметрии, прежде всего,
при кредитовании малого бизнеса, мониторинг,
проводимый ссудодателем, обладает лишь
частичной эффективностью. По этой причине
банковская финансовая система больше
присуща странам, где сложилась олигополия
в реальном секторе.
В рыночной
системе главную опасность для
домохозяйств и фирм представляют колебания
цен на финансовые активы, случающиеся
вследствие экзогенных шоков. Из-за того,
что экономические агенты располагают
большими портфелями фондовых активов,
они становятся чувствительными к волатильности
финансовых рынков. Основной задачей центрального
банка в рыночной системе является снижение
волатильности финансовых рынков, что
ведет к росту стабильности всей системы.
В банковской финансовой системе домохозяйства
и фирмы мало чувствительны к колебаниям
цен на финансовые активы. Временные шоки,
включая изменения в денежно-кредитной
политике, не оказывают на них напрямую
влияние, поскольку шоки поглощаются банковским
сектором. Стабильность банковской системы
достигается за счет долгосрочных связей
между банками, корпорациями и домохозяйствами.
Совместно они способны достигнуть больших
экономических выгод, чем в одиночку. отсутствие
постоянных шоков или структурных изменений,
способных разрушить долгосрочные связи
между тремя группами агентов. В рыночной
финансовой системе, напротив, каждый
экономический агент действует самостоятельно
на свой страх и риск, в результате чего
он максимизирует выгоды только в краткосрочной
перспективе.
Особенности
структуры национальной финансовой
системы определяют специфику работы
трансмиссионного механизма. В частности,
характеристики национальных банковских
структур определяют ответную реакцию
банковского кредитования на изменения
в денежно-кредитной политике. Рассмотрим
наиболее важные характеристики банковской
системы, влияющие на трансмиссию.
Глава
3. Характеристика
и проблемы развития
Денежно-кредитной системы
Приднестровья
3.1
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ
В IV
КВАРТАЛЕ 2010 ГОДА
В отчётном
периоде основным приоритетом Приднестровского
республиканского банка в сфере денежно-кредитного
регулирования оставалось обеспечение
оптимальных финансовых условий в экономике.
Центральным банком был сохранён набор
применяемых инструментов, при этом величина
ставки рефинансирования и нормативы
обязательных резервов не корректировались.
В то же время был установлен лимит по
формированию резервов в валюте по средствам,
привлечённым в иностранной валюте и рублях
ПМР.[12]
В IV квартале
2010 года установленный Приднестровским
республиканским банком норматив обязательных
резервов сохранился на уровне 9%. Депонирование
обязательных резервов может осуществляться
в приднестровских рублях, долларах США
или евро.
Решением
Банковского Совета Приднестровского
республиканского банка установлены квоты
по формированию резервов в валюте по
средствам, привлечённым в иностранной
валюте (протокол №9 от 9 декабря 2010 года)
и в рублях ПМР (протокол №10 от 22 декабря
2010 года).
Начиная
с 1 декабря 2010 года по 1 января 2011 года,
расчёт размера обязательных резервов
по обязательствам кредитной организации
осуществлялся следующим образом:
− по средствам,
привлечённым в иностранной валюте,
– в долларах США или евро в
размере не менее 100% от общего объёма средств,
подлежащих депонированию в иностранной
валюте;
− по средствам,
привлечённым в национальной валюте,
кредитным организациям предоставлена
возможность осуществлять депонирование
только в рублях ПМР или частично валютными
средствами в размере не более 99% от общего
объёма средств, подлежащих депонированию
в рублях.
Общий
объём средств, депонированных в
обязательные резервы, по состоянию
на 1 января 2011 года составил 93,8 млн. руб.,
в том числе, в национальной валюте – 44,8
млн. руб., в иностранной валюте – 49,0 млн.
руб., или 4,8 млн. долл. в эквиваленте. По
сравнению с уровнем на 1 октября 2010 года
объём средств, депонированных в обязательные
резервы в рублях ПМР, снизился на 2,4 млн.
руб. Объём средств, депонированных в иностранной
валюте, в долларовом эквиваленте возрос
на 0,9 млн. долл. Общий объём средств в обязательных
резервах за период увеличился на 8,2 млн.
руб.[12]
Ставка
страхового взноса в страховые фонды
в отчётном квартале не изменялась
и соответствовала 4% для всех банков.
С 1 октября
по 31 декабря 2010 года включительно объём
страховых фондов расширился в рублёвом
эквиваленте на 4,0 млн. руб. до 49,7 млн. руб.,
что было обусловлено приростом денежных
средств, привлечённых банками от населения.
На конец отчётного квартала в рублях
ПМР в страховых фондах было депонировано
средств в объёме 30,1 млн. руб., что на 2,9
млн. руб. превысило показатель на 1 октября,
в иностранной валюте – в эквиваленте
1,9 млн.
долл.
Приднестровский
республиканский банк в отчётном
периоде оставил ставку
рефинансирования
(по кредитам всех видов срочности) без
изменений на уровне, действующем с 1 июля
2010 года, – 7 процентов годовых по кредитам
всех видов срочности. В IV квартале 2010
года Приднестровский республиканский
банк не осуществлял операции по рефинансированию
банков посредством предоставления межбанковских
кредитов. В рассматриваемом периоде произведено
погашение текущих кредитов ПРБ на сумму
27,2 млн. руб.
По состоянию
на 1 января 2011 года совокупная задолженность
по выданным банкам ПМР кредитам составила
187,4 млн. руб.
3.2
Проблемы денежно-кредитной
системы в Приднестровье
.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Опыт
проведения денежно-кредитной политики
в различных странах в течение
нескольких десятилетий позволяет
выявить ее сильные и слабые стороны,
определить факторы, оказывающие влияние
на ее эффективность. С одной стороны,
согласованная с правительством в рамках
общих направлений регулирования экономики
и проводимая Центральным банком денежно-кредитная
политика отличается гибкостью. С другой
стороны, в проведении денежно-кредитной
политики возникают серьезные ограничения,
которые таят в себе опасность ухудшения
экономической ситуации.[13]
Во-первых,
это обусловлено общими особенностями
использования косвенных методов
регулирования, когда одни и те же мероприятия,
проводимые государственными органами,
обеспечивая положительный эффект на
одних рынках, могут вызвать отрицательные
последствия на других. Например, политика
дорогих денег снижает темпы инфляции,
обеспечивая стабилизацию на финансовых
рынках. В то же время она способна понизить
объем кредитов, ухудшить условия инвестирования,
вызвать падение темпов экономического
роста и усилить безработицу. В связи с
этим при проведении денежно-кредитной
политики важно уметь предвидеть возможные
негативные последствия и принять меры
для их нейтрализации.