Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.

Содержание

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка и анализ их практического применения с помощью определенных методов.
Поставленная цель определяет следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1)рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики, определить цели и формы;
2)показать основные инструменты и методы денежно-кредитной политики;
3)проанализировать денежно-кредитную политику на 2010 год и рассмотреть количественные ориентиры на среднесрочную перспективу.

Работа содержит 1 файл

курс).doc

— 236.50 Кб (Скачать)

При увеличении резервов возрастает кредитный потенциал  коммерческих банков, что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат – уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.

На 30 апреля 2010 года депозиты банков в Банке России составили 536,3 млрд. руб.

 

2.5 Валютная политика

 

Направление и  формы валютной политики, проводимой центральным банком, зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве.

Центральный банк обычно использует две основные формы  валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.

Центральный банк, покупая или продавая иностранные  валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса  национальной денежной единицы –  девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашения «своп») национальную валюту, он увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.

     В Таблице 2 отражен объем валютных сделок Банка России на период с 2008 по 2009 год:

Таблица 2

Объем валютных сделок заключенных Банком России

 

Отчетный период

Сумма

Февраль 2008

420,2

Август 2008

1 317,3

Сентябрь 2008

8 041,7

Октябрь 2008

26 436,5

Ноябрь 2008

6 473,1

Декабрь 2008

2 454,1

Январь 2009

15 550,6

Февраль 2009

Март 2009

Апрель 2009

174,3

Май 2009

20,8

Август 2009

124,6


 

На валютный курс оказывают множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импорта, доля внешней торговли в ВВП, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуация и др.

 Реальный  в данных конкретных условиях  валютный курс может быть определен  в результате свободных предложений  по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной формой валютного регулирования Банк России является валютная интервенция. Она заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке в целях воздействия на курс национальной валюты путем купли и продажи иностранной валюты. Для повышения курса национальной валюты Банк России продает иностранную валюту, для снижения - скупает ее в обмен на национальную валюту. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты у его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров. В некотором занижении курса национальной валюты заинтересованы фирмы-экспортеры, они обеспечивают основную часть поступающей валютной выручки

ЦБ РФ придерживаются в основном системы плавающего обменного  курса, ограничивая интервенцию  на валютном рынке операциями по сглаживанию  курсовых колебаний, адекватными кредитно-денежной программе.

Также Банк России может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

 

 

ГЛАВА 3   ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА РОССИИ НА 2010 ГОД

 

     На сегодня перед Банком России стоит задача на основе текущей политики и действующего механизма обеспечить  устойчивый  низко инфляционный  рост.  И уже сегодня  происходят  коренные  изменения  в  использовании  инструментов денежно-кредитной политики  в  России,  например,  явно  замечено  некоторое начало перехода от преимущественно  административных  методов  регулирования банковской деятельности к экономическим.

 В 2010 году ожидается улучшение внешних условий развития российской экономики после их резкого ухудшения в 2009 году. Международные организации прогнозируют постепенное возобновление роста мировой экономики. В 2011 и 2012 годах ожидается повышение темпов роста мировой экономики. Оживление мировой экономики будет способствовать восстановлению отечественного производства и росту экспорта. Инфляция в странах - торговых партнерах России в 2010 году прогнозируется относительно низкой, что не будет создавать дополнительных рисков ускорения роста цен в стране.

Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2010-2012 годах, два из которых соответствуют прогнозам Правительства Российской Федерации:6

  • предполагается снижение в 2010 году среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 45 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут снизиться на 0,6%, инвестиции в основной капитал - на 2,5%. Объем ВВП увеличится на 0,2%.
  • прогнозируется оживление в экономике вследствие реализации инвестиционных программ естественных монополий и государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал может составить 0,4 и 1,0% соответственно. Экономический рост в этих условиях ожидается на уровне 1,6%.
  • в 2010 году предусматривается повышение цены на российскую нефть до 68 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 1,4%. Инвестиции в основной капитал ожидаются выше уровня 2009 года на 4,5%. Объем ВВП в этом случае может возрасти на 3,0%.
  • предполагается, что цена на российскую нефть в 2010 году возрастет до 80 долларов США за баррель. На фоне значительного улучшения внешних условий темпы роста основных экономических показателей прогнозируются выше, чем в третьем варианте. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения может составить 2,4%, инвестиций в основной капитал -8,0%. Прирост ВВП в этом случае ожидается на уровне 4,4%.

  Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному в основу проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения.

  В среднесрочной перспективе система инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована на:

  1. реализации эффективной процентной политики;
  2. снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков;
  3. использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение, так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка ( см. Приложение 1);
  4. повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для кредитных организаций, в частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования;
  5. проведение депозитных операций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности - депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия - депозитные операции по фиксированным процентным ставкам(см. Приложение 2, 3);
  6. продолжение использования обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора (см. Приложение 4);
  7. повышение эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.

В 2010-2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального бюджета.

В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных организаций и с учетом других факторов Банк России при необходимости может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных требований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической  политики, находящихся в распоряжении государства.

Центральное место  в банковской системе занимает Банк России, который помимо сходных с кредитными организациями банковских операций выполняет ряд несвойственных им функций, а также наделен государственно-властными полномочиями по организации функционирования системы в целом.

Центральный банк имеет в своем распоряжении комплекс инструментов денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно- кредитной политики.

По результатам  проведенной работы были сделаны  следующие выводы:

1. Все те цели  и задачи, которые стоят перед Банком Росси, предоставленные ему полномочия, в конечном счете, определяются тем, что он выступает общенациональным центром, призванным регулировать денежное обращение в стране.

2. Роль Банка России, как субъекта денежно-кредитной политики, в денежно-кредитном регулировании экономики заключается в том, что он в соответствии с присущими ему функциями осуществляет проведение денежно-кредитной политики для непосредственного регулирования экономического роста страны, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения и др.

Главная цель денежно-кредитной политики Банка России – это цель стабилизации денежного обращения, достижения стабильности национальной валюты, урегулирование государственного долга или обеспечения стабильности банковской системы.

Основными задачами Банка России являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

В идеале денежно-кредитная  политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи. В зависимости от конкретных условий, сложившихся в той или иной экономической системе, определяются приоритетные направления приложения монетарных методов. Но нельзя забывать о том, что денежно-кредитная политика чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

Информация о работе Денежно-кредитная политика