Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.

Содержание

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка и анализ их практического применения с помощью определенных методов.
Поставленная цель определяет следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1)рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики, определить цели и формы;
2)показать основные инструменты и методы денежно-кредитной политики;
3)проанализировать денежно-кредитную политику на 2010 год и рассмотреть количественные ориентиры на среднесрочную перспективу.

Работа содержит 1 файл

курс).doc

— 236.50 Кб (Скачать)

 

Кредитные институты  имеют возможность получать при  необходимости кредиты центрального банка путем переучета векселей или под залог ценных бумаг. Смысл  дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы методами изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять н6а ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов.

Если говорить о рефинансировании, то под рефинансированием  понимается кредитование Центральным  Банком России банков и кредитных  учреждений для регулирования ликвидности  банковской системы. 1

Рефинансирование  в рамках дисконтной политики определяется следующими параметрами: требованиями к качеству принимаемых к переучету  векселей; контингентом переучета, те есть максимально возможным объемом  переучета векселей для одного кредитного института; учетной ставкой центрального банка. В рамках залоговой политики к таким параметрам относятся требования к качеству принимаемых в залог ценных бумаг, ставка по залоговым кредитам; при необходимости количественное ограничение или временное приостановление выдачи залоговых кредитов.

Рассмотрим  действие данного инструмента на примере изменения величины учетной  ставки. Если цель центрального банка  – удорожание рефинансирования кредитных  институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он должен поднять учетную ставку. Однако данное мероприятие не принесет желаемого эффекта, если на денежном рынке наблюдается понижательная тенденция, так как в этом случае кредитные институты предпочтут межбанковские кредиты. Центральному банку для достижения поставленной цели необходимо воздействовать на денежный рынок другими методами – путем повышения ставок по минимальным резервам и т.д. При прочих равных условиях, в случае действенного повышения учетной ставки, рефинансирование для коммерческих банков удорожается, что ведет в итоге к росту  стоимости кредитов в стране.

Под рефинансированием, в широком смысле этого слова  понимается предоставление коммерческим банкам временных заимствований  в тех случаях, когда они остро  нуждаются в дополнительных ресурсах. Центральный банк РФ, осуществляя политику рефинансирования, преследует приоритетную цель - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. 2

Проводя краткосрочное  кредитование коммерческих банков, Центральный  банк с одной стороны выступает  как кредиторы последней инстанции, а с другой стороны становится участниками межбанковского рынка. Изменяя процентную ставку по своим кредитам, Центральный банк может оказывать воздействие на состояние денежно-кредитного обращения и определять направление денежно-кредитной политики, а именно политики дешёвых или дорогих денег.

По мере того как развиваются рыночные отношения, рефинансирование всё активнее используется как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Иначе  говоря, рефинансирование позволяет  защититься от неожиданного недостатка ликвидности, иначе коммерческим банкам необходимо было бы самим сохранять большой объём ликвидных активов, что на доходной части баланса отразилось бы крайне неудовлетворительно.

 

Таким образом, рост учетной ставки Банка России относительно уменьшает рыночную стоимость ценных бумаг. Снижение учетной ставки центрального банка, напротив, удешевит кредиты и депозиты, что ведет к процессам, обратным рассмотренным ранее. Растет спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается их рыночная стоимость. На Рис 1 представлена динамика объёмов кредитов и процентных ставок:

 

Рис 1. Динамика объемов предоставленных кредитным организациям кредитов и процентной ставки.

 

В результате учетная  и залоговая политика центрального банка является способом его непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов путем изменения условий переучета и залога ценных бумаг, что влечет за собой косвенное воздействие на экономику страны.

Формы, порядок, сроки, условия и лимиты рефинансирования устанавливаются Банком России.3

 

 

2.2 Политика обязательных резервов

 

Требования  минимальных резервов появились  как страховка ликвидности кредитных  институтов, как гарантия по вкладам  клиентов. Этот мотив использования  минимальных резервов существует и сегодня. Поддерживая ликвидность банков, центральный банк выполняет свою задачу «кредитора последней инстанции». В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком.

Норматив резервных  требований представляет собой установленное  в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Как инструмент денежной политики минимальные резервы  выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками. Рост резервной нормы увеличивает количество обязательных резервов, которые должны держать банки. Тут либо банки потеряют избыточные резервы, понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо они сочтут свои резервы недостаточными, и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Сильное повышение резервной нормы может свести на нет способность банковской системы к созданию кредитов.

 В официальных  документах Банка России, в частности Положения Центрального банка Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 225-П, указано, что резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.4

Важным элементом  механизма обязательного резервирования является определения состава резервируемых  обязательств. Состав резервируемых  обязательств охватывает следующие  виды привлеченных ресурсов 5

  • депозиты до востребования предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей;
  • средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, находящихся на счетах в банках;
  • средства кредитных организаций на корреспондентских счетах (резидентов и нерезидентов) в рублях и иностранной валюте;
  • кредиты, полученные от банков-нерезидентов, в том числе просроченные кредиты и проценты по ним;
  • депозиты и иные привлеченные средства банков-нерезидентов, в том числе просроченные депозиты и проценты по ним;
  • депозиты (до востребования и срочные) и прочие привлеченные средства физических лиц, в том числе нерезидентов;
  • остатки средств, отражающие расчет по ценным бумагам (средства клиентов по брокерским операциям, в том числе нерезидентов), расчеты с Минфином России и т.д.;
  • выпущенные банком ценные бумаги (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя и банковские акцепты и др.);
  • остатки средств на счетах, отражающие средства клиентов в расчетах (аккредитивы к оплате, расчетные чеки, по зачеткам, транзитные счета и др.);

Уменьшение  резервной нормы действует на денежное предложение обратным образом. Оно переводит часть обязательных резервов в избыточные и, тем самым, увеличивает способность банков создавать деньги путем кредитования.

В 2009 г. резервные требования характеризовались следующими показателями:

  • нормативы обязательных резервов составили 2,5% по всем категориям резервируемых обязательств;
  • коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов для кредитных организаций составил 0,6;

 

Таблица 1

Коэффициент усреднения обязательных резервов кредитных организаций

Период действия

Коэффициент

Примечание

до 1 августа 2004 года

не устанавливался

 

с 1 августа 2004 года по 30 сентября 2006 года

0,2

для КО, не являющихся РНКО и РЦ ОРЦБ

с 1 ноября 2004 года по настоящее  время

1

для РНКО и РЦ ОРЦБ

с 1 октября 2006 года по 31 октября 2007 года

0,3

для КО, не являющихся РНКО и РЦ ОРЦБ

с 1 ноября 2007 года по 29 февраля 2008 года

0,4

для КО, не являющихся РНКО и РЦ ОРЦБ

с 1 марта 2008 года по 30 июня 2008 года

0,45

для КО, не являющихся РНКО и РЦ ОРЦБ

с 1 июля 2008 года по 31 августа 2008 года

0,5

для КО, не являющихся РНКО и РЦ ОРЦБ

с 1 сентября 2008 года по 30 сентября 2008 года

0,55

для КО, не являющихся РНКО и РЦ ОРЦБ

с 1 октября 2008 года

0,6

для КО, не являющихся РНКО и РЦ ОРЦБ



 

   Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств. Увеличивая спектр таких обязательств, центральный банк уменьшает возможность обхода своих требований со стороны кредитных институтов.

 

 

2.3 Политика открытого рынка

 

         Для оживления экономики Банк России увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого он скупает любой предлагаемый объем, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения.

    Под   операциями  на  открытом  рынке   в   российском   законодательстве понимается  купля   -   продажа   Банком   России   казначейских   векселей, государственных краткосрочных  облигаций  и  прочих  государственных  ценных бумаг, краткосрочные операции  с  ценными  бумагами  с  совершением  позднее обратной сделки. Лимит же операций на открытом  рынке  утверждается  Советом директоров.

   В настоящее   время  в мировой экономической  практике именно операции на открытом  рынке  являются   основным   средством   регулирования   денежного предложения. Это вызвано их прежде  всего  необыкновенно  высокой  гибкостью данного  инструмента,  позволяющего  влиять  на   денежную   конъюнктуру   в краткосрочных периодах, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

     В  России  рынок  государственных   облигаций развит  неплохо  (правда, более  количественно,   чем  качественно).   Правда,  их  роль  в   денежно- кредитной политике несколько отличается   от   той,  которую  они  играют  в западных странах.  Безусловно, в любом случае (и  в  России,  и  на  Западе) главной  является  фискальная  цель  финансирование   бюджетного   дефицита.

    Однако  как  инструмент  монетарного  регулирования   государственный   долг применяется в  России весьма своеобразно.

     Например,   главным   результатом   использования    государственных краткосрочных обязательств, при реализации мероприятий монетарной   политики является   регулирование  курса  американского  доллара   по   отношению   к российскому рублю,  а отнюдь не изменение  совокупных   резервов  банковской системы. Российские денежные  власти  ориентируются  прежде   всего на более грубые и простые инструменты - резервную норму и учетную ставку.

     Таким  образом,  операции, осуществляемые  российским  Центробанком  на открытом рынке,   довольно  своеобразны.  Сложность  инструментов  денежного рынка  еще  более  осложняет  выработку  стратегий,   а   также   реализацию мероприятий,   направленных   на   приостановление    спада    промышленного производства и сдерживание инфляции.

     Напротив, если целью центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения, проводя контрактивную политику. В этом случае у центрального банка есть две возможности реализации своей цели: либо объявить курс, при достижении которого центральным банком будет предложено любое количество ценных бумаг, либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно.

      Контрактивная политика открытого рынка приводит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаг и к потере кредитными институтами части своих резервов.

 

 

2.4 Депозитная политика

 

Депозитная  политика регулирует движение потоков  денежных средств между коммерческими  банками и центральным банком и тем самым оказывает влияние  на состояние резервов кредитных институтов.

Если проводится экспансивная депозитная политика, денежные средства государственного сектора  экономики, размещенные в центральном  банке, уменьшаются – например на величину b. Соответственно на эту величину возрастают резервы второго уровня банковской системы. При проведении экспансивной депозитной политики необходимо учитывать обратный эффект, который вызывает рост резервов кредитных институтов. Если допустить, что размещенные в результате проведенной депозитной политики в кредитных институтах денежные средства государственного сектора состоят на долю с из наличных денег, то общий объем резервов коммерческих банков увеличивается на (1 - с) · b. При увеличении резервов коммерческих банков путем притока депозитов из государственного сектора сумма минимальных резервов при ставке r возрастает на r · (1 -  с) · b.  Тогда резервы кредитных институтов увеличиваются на разницу между двумя вышеприведенными данными.

Информация о работе Денежно-кредитная политика