Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является:
Определить основные подходы к регулированию денежно-кредитных отношений.
Проанализировать проводимую денежно – кредитную политику РК.
Определить пути совершенствования денежно-кредитной политик

Содержание

Введение
Глава 1. Основные подходы к регулированию денежно-кредитных отношений.
1.1 Цели и инструменты денежно-кредитного регулирования
1.2 Основные типы денежно-кредитной политики
Глава 2. Анализ проводимой денежно –кредитной политики РК
2.1 Сущность и функции Центрального Банка РК
2.2 Денежно-кредитная политика Республики Казахстан на 2010-2011 года
Глава 3. Пути совершенствования денежно-кредитной политики
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Жулей Курсовая22.12.doc

— 326.00 Кб (Скачать)

"По  форме проведения рыночные операции  центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле- продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%".1 Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. “Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам”.1 

Таким образом, операции на открытом рынке, как  метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этому ухудшения ликвидности.

 Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы.

Наряду  с экономическими методами, посредством  которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

К ним  относится, например,  использование  количественных кредитных ограничений.

Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также центральный банк может устанавливать  различные нормативы(коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка,

уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

“При  нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер”.

1.2 Основные типы денежно-кредитной политики

(политика дешевых и дорогих денег).

 Выше  уже были упомянуты политика  дорогих денег (рестрикционная)и  политика дешевых денег (экспансионистская). В этом разделе мы увидим, в чем она заключается и каков механизм реализации той или иной.

Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.

Во-первых, центральный банк должен совершить  покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения  денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из выше сказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем , чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с  излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается  в  поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме , то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо  отметить сильные и слабые стороны  использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный  банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки , в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой  негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем.  Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться внаправлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых деньгах  скорость обращения денег снижается ,при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.   1.1. и 1.2. отрегулировать в объеме. 

     Глава 2. Денежно-кредитная  политика Республики Казахстан

     2.1 Сущность и функции Центрального Банка РК

     Республика  Казахстан имеет двухуровневую  банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан является центральным  банком Республики Казахстан и представляет собой верхний уровень банковской системы Республики Казахстан. Все иные банки представляют собой нижний  уровень банковской системы за исключением Банка Развития Казахстана, имеющего особый правовой статус.

          Национальный Банк представляет, в пределах своей компетенции,  интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.

          Национальный Банк при выполнении  своих задач не должен руководствоваться  целью получения прибыли.

          Национальный Банк подотчетен Президенту Республики Казахстан, но в пределах предоставленных ему законодательством полномочий независим в своей деятельности.

          Национальный Банк координирует  свою деятельность с Правительством  Республики Казахстан, учитывает  в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной политики.

          Национальный Банк представляет  собой единую централизованную  структуру с вертикальной схемой подчинения. Высшим органом Национального Банка является Правление, а органом оперативного управления – Совет директоров.

          Основной целью Национального  Банка является обеспечение стабильности  цен в Республике Казахстан.  Для реализации основной цели на Национальный Банк возлагаются следующие задачи:

          -    разработка и проведение  денежно-кредитной политики государства; 

          -    обеспечение функционирования  платежных систем;

          -    осуществление валютного  регулирования и валютного контроля;

          -    обеспечение финансовой  стабильности и дальнейшее развитие  финансового рынка и финансовых  организаций, а также поддержание  доверия к финансовой системе  в целом;

          -    обеспечение надлежащего  уровня защиты прав и законных  интересов потребителей финансовых услуг.

          Национальный Банк в соответствии  с возложенными на него задачами  выполняет следующие основные  функции:

          -    проведение государственной  денежно-кредитной политики в  Республике Казахстан;

          -     осуществление эмиссии банкнот и монет на территории Республики Казахстан;     -    осуществление функции банка банков;

          -    осуществление функции  банка, финансового советника,  агента Правительства Республики  Казахстан и иных услуг для  Правительства и других государственных органов по соглашению с ними;

          -    организация функционирования  платежных систем;

          -    осуществление валютного  регулирования и валютного контроля  в Республике Казахстан;

          -    управление золотовалютными  активами Национального Банка Казахстана;

          -    регулирование деятельности  финансового рынка и финансовых  организаций, а также иных лиц  в пределах компетенции;

          -    осуществление контроля  и надзора финансового рынка,  финансовых организаций и иных  лиц в пределах компетенции, в том числе по проверке и наблюдению на предмет соответствия их деятельности нормативным правовым актам Национального Банка Казахстана;

Информация о работе Денежно-кредитная политика