Денежно-кредитная политика в Кыргызской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Здесь описывается вся денежная и кредитная система банка Кыргызской Республики

Содержание

Введение 3

ГЛАВА 1. Центральный банк и денежно-кредитная политика. 5

§1. Сущность центрального банка. 5

§2. Функции центрального банка. 7

§3. Денежно-кредитная политика. 9

ГЛАВА 2. Национальный банк и денежно-кредитная политика

Кыргызской Республики. 12

§1. Цели, задачи и функции Национального банка

Кыргызской Республики. 12

§2. Основные инструменты денежно-кредитной политики

Национального банка Кыргызской Республики. 14

§3. Вопрос независимости Национального банка. 16

ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики

Национального банка Кыргызской Республики. 19

§1. Итоги денежно-кредитной политики за 2004-2005 г.г. 19

§2. Основные направления денежно-кредитной политики на 2006г. 24

Заключение. 29

Список литературы. 30

Работа содержит 1 файл

Денежно-Кредитная политика.docx

— 151.89 Кб (Скачать)

По последнему критерию – наличию законодательного ограничения кредитования правительства  Банк Кыргызстана  не вправе предоставлять  кредиты Правительству Кыргызской Республики и другим государственным  органам.

Статус  банка не так важен, как законодательное определение его полномочий и прописанный механизм контроля за его деятельностью. Обязательная строгая подотчетность должна сочетаться с наделением центробанка достаточными полномочиями для выполнения его функций.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики Национального банка Кыргызской Республики

1. Итоги денежно-кредитной  политики за 2004-2005 г.г.

Согласно  предварительным данным НСК, в 2005 году отмечен отрицательный экономический  рост (-0,6 процента в реальном выражении), что в основном было связано со спадом выпуска продукции в обрабатывающей промышленности (-12,1 процента) и сельском хозяйстве (-4,2 процента).

Состояние платежного баланса Кыргызской Республики за 2005 год, по предварительным данным на конец января 2006 года, характеризуется значительным ростом дефицита текущего счета и отрицательным сальдо в целом платежного баланса    (-25,3 млн. долларов США). Объём валовых международных резервов на конец 2005 года составил 612,3 млн. долларов США, увеличившись за отчетный год на 47,1 млн. долларов США (565,2 млн. долларов США на 31 декабря 2004 года), что, по предварительным данным, покрывает 4,4 месяца импорта товаров и услуг.

Инфляция: итоги и тенденции

По данным НСК, прирост индекса потребительских  цен за 2005 год составил 4,9 процента. Уровень инфляции без учета плодоовощной группы составил 3,6 процента (в 2004 году – 3,5 процента).

рисунок 1. Годовая динамика ИПЦ.

  Для  определения влияния факторов  инфляции была сделана поправка на фактор сезонности, в результате чего уровень инфляции составил 3,6 процента. Влияние монетарных факторов с учетом инфляционных ожиданий за 2005 год составило 42 процента, а влияние немонетарных факторов – 58 процентов. 

Динамика  денежно-кредитных  показателей

Номинальные темпы прироста денежных агрегатов  на 1 января 2006 года находились в диапазоне 10,6 – 24,9 процента, что ниже по сравнению  с темпами прироста 19,4 – 33,4 процента в 2004 году.

рисунок 2. Годовая динамика денежных агрегатов.

В отчетном 2005 году наибольшие темпы прироста были характерны для денежной базы, что в большей степени было обусловлено увеличившимся объемом  операций с иностранной валютой  в коммерческих банках и обменных бюро. Снижение темпов роста широкой  денежной массы М2Х связано с методологическими изменениями, отмеченными выше.

Денежная  база увеличилась за 2005 год на 3 085,9 млн. сомов, или на 24,9 процента, и  по состоянию на 1 января 2006 года составила 15 465,6 млн. сомов, что отражает сохраняющийся  спрос на деньги (22,9 процента в 2004 году).

Одним из основных факторов спроса на наличные деньги в отчетном году, следует  отметить рост объемов розничного товарооборота, а также активизацию деятельности небанковских финансово-кредитных учреждений, использующих в основном наличные деньги. Кредитный портфель этих организаций на 1 октября 2005 года составил 3740 млн. сомов, что сопоставимо почти с половиной всех кредитов от банковской системы. Об укреплении банковской системы, ее капитализации, свидетельствует и рост кредита в экономику со стороны коммерческих банков: по состоянию на 1 января 2006 года остатки кредитов составили 7 912,3 млн. сомов (6 567,9 млн. сомов на конец 2004 года).

 Как  и в случае изменения денежной  базы, на рост широких денег  в 2005 году основное влияние, обусловленное увеличением чистых международных резервов (ЧМР) НБКР, оказали чистые иностранные активы банковской системы. Покупка иностранной валюты на внутреннем рынке явилась основным источником пополнения международных резервов НБКР, что свидетельствует о возрастании роли внутренних источников пополнения ЧМР при одновременном снижении влияния внешних факторов, главным образом, за счет реструктуризации внешнего долга в рамках соглашения с Парижским клубом кредиторов, позволившей снизить выплаты из государственного бюджета. Также следует отметить увеличение кредита в экономику в составе чистых внутренних активов банковской системы, что позволяет сделать вывод об увеличении роли кредитования реального сектора в формировании широкой денежной массы.

Использование инструментов денежно-кредитной  политики

Для регулирования  объема денежной массы и обеспечения  соответствия спроса и предложения  денег в отчетном году Национальный банк использовал имеющиеся в  его распоряжении инструменты денежно-кредитного регулирования. Кроме того, инструменты денежно-кредитной политики использовались Национальным банком в целях регулирования ликвидности в зависимости от финансово-экономической ситуации в стране.

Как и  прежде, величина учетной ставки приравнивалась к доходности 28-дневных нот НБКР, первичное размещение которых Национальный банк осуществлял на еженедельных аукционах. В течение года учетная ставка изменялась от 3,2 до 5,3 процента и в среднем за 2005 год составила 4,3 процента, что на 0,4 п.п. ниже ставки за 2004 год.

Следует отметить, что в 2005 году в целях  развития рынка нот НБКР и повышения  его прозрачности Национальный банк стал заранее объявлять объем  эмиссии на следующий месяц. При  этом в Положение «О выпуске, размещении и погашении нот НБКР» были внесены изменения, согласно которым Национальный банк не может изменять объем эмиссии в ходе проведения аукциона, что усилило роль учетной ставки в качестве индикатора стоимости денежных ресурсов.

В течение  года Национальный банк практически  не изменял объем эмиссии нот НБКР, который в среднем за аукцион составлял 4,0 млн. сомов. В целом за 2005 год Национальный банк разместил нот на сумму 146,5 млн. сомов, что на 10,4 процента меньше по сравнению с 2004 годом.

За отчетный год Национальный банк значительно сократил операции по вливанию ликвидности в банковскую систему на открытом рынке, в сегменте операций СВОП и кредитов «овернайт» в связи с более стабильным и достаточным уровнем ликвидности в коммерческих банках. Следует отметить, что порядок выдачи кредитов «овернайт» был изменен: увеличен коэффициент привязки ставки «овернайт» к учетной ставке с 1,2 до 1,5, при этом кредиты «овернайт» предоставляются под залог государственных ценных бумаг. Объем кредитов «овернайт» уменьшился до 2,6 с 8,9 млрд. сомов в 2004 году, а валютные операции СВОП – на 69,3 процента, до 65,5 млн. сомов.

Одновременно  Национальный банк сократил объем операций по изъятию ликвидности из банковской системы, проводимых в форме обратных сделок РЕПО на открытом рынке. Данные операции Национальный банк проводил лишь в начале и конце года, когда наблюдалось значительное повышение уровня ликвидности в коммерческих банках и усилилось воздействие монетарного фактора на инфляцию.

В 2005 году Национальный банк, следуя политике плавающего обменного курса, проводил валютные интервенции в целях сглаживания колебаний спроса и предложения на рынке. 

В целом  за 2005 год Национальный банк купил 83,2 млн. долларов США и продал 12,0 млн. долларов. Операции Национального банка  способствовали стабилизации обменного курса на валютных торгах: диапазон колебаний обменного курса относительно среднегодовой величины сократился до 2,9 процента по сравнению с 8,6 процента в 2004 году, изменяясь в диапазоне от 40,5 до 41,7 сома за 1 доллар США. При этом учетный курс доллара США по отношению к сому за 2005 год снизился на 0,78 процента, составив на 1 января 2006 года 41,3011 сом/долл. США. 

Индексы реального и номинального эффективного обменного  курса сома.  Номинальный эффективный обменный курс на конец 2005 года снизился по сравнению с началом года на 8,4 процентных пункта и составил 83,6, его среднегодовое значение в 2005 году было ниже на 6,2 процентных пункта, чем соответствующий показатель годом ранее. Значение индекса реального эффективного обменного курса на конец декабря 2005 года снизилось на 1,5 процентных пункта, тогда как его среднегодовое значение не претерпело изменения.

рисунок 3. Индексы эффективного курса сома.

2. Основные направления денежно-кредитной политики на 2006г.

Как и  в предыдущие годы, основной целью денежно-кредитной политики НБКР будет поддержание низкого уровня инфляции, как условия устойчивого экономического роста.

Основная  и промежуточные  цели денежно-кредитной  политики

Основной  целью денежно-кредитной политики Национального банка Кыргызской Республики (НБКР) в 2006 году остается обеспечение стабильности цен, способствующей экономическому росту.

Количественным  ориентиром стабильности цен является прирост потребительских цен, по которому в предстоящем году предполагается достигнуть значения не выше 4,5 процента (декабрь 2006 года к декабрю 2005 года).

Значение  инфляции на 2006 год было определено на основе анализа всех секторов экономики. Уровень инфляции предположительно будет формироваться под воздействием как монетарной составляющей, так и немонетарных факторов, обусловленных изменениями в фискальной политике, ценами на ГСМ, тарифной политикой естественных монополий, а также сезонными колебаниями цен на сельскохозяйственную продукцию.

НБКР  будет использовать весь комплекс имеющихся в его распоряжении инструментов для удержания инфляции в заданных пределах, среди которых основными будут  операции на открытом рынке.

 Планируемый  рост денежного предложения согласуется  с целевым значением по инфляции  и возрастающими потребностями субъектов экономики в денежных активах.

Исходя  из принятого режима плавающего обменного  курса, интервенции Национального  банка будут использованы на межбанковском  валютном рынке с целью сглаживания  резких колебаний обменного курса  и предупреждения спекулятивных операций. Международные резервы планируется поддерживать на уровне 4,7 месяца импорта товаров и услуг.

Прогноз инфляции

Уровень инфляции в 2006 году традиционно будет  определяться динамикой цен на продукты питания, занимающие в структуре  потребительской корзины 50 процентов. В первой половине 2006 года уровень инфляции будет формироваться под воздействием собранного в 2005 году урожая сельскохозяйственных культур, что непосредственно скажется на ценах продовольственных товаров. В результате, ожидается рост цен на плодоовощную продукцию в 2006 году в пределах 15 процентов.

Динамика  денежного предложения будет  соответствовать целям поддержания  макроэкономической стабильности и  темпа прироста ВВП на уровне 8 процентов. Ожидается, что реальный эффективный курс сома не подвергнется сильным изменениям.

Опасения  вызывают цены на нефть и нефтепродукты. В Кыргызстане цены на ГСМ могут  вырасти до 15 процентов в 2006 году.

При учете  вышеизложенных факторов прогноз уровня инфляции в 2006 году сложится на уровне 4,5 процента, влияние монетарных факторов, включая инфляционные ожидания, на уровень цен составит 31 процент, вклад немонетарных факторов оценивается в размере 69 процентов.

Развитие  экономики: базовый  и альтернативные сценарии

При выборе целей и инструментов денежно-кредитной политики в 2006 году НБКР рассмотрел три варианта экономического развития страны, предусматривающих различные темпы роста внутреннего производства, определяющие формирование спроса на деньги, и уровень инфляции, сдерживание которой в заданных параметрах является основной целью проводимой денежно-кредитной политики. Первый сценарий макроэкономического прогноза основан на ускоренных темпах роста экономики в 2006 году. Второй и третий варианты рассматриваются как альтернативные сценарии экономического развития.

В первом варианте макроэкономического прогноза предполагается общее оживление  деловой активности и возобновление  экономического роста после предполагаемого  замедления (спада) в 2005 году.

В промышленности, по-прежнему, ожидается снижение производства золота, что будет частично компенсировано ростом в других отраслях промышленности, а также ожидаемым началом производства на месторождениях “Джеруй”, “Талды-Булак Левобережный”. В целом за 2006 год рост промышленного производства составит 5,8 процента. В результате рост без учета предприятий по разработке месторождения “Кумтор” составит около 9 процентов.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Кыргызской Республике