Денежно-кредитная политика в Кыргызской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Здесь описывается вся денежная и кредитная система банка Кыргызской Республики

Содержание

Введение 3

ГЛАВА 1. Центральный банк и денежно-кредитная политика. 5

§1. Сущность центрального банка. 5

§2. Функции центрального банка. 7

§3. Денежно-кредитная политика. 9

ГЛАВА 2. Национальный банк и денежно-кредитная политика

Кыргызской Республики. 12

§1. Цели, задачи и функции Национального банка

Кыргызской Республики. 12

§2. Основные инструменты денежно-кредитной политики

Национального банка Кыргызской Республики. 14

§3. Вопрос независимости Национального банка. 16

ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики

Национального банка Кыргызской Республики. 19

§1. Итоги денежно-кредитной политики за 2004-2005 г.г. 19

§2. Основные направления денежно-кредитной политики на 2006г. 24

Заключение. 29

Список литературы. 30

Работа содержит 1 файл

Денежно-Кредитная политика.docx

— 151.89 Кб (Скачать)

Основные  инструменты денежно-кредитной политики:

  • Официальная учетная ставка – относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.
  • Обязательные резервы – часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.
  • Операции на открытом рынке.
  • Валютные интервенции – вмешательство центрального банка на валютном рынке, то есть, купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.
  • Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования, играющие важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.
  • Разумный банковский надзор – различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных коэффициентов.
  • Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска акций и облигаций, квоты выпуска, очередность эмиссии и т. д.
  • Допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.
  • Специальные депозиты – часть прироста депозитов или кредитов коммерческих банков, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.
  • Количественные ограничения – потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок.
  • Управление государственным долгом – эмиссия государственных облигаций нейтрализует ликвидность банков и связывает их средства.
  • Таргетирование – установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.
  • Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.
  • Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Национальный банк и денежно-кредитная  политика Кыргызской Республики.

1. Цели, задачи и  функции Национального  банка Кыргызской  Республики.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Национального  банка Кыргызской Республики законодательно определены Конституцией Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики"О Национальном банке Кыргызской Республики" от 29 июля 1997 года.

Целью деятельности Банка Кыргызстана  являются достижение и поддержание  стабильности цен посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики.

Основной  задачей, способствующей достижению цели (или подчиненной основной цели) деятельности Банка Кыргызстана, являются поддержание покупательской способности  национальной валюты, обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной системы республики (статья 3 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики").

Для выполнения поставленных задач Национальный банк Кыргызской Республики самостоятельно организует и осуществляет свою деятельность независимо от органов государственной власти и управления.

Национальный  банк Кыргызской Республики выполняет  следующие основные функции:

  • определяет и проводит денежно-кредитную политику в Кыргызской Республике;
  • разрабатывает и осуществляет единую валютную политику;
  • обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков;
  • является кредитором последней инстанции для банков в соответствии с настоящим Законом;
  • устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  • выдает лицензию на ведение банковских операций, деятельность ломбардов, привлечение юридическими лицами денежных средств от населения на условиях срочности, возвратности и платности в соответствии с законодательством республики и ведет реестр выданных лицензий;
  • осуществляет регулирование и надзор за деятельностью банков и финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Банком Кыргызстана;
  • способствует эффективному функционированию платежной системы и осуществлению межбанковских платежей;
  • осуществляет валютное регулирование, включая издание нормативов, регулирующих операции с иностранной валютой, а также операций по купле, продаже и обмену иностранной валюты в соответствии с законодательством республики;
  • владеет и управляет официальными валютными резервами в соответствии с настоящим Законом;
  • составляет совместно с Национальным статистическим комитетом платежный баланс Кыргызской Республики;
  • представляет интересы и выступает от имени Кыргызской Республики на международных совещаниях, конференциях и организациях, касающихся денежно-кредитной и банковской политики;
  • осуществляет иные функции, полномочия и права в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
 
 
 
 
 

2. Основные инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка Кыргызской Республики.

1. Операции на открытом  рынке  

-  инструмент, используемый для регулирования  ("стерилизации"/ пополнения) уровня  ликвидности в банковской системе.

1.1. Аукционы  по продаже нот НБКР 

Ноты - это государственные краткосрочные  ценные бумаги, выпускаются в обращение  НБКР на срок 7, 14, 28 дней на еженедельных аукционах. Доходность определяется в  зависимости от спроса и предложения  со стороны коммерческих банков. Доходность 28-дневных нот НБКР на 1 января 2006 года составила 4,1 процента, что на 1,2 п.п. ниже уровня ставки на начало декабря 2005 года. Общий объем нот НБКР в обращении составил на конец декабря 2005 года 16,0 млн. сомов.

1.2. Покупка/продажа  государственных ценных бумаг на условиях РЕПО (т.е. с обязательством их обратной продажи/покупки в определенную дату в будущем и по заранее оговоренной цене) на вторичном рынке  

Операции  проводятся как по инициативе НБКР, так и комбанков на регулярной основе. Доходность операций определяется исходя из уровня текущих ставок на финансовом рынке. Средний срок операций РЕПО - 6 месяцев.

1.3. Прямая  покупка/продажа ГЦБ на вторичном  рынке  

Данные  операции позволяют предоставлять  или изымать ликвидность на более  длительный период, соответствующий дате погашения торгуемой ГЦБ. Операции проводятся как по инициативе НБКР, так и коммерческих банков.

2. Учетная ставка - инструмент, используемый как основной ориентир при определении стоимости денежных ресурсов в экономике. Размер учетной ставки привязан к текущей доходности нот НБКР сроком обращения 28 дней, устанавливаемой на еженедельных аукционах по размещению нот НБКР.

3. Обязательные резервные  требования (ОРТ) 

- инструмент, используемый в качестве регулятора  объема денежных агрегатов, банковского кредита и спроса на ликвидность, а также как средство снижения риска неплатежеспособности банковской системы. В качестве резервных активов используются средства коммерческого банка на корреспондентском счете в НБКР. Объем ОРТ рассчитывается еженедельно и определяется в процентах от среднедневного объема депозитов за предыдущую неделю. В настоящее время норма ОРТ составляет 10% , а в состав депозитной базы включаются все депозиты, за исключением депозитов в иностранной валюте со сроком до погашения более 1 года. Базовый (расчетный) период выполнения ОРТ составляет 2 недели. За выполнение ОРТ НБКР выплачивает компенсацию, за несоблюдение взимает плату.

4. Операции рефинансирования (кредитование) банков  

-инструмент  прямого воздействия на денежную  массу используемый для корректировки уровня резервов в коммерческих банках в случае возникновения дефицита финансовых средств.

Общий объем заимствований в национальной валюте на 1 января составил 306,8 млн. сомов, что на 56,7 процентов меньше по сравнению  с предыдущим месяцем. Средневзвешенная ставка по кредитам в нацвалюте снизилась по сравнению с предыдущим месяцем на 1,5 п.п. до 1,0 процента.

В иностранной  валюте на внутреннем межбанковском  кредитном рынке была заключена  одна сделка на сумму 20,7 млн. сомов по ставке 5,0 процента. В предыдущих месяцах таких сделок не было.

4.1. Кредит "овернайт" 

Предоставляется в национальной валюте на один день, под залоговое обеспечение, для  поддержания краткосрочной ликвидности  банка. В качестве залогового обеспечения  принимаются государственные ценные бумаги Кыргызской Республики, размещаемые через НБКР, имеющие дату погашения не позднее последнего дня квартала, в который осуществляется выдача кредита "овернайт". Процентная ставка устанавливается в размере 1,5 от учетной ставки НБКР. Используется регулярно по инициативе коммерческого банка.

4.2. Кредит  последней инстанции 

Предоставляется в исключительных случаях коммерческим банкам, испытывающим серьезные финансовые проблемы, на срок не более 6 месяцев. Процентная ставка устанавливается Правлением НБКР. Используется по инициативе коммерческого банка при условии наличия программы оздоровления банка.

5. Операции на валютном  рынке 

- операции  с иностранной валютой на межбанковском  валютном рынке 

5.1. Валютные  интервенции  

Операции  по покупке/продаже иностранной  валюты. Проводятся с целью предотвращения резких колебаний обменного курса  сома. Операции проводятся по инициативе НБКР.

5.2. SWAP-операции 

Соглашение  об обмене иностранной валюты на эквивалентную  сумму в национальной валюте на определенный срок, по окончании которого участники SWAP-соглашения возвращают друг другу основные суммы и процентные платежи, оговоренные при заключении сделки. Применяется для воздействия на уровень краткосрочной ликвидности коммерческих банков (до 5 дней). Операции проводятся по заявкам коммерческих банков.

3. Вопрос независимости  центральных банков.

Этот  вопрос очень важен, так как разная степень независимости центральных  банков означает их различные возможности  и методы проведения денежно-кредитной политики.

В мировой  практике среди множества объективных  факторов оценки независимости центральных  банков принято выделять следующие:

  1. Доля собственности государства в капитале центрального банка.
  2. Процедура назначения или выбора руководства банка;
  3. Степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
  4. Право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
  5. Наличие законодательного ограничения кредитования правительства.

Рассмотрим  эти критерии на примере Национального  банка.

По существующему  законодательству, уставный капитал Банка Кыргызстана является государственной собственностью. Но, исходя из зарубежного опыта, следует отметить, что состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики не оказывает существенного влияния на его независимость.

В Кыргызстане, как, например, в Австрии, Великобритании, Дании, США, Германии, руководство банка  выбирается или назначается из предложенных кандидатур. Председатель Банка Кыргызстана назначается сроком на семь лет и освобождается от должности Президентом Кыргызской Республики с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

В большинстве  промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано раньше установленного срока. НБКР же более зависим от государства.

В Конституции  КР закреплены основополагающие идеи организации и деятельности Центробанка, а в законе  – его задачи и функции. Однако в ряде стран, например, в США и Швеции формулировка задач центрального банка в законодательстве дана лишь в общих чертах, а в Англии – вообще не зафиксированы. Эти задачи базируются также в на национальных традициях в этой области, основанных на исторических документах.

Неоправданно  высока независимость НБКР по фактору  права государственных органов вмешиваться в проводимую им денежно-кредитную политику. По существующему Закону «О Национальном банке» НБКР обязан всего лишь предоставить в Жогорку Кенеш проект «Основных направлений денежно-кредитной политики», предварительно представив его Президенту и правительству КР. А Жогорку Кенеш ограничивается его рассмотрением. По степени независимости Нацбанк уступает только центральным банкам Германии и Швейцарии, в законодательстве которых отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка, а также Австрии и Дании, где это право не предусмотрено. Кыргызстан находится примерно на одном уровне с Нидерландами и Швецией, но нельзя забывать, что эти страны имеют давно сформировавшиеся и стабильно функционирующие банковские системы.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Кыргызской Республике