Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан

Автор: a**************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.

Содержание

Введение
Глава I. Развитие денежно – кредитной политики Национального банка Республики Казахстан.
1.1.Теоритические основы денежно–кредитной политики
1.2.Цели и задачи проведения денежно–кредитной политики
1.3.Основные инструменты денежно–кредитной политики
Глава II.Анализ динамики развития денежно-кредитной политики
2.1.Основные направления денежно-кредитной политики
2.2.Анализ текущего состояния стабильности цен в РК в 2010г
Глава III.Проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики в РК
3.1.Основные проблемы денежно-кредитной политики в РК на современном этапе развития
3.2.Пути решения проблемы связанных с экономическим прогнозом
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Ботик (Восстановлен).docx

— 203.66 Кб (Скачать)

      Глава III.Проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики в РК

      3.1.Основные  проблемы денежно-кредитной  политики в РК  на современном  этапе развития

      ПРОГНОЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
      ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ НА 2010 ГОД
              2008       2009       2010 (прогноз)
      (факт)       (оценка)       1 сценарий       2 сценарий       3 сценарий
      Инфляция, %                                        
      на конец года, %       9,5       6,2       6,0-8,0       6,0-8,0       6,0-8,0
      Официальная ставка рефинансирования, %       10,5       7       6       7       8
      Денежная база, млрд. тенге       1525       2451       2395       2697       2728
      изменение в %       4,2       60,7       -2,3       10       11,3
      Денежная масса, млрд. тенге       6267       7386       7042       8097       8524
      изменение в %       35,4       17,9       -4,7       9,6       15,4
      Депозиты резидентов в банковской системе, млрд. тенге       5409       6473       6123       7070       7459
      изменение в %       39       19,7       -5,4       9,2       15,2
      Кредиты банков экономике, млрд. тенге       7460       7644       7539       8092       8296
      изменение в %       2,8       2,5       -1,4       5,9       8,4
      Уровень монетизации  экономики, %       39       46,2       45,9       46,5       46,5
 
 

      Медленное восстановление мировой экономики, умеренные мировые цены на товарных рынках, в том числе на основные товары казахстанского экспорта, сохраняющаяся  неопределенность на мировом финансовом рынке станут основными факторами, которые будут определять тенденции  развития экономики Республики Казахстан.

      В 2010 году ожидается снижение прямых иностранных инвестиций в Казахстан, главным образом, за счет сокращения финансирования Северо-Каспийского  проекта, пик которого пришелся на 2009 год.

      Несмотря  на то, что доступ для казахстанских  банков на мировой рынок долгосрочных финансовых инструментов будет ограничен, не исключается возобновление внешних  заимствований некоторыми банками, а также продолжится финансирование начатых в 2007-2009 годах проектов в  реальном секторе.

      Возможный отток ресурсов в 2010 году, связанный  с ростом поступлений в Национальный фонд Республики Казахстан, будет определяться уровнем мировых цен на нефть  и механизмом накопления и использования  средств Национального фонда  Республики Казахстан.

      Учитывая  степень воздействия на экономику  Республики Казахстан, ключевым критерием  разделения на сценарные варианты при  разработке денежно-кредитной политики на 2010 год был определен уровень  мировых цен на нефть. Были рассмотрены  три сценария развития макроэкономической ситуации. При этом первый и второй сценарии, которые предполагают уровень  цен на нефть в 30 и 50 долларов США  за баррель, соответственно, являются синхронизированными и согласованными с оценками Правительства Республики Казахстан при формировании Прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы. Также, учитывая сложившийся в 2009 году среднегодовой  уровень цен на нефть, Национальным Банком Республики Казахстан был  разработан третий сценарий, при котором  цены на нефть определены на уровне 70 долларов США за баррель.

      При реализации всех сценариев развития экономики Республики Казахстан  в 2010 году основной целью Национального  Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен, что  предполагает удержание инфляции в  коридоре 6,0-8,0%.

      При реализации первого сценария ожидается  сокращение экономики Казахстана в 2010 году.

      Полученные  Национальным Банком Республики Казахстаном  результаты моделирования и прогнозирования  по данному сценарию демонстрируют  ухудшение показателей платежного баланса, снижение кредитования и денежного  предложения. Это связано с влиянием объективных факторов, таких как  снижение деловой активности, ограничение  совокупного спроса.

      Дефицит текущего счета платежного баланса  в 2010 году может составить около 8,5% к ВВП, дефицит общего платежного баланса – свыше 4% к ВВП.

      Удержание инфляции в рамках заданного коридора при снижении спроса экономики на деньги будет обеспечиваться сжатием  денежной базы на 2,3%, уменьшением денежной массы на 4,7%, кредитов экономике  – на 1,4%, депозитов в банковской системе – на 5,4%. Уровень монетизации при этом практически не изменится, достигнув 45,9% на конец 2010 года (приложение 1).

      По  оценке Национального Банка Республики Казахстан, вероятность реализации данного сценария достаточно низкая.

      В случае реализации второго сценария более высокий уровень цен  на нефть окажет благоприятное влияние  на внешние потоки Казахстана, в  результате дефицит текущего счета  в 2010 году составит около 4% к ВВП, дефицит  общего платежного баланса – около 2% к ВВП. 

      Спрос на деньги в данном сценарии развития будет оставаться ограниченным. Расширение денежной базы составит 10,0%, денежная масса  увеличится на 9,6%, депозиты в банковской системе – на 9,2%, объем кредитов экономике – на 5,9%. При этом уровень  монетизации вырастет до 46,5% (приложение 1).

      Развитие  ситуации по данному сценарию позволит Национальному Банку Республики Казахстан и Правительству Республики Казахстан в 2010 году стимулировать  экономическую активность, что обеспечит  умеренные темпы роста экономики.

      В соответствии с третьим сценарием  темпы экономического роста в 2010 году ожидаются на более высоком  уровне по сравнению с предыдущими  сценариями.

      Более благоприятная конъюнктура на мировых  рынках положительно скажется на казахстанских  экспортерах. Ожидается незначительный дефицит текущего счета на уровне не более 1% к ВВП, общий платежный  баланс сложится с положительным  знаком в размере около 1% к ВВП.

      В этих условиях спрос на деньги окажется более высоким по сравнению с  предыдущим сценарием. Денежная база расширится в 2010 году на 11,3%, денежная масса увеличится на 15,4%, депозиты в банковской системе  – на 15,2%, кредиты экономике –  на 8,5%, уровень монетизации составит 46,5% (приложение 1).

      Реализация  данного сценария позволит Национальному  Банку Республики Казахстан увеличить  объем золотовалютных активов.

      Национальный  Банк Республики Казахстан считает  наиболее вероятным реализацию второго  и третьего сценариев развития экономики  Республики Казахстан на 2010 год, исходя из этого были разработаны меры денежно-кредитной политики на 2010 год. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3.2.Пути  решения проблемы  связанные с экономическим  прогнозом

      В третьем разделе рассматриваются  основные пути совершенствования денежно-кредитной  политики и анализируются антикризисные  меры государства по отношению к  финансовому сектору Республики Казахстан.

      Одной из важнейших задач государства  является создание и поддержка механизмов, позволяющих обеспечить эффективное  развитие финансовой сферы.

      В Казахстане предпринимаются меры по совершенствованию денежно-кредитной  политики Национального банка. За прошедшие  годы в рамках совершенствования  банковской системы создана соответствующая  основа.

      В целом комплекс построенных в  этом направлении механизмов совершенствования  денежно-кредитной политики целесообразно  рассматривать в четырех аспектах: 1) доктринальном; 2) законодательном; 3) институциональном; 4) ресурсном.

      Доктринальный аспект охватывает концептуальную базу деятельности банков второго уровня, включая в себя принятые в стране официальные доктрины, концепции, стратегии  экономического развития.

      Законодательный аспект образует нормативно-правовую базу в финансовой, банковской сферах, включая в себя широкий спектр правовых документов, регулирующих и  регламентирующих отношения в сфере  кредитной политики.

      Институциональный аспект включает в себя действующие в стране Национальный банк, коммерческие банки, специализированные кредитные учреждения, деятельность которых имеет прямое или косвенное отношение  к финансовой системе.

      Ресурсный аспект включает в себя кадровое, финансовое, информационное и иные виды обеспечения и поддержки политики кредитования.

      В этой связи, для всестороннего анализа  состояния дел в области совершенствования  денежно-кредитной политики логичной представляется оценка указанных механизмов. Подобный ракурс исследования обладает рядом очевидных преимуществ.

      Во-первых, анализ положительных и отрицательных  сторон указанных механизмов дает развернутую  картину в области осуществления  кредитной политики.

      Во-вторых, такого рода сравнительное исследование позволяет наглядно увидеть существующие пробелы в исследуемой области, проследить их причинно-следственную связь.

      В-третьих, подобная оценка действующих механизмов осуществления кредитной политики дает основание логическим образом  выйти на конечную, рекомендательную часть исследования.

      Таким образом, основной целью данного  раздела работы является оценка созданных  и действующих в стране механизмов денежно-кредитной политики через  призму их доктринального, законодательного, институционального и ресурсного обеспечения.

      В целом необходимо отметить, что существующие механизмы осуществления кредитной  политики в рамках принятых концепций, правовой базы, основных институциональных  образований, ресурсного обеспечения  значительным образом способствовали достижению определенных успехов в процессе вхождения и адаптации банковской системы Казахстана к сложным реалиям современного мира. Совокупность условий объективного и субъективного характера способствовала расширению спектра банковских услуг, приближая их к международным стандартам. Данное обстоятельство объясняет в целом логику совершенствования существующих механизмов осуществления кредитной политики, что в свою очередь предполагает проведение тщательного, всестороннего анализа существующих механизмов кредитования с целью выявления потенциальных  проблемных моментов.

      При оценке имеющихся механизмов осуществления  денежно-кредитной политики необходимо отметить, что в период независимости  страны вопросам реформирования системы  управления экономикой с точки зрения формирования эффективной банковской системы уделялось большое внимание. В этой связи механизмы осуществления  денежно-кредитной политики коммерческими  банками, в виде принятых концепций, правовой базы, деятельности основных институтов, определенным образом способствовали достижению значительных успехов в  экономическом развитии страны.

      Основной  целью данных является усовершенствование денежно-кредитной политики кредитования субъектами финансовой системы Республики Казахстан.

      Последние три года характеризовались существенными  изменениями в мировой экономике. Произошли качественные изменения  и актуализация финансовых отношений  субъектов глобальной финансовой системы.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан