Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан

Автор: a**************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.

Содержание

Введение
Глава I. Развитие денежно – кредитной политики Национального банка Республики Казахстан.
1.1.Теоритические основы денежно–кредитной политики
1.2.Цели и задачи проведения денежно–кредитной политики
1.3.Основные инструменты денежно–кредитной политики
Глава II.Анализ динамики развития денежно-кредитной политики
2.1.Основные направления денежно-кредитной политики
2.2.Анализ текущего состояния стабильности цен в РК в 2010г
Глава III.Проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики в РК
3.1.Основные проблемы денежно-кредитной политики в РК на современном этапе развития
3.2.Пути решения проблемы связанных с экономическим прогнозом
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Ботик (Восстановлен).docx

— 203.66 Кб (Скачать)

      Этот  метод заключается в том, что  центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в  банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает  ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки  периодически вносят изменения в  указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

      Операции  на открытом рынке впервые стали  активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с  наличием в этих странах развитого  рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в  Западной Европе.

      По  форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или  продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

      Таким образом, операции на открытом рынке, как  метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование  более гибкого регулирования, поскольку  объем покупки ценных бумаг, а  также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно  в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность  данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

      4. Некоторые прочие методы регулирования  денежно-кредитной сферы.

      Наряду  с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.

      Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.

      Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменён.

      Также центральный банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный  банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне.

      При нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный  банк может применять к ним  самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

      Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.

      Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также  иногда использует второстепенное селективное  регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и  увещеваний.

      Чтобы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

      Если  государство хочет не допустить  увеличения денежной массы, то оно может  всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.

      Государство в лице центрального банка может  влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы  к тому или иному действию. Государство  обращается к чувству общественного  долга банкиров. В общей форме  могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита  в будущем.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава II.Анализ динамики развития денежно-кредитной политики

      2.1.Основные  направления денежно-кредитной  политики

      Благодаря беспрецедентным антикризисным  мерам, принятым в большинстве стран  в 2009-2010 годах, мировая экономика стала выходить из рецессии, вызванной глобальным кризисом. В ближайшие годы и, особенно, в 2010 году одним из главных вопросов, стоящих перед государственными органами как развитых, так и развивающихся стран, будет являться реализация "стратегии выхода" по сворачиванию пакета антикризисных мер. При этом наиболее сложной задачей станет определение правильного момента для завершения данных программ.

      С одной стороны, преждевременное  завершение государственного стимулирования может спровоцировать новый виток  кризиса в мировой экономике. Субъекты экономики могут оказаться  не в состоянии самостоятельно активизировать свою деятельность ввиду недостаточности  ресурсов.

      С другой стороны, продолжение активных антикризисных мер также несет  в себе риски для дальнейшего  развития экономики через увеличение нагрузки на ресурсы государства  и значительный рост дефицитов государственных  бюджетов. Масштабные вливания в экономику  привели к накоплению избыточной ликвидности в финансовых институтах, что в условиях низкой инвестиционной активности может привести к появлению  новых "пузырей". Кроме того, продолжение "мягкой" денежно-кредитной политики будет создавать дополнительные инфляционные риски.

      Таким образом, проведение сбалансированной политики, то есть постепенный отказ  от дальнейшей значительной поддержки  государством экономики, позволит восстановить темпы экономического роста при  сохранении ценовой стабильности.

      Начиная с 3 квартала 2009 года, наблюдается некоторое  восстановление экономического роста, которое компенсировало существенное снижение реального ВВП в первом полугодии 2009 года. По предварительным  итогам 2009 года реальный ВВП увеличился на 1,1%. Несмотря на то, что в 2009 году темпы экономического роста были ниже, чем в 2007-2008 годах, меры государственной  поддержки позволили восстановить позитивные ожидания субъектов экономики  и стабилизировать экономическую  ситуацию.

      Инфляционный  потенциал в экономике Республики Казахстан в 2009 году был минимальным. Отмечалось стабильное снижение темпов инфляции. По итогам 2009 года инфляция сложилась  на уровне 6,2%.

      В 2010 году не ожидается дальнейшего  снижения инфляционного давления в  Республике Казахстан, что связано  с наличием ряда рисков. Расширение потребительского спроса может быть обеспечено планируемым в 2010 году повышением заработных плат, социальных пособий  и пенсий из бюджета. Ситуация на финансовом рынке страны в 2010 году будет постепенно улучшаться, однако резкого роста  кредитной активности банков не произойдет ввиду сохранения экономических  и финансовых рисков. 
 

      Индекс  потребительских цен. Инфляция ускорилась.

      Годовой рост инфляции ускорился, повысившись  на 0,2 процентных пункта, месячный - вырос на 0,6%.Индекс инфляции в сентябре составил 100,6% (сентябрь 2009г. – 100,4%). Продовольственные товары выросли в цене на 0,4%, непродовольственные товары на 0,5%, платные услуги на 0,8%.Инфляция в годовом выражении составила 6,7% (сентябрь 2010 года).   

      

 
 

      Расширенная ДКП приводит к росту инфляции, что мы можем наблюдать на ИПЦ. Индекс потребительских цен в январе-феврале 2010 года по сравнению с январем-февралем 2009 года составил 107,4%. Цены на продовольственные товары возросли на 4,3%, непродовольственные товары – на 8,7% и платные услуги – на 10,3%.

      В феврале 2010 года к декабрю 2009 года цены на товары и услуги возросли на 2,3%, в  том числе продовольственные  товары - на 2,4%, непродовольственные  товары – на 0,7%, платные услуги –  на 3,5%. 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2.Анализ  текущего состояния  стабильности цен  в РК в 2010г.

              Основой сбалансированного экономического  роста в среднесрочном периоде  будет являться стимулирование как инвестиционного процесса, так и потребительской активности.

              Темпы роста инвестиций в 2010 – 2014 годах составят в среднем  3,8 % в год. Это будет обеспечивать  достаточно высокий рост накопления  основного капитала, позволяющий  проводить активную технологическую  модернизацию.

              Рост потребления в 2010 – 2014 годах составит в среднем 2,8 %. При этом государственное потребление  будет расти более высокими  темпами по сравнению с потреблением  домашних хозяйств.

              В целом Правительство будет  обеспечивать следующие параметры  роста компонентов ВВП.

      Таблица 1. Параметры роста экономики в 2010 – 2014 годах, % к предыдущему году

      Показатели               2010         2011        2012       2013              2014
      Потребление        101,8        102,2        102,9        103,3               103,7
      в т.ч. частное       102,0        102,0        102,8        103,2        103,5       
      государственное       101,3        102,8             103,5        103,7               104,0
      Инвестиции        102,2        103,4        103,8        104,4        105,1       
      Экспорт товаров и услуг       101,7                     102,5                      102,8              102,3                     103,4       
      Импорт  товаров и услуг       101,5                     102,6              103,3              102,8                     103,5       

Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан