Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:45, контрольная работа
В нашу жизнь твердо вошла фраза: «всё в этом мире можно купить, были бы деньги». Деньги, существуя многие тысячелетия, являются не только мерой стоимости, но и средством обращения.
Специальной организацией, обеспечивающей движение денег, является банк. Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
Введение.
Сущность денежно-кредитной плитики и её цели. Теоретические основы денежно-кредитной политики.
Инструменты денежно-кредитной политики.
Основные направления денежно-кредитной политики в 2011 году.
Заключение.
Операции на
открытом рынке имеют ряд следующих
преимуществ перед другими
- ЦБ может полностью контролировать объем купли продажи государственных ценных бумаг. Такой контроль невозможен, например, при кредитовании банков по учетной ставке процента, когда ЦБ лишь превышает или снижает привлекательность рефинансирования для банков;
- операции на открытом рынке гибки и довольно точны, их можно совершать в любых объемах;
- операции на открытом рынке легко обратимы: ошибку, допущенную при проведении операции, центральный банк может немедленно исправить, проведя обратную сделку;
- операции на открытом рынке осуществляются быстро. Для этого достаточно дать лишь указание дилеру рынка ценных бумаг, и торговая операция будет осуществлена
Регулирование учетной (дисконтной) ставки процента получило название дисконтной политики. Учетная (дисконтная) ставка - это процент по которому ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам под учет их векселей. В российской практике учетная ставка именуется ставкой рефинансирования, в Великобритании - банковской ставкой, в Германии - ломбардной ставкой. ЦБ может влиять на объем рефинансирования, воздействуя на стоимость кредитов (величину учетной ставки).
Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у ЦБ сокращается, а, следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд субъектам хозяйствования. К тому же банки, получая более дорогой кредит, повышают и свои ставки по ссудам. Предложение денег в экономике снижается.
Снижение учетной ставки действует в обратном направлении. В отличии от межбанковского кредита ссуды ЦБ, попадая на резервные счета коммерческих банков увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег.
Политика предоставления банкам кредитов по учетной ставке носит название политики дисконтного окна. ЦБ может воздействовать на объем рефинансирования, воздействуя на количество предоставляемых кредитов через управление дисконтным окном. Кредиты по учетной ставке для банков бывают трех типов: корректирующий (к нему прибегают банки для решения краткосрочных проблем с ликвидность в результате временного уменьшения объема депозитов); сезонный (предоставляется в определенное время года ограниченному числу банков, работающих в с/х отрасли); расширенный (выдается банкам, испытывающим серьезные проблемы с ликвидностью). Поскольку учетная ставка процента бывает ниже рыночной, у банков возникает стимул брать дешевые кредиты по учетной ставке и далее использовать средства с более высокой доходностью. Банки не должны получать прибыль от рефинансирования и ЦБ устанавливает правила, которые исключают возможность частого заимствования по учетной ставке.
Помимо влияния на денежную базу и предложение денег, дисконтная политика очень важна для предотвращения банковской и финансовой паники, т.е. она является наиболее эффективным способом предоставления банковской системе резервов во время банковского кризиса, т.к. дополнительные резервы немедленно поступают в банки, которые более всего нуждаются в них. В этом смысле ЦБ выполняет функцию кредитора последней инстанции, и это очень важное преимущество дисконтной политики. Однако выполнение ЦБ данной функции создает проблему недобросовестного поведения банков и небанковских финансовых учреждений: они берут на себя больший риск и связанный с ним возможные убытки, зная, что при возникновении проблемной ситуации всегда смогут получить кредит у ЦБ.
Дисконтная политика имеет ряд недостатков, а именно: во-первых, фиксация учетной ставки при изменениях рыночной ставки процента может привести к резким колебаниям спрэда - разницы между рыночной ставкой процента и учетной ставкой, что ведет к незапланированным изменениям объемов рефинансирования и предложения денег. Во-вторых, дисконтная политика более слабо влияет на денежное предложение, чем операции на открытом рынке. ЦБ может изменять учетную ставку, но не может заставить банки обращаться за кредитами.
Таким образом дисконтная политика имеет эффект сигнала для субъектов хозяйствования о намерениях ЦБ.
Изменения нормы обязательных резервов. Резервы были введены впервые в США ещё в 1863г. с целью гарантирования банковской ликвидности. Постепенно функция резервов изменилась и сегодня это скорее инструмент ограничения роста совокупной денежной массы, точнее коэффициент мультипликации. Резервные требования в современном понимании были впервые введены также в США в 1913 г. при создании федеральной резервной системы.
Обязательные
резервы это часть суммы
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Для примера, в Англии этот норматив составляет 0,45% от объема всех обязательств, 2,5% в Японии, до 25% в Италии.
В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования депозитов, сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций ЦБ, а также для межбанковских расчетов. Чем выше установленная ЦБ норма обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы обязательных резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. На практики данный инструмент используется достаточно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия его через мультипликатор довольно значительна и сложно измерима.
Основное преимущество
механизма обязательного
В последние годы ЦБ многих стран мира снижает или полностью отказывается от резервных требований. Из-за того, что ЦБ обычно не платит процент по резервным счетам коммерческим банкам, банки ничего не зарабатывают на них и теряют доход, который могли бы получить если бы, например, выдавали эти деньги в ссуду.
Издержки, с которыми связанно обязательное резервирование, говорят о том, что стоимость привлечения средств, для банков, выше, чем для других финансовых посредников, на которых не распространяются резервные требования. По этой причине банки оказываются менее конкурентоспособными, и ЦБ снижали нормы обязательных резервов, чтобы повысить конкурентоспособность коммерческих банков.
Тем не менее, полностью
отказываются от обязательного резервирования
не имеет смысла, поскольку его существование
обеспечивает большую стабильность денежного
мультипликатора и более качественный
контроль над предложением денег.
Основные направления денежно-кредитной политики в 2011 году.
Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.
Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.
Основные направления
единой государственной денежно-
– концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
– краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
– прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
– количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
– сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
– прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
– целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
– основные показатели денежной программы на предстоящий год;
– варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
– план мероприятий
Банка России на предстоящий год
по совершенствованию банковской системы
Российской Федерации, банковского
надзора, финансовых рынков и платежной
системы.
Заключение
Проводимая в
России денежно-кредитная политика
направлена на обеспечение внутренней
и внешней стабильности национальной
валюты. Стабильно низкий уровень инфляции
является условием для достижения устойчивого
экономического роста, который позволит
значительно повысить уровень жизни населения.
Опыт последних лет показывает, что достижение
целевого ориентира по инфляции возможно
только путем реализации комплекса согласованных
мер в области денежно-кредитной, бюджетной,
тарифной и структурной политики Правительства
Российской Федерации.
В последние годы у Банка России сложилась стандартная схема разработки основных направлений государственной денежно-кредитной политики. В начале определяются принципы и цели этой политики, на основе прогноза Минэкономразвития России социально-экономического развития РФ раскрываются варианты экономического роста, денежного предложения, задаются границы инфляции, параметры платежного балансе, валютного курса, определяются наиболее важные инструменты реализации денежно-кредитной политики. Формально есть все, чтобы денежно-кредитная политика страны вносила существенный вклад в усиление потенциала экономического роста, снижение инфляции, формирование позитивных ожиданий экономических агентов, снижение рисков, принятие обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций, потребительских расходов и повышение уровня жизни населения.
Пользуясь промежуточными и операционными целями, ЦБ может быстрее делать выводы о правилах выбранного направления политики, а так же вносить коррективы в денежно - кредитную политику по ходу ее реализации, не дожидаясь, пака станет виден ее окончательный результат: высокий уровень занятости и стабильность цен.
Инструменты денежно - кредитной политики непосредственно влияют на операционные цели, которые, в свою очередь, воздействуют на промежуточные, позволяющие достичь конечной цели. Ввиду того, что денежные агрегаты и процентные ставки как промежуточные цели не совместимы, ЦБ вынужден выбирать между ними, основываясь трех критериях: измеримость, управляемость, предсказуемость влияния на целевые переменные.
Денежная политика имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении.
Кредитно-денежная
политика призвана способствовать установлению
в экономике общего уровня производства,
характеризующегося полной занятостью
и отсутствием инфляции.
Источники
Информация о работе Денежно-кредитная политика и её инструменты