Денежно-кредитная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики, а также раскрытие главных особенностей её развития с 1992 по 2010 годы. Исходя из целей исследования, мною были поставлены следующие задачи:
изучить понятие и сущность денежно-кредитной политики
рассмотреть основные теории денежно-кредитной политики
разобрать типы и инструменты денежно-кредитной политики
рассмотреть роль Центрального банка РФ в денежно-кредитной политике.

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 63.67 Кб (Скачать)

МхY=PхG (M - денежная масса,  Y - скорость денежного обращения,  Р  -индекс цен,  G  -  количество  товаров).  Ведь  если  посчитать,  что  ВНП=PхG, а Y стабильна (или ее изменения предсказуемы),  то  ВНП напрямую зависит от массы денег, находящихся в обращении.10

В заключение хотелось бы отметить, что  современные модели денежной политики  базируются и на кейнсианских и на монетаристских идеях.

По мнению кейнсианцев последствия  проведения денежно-кредитной политики невозможно предсказать и оценить  однозначно. Влияние денежно-кредитной  политики на уровень производства, цены и занятость опосредовано таким  большим количеством факторов, плохо  поддающихся контролю и управлению, что делает ее малоэффективной. 

Монетаристы убеждены, что денежно-кредитная  политика определяет уровень экономической  активности в стране в гораздо  большей степени, чем считают  кейнсианцы. По мнению монетаристов, денежное предложение является единственно  важным фактором, оказывающим воздействие  на уровень производства, цены и  занятость.

Дискуссии между кейнсианцами  и монетаристами об экономической роли государства в рыночной экономике позволили переосмыслить некоторые наиболее фундаментальные аспекты    макроэкономической теории. Сегодня очень немногие экономисты придерживаются крайнего кейнсианского взгляда, согласно которому “деньги не имеют значения” или противоположной монетаристской крайности “только деньги имеют значение”. Современная денежно-кредитная политика использует все положительное, что есть в этих двух концепциях.11

 

1.3. Типы и инструменты денежно-кредитной политики

Основными типами денежно-кредитной  политики выступают:

1) кредитная экспансия (политика дешевых денег) – политика, направленная на стимулирование кредитных отношений в стране и денежной эмиссии;

2) кредитная рестрикция (политика  дорогих денег) – ограничение  эмиссии и кредитования.

Политика дешевых денег  используется в условиях циклического уменьшения объемов производства и  растущей безработицы. Центральный  банк прибегает к приобретению ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) у населения и коммерческих банков, понижает резервную норму и понижает учетную ставку процента (или ставку рефинансирования, т.е. ставку, по которой  государственный банк взыскивает платежи  по кредитам, выданным коммерческим банкам). В результате данных мероприятий  включается так называемый трансмиссионный (передаточный) механизм, приводящий последовательно:

  • к росту денежного предложения;
  • к падению процентных ставок коммерческих банков;
  • к росту инвестиционных расходов предприятий;
  • к увеличению реального чистого национального продукта.

Кредитная экспансия также  приводит к включению трансмиссии  на уровне международных связей страны. Последовательно происходит:

1) сокращение спроса на  национальную валюту за границей;

2) обесценение национальной  валюты;

3) увеличение чистого  экспорта.

Экспансионистская денежно-кредитная  политика характеризуется, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом  количества денег в обращении, сокращением  налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок.12

Политика дорогих денег  применяется в условиях роста  общего уровня цен. Центральный банк реализует ценные бумаги, увеличивая при этом норму резерва и учетную  ставку. В итоге предложение денег  сокращается, ставки процента коммерческих банков возрастают, сокращается объем инвестиций предприятий и уменьшается рост цен.

Кредитная рестрикция на международном уровне приводит к росту спроса на национальную валюту за границей, увеличению стоимости национальной валюты и сокращению чистого экспорта.

Рестрикционная денежно-кредитная  политика направлена на реализацию мероприятий, регламентирующих деятельность кредитно-денежной системы путем ограничения объема кредитных операций коммерческих банков и повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением  государственных расходов, а также  другими мероприятиями, направленными  на сдерживание инфляции, а в ряде случаев — на оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная  политика может быть использована как  в целях борьбы с инфляцией, так  и для сглаживания циклических  колебаний деловой активности.13

Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и  рестрикционного типа может иметь  либо тотальный, либо селективный характер. При тотальной денежно-кредитной  политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной  — на отдельные кредитные институты  или их группы либо на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в заданном направлении. При ее проведении практикуется использование следующего набора инструментов или разнообразных их сочетаний:

  • установление лимитов учетных и переучетных операций (например, по отраслям, регионам и т. д.);
  • лимитирование отдельных видов операций банков (их группировок); установление маржи при проведении различных финансово-кредитных операций;
  • регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков;
  • установление кредитных потолков.14

Основными инструментами, с  помощью которых Банк России воздействует на денежную базу, а через нее  и на все денежное предложение  являются:

  • операции на открытом рынке, т.е. сделки с государственными облигациями (покупка их у банков и населения приводит к росту денег в обращении; продажа банкам и населению – снижает объем денежной массы);
  • изменения резервных норм коммерческих банков (увеличение резервных норм ведет к уменьшению количества денег в обращении; уменьшение обязательных резервов увеличивает количество денег);
  • изменения учетной ставки, т.е. процентной ставки, по которой центральные банки взыскивают платежи по кредитам коммерческим банкам (повышение ставки ограничивает предложение денег; уменьшение – сокращает).15

Операции на открытом рынке. При продаже и покупке ценных бумаг (векселя, государственные облигации и др.) центральный банк пытается воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществлять управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг центральным банком приводит к обратным последствиям.

Изменение норм обязательных резервов банков. Одним из наиболее мощных средств воздействия на предложение денег является изменение центральным банком нормы резервных требований. Величина резервов, то есть часть банковских активов, которую любой коммерческий банк обязан хранить на счетах центрального банка, во многом определяет его кредитные возможности, ведь банк может выдавать ссуды и расширять тем самым денежное предложение только тогда, когда у него есть свободные резервы, превышающие установленную законом минимальную норму. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования центральный банк может регулировать кредитную активность банков и, тем самым, контролировать предложение денег.

Изменение ставки учетного процента. Центральный банк осуществляет кредитование коммерческих банков, взимая с них за пользование кредитом т.н. базовую процентную ставку. Коммерческие банки при выдачи кредита наращивают процентную ставку центробанка на некоторую величину. Чем ниже учетная ставка центробанка, тем более дешевые кредиты выдаются коммерческими банками. И наоборот, повышение учетной ставки влечет за собой удорожание кредитов для населения и предприятий.  Так как доступность кредитов определяет величину инвестиций в производство и, соответственно, уровень экономической активности в государстве, учетная ставка является одним из мощнейших рычагов управления экономикой. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Денежно-кредитная политика РФ

2.1. Роль Центрального банка РФ в денежно-кредитной политике

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.17

Центральный Банк РФ – государственное  кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования  денежного обращения, кредита и  валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Банк России формирует и претворяет в жизнь кредитно-денежную политику государства.

Осуществление денежно - кредитной  политики является важнейшей функцией любого центрального банка. Сложившаяся  мировая  практика  показывает,  что   через   денежно - кредитную политику государство воздействует на денежную массу и процентные  ставки, а они, в свою очередь - на потребительский и инвестиционный спрос.

Денежно - кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы.

Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный  финансовый орган играет одну из ведущих  ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля за состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.18

2.2. Денежно-кредитная политика РФ до 2005 года

Финансовую и денежно-кредитную  политику в России в рассматриваемом  периоде можно разделить на 3 этапа:

1. Период гиперинфляции и очень высокой инфляции  в 1992-1996 годах;

2. Период  снижающейся, но высокой инфляции в 1996-1998 гг. (до дефолта);

3. Период после дефолта до очередного кризиса (1998-2005 гг.);

В период гиперинфляции 1992-1996 годов какая-либо последовательная денежно-кредитная политика фактически отсутствовала. Это был начальный  этап трансформационного периода. И  все его проблемы и неудачи  сказались на финансовой и денежной системах страны. Совокупность их привела  к очень высокой инфляции и  общей неустойчивости финансовой системы  страны. Основными инструментами  Банка России, которые он использовал  в денежно-кредитной политике в  этот период, были ставка рефинансирования (очень  высокая - до 200-210% в 1993-1995 гг.), норма обязательных банковских резервов, регулирование валютного курса (включая административные меры), государственные ценные бумаги ГКО и международные государственные заимствования.19

В 1996-1998 гг. (до дефолта) ЦБ и  правительство проводили направленную политику по снижению уровня инфляции. Для этого использовались следующие  основные инструменты:

- внешние заимствования,  включая выпуски государственных  ценных, и кредиты МВФ;

- внутренние заимствования  с помощью государственных ценных бумаг ГКО и ОФЗ

- ставка рефинансирования;

- валютный коридор для курса рубля (приложение 2).

Сравнительно стабильный курс рубля и сравнительно невысокий  относительно прежних лет уровень  инфляции (1997 год - 11%) обеспечивался  за счет роста внешних долгов и  непрерывных выпусков государственных  краткосрочных ценных бумаг (ГКО). Низкий спрос на ГКО и ОФЗ предопределил  высокие процентные ставки по ним  и их быстрый рост в условиях слабой экономики. Снижение инфляции и возросший  уровень жизни населения оказались  виртуальными. Этот процесс шел за счет роста долгов, а не развития производств. Реальный сектор экономики  оказался без денежных средств и  без экономических стимулов к  развитию. Норма доходности на рынке  ГКО-ОФЗ и на депозитах в коммерческих банках была выше. Финансовая пирамида ГКО-ОФЗ в итоге рухнула, привела  к дефолту, к высокой инфляции и снижению реальной средней зарплаты.

Таким образом, сочетание  сверхвысоких процентных ставок по ГКО-ОФЗ  и необоснованного роста их выпусков с политикой валютного коридора привели в стремительному «набегу» международных валютных спекулянтов на российский рынок ГКО-ОФз и огромному оттоку капитала.  Искусственно поддерживаемый относительно стабильный курс рубля приводил к сверхдоходам  на рынке ГКО-ОФЗ в иностранной валюте.

После дефолта и  падения курса рубля более чем  в 4 раза Банк России проводил политику:

- стабилизации денежно-кредитной  системы;

- реструктуризации и повышения  эффективности банковской системы;

- роста золотовалютных   резервов;

- соответствующего роста  денежной массы за счет покупок  валюты Банком России на внутреннем  рынке;

- осторожной политики  государственных заимствований;

- политики сокращения  государственного долга;

- дорогих кредитов;

- снижения оттока частного  капитала;

- повышения инвестиционной  привлекательности страны;

- выполнения всех своих  международных финансовых обязательства;

- сбалансированности федерального  бюджета;

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства