Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:30, курсовая работа
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитная политика - важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
Введение ………………………………………………………………...4
1 Денежно-кредитная политика: ее сущность, особенности, цели….6
2 Инструменты денежно-кредитной полтика и ее виды……………11
2.1 Инструменты административного регулирования денежно-кредитной политики …………………………………………………..12
2.2Рыночные (косвенные) инструменты денежно-кредитного регулирования…………………………………….13
2.3Виды монетарной политики………………………………………19
3. Особенности денежно-кредитной политики в Республики Беларусь………………………………………………………………...26Заключение……………………………………………………………..33
Список использованных источников…………………………………36
Введение
Основным условием функционирования косвенного метода является наличие в стране рынка ценных бумаг, покупка и продажа которых позволяют Центральному банку оказывать воздействие на денежный рынок и потенциальные возможности коммерческих банков в предоставлении кредитов клиентуре.
Регулирование нормы
обязательных резервов. Как видно
из формулы
Основное преимущество
механизма обязательного резерв
Другим недостатком
использования нормы
Регулирование нормы
обязательного резервирования
Регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования). Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка. Политика предоставления банкам кредитов Центральным банком по учетной ставке носит название политики дисконтного окна. Центральный банк может влиять на объем рефинансирования двумя путями: воздействуя на стоимость кредитов (величину учетной ставки) или на количество предоставляемых кредитов через управление дисконтным окном. Discount policy переводят еще и как «учетная политика». Сам термин родился тогда, когда основной формой кредитования банков был учет (или переучет) их векселей по ставке процента, получившей название учетной. В настоящее время учет векселей потерял свою актуальность, а термин «учетная ставка» сохранился (в том же значении употребляют иногда и термин «норма дисконта», но он не получил широкого распространения).[1,с.486]
Механизм, с помощью
которого учетная ставка ведет
за собой повышение
Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Изменение учетной ставки Центральный банк использует для контроля за объемом денежной базы, а значит и за предложением денег. Если Центральный банк хочет увеличить денежное предложение в стране, то он понижает процентную ставку (и желательно, чтобы она была ниже межбанковской процентной ставки, чтобы было более эффективное увеличение денежной массы). Спрос коммерческих банков на ссуды Центрального возрастает, так как они становятся более привлекательными. При повышении учетной ставки до такого уровня, когда она становится выше ставки межбанковского рынка, коммерческие банки сокращают заимствование средств у Центрального банка. Это замедляет темпы роста предложения денег.
Однако на основе анализа инструментов рефинансирования можно выделить ряд проблем организации системы рефинансирования. С такими проблемами, например, столкнулась Российская Федерация. На сегодняшний день в ее политике рефинансирования можно выделить пять существенных проблем.
1.) Рефинансирование ориентировано практически на крупнейшие системообразующие банки. Именно возможность перераспределения ресурсов через межбанковский рынок в российских условиях отсутствует.
Российский рынок
2.) Используемые банком
России системы
3.) В настоящее время у кредитных организаций по прежнему наблюдается краткосрочный характер сложившейся ресурсной базы банков, в значительной мере сдерживающий расширение долгосрочного кредитования экономики в инвестиционных целях. Основная часть кредитных вложений банков в экономику приходится на краткосрочные кредиты. Доля долгосрочных кредитных вложений в суммарных активах коммерческих банков не превышает 1-2%. Наряду с этим в банковской системе скопились излишние ресурсы слишком высокой ликвидности, которые надо стерилизовать.
4.) Высокий уровень риска вложений средств в реальный сектор экономики – сдерживает кредитную активность банков, и соответственно, мешает развитию системы рефинансирования, направленной на поступление финансовых потоков в экономику. Доля кредитов реальному сектору экономики в совокупных активах банковского сектора составляет около 34%. По оценке самих банков, высокий кредитный риск является наиболее существенным фактором, препятствующим наращиванию их активов. Отмечается значительная концентрация кредитных рисков у ограниченного круга заемщиков. Доля крупных кредитных рисков в активах банковского сектора составляет около 30%.
5.) Несовершенство правовой базы.
Отсутствие содержательного
Таким образом на примере Российской Федерации существующие вышеизложенные проблемы наглядным образом тормозят развитие системы рефинансирования.
Депозитные операции. Разновидностью активных депозитных операций является внесение банками депозитов в Центральный банк, что служит основой денежно-кредитного регулирования и клиринговых расчетов.
Серьезным инструментом
являются распространяемые слухи. Хотя
это и нелегально, но ведь, сколько
всего незаконного можно
Люди боялись держать большие суммы в белорусских рублях, дабы они не обесценились.
2.3 Виды монетарной политики
Существует два вида денежно-кредитной политики в зависимости от конечных целей: политика “дешевых” денег (экспансионистская) и политика “дорогих” денег (рестриктивная).
Рассмотрим политику дорогих денег. Рестриктивная (направлена на ограничение расширения денежного предложения) политика “дорогих” денег преполагает высокий уровень процентных ставок и традиционно рассматривается как средство подавления инфляции. Выбор данной политики может быть обусловлен следующими задачами:
Реализация политики “дорогих” денег включает в себя повышение (или снижение) уровня процентных ставок по предоставляемым Центральным банком финансовым ресурсам, а так же ограничения по расширению денежного предложения.
Позитивные последствия реализации рестриктивной политики:
Негативные последствия:
Реальный сектор экономики в условиях проведения политики “дорогих” денег будет испытывать растущий кредитный голод. Лишь незначительн6ая часть эффективных сегодня предприятий смогут воспользоваться банковским кредитом, что можно объяснить снижающейся рентабельностью промышленного производства. Новый уровень рентабельности свидетельствует о падении способности к выживанию и об ухудшении перспектив промышленных производств в период проведения политики “дорогих” денег, а так же об отсутствии государственных программ их поддержки.
Политика дорогих денег как рыночный механизм селекции эффективно и стратегически корректно работает в устойчивой экономике, в умеренной степени зависящей от внешних рисков, со стабильными темпами роста, в условиях поступательного расширения инвестиций. Оживить рост промышленности в период проведения политики “дорогих” денег возможно только с использованием целевых государственных программ.
Еще один вид монетарной политики – это политика “дешевых денег”. Экспансионистская (направленная на увеличение общего предложения денег в экономике) политика “дешевых” денег опирающаяся на низкие процентные ставки, традиционно используется для снижения (или ограничения) роста безработицы в условиях рецессии.
Данная политика может быть обусловлена следующими задачами:
Позитивные последствия проведения политики “дешевых” денег:
Негативные последствия:
2) Высокие риски ускорения инфляций;
3) Консервация структурных диспропорций.
Ключевым вопросом проведения политики “дешевых” денег являются их источники. Есть все основания ожидать быстрого исчерпания государственных резервов. Тогда основными источниками предложения денег будут эмиссионные рефинансирования банковской системы и денежная эмиссия под выпуск государственных ценных бумаг, что представляет высокие риски для финансовой стабильности.[6]
Информация о работе Денежно-кредитная политика цели, инструменты, эффективность