Денежно-кредитная политика: цели и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:35, контрольная работа

Описание работы

С целью развития экономики страны, стабилизации финансовой системы, укрепления курса национальной валюты и обеспечения устойчивости платежного баланса государство предпринимает определенные действия, внося коррективы в экономическую ситуацию.
Опыт показал, что ни в одной стране мира, пытавшейся проводить политику прямого вмешательства государства, не удалось добиться долгосрочных успехов. Поэтому в условиях рыночной экономики государственное регулирование осуществляется посредством фискальной и денежно-кредитной политики.
Сущность, цели и методы кредитно-денежной политики рассмотрим более подробно.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . 3
Понятие денежно-кредитной политики, ее цели, теории, лежащие в ее основе . . . . . . . . . . . 4
Методы реализации денежно-кредитной политики . . . 9
Цели и методы денежно-кредитной политики Банка России . . 13
Заключение . . . . . . . . . . 18
Литература . . . . . . . . . . 19

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ДКБ.docx

— 40.85 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение . . . . . . . . . . . 3

  1. Понятие денежно-кредитной политики, ее цели, теории, лежащие в ее основе . . . . . . . . . . . 4
  2. Методы реализации денежно-кредитной политики  . . . 9
  3. Цели и методы денежно-кредитной политики Банка России . . 13

Заключение . . . . . . . . . . 18

Литература  . . . . . . . . . . 19

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С целью развития экономики  страны, стабилизации финансовой системы, укрепления курса национальной валюты и обеспечения устойчивости платежного баланса государство предпринимает  определенные действия, внося коррективы в экономическую ситуацию.

Опыт показал, что ни в  одной стране мира, пытавшейся проводить политику прямого вмешательства государства, не удалось добиться долгосрочных успехов. Поэтому в условиях рыночной экономики государственное регулирование осуществляется  посредством  фискальной и денежно-кредитной политики.

Сущность, цели и методы кредитно-денежной политики рассмотрим более подробно.

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ЦЕЛИ, ТЕОРИИ, ЛЕЖАЩИЕ В ЕЕ ОСНОВЕ

 

Под денежно-кредитной политикой  государства понимается совокупность мер экономического регулирования  денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого  экономического роста путем воздействия  на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного  предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильного  роста), занятости и уровня цен.

Основополагающей целью  денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении уровня производства, приближенного к полной занятости, и стабильности цен.

Современная макроэкономическая теория включает в себя несколько  конкурирующих между собой концепций, пытающихся объяснить механизм функционирования рыночной системы и дать рекомендации по управлению народным хозяйством, в  том числе и в сфере денежно-кредитных  отношений.

Наиболее существенное влияние  на становление и развитие современной  макроэкономической теории и политики оказали два течения в экономической  мысли: кейнсианство и монетаризм.

Кейнсианство, возникшее  в конце 1930-ых годов, занимало ведущее  положение в макроэкономической теории и политике после второй мировой  войны вплоть до 1970-ых годов. Считается, что благодаря осуществлению  на практике кейнсианских рекомендаций по государственному регулированию экономки, в США и в странах Западной Европы со второй половины 1940-ых годов и до конца 1960-ых годов ХХ века не наблюдалось глубоких экономических кризисов, а темпы инфляции были невысоки.

Трудности, возникшие в  экономике США и других индустриально-развитых стран в конце 1960-ых – начале1970-ых годов, привели к необходимости  пересмотра кейнсианской интерпретации государственного регулирования рыночной экономики.

Так называемое «ортодоксальное кейнсианство» почти с самого начала своего оформления являлось предметом многочисленных атак. И прежде всего, со стороны представителей неоклассических теорий, возрождение и распространение которых возглавила в 1950-е – 1960-е годы монетаристская школа. На протяжении уже более трех десятилетий монетаризм занимает ведущее место среди теорий, претендующих на роль альтернативы кейнсианству в объяснении основных макроэкономических процессов.

Хотя критика кейнсианства со стороны монетаристов шла под лозунгами «неоклассического возрождения», «кейнсианской контрреволюции», «монетарной революции» – противоречия между ними не столь остры, а различия не столь противоположны, как это пытаются представить сторонники этих двух концепций.

Сходства экономических  концепций монетаризма и кейнсианства:

  1. Методологической основой обеих концепций является теория общего равновесного анализа;
  2. Главное место в их исследованиях макроэкономических явлений отводится совокупному спросу;
  3. В обеих моделях деньги воздействуют на чистый национальный продукт (ЧНП) в одинаковом направлении – расширение денежного предложения увеличивает ЧНП, и наоборот;
  4. В качестве основных целей государственной политики кейнсианцы и монетаристы рассматривают борьбу с инфляцией и безработицей.

Различия данных экономических  теорий состоят в следующем:

  1. Оценка рыночной системы и отношение к государственному вмешательству в экономику.

С кейнсианской точки зрения рыночная система лишена механизма, обеспечивающего экономическое равновесие, а, значит, государство в этих условиях должно играть активную роль в стабилизации экономики. Монетаристы, наоборот, считают, что рыночное хозяйство представляет собой в высшей степени устойчивую систему, идеально приспособленную для саморегулирования, поэтому вмешательство государства в экономику не допустимо.

  1. Аналитическая основа.

В кейнсианской теории основным определяющим фактором являются совокупные расходы, или совокупный спрос. Он складывается из четырех основных компонентов и представляет собой валовой национальный продукт, подсчитанный через расходы. Основополагающим фактором для монетаристов является обмен, и определяется через так называемое “уравнение обмена”, левая часть которого представляет собой общее количество расходов покупателей на приобретение произведенных благ, а правая часть – общую выручку продавцов этого объема. По мнению монетаристов, совокупный спрос не что иное, как предложение денег умноженное на скорость их обращения.

  1. Методы проведения денежно-кредитной политики в рамках общей экономической политики.

В кейнсианской концепции государственного регулирования экономики денежно-кредитная политика занимает второе место. Главная роль в создании совокупного эффективного спроса отводится налогово-бюджетной политике. Большое значение при этом имеет политическое решение о проведении денежно-кредитной политики в одной из двух основных форм: политики дорогих денег и политики дешевых денег.

Выбор того или иного вида  денежно-кредитной политики определяется тем, какая из двух основных причин макроэкономической нестабильности является наиболее существенной в данный момент: рост инфляции или увеличение безработицы. 

Цель политики дорогих денег состоит в ограничении совокупного спроса и снижении уровня инфляции путем повышения учетной ставки. В такой ситуации снижается доступность кредита, что приводит к сокращению денежного предложения и спроса на инвестиции, снижению уровня доходов и инфляции со стороны спроса.

Политика дешевых денег направлена на увеличение совокупного спроса и сокращение уровня безработицы, путем снижения учетной ставки. Как следствие, увеличивается предложение денег и спрос на инвестиции, растет занятость населения, его доходы, увеличивается совокупный спрос.

Монетаристы убеждены, что денежно-кредитная политика определяет уровень экономической активности в стране в гораздо большей степени. По их мнению, денежное предложение является единственно важным фактором, оказывающим воздействие на уровень производства, цены и занятость.

Главная причина макроэкономической неустойчивости, как утверждают монетаристы, лежит в сфере денежных процессов. Инфляция, безработица, спад производства не характерны для рыночной системы как таковой, а проистекают от неправильной денежной политики, осуществляемой государством.

Проведение эффективной  финансовой политики согласно монетаристским рекомендациям предполагает:

  1. Отказ от произвольных изменений в налоговой или денежно-кредитной политике ради поставленных экономико-политических целей;
  2. Государство – “служащий”, который должен планировать расходы и налоги, без необходимости обеспечивать экономическую стабильность;
  3. Главным инструментом по поддержанию долгосрочной стабильности  должна стать денежно-кредитная политика, основывающаяся на долгосрочном, стабильном
  4. Законодательное установление монетарного правила с учетом многолетних тенденций в динамике ключевых экономических показателей.

Дискуссии между кейнсианцами и монетаристами об экономической роли государства в рыночной экономике позволили переосмыслить некоторые наиболее фундаментальные аспекты макроэкономической теории. Сегодня очень немногие экономисты придерживаются крайнего кейнсианского взгляда, согласно которому “деньги не имеют значения” или противоположной монетаристской крайности “только деньги имеют значение”. Современная денежно-кредитная политика использует все положительное, что есть в этих двух концепциях.

 

2. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Методы денежно-кредитной  политики - это совокупность приемов  и операций, посредством которых  субъекты денежно-кредитной политики - Центральный банк как государственной  орган денежно-кредитного регулирования  и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики - воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение  денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной  политики.

Выбор методов и инструментов денежно-кредитной политики должны быть прерогативой центрального банка, т.е. отличие стратегических и промежуточных  целей денежно-кредитной политики от тактических должны заключаться  в том, что тактические цели реализует  именно центральный банк государства.

Современная система методов  денежно-кредитной политики столь  же разнообразна, как и сама денежно-кредитная  политика. Классификацию методов  денежно-кредитной политики можно  проводить по различным признакам. Денежно-кредитная политика может проводиться с помощью административных и рыночных инструментов регулирования.

Прямые, или административные методы — различные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

Косвенные, или рыночные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы. Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят  в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение  выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

  1. Операции на открытых рынках.

Продажа (покупка) ЦБ государственных  ценных бумаг на открытых рынках коммерческими  банками уменьшает (увеличивает) резервы  банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Эти меры денежно-кредитной политики не являются инструментами глубокого действия, их влияние быстрое, краткосрочное. Их преимущества: гибкость, оперативность, автономность центрального банка при их осуществлении, возможность быстрого изменения направления их действия и др.

  1. Изменение минимальной резервной нормы.

Регулирование нормы обязательных резервов состоит в установлении обязательной нормы ресурсов, которую  коммерческие банки должны сохранять  в центральном банке в процентах  к привлеченным средствам. Обязательные резервы являются инструментом глубокого  действия и выполняют две функции: во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечениям обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень  ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости  от экономической ситуации; во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, который используется центральным  банком для регулирования объема денежной массы в стране. С помощью  изменения нормы обязательных резервов центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

  1. Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос  коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы  коммерческих банков и их способность  давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент  за кредит. Предложение денежной массы  в стране возрастает. Наоборот, когда  нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную  ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с  инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: цели и методы