Денежно-кредитная политика ЦБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Денежно - кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоритические основы денежно-кредитной политики…………………………..5
Сущность и функции денежно-кредитной политики……………………………………...5
Принципы денежно-кредитной политики…………………………………………………5
Цели денежно-кредитной политики…………………………………………………….....6
Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)……………………………………………………………………………………..…...8

ГЛАВА 2. Развитие экономики России и денежно-кредитная политика
в 2010 году…………………………………………………………………………………........11
2.1 Инфляция и экономический рост........................................................................................11
2.2. Платежный баланс...............................................................................................................12
2.3. Валютный курс.....................................................................................................................14 2.4. Реализация денежно-кредитной политики……………………………………………….16
ГЛАВА 3. Анализ денежно-кредитной политики ЦБ…………………………….………….25
3.1. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа.....................................................................................................................................25
3.2. Политика валютного курса..................................................................................................27
3.3. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование..........................................................................................................................28
Заключение……………………………………………………………………………………...30
Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

курс.раб. денежно кредитная политика ЦБ.docx

— 859.35 Кб (Скачать)

С помощью  кредитного регулирования государство  стремится смягчить экономические  кризисы, сдержать рост инфляции, в  целях поддержания конъюнктуры  государство использует кредит для  стимулирования капиталовложений в  различные отрасли народного  хозяйства.

Кредитная политика осуществляется косвенными и  прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).

В условиях высокоразвитой рыночной экономики  в основе денежно-кредитной политики лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание  двух комплексов мероприятий:

· политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения  кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении);

· политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении).

Политика  денежно-кредитной рестрикции (политика "дорогих денег") применяется  в условиях циклического оживления  хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика "дешевых денег") применяется  в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в  стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий  кредитования в целях хозяйственного оживления. Эти политики более широко рассматриваются далее.

По мнению автора, основные цели денежно - кредитной  политики государства меняются в  зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это  государство.

Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных  финансов, стабильностью экономики  государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов  и расходов государственного бюджета  или его дисбалансом.

В связи  с этим, представляется нецелесообразным пытаться описать подробно цели денежно-кредитной  политики без их привязки к характеристике социально-экономического уровня развития государства. В общем случае, основными целями денежно-кредитной политики государства являются:

· регулирование  экономической активности агентов  экономических отношений;

· достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;

· создание безинфляционной экономики.

В предстоящий  трехлетний период (данные 2004 г.) Правительством Российской Федерации и Банком России должна быть реализована задача снижения инфляции до 7,5 - 8,5% в 2005 году, 6,0 - 7,5% в 2006 году и 5,0 - 6,5% в 2007 году, что соответствует  основным параметрам сценарных условий  социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года.

Снижение  инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной  политики на 2004-2007 г.

Банк  России исходя из предварительных  расчетов состояния  платежного баланса  страны, проекта федерального бюджета на 2005 год и других факторов, воздействующих на инфляцию, считает возможным принять в качестве цели денежно-кредитной политики на 2005 год ограничение прироста потребительских цен в пределах 7,5 - 8,5%. 

Поставленной  цели по общему уровню инфляции на потребительском  рынке соответствует уровень  базовой инфляции 7 - 8%.                                                                                       

1.4 Основные типы  денежно-кредитной  политики (политика  дешевых и дорогих  денег). 

В этой главе рассматриваются механизмы  реализации основных типов денежно-кредитной политики. Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах. Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость. В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка.

Приведенную выше систему мер называют политикой  дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы  слишком малы, чтобы удовлетворить  предписываемой законом резервной  норме, то есть их текущий счет слишком  велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных  резервах, банкам следует сохранить  свои текущие счета, воздержавшись  от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого  денежное предложение сократится, вызывая  повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая  инфляцию. Цель политики заключается  в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита  и увеличения его издержек для  того, чтобы понизить расходы и  сдержать инфляционное давление.

Необходимо  отметить сильные и слабые стороны  использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия  на экономику страны в целом. В  пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в  законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной  политикой.  

Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно  принимать решения о покупке  и продаже ценных бумаг и тем  самым влиять на денежное предложение  и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована  от политического давления, кроме  того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует  тоньше и потому представляется более  приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить  достаточно энергично, действительно  способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки  вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения  денег. Политика дешевых денег может  обеспечить коммерческим банкам необходимые  резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии  гарантировать, что банки действительно  выдадут ссуду и предложение  денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной  асимметрией, причем она может оказаться  серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой  негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в  следующем. Скорость обращения денег  имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда  предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна  к возрастанию. И наоборот, когда  принимаются политические меры для  увеличения предложения денег в  период спада, весьма вероятно падение  скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых деньгах  скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег. 
 
 
 
 
 
 

 

ГЛАВА 2.Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2010 году.

                                   2.1. Инфляция и экономический рост

     В январе-сентябре 2010 года продолжалось восстановление российской экономики после глубокого спада, вызванного мировым финансово-экономическим кризисом. Постепенное оживление мировой экономики и улучшение условий торговли способствовали увеличению российского экспорта и поддержанию роста производства. Сократился чистый отток частного капитала. Возобновился рост потребительской и инвестиционной активности. В январе-июне 2010 года объем ВВП увеличился на 4,2%. Однако в III квартале прирост производства товаров и услуг составил, по оценке, менее 3%, что может привести к более низким, чем ожидалось ранее (4%), темпам роста ВВП в целом за 2010 год.

В условиях экономического роста численность  занятого населения в январе-сентябре 2010 года увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 года. С февраля общая численность безработных начала сокращаться и на конец сентября 2010 года составила 6,6% численности экономически активного населения (7,6% годом ранее).

Реальные  располагаемые денежные доходы населения  в январе-сентябре 2010 года возросли по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 4,8%. Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении увеличились, по оценке, на 4,3%. Улучшение финансового положения организаций способствовало росту инвестиций. В январе-сентябре 2010 года объем вложений в основной капитал возрос на 3,8% (в январе-сентябре 2009 года он снизился на 19,6%).

В условиях более высоких, чем в 2009 году, мировых  цен на энергоносители увеличивались доходы бюджета. Реализация мер государственной политики, направленных на поддержание внутреннего спроса, способствовала росту расходов на конечное потребление органов государственного управления. Дефицит федерального бюджета в январе-сентябре 2010 года заметно снизился по сравнению с сопоставимым периодом 2009 года и составил 2,2% ВВП.

В январе-июле 2010 года отмечалось существенное снижение инфляции. На замедление роста цен повлияли низкий уровень спроса и сохранявшийся отрицательным разрыв выпуска1, укрепление рубля. В июле 2010 года инфляция снизилась в годовом выражении до 5,5% – минимальное значение с 1991 года.

    В августе-октябре 2010 года рост цен ускорился. Потребительские цены в августе  в годовом выражении возросли на 6,1%, в сентябре – на 7,0%, в октябре  – на 7,5%. В значительной мере ускорение  инфляции связано с действием  краткосрочных волатильных факторов, в частности с ускорением роста цен на продовольствие вследствие неблагоприятных погодных условий.

    Тем не менее в целом за январь-октябрь 2010 года инфляция была ниже, чем за соответствующий период 2009 года. По сравнению с декабрем предыдущего года в октябре потребительские цены возросли на 6,8% (за десять месяцев 2009 года – на 8,1%). Товары и услуги, учитываемые при расчете базовой инфляции, подорожали за январь-октябрь 2010 года на 5,1% против 7,6% годом ранее (в годовом выражении в октябре – на 5,8%).

    Темпы прироста цен на непродовольственные товары замедлились до 3,8%

1 Отрицательный разрыв  выпуска свидетельствует  о том, что фактический  выпуск был меньше  своего потенциального (естественного) уровня, то есть о недостаточности фактического спроса относительно возможного предложения.с 9,0% в январе-октябре 2009 года, на продовольственные товары без плодоовощной продукции ускорились до 7,0% с 6,3%. Услуги населению подорожали на 7,4%, что на 3,5 процентного пункта меньше соответствующего показателя в 2009 году.

Рост  потребительских цен за IV квартал 2010 года (с учетом итогов октября) ожидается выше, чем за соответствующий квартал предыдущего года, и по итогам года инфляция составит примерно 8%. 

2.2. Платежный баланс

В январе-сентябре 2010 года платежный баланс формировался под воздействием разнонаправленных факторов. Улучшение конъюнктуры рынка основных товаров российского экспорта происходило наряду с восстановлением внутреннего спроса, способствовавшим ускорению роста импорта. Положительное сальдо текущего счета от квартала к кварталу снижалось. При этом расширялось привлечение иностранного капитала, которое, однако, не компенсировало его отток. В результате темпы прироста валютных резервов в III квартале 2010 года существенно замедлились.

Информация о работе Денежно-кредитная политика ЦБ