Денежно-кредитная политика ЦБ РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - денежно - кредитная политика Банка России.
В рамках поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть общие концепции денежно-кредитной политики в России, в частности основную роль Центрального Банка Российской Федерации;
2. проанализировать текущее состояние денежно-кредитного регулирования в России;
3. изучить перспективы развития денежно-кредитной политики в России.
Особое внимание уделяется направлениям совершенствования денежно-кредитной политики в России.

Содержание

Введение
1. Общие концепции денежно-кредитной политики в России
1.1 Центральный Банк Российской Федерации: задачи и функции
1.2 Направление, цели и методы денежно - кредитной политики
2. Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ
2.1 Текущее состояние денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации
2.2 Регулирование обязательных резервов
2.3 Рефинансирование банков
2.4 Валютные интервенции
3. Перспективы развития денежно-кредитной политики в России
3.1 Кредитно-денежная политика на 2006 г.
3.2 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики в Российской Федерации
3.3 Предварительные итоги и прогноз на будущее
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ДКБ Денежно-кредитная политика ЦБ РФ курсовая (2012 зим. сес.).docx

— 60.74 Кб (Скачать)

После отзыва у кредитной  организации лицензии на осуществление  банковских операций средства обязательных резервов, депонированные кредитной  организацией в Банке России, перечисляются  на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и  используются в порядке, установленном  федеральными законами и издаваемыми  в соответствии с ними нормативными актами Банка России. (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 151-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции).

При реорганизации кредитной  организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается  нормативными актами Банка России (часть  седьмая введена Федеральным  законом от 31.07.1998 N 151-ФЗ).

Под операциями на открытом рынке понимаются купля - продажа  Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и  прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными  бумагами с совершением позднее  обратной сделки.

Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в  том числе учет и переучет векселей. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля - продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в ред. Федеральных законов от 26.04.2005 N 65-ФЗ..

Банк России вправе применять  прямые количественные ограничения  в исключительных случаях в целях  проведения единой государственной  денежно - кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Банк России может устанавливать  ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной  денежно - кредитной политики. Банк России в целях реализации денежно - кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

Предельный размер общей  номинальной стоимости облигаций  Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске  облигаций Банка России, устанавливается  как разница между максимально  возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций  и суммой обязательных резервов кредитных  организаций, определенной исходя статья 43.1 введена Федеральным законом  от 08.07.1999 N 139-ФЗ)

Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет в  Государственную Думу проект основных направлений единой государственной  денежно - кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год (в ред. Федерального закона от 20.06.2005 N 80-ФЗ).

Предварительно проект основных направлений единой государственной  денежно - кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и  Правительству Российской Федерации.

Основные направления  единой государственной денежно - кредитной  политики на предстоящий год включают следующие положения:

анализ состояния и  прогноз развития экономики Российской Федерации;

основные ориентиры, параметры  и инструменты единой государственной  денежно - кредитной политики.

Государственная Дума рассматривает  основные направления единой государственной  денежно - кредитной политики на предстоящий год и принимает решение.

 

2.2 Регулирование обязательных  резервов.

Норма обязательных резервов широко используется государством для  увеличения или уменьшения свободной  денежной массы. Естественно, увеличение нормы обязательного резервирования влечет за собой уменьшение свободной  денежной массы Денежно-кредитная  политика - 2006// Деньги и кредит. №12, 2005 г.-12с..

Для регулирования ликвидности  банковской системы Банк России в  числе других мер активно использовал  такой инструмент денежно-кредитной  политики, как обязательные резервы. В результате проведенных Банком России мероприятий, а также в связи с ростом привлеченных средств (обязательств) кредитных организаций, учитываемых при расчете размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России (которые с января по сентябрь 2005 года увеличились на 45,0%, в том числе в валюте Российской Федерации на 64,6% и в иностранной валюте на 23,0%), сумма обязательных резервов увеличилась по сравнению с началом года в 2,7 раза, в том числе по привлеченным средствам в валюте Российской Федерации в 2,5 раза, по привлеченным средствам в иностранной валюте в 2,9 раза.

При этом по состоянию на 1 октября 2005 года из общей суммы  обязательных резервов 35,0% за депонировано Сбербанком России 65,0% другими кредитными организациями. По результатам регулирования  на 1 октября 2005 года недовзнос средств в обязательные резервы по действующим кредитным организациям составил 6,6%к сумме, подлежащей депонированию, против 14,9% по результатам регулирования на 1 января 2005 года.

С кредитных организаций, нарушающих установленный порядок  формирования обязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательные резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие меры воздействия, предусмотренные статьями 74 и 75 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) ", вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Требования минимальных  резервов появились как страховка  ликвидности кредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Этот мотив использования минимальных  резервов существует и сегодня. Поддерживая  ликвидность банков, центральный  банк выполняет свою задачу "кредитора  последней инстанции". В настоящее  время минимальные резервы - это  наиболее ликвидные активы, которые  обязаны иметь все кредитные  учреждения, как правило, либо в форме  наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном  банке или в иных высоколиквидных  формах, определяемых центральным банком.

Норматив резервных требований представляет собой установленное  в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных  резервов к абсолютным (объемным) или  относительным (приращению) показателям  пассивных (депозитов) либо активных (кредитных  вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Однако в применении конкретных форм данного инструмента в разных странах наблюдаются существенные различия в зависимости от национальных особенностей развития финансового  рынка. Центральными банками используются различные структуры минимальных  резервов, амплитуда и частота  колебаний их величины, специфика  начисления процентов, условия, предоставляемые  кредитным институтам при их рефинансировании.

Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют  двоякую роль: служат текущему регулированию  ликвидности на денежном рынке и  одновременно играют роль тормоза эмиссии  кредитных денег коммерческими  банками. Рост резервной нормы увеличивает  количество обязательных резервов, которые  должны держать банки. Тут либо банки  потеряют избыточные резервы, понизив  свою способность создавать деньги путем кредитования, либо они сочтут свои резервы недостаточными, и будут  вынуждены уменьшить свои чековые  счета и тем самым денежное предложение. Сильное повышение  резервной нормы может свести на нет способность банковской системы  к созданию кредитов.

Уменьшение резервной  нормы действует на денежное предложение  обратным образом. Оно переводит  часть обязательных резервов в избыточные и, тем самым, увеличивает способность  банков создавать деньги путем кредитования.

В механизме расчета ставок, а также в критериях, по которым  они дифференцируются, в разных странах  наблюдаются существенные различия.

Резервные обязательства  ориентируются, как правило, по состоянию  или росту определенной части  обязательств кредитных институтов. Резервы, учитываемые на активной стороне банковского баланса, величина которых должна согласовываться с величиной выданных кредитов (при соблюдении коэффициента ликвидности), составляют исключение. Основной статьей при расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений по пассивной стороне баланса. В некоторых случаях учету при определении величины минимальных резервов подлежат и межбанковские обязательства.

Эффективность инструмента  обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий  обязательств. Увеличивая спектр таких  обязательств, центральный банк уменьшает  возможность обхода своих требований со стороны кредитных институтов. Например, в обязательства, облагаемые минимальными резервами в Германии, включаются вклады до востребования, срочные  и сберегательные вклады сроком до четырех лет, а также привлеченные средства на межбанковском денежном рынке и долговые обязательства - именные и на предъявителя - сроком до двух лет.

Размеры ставок по минимальным  резервам существенно колеблются по странам. Наивысшие ставки установлены  в Италии и Испании. На противоположном  полюсе находится Япония, где ставка по минимальным резервам обычно не превышает 2,5%. Банк Англии, который  практически не использует минимальные  резервы как инструмент денежной политики, требует от кредитных институтов лишь 0,45% обязательств, подлежащих учету  в минимальных резервах. Такую  существенную разницу между ставками по минимальным резервам можно объяснить  тем, что в странах, где установлена  высокая резервная ставка, обязательства  по минимальным резервам обычно не являются беспроцентными.

Во многих странах минимальные  резервы практически уже не используются как инструмент "жесткого" регулирования, так как центральные банки  предпочитают им более гибкую политику открытого рынка. В большинстве  развитых стран в последние годы активность использования политики минимальных резервов в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности и для контроля рентабельности банковских операций снизилась. В США  ФРС уже давно отказалась от механизма  изменения ставок минимальных резервов.

Несколько слов об операциях  на открытом рынке. В 2006 году Банк России продолжал рассматривать операции на открытом рынке в качестве важного  инструмента денежно кредитной  политики. Учитывая накопленный в  предкризисный период положительный  опыт применения данного инструмента, предполагалось использовать для таких  операций как правительственные ценные бумаги, так и облигации Банка России. Полномасштабному использованию операций с ценными бумагами в 2005 году препятствовали следующие факторы.

Во-первых, была продлена до II квартала 2005 года процедура новации  по государственным ценным бумагам, что создавало неопределенность у участников рынка.

Во-вторых, сложившийся уровень  доходности после новации не соответствовал в полной мере ожиданиям участников рынка, в результате чего объемы операций сохранялись на невысоком уровне.

В 2005 году Банк России активно  проводил операции по покупке и продаже  иностранной валюты на открытом рынке  для предотвращения резких колебаний  курса национальной валюты, противодействия  спекулятивным настроениям участников рынка. Поскольку, как уже было отмечено, валютный курс является основным инфляционнообразующим фактором, поддержка стабильности на валютном рынке оказывает положительное влияние на достижение целей по инфляции.

 

2.3 Рефинансирование банков.

Ставка рефинансирования - очень мощный инструмент воздействия  на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения  влекут за собой значительные последствия  для банковской системы в целом. Государство не должно допускать  резких изменений ставки рефинансирования.

Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) на графике  отражают нестабильность российской экономики.

Как известно, повышение  учетной ставки влечет за собой "удорожание" кредитов и, следовательно, снижение инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной  политики не всегда использовался грамотно и часто вступал в противоречия с другими составляющими государственной  политики.

В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов "овернайт" и ломбардных кредитов.

Одним из инструментов предоставления дополнительной ликвидности банковской системе является рефинансирование Банком России банков, осуществляемое на рыночных условиях. Рефинансирование Банком России банков в настоящее  время осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов “овернайт ”, а также ломбардных кредитов в соответствии с положениями Банка России от 13.03.05 №36 “О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам ” (с учетом изменений и дополнений) и от 6.03.05 №19 П “О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг ” (с учетом изменений и дополнений).

В целях совершенствования  действующего порядка предоставления Банком России обеспеченных кредитов банкам в первом полугодии 2006 года в  ломбардный список Банка России были включены государственные ценные бумаги, полученные в ходе новации, а также  были установлены новые поправочные  коэффициенты по государственным ценным бумагам, входящим в Ломбардный список Банка России. За январь сентябрь 2005 года внутридневные кредиты были предоставлены 24 банкам на сумму 21,7 млрд. рублей, кредиты “овернайт ” 25 банкам на сумму 1,5 млрд. рублей. Все выданные кредиты погашены.

Информация о работе Денежно-кредитная политика ЦБ РФ