Денежно-кредитная и валютная политика Центрального банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучить и проанализировать современную антиинфляционную политику Центрального Банка. В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:
 рассмотреть теории, лежащие в основе денежно-кредитной политики Центрального Банка;
 проанализировать современную антиинфляционную политику Центрального Банка.

Содержание

Введение 4
1.Теории, лежащие в основе денежно-кредитной политики Центрального Банка 6
2.Методы денежно-кредитной и валютной политики 9
3.Денежно-кредитная и валютная политика Банка России 17
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

курсовая ДКБ.docx

— 96.11 Кб (Скачать)

Указанный подход позволит сдерживать чрезмерно резкие колебания  валютного курса, создающие риски  для стабильности российской финансовой системы, и вместе с тем не будет препятствовать формированию рыночных тенденций курсовой динамики, обусловленных фундаментальными изменениями состояния мировой экономики, обеспечивая условия для адаптации участников рынка к плавающему валютному курсу.

В результате дефолта 1998 года было подорвано доверие населения  и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также  к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий, лопнули многие банки. Банковская система  оказалась в коллапсе минимум  на полгода. Население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень  жизни. В условиях более высоких, чем в 2009 году, мировых цен на энергоносители увеличивались доходы бюджета. Реализация мер государственной политики, направленных на поддержание внутреннего спроса, способствовала росту расходов на конечное потребление органов государственного управления. Дефицит федерального бюджета в январе-сентябре 2010 года заметно снизился по сравнению с сопоставимым периодом 2009 года и составил 2,2% ВВП.

Финансирование дефицита госбюджета происходил за счёт продажи на рынке долговых обязательств государства (ГКО, ОФЗ и других). Причём объём их размещения постоянно увеличивался (с 160 млрд. рублей в 1995 году до 502 млрд. рублей в 1997 году), а нужный объём спроса на них поддерживался большими ставками процентов и значительным привлечением спекулятивных финансовых ресурсов из-за границы. Ориентация на иностранный капитал потребовала ликвидации многих ограничений на вывоз капитала за границу.

Хотя темпы инфляции уменьшились, это не привело к возникновению  рыночных импульсов, которые обеспечили бы активизацию процессов модернизации экономики и рост капиталовложений. Участники экономических процессов  по-прежнему не считали финансовую ситуацию в стране стабильной, полагали уровень рисков чрезмерно большим  и воздерживались от значительных инвестиций в основной капитал. Причём государство, применяя сомнительные меры противодействия  инфляции и превратившись в крупнейшего  нарушителя финансовых обязательств, внесло очень значительный вклад  в поддержку большого уровня недоверия  в экономике. Кроме того, экономическая  политика властей, применявшаяся в  те годы, не смогла эффективно противодействовать той составляющей инфляции, которая  возникала вследствие воздействия  всплесков цен на мировом рынке, структурных и технологических перекосов в экономике и т.д. Вследствие этого, вложения в основной капитал в российской экономике продолжали снижаться опережающими темпами вплоть до 1999 года.

В 2010 году опережающий рост объема денежных переводов физических лиц – резидентов за границу выплаченные текущие трансферты превысили полученные на 3,3 млрд. долларов США (в январе-сентябре 2009 года – на 1,9 млрд. долларов США). В результате возобновилось привлечение иностранных инвестиций государственным и частным секторами при снижении объемов вывоза капитала за рубеж.

Резкое падение курса  рубля привела к значительному  снижению импорта и усилению позиций  экспорта. Российские предприятия, несущие  затраты в рублях, стали более  конкурентоспособными как на мировом, так и на внутреннем рынке. Укрепление реального курса рубля происходило в течение 7 лет, до 2005 года, когда курс достиг показателей 1996-1997 годов.

По мнению начальника управления фондовых операций ИК «Велес Капитал» Гиорги Пирцхелавы, причиной дефолта 1998 года стала нестабильная экономика страны - с большой инфляцией, слабеющим рублем, низкими ценами на углеводороды, постоянно растущим государственным долгом. В конце концов, государство не справилось с давлением долга, руководство было вынуждено объявить дефолт по своим обязательствам. По его словам, избежать данной ситуации было сложно, так как проблемы увеличивались, как снежный ком, а у молодого российского Правительства не было опыта руководства в условиях рыночной экономики.

Гиорги Пирцхелава: «Для нынешней российской экономики подобные варианты развития ситуации маловероятны из-за высоких цен на нефть и газ. Нефтедоллары надежно держат нашу экономику. К тому же, накоплен достаточно большой стабилизационный фонд и многократно увеличились золотовалютные запасы страны» - цитата взята с сайта http://www.regnum.ru/news/1041779.html.

По мнению генерального директора  ООО «Институт энергетической политики» В.С.Милова, несмотря на негативное воздействие на благосостояние населения, в итоге кризис сыграл благоприятную роль в экономическом развитии страны, по причине, в первую очередь, резкого усиления бюджетной дисциплины в последефолтные годы.

Россия практически рассчиталась по внешним долгам, растут золотовалютные резервы, сохраняются высокие темпы  экономического роста, накопленный  объем иностранных инвестиций за восемь лет увеличился в семь раз. По этим причинам банки смогли устоять и в нынешней ситуации, когда американский кризис оказал определенное негативное влияние на российский кредитный рынок. Ассоциация Российских Банков заняло и отстаивает свою позицию: если сократились внешние заимствования, необходимо использовать достаточно высокие внутренние резервы и не сворачивать объемы кредитования, а всячески наращивать их, поддерживая, таким образом, экономику страны. 

Заключение

 

Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную  систему. Воздействуя на кредитные  институты, он создает определенные условия их функционирования. От этих условий в известной мере зависит  направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. В случае резкого экономического роста правительство начинает проводить политику, направленную на охлаждение конъюнктуры (политику сдерживания, или рестрикционную политику), ведущую к уменьшению деловой активности и объема ВВП. Если экономика сталкивается с падением темпов экономического роста, то правительство переводит политику, направленную на разогрев конъюнктуры (политику разогрева, или экспансионистскую политику), выражающуюся в повышении деловой активности и объема ВВП страны.

Особенности национальной банковской системы в значительной степени  воздействуют на выбор путей и  методов денежно-кредитного регулирования  Центральным Банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.

Международные финансовые институты  и экономические организации  прогнозируют продолжение в 2011-2013 годах  роста мировой экономики темпами, близкими к ожидаемым в 2010 году показателям (не менее 4%). Восстановление внешнего спроса будет поддерживать положительную  динамику отечественного производства и экспорта товаров.

Банк России будет уделять  особое внимание более широкому анализу  тенденций в динамике денежных и  кредитных показателей, чтобы своевременные  действия в области денежно-кредитной  политики и банковского регулирования  и надзора могли способствовать предотвращению возникновения дисбалансов  в финансовом секторе экономики, и, таким образом, содействовать  не только выполнению задачи по снижению инфляции, но и поддержанию финансовой стабильности и общего макроэкономического равновесия.

Основные методы антиинфляционной политики России должны быть направлены на:

  • снижение ставки рефинансирования;
  • снижение государственных расходов;
  • льготные банковские кредиты предпринимателям;
  • ограничение импорта некоторых продовольственных товаров, а также государственное регулирование цен на лекарства, продукты и услуги ЖКХ.

С целью повышения эффективности  своих действий Банк России при проведении денежно-кредитной политики будет  учитывать ситуацию на финансовых рынках, риски, обусловленные ростом денежных агрегатов, кредитов и цен на активы.

Три причины, которые не позволят сегодня допустить кризисной  ситуации, аналогичной дефолту 1998 года, являются:

  • экономическая мощь страны;
  • взвешенная экономическая политика правительства;
  • развитая и серьезно укрепившаяся за эти годы банковская система.

 

Список использованной литературы

 

  1. Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
  2. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. проф. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  3. Банковское дело. Занимательно о сложном: учеб. / С.Л. Ермаков, М.К. Беляев. — М.: Вершина, 2008.
  4. Деньги, кредит, банки: учеб. для вузов / В.А. Щегорцов, В.А. Таран. — М.: Юнити-Дана, 2009.
  5. Современная бюджетная система России : учеб. пособие / Н.И. Куликов, Л.Н. Чайникова, Е.Ю. Бабенко. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.
  6. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: учеб. пособие / Усов В.В. – М.: Банки и биржи, 2009.
  7. Деньги. Кредит. Банки. И.А. Продченко. Часть 2. Учебный курс (учебно-методический комплекс), 2008.
  8. О некоторых социокультурных итогах российских экономических реформ 90-х годов /Симонян Р. Х. / Мир перемен. 2010. № 3. С.98-114.
  9. Г.Пирцхелава, В.С.Милов «Эксперт о причинах дефолта 1998 года: «Государство не справилось с давлением долга» http://www.regnum.ru/news/1041779.html
  10. http://institutiones.com/general/971-denezhno-kreditnaya-politika.html
  11. http://labs.rulezz.ru/files/321/L9.html
  12. http://news.mail.ru/economics/2034728/
  13. http://www.cbr.ru/
  14. http://www.e-college.ru
  15. http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=004860
  16. http://www.krskstate.ru/econom/socialeconomic/prognoz/0/prog/141

 


Информация о работе Денежно-кредитная и валютная политика Центрального банка