Денежно-кредитная и валютная политика Центрального банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучить и проанализировать современную антиинфляционную политику Центрального Банка. В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:
 рассмотреть теории, лежащие в основе денежно-кредитной политики Центрального Банка;
 проанализировать современную антиинфляционную политику Центрального Банка.

Содержание

Введение 4
1.Теории, лежащие в основе денежно-кредитной политики Центрального Банка 6
2.Методы денежно-кредитной и валютной политики 9
3.Денежно-кредитная и валютная политика Банка России 17
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

курсовая ДКБ.docx

— 96.11 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО

Филиал ФГОУ ВПО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» в г. Мелеуз


 

Институт Экономики и  бизнеса

 

Кафедра «Бухгалтерский учет и финансы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Деньги, кредит, банки»

на тему:

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ И ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

 

 

 

 

 

 

Студент,3 курса

Шифр 435-080105-08                                                                     А.А. Звягинцева

 

 

Регистрация:

№__«___»________2011г.

_____________________

(подпись)

 

Оценка защиты «______________»                                       _________________

(подпись преподавателя)

 

 

«_____»_________________2011г.

 

 

 

Мелеуз – 2011

 

 

Содержание

 

Введение 4

1.Теории, лежащие  в основе денежно-кредитной политики  Центрального Банка 6

2.Методы денежно-кредитной  и валютной политики 9

3.Денежно-кредитная  и валютная политика Банка  России 17

Заключение 23

Список использованной литературы 25

 

 

Введение

 

Денежно-кредитная политика – действенный инструмент воздействия на экономику страны. В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост – таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

Основы теории денежно-кредитного регулирования экономики заложены в трудах классиков экономической  мысли – Дж.Кейнса, М. Фридмана, И. Фишера, А. Маршалла и т.д. Значительный вклад в развитие теоретических основ денежно-кредитной политики внесли такие видные зарубежные ученые, как Д. Д. Ван-Хуз, Э. Дж. Долан, Р. Дорнбуш,  Р. Дж. Кэмпбелл, Д.Е. Линдсей, Р. Л. Миллер, Дж. Д. Сакс.

Теме денежно-кредитной  политики Банка России уделяется  достаточно внимания со стороны периодических  изданий. В журналах публикуются  отчеты по денежно-кредитной политике за год, планы на будущее и проблемы, с которыми сталкивается банковская система в России. Во многих монографиях  и учебниках по экономике, банковскому  делу и кредитованию содержатся главы, посвященные денежно-кредитной политике, но в большинстве работ затрагиваются  частные проблемы Банка России.

Денежно-кредитная политика – чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключено и усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает центральный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.

В России снижение уровня инфляции остается серьезной проблемой и главной целью денежно-кредитной политики, поскольку инфляция оказывает существенное воздействие на ликвидность банковской и финансовой систем, таким образом, регулирует деловую активность в обществе.

Целью курсовой работы является изучить и проанализировать современную  антиинфляционную политику Центрального Банка. В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие  задачи:

  • рассмотреть теории, лежащие в основе денежно-кредитной политики Центрального Банка;
  • проанализировать современную антиинфляционную политику Центрального Банка.

Курсовая работа состоит из введения, трех пунктов, заключения. В первом пункте рассмотрим теоретические аспекты, лежащие в основе денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ, делая акцент на два направления – неокейсианство и неоклассицизм. Во втором пункте рассмотрим методы антиинфляционной политики Центрального Банка. В третьем пункте современную денежно-кредитную политику Центрального Банка свяжем с политикой Банка России 1998 года, выясним тем самым, возможные причины дефолта.

 

1.Теории, лежащие в основе денежно-кредитной политики Центрального Банка

 

Существует множество  направлений государственного регулирования, такие как: меркантилизм, физиократы, кейсианство, институционализм, маржинализм, либерализм, неокейсианство, неоклассицизм. Остановимся подробнее на последних двух.

В основе политики государственного регулирования экономики лежат  неокейнсианские и неоклассические  принципы. Периодическое повторение циклов, их дестабилизирующее воздействие  на экономику в целом определили необходимость государственного антициклического регулирования. Признавая тот факт, что государство должно сглаживать эти колебания, экономисты расходятся в определении методов регулирования  циклического развития экономики и  степени интенсивности этого  регулирования. На сегодняшний день выделяется два направления антициклического регулирования: неокейнсианское и  неоконсервативное.

Будучи сторонниками государственного контроля и регулирования экономики, представители неокейнсианского направления  рекомендуют государству непосредственно  вмешиваться в экономические  процессы с целью их корректировки. Представители же неоклассического направления настаивают на ограничении  прямого государственного воздействия  на хозяйствующие субъекты, предлагая  косвенные меры регулирования экономики. Неокейнсианцы делают акцент на регулировании  совокупного спроса, в то время  как ориентиром неоклассиков выступает  совокупное предложение.

Одной из основных целей  экономической политики правительства  является достижение постоянных, умеренных  темпов роста ВВП, что ведет к  увеличению благосостояния и повышению  уровня жизни всех граждан страны. Такой тип экономического развития принято называть «устойчивым».

Добиться устойчивого экономического роста – это значит не допускать резких подъемов и спадов. Несмотря на то, что такая цель является одинаковой для правительств, использующих как неокейнсианские, так и неоклассические принципы для регулирования экономики, средства ее достижения будут разниться.

Неокейнсианским инструментом регулирования экономики страны выступает, в первую очередь, бюджетно-налоговая  политика. С точки зрения неокейнсианцев, при резком экономическом подъеме  для замедления экономической активности правительство должно сократить  государственные расходы и увеличить  налоги. Следствием данных мероприятий  станет снижение совокупного спроса в стране, усиливаемое эффектом мультипликатора  и акселератора, так как начнут сокращаться совокупные доходы. Это  приведет к снижению закупок, уровня цен и замедлению производства ВВП. В данном случае результатом деятельности правительства станет сглаживание  амплитуды цикла и недопущение  «перегрева конъюнктуры» вследствие увеличения совокупного спроса.

В противоположном случае правительство должно будет снизить  налоги и увеличить государственные  расходы, чтобы не допустить экономического кризиса. Именно в период подъема  правительство должно запасать средства, в том числе через налогообложение, для финансирования экономики на спаде.

Еще одним инструментом антициклического регулирования является кредитно-денежная, или монетарная политика. С точки  зрения неоклассиков, монетарная политика является основой антициклического регулирования. Ее суть сводится к изменению  количества денег в обращении. Как  мы знаем, изменение величины денежной массы вызывает обратное изменение  ставки банковского процента. Так, на повышательной волне правительство  в лице Центрального Банка должно уменьшить объем наличной денежной массы, результатом чего станет рост процентной ставки, что ведет к  удорожанию кредита, так как процент  за пользование кредитом также увеличится. Все меньшее количество фирм смогут пользоваться кредитом не только для расширения, но и поддержания на прежнем уровне своих производственных объемов. Совокупное предложение перестанет увеличиваться и начнет сокращаться. Результатом правительственных усилий станет охлаждение конъюнктуры.

Если точка пика пройдена и страна вошла в фазу сокращения, то правительство должно увеличить  количество денег в обращении  и тем самым приостановить  экономический спад. Процентная ставка и процент за кредит уменьшатся, кредит станет более доступным, и  производство начнет увеличиваться, уменьшая безработицу, но усиливая темп роста  цен.

Заметим, что и бюджетно-налоговая, и кредитно-денежная политика используются как неокейнсианцами, так и неоклассиками. Однако неокейнсианцы делают акцент  на первой, а неоклассики - на второй.

Как уже отмечалось, независимо от применяемых инструментов антициклического регулирования, правительство ставит цель достижения постоянного или  устойчивого экономического роста. В случае резкого экономического роста правительство начинает проводить  политику, направленную на охлаждение конъюнктуры (политику сдерживания, или  рестрикционную политику), ведущую  к уменьшению деловой активности и объема ВВП. Если экономика сталкивается с падением темпов экономического роста, то правительство переводит политику, направленную на разогрев конъюнктуры (политику разогрева, или экспансионистскую  политику), выражающуюся в повышении  деловой активности и объема ВВП  страны. Представители неокейнсианского направления рекомендуют использовать для этого в первую очередь  бюджетно-налоговую политику, а неоклассики  делают акцент на кредитно-денежной политике.

 

2.Методы денежно-кредитной  и валютной политики

 

В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия  мирового финансово-экономического кризиса  и выйти на траекторию устойчивого  роста. В этой связи главной целью  денежно-кредитной политики в предстоящий  трехлетний период является удержание  инфляции в границах 5-7% в годовом  выражении. Обеспечение контроля над  инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.

Причинами инфляции стали такие факторы, как:

  • рост тарифов на услуги ЖКХ;
  • низкая конкуренция среди производителей;
  • высокие издержки из-за банковских ставок;
  • рост курса рубля;
  • большие интервенции Центрального банка на валютном рынке;
  • отсутствие координации денежно-кредитной политики Центрального Банка с налогово-бюджетной политикой МинФина;
  • восстановление потребительского спроса во второй половине 2010 года, связанного с ростом экономической активности и усилением денежного предложения;
  • увеличение госрасходов с середины 2010 года на 30%;
  • засуха, рост цен на продукты (зерно, гречку, картофель) на мировом рынке;
  • широкий разрыв между внутренними и внешними ценами на продукты.

В целях повышения эффективности  денежно-кредитной политики Банк России продолжил движение в сторону свободного курсообразования, не препятствуя динамике обменного курса рубля, формирующейся на основе фундаментальных макроэкономических факторов. При этом Банк России сохранит свое присутствие на внутреннем валютном рынке с целью сглаживания чрезмерных колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины.

Сокращение интервенций  на внутреннем валютном рынке, повышение  гибкости обменного курса рубля  и постепенное сворачивание антикризисных  мер будут способствовать усилению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции и инфляционных ожиданий экономических агентов.

Процентная политика предполагает постепенное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка. На уровень ликвидности  и процентные ставки этого рынка  также будут оказывать существенное влияние дефицит государственного бюджета, действия Правительства Российской Федерации по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования  для его финансирования. Поэтому  эффективность действий Банка России в области денежно-кредитной политики в значительной степени будет  зависеть от состояния государственных  финансов, успешности проведения умеренно-жесткой  бюджетной политики, предусмотренной  параметрами проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Усиление конкуренции  потребует изменения модели развития кредитных организаций в направлении  большей диверсификации банковской деятельности, снижения концентрации рисков. Одновременно это будет способствовать развитию российской экономики и повышению ее конкурентоспособности на международной арене.

С начала цикла смягчения денежно-кредитной политики до 1 июня 2010 года ставка рефинансирования Банка России была снижена на 5,25% (до 7,75%), минимальная процентная ставка по рыночным операциям предоставления ликвидности на срок до 7 дней – на 5% (до 5%), ставка по однодневным депозитам и депозитам до востребования – на 5,25% (до 2,5%). Продолжительный период снижения процентных ставок Банком России и предпринятые ранее действия Правительства Российской Федерации и Банка России по поддержке кредитных организаций способствовали снижению ставок денежного рынка, улучшению состояния банковского сектора и уменьшению системных рисков.

С марта 2010 года на увеличение совокупного денежного предложения стало оказывать влияние банковское кредитование реального сектора экономики. Смягчение денежно-кредитной политики приводило к постепенному уменьшению стоимости заемных средств для нефинансового сектора экономики. Так, средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок до 1 года снизилась с 14,7% годовых в сентябре 2009 года до 9,7% годовых, в сентябре 2010 года, на срок свыше 1 года – с 15,3 до 11,0% годовых соответственно. Помимо снижения стоимости кредитов расширению кредитной деятельности способствовали некоторое оживление спроса на кредитные ресурсы со стороны нефинансовых заемщиков в условиях начавшегося восстановления экономической активности, рост депозитной базы кредитных организаций, реализация механизма государственных гарантий по банковским кредитам нефинансовым организациям, поддержка ипотечного кредитования и программа субсидирования процентных ставок по автокредитам.

Информация о работе Денежно-кредитная и валютная политика Центрального банка