Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:56, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение денежной системы и ее элементов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть понятие денежного обращения;
• выявить тип современной денежной системы и ее элементов;
• рассмотреть денежную систему Республики Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ. НАЛИЧНОЕ И БЕЗНАЛИЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
2 ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА. ЭЛЕМЕНТЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Понятие денежной системы.
2.2 Современный тип денежной системы, ее характеристика
2.3 Структурные элементы денежной системы
2.4 Денежная единица и ее покупательная способность
3 ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 История развития денежной системы Казахстана
3.2 Денежная система Республики Казахстан на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
6.
Принцип неподчиненности
Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией является приоритетной задачей центрального (национального) банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что решения стоящие перед Правительством и их задачи начнут исчерпывать средства центрального (национального) банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена. В то же время центральный (национальный) банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому центральный (национальный) банк должен систематически отчитываться перед Парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между центральным (национальным) банком и Правительством.
7.
Принцип предоставления
Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный (национальный) банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги).
Применение
данного принципа позволяет предотвратить
использование денег для
8.
Принцип комплексного
Сущность его заключается в том, что центральный (национальный) банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удастся.
9. Принцип надзора и контроля за денежным оборотом
Государство через банковскую и финансовую систему налоговые органы должны обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме этого объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации, как наличного, так и безналичного оборотов.
10. Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны
Законодательство
страны предусматривает платежи
за товары и услуги внутри страны производить
исключительно в национальной валюте.
Это не означает, что население
не может на территории страны свободно
обменивать национальную валюту на валюты
других стран, но использовать такую валюту
полученную при обмене, разрешается для
платежей за рубежом, а также помещение
во вклады банков.
2.3 Структурные
элементы денежной системы
Принципы построения денежной системы отражаются в других элементах денежной системы, во всей их совокупности и влияю на них.
Рассмотрим их:
1. Наименование денежной единицы
этот элемент денежной системы, как правило, складывается исторически, однако в некоторых случаях государство может установить новое наименование денежной единицы, как это и произошло в нашем государстве. Наименование «тенге» и «тиын» было введено в 1993 году после денежной реформы, отменившей хождение на территории республики рубля СССР. Наименование денежной единицы закреплено в Законе РК «О денежной системе РК» от 13 декабря 1993 года (утратил силу в 30 марта 1995 года) и Законе РК «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995 года.
2. Порядок обеспечения денежных знаков.
Государственным
законодательством
3. Эмиссионный механизм
Он представляет собой порядок выпуска денег в оборот и их изъятие из оборота. Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производится через расчетно-кассовые центры центрального (национального) банка. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчетно-кассовые банки.
4. Структура денежной массы в обороте
Она рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.
5.Порядок
прогнозного планирования
Такой порядок включает систему прогнозирования планов денежного оборота; органы, составляющие эти планы, совокупность показателей, определенных с помощью этих планов; задачи, решаемые с помощью каждого плана.
6.
Механизм денежно-кредитного
Этот механизм представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования, права и обязанности органов, осуществляющие денежно-кредитное регулирование, задачи и объекты денежно-кредитного регулирования.
7. Порядок установления валютного курса или котировке валют
Это означает отношение валюты данной страны, выраженной в валютах другой страны. До перестройки в СССР использовался порядок установления валютного курса, исходя из золотого содержания различных валют. Однако поскольку в настоящее время ни в одной стране золотое содержание денежной единицы не фиксируется, сейчас используется способ котировки учитывающий колебания покупательной способности национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Наиболее популярный способ котировки основан на «корзинке» валют, при котором национальная валюта сопоставляется с рядом других национальных валют, входящих в «корзинку».
8. Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве
Он отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия и организации всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы.
Контроль
за соблюдением этого порядка
возлагаются на коммерческие банки,
осуществляющие кассовое обслуживание
хозяйств. Современные денежные системы
не статичны. Они продолжают развиваться,
становясь все более экономичными
и эффективными. Общей тенденцией для
денежных систем разных стран является
расширение применения современной вычислительной
компьютерной, электронной техники в организации
денежного оборота. Все более широко используется
понятие «электронные деньги», представляющие
собой уже не записи на бумажных носителях
информации, а записи в форме электронных
символов, прежде всего на магнитных или
других носителях. Это позволяет значительно
повысить долю безналичного оборота в
совокупном денежном обороте ускорить
расчеты, обеспечить лучший контроль банков
и налоговых органов за денежным оборотом,
добиться существенной экономии издержек
обращения.
2.4 Денежная
единица и ее покупательная способность
Необходимой предпосылкой успешного выполнения деньгами их функций в народном хозяйстве, их применения в деятельности предприятий, населения является устойчивая покупательная способность денежной единицы.
При изменениях покупательной способности денежной единицы, происходящих по разным причинам, в том числе при непропорциональном изменении цен различных товаров, ухудшаются возможности выполнения деньгами функций меры стоимости, средства обращения и платежа, а также накопления. Это сопровождается ослаблением роли денег в осуществлении эквивалентного обмена товаров, в процессах их купли-продажи. Понижение покупательной способности денежной единицы отражается на ухудшении материального положения части населения, получающей стабильный доход (зарплату, пенсии), на снижении заинтересованности в накоплении денег и т.п. Поэтому для устранения подобных негативных последствий возникает необходимость в различных экономических условиях, действенных мерах для достижения устойчивой покупательной способности денежной единицы.
Вместе с тем не следует устойчивость покупательной способности денежной единицы понимать как нечто неизменное, постоянное. Покупательная способность денежной единицы подвержена по различным причинам систематическим бóльшим или мéньшим изменениям. Такие изменения могут возникать под влиянием происходящих неодинаковых изменений стоимости различных реализуемых товаров, соотношений платежеспособного спроса и предложения в связи с регулирующим воздействием государства (акцизы, налоги и др.), в зависимости от изменений курса национальной валюты, вызванных состоянием внешнеэкономических взаимоотношений (активный или пассивный торговый и платежный баланс), и др.
Кроме того, на изменения покупательной способности денежной единицы могут повлиять и обстоятельства, относящиеся к условиям развития экономики, включая особенности денежной системы и проводимые в ней изменения.
Меры, направленные на поддержание устойчивости денежной единицы, были разными, они зависели от развития экономики и особенностей функционирования денег.
Достаточно обратить внимание на то, что покупательная способность денежной единицы может изменяться как при применении не разменных на золото денег, так и когда в обороте используются полноценные или разменные на золото деньги.
Покупательная способность золотой денежной единицы могла меняться под влиянием изменения стоимости золота. В XVI-XVII вв., когда в оборот поступило дешевое золото из западного полушария, произошло снижение покупательной способности денежной единицы. В подобной ситуации причина роста цен заключалась в уменьшении стоимости золота.
При применении золотой денежной единицы воздействие государства на величину ее покупательной способности имело сравнительно ограниченное значение. С одной стороны, государство следило за соответствием фактического веса золотых монет их установленному весу, чему способствовал контроль за чеканкой монет. С другой стороны, государство принимало меры по обеспечению беспрепятственного обмена бумажных денежных знаков на золото. Государство оказывало влияние на курс национальной валюты, в том числе и с помощью регулирования экспортно-импортных и других внешнеэкономических отношений.
Что же касается регулирования массы денег в обороте, то в подобных условиях необходимость в таких мерах была крайне ограничена, поскольку деньги, обладавшие собственной стоимостью, беспрепятственно уходили из оборота в накопление и при необходимости возвращались из накопления в оборот.
Значительно возрастает значение государственного регулирования массы денег в обороте при применении не разменных на золото денежных знаков и при широком развитии безналичного денежного оборота. Это обусловлено во многом тем, что при утрате непосредственной связи денежной единицы с золотом появились возможности чрезмерного увеличения массы денег в обороте со всеми вытекающими из этого нежелательными последствиями, в том числе в виде возникновения повышенного платежеспособного спроса, что отражалось, при прочих равных условиях, на обесценении денежной единицы, снижении ее покупательной способности.
Воздействие государства на денежный оборот может проявляться в виде системы мер по регулированию массы денег в интересах предотвращения возможных негативных последствий чрезмерного увеличения денежной массы, включая рост платежеспособного спроса и снижение покупательной способности денежной единицы. Вместе с тем государство имеет возможность осуществить различные меры, направленные на устранение уже сложившихся негативных последствий обесценения денежной единицы.
В условиях, когда в налично-денежном и безналичном оборотах функционируют, как правило, кредитные деньги, существует реальность использования возможностей кредитной системы по ограничению объема денежной массы в интересах поддержания устойчивости денежной единицы.