Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:22, реферат
Первые практические шаги по созданию собственной денежной сис ¬ темы были сделаны после выхода Украины из состава СССР, когда 10 января 1992 были введены украинские купоно-карбованцы многоразового пользования как дополнения к рублевой денеж ¬ ной массы. То есть в обороте одновременно оказались два вида валюты - предшествующие рубли, эмиссия которых перешла от союзного правительства в Ро ¬ ской Федерации, и купоно-карбованцы, право эмиссии которых было закреплено за НБУ.Весь безналичный оборот продолжал об ¬ слуговуватися исключительно предыдущей, теперь уже российской, валютой - рублями.
Проблема
монетизации бюджетного дефицита заключается
в по ¬ шуку денежных средств, достаточных
для покрытия (финансирование) превышение
бюджетных расходов над бюджетными доходами,
которые формируются на основании требований
действующего законодательства, насампе
¬ ред налогового. Если необходимые средства
не будут найдены, правительство не сможет
рассчитаться по своим обязательствам,
и возникнет про ¬ строчена задолженность
его перед экономическими субъектами
(по заработной плате, пенсиям, дотациям,
по оплате государственных закуп ¬ ма
и т.п.). Мобилизовать необходимые для монетизации
бюджетного дефицита средства можно несколькими
способами:
1. Увеличить налогообложение экономических
субъектов через под ¬ повышению налоговых
ставок, введение новых налогов, отмена
льгот по старым налогам подобное. Для
этого нужно будет сми ¬ ныть действующее
налоговое законодательство, что делает
это мероприятие мало реальным. Но если
бы он был реализован, то это не привело
бы к изменению массы (предложения) денег. Произошло
бы лишь перемещение их между отдельными
группами экономических субъектов, а общая
их масса
осталась бы на прежнем уровне. Совокупный
спрос от такого переме ¬ щение денег может
понести лишь временного подавления, пока
налоговые изъятия в одних субъектов могут
не передаваться через бюджетное финансирование
другим субъектам, и трансформируют их
в платежеспособный спрос на рынках. Поэтому
такой способ монеты ¬ зации дефицита
не внесет существенных изменений в предложение
денег, которая по ¬ обеспечивается банками,
а следовательно и в массу денег.
Позволить правительству (казначейству)
выпустить собственные долговые обязательства
(казначейские билеты) в размере, достаточном
для покрытия бюджетного дефицита, и предоставить
им статус законного и тижня средства.Подобный
доход в мировой практике принято на ¬
зиваты сеньораж. Эта мера тоже требует
внесения существенных изменений в действующее
законодательство и поэтому маловероятно. Однако
если бы он был реализован, это внесло
бы существенные пертурбации в механизм
монетарной политики, поскольку на всю
сумму казначейской эмиссии возросла
бы масса и предложение денег, увеличился
бы совокупный спрос и давление на цены. И
¬ кий способ монетизации бюджетного дефицита
может привести к ин ¬ фляции, через что
мировая монетарная практика от него отказалась.
3. Позволить правительству выпустить собственные
ценные бумаги и реализует ¬ вать их на
внутреннем или на внешнем рынках. При
реа ¬ ции облигаций на внутреннем рынке
эта мера не повлияет на массу (предложение)
денег, а лишь перераспределит ее между
группами субъектов и поэтому временно
пригнитить совокупный спрос на товар
¬ ных рынках подобно первому мероприятию. Поэтому
этот способ монеты ¬ зации дефицита с
позиции монетарной политики не содержит
угрозы и широко применяется в мировой
практике.
Другое дело с реализацией государственных
облигаций на внешних рынках. В этом случае
выручка от реализации государственных
облига ¬ ций на еврорынках поступит в
валютной форме, которая не дает возмож
¬ те прямо использовать ее для финансирования
бюджетных расходов.Правительство должно
продать валютную выручку центральному
банку за нацио ¬ нальные деньги, которые
и использует для финансирования своих
нужд. В результате этой операции центральный
банк увеличит на соответствующую сумму
свои золотовалютные резервы. Увеличатся
также банковские резервы в национальных
деньгах и предложение денег на рынке. Это
может существенно увеличить предложение
денег и совокупный спрос. Чтобы предотвратить
это, центральный банк может провести
стерил ¬ зационного меры с целью уменьшения
массы денег в обороте.
4. Позволить центральному банку прокредитовать
правительство в раз ¬ мере бюджетного
дефицита, купив на соответствующую сумму
правительственные со ¬ тельства на первичном
ринку1. Этот способ монетизации бюджет
¬ ного дефицита кажется на первый взгляд
очень простым и эффек ¬ ним - правительству
не нужно иметь дело с тысячами кредиторов
на вторичном рынке, и нужную сумму средств
он может получить не ¬ гайно. На самом
деле это довольно угрожающий способ монетизации
дефицита.
Во-первых, правительственная политика
дефицитного финансирования пере ¬ становится
проходить контроль на надежность со стороны
субъектов вторично ¬ го рынка. Ведь одного
кредитора - центральный банк, который
к тому же является государственным, -
значительно легче «уговорить» предоставить
кредит правительству, чем тысячи кредиторов
- покупателей облигаций на вторичном
Эти средства по сути своей для правительства
является тоже сеньораж.
рынка. Поэтому эта политика может оторваться
от условий реальной эко ¬ номики, превратиться
в обычную «финансовую пирамиду».
Во-вторых, непосредственно кредитуя правительство,
центральный банк существенно усложняет
управление предложением денег, поскольку
на соответствующие суммы замедлится
рост резервов коммерческих банков и дальнейшая
мультипликация депозитов, увеличивается
и речи ¬ рнисть выхода этих денег в внебанковских
оборот.
В-третьих, на сумму кредита правительства
увеличится масса денег и совокупный спрос. Для
исключения негативного влияния этого
увеличения на конъюнктуру рынка и постоянство
денег, централь ¬ ный банк должен будет
адекватно уменьшить подкрепление резер
¬ вел коммерческих банков (из-за сокращения
их рефинансирования и покупку у них ценных
бумаг), что ухудшит их ликвидность, ско
¬ ротить их кредитования реальной экономики.
Учитывая все эти обстоятельства в мировой
практике отказались от указанного способа
монетизации бюджетного дефицита. Законом
Ук ¬ раины «О Национальном банке Украины»
(статья 54) НБУ запрещено предоставлять
прямые кредиты на финансирование расходов
государственного бюджета. Приведена характеристика
возможных способов монетизации бю ¬ джетного
дефицита свидетельствует о том, что наиболее
целесообразным является тре ¬ той - путем
реализации государственных ценных бумаг
на вторичном рынке, поскольку это не меняет
денежной массы и не усложняет за ¬ дач,
определенных в монетарной политике.Однако
эти положения справедливы лишь при условиях,
когда бюджетный дефицит не хронический
и не слишком большой по отношению к ВВП. Иначе
правительство вынуждено будет каждый
раз размещать на рынке все больше займов
и увеличивать про ¬ цента за ними, чтобы
стимулировать спрос.Это приведет, с одной
бо ¬ ку, к опережающему росту бюджетных
расходов на обслужи ¬ вания государственного
долга и увеличение бюджетного дефицита,
что еще больше усложнит проблему монетизации
дефицита, с другой - к ухудшению ликвидности
экономических субъектов, на ¬ насамперед
банков, поскольку в их портфелях активов
чрезмерно увеличатся запасы государственных
ценных бумаг.Чтобы не допустить банковского
кризиса, центральный банк вынужден будет
усилить скупка государственных ценных
бумаг на вторичном рынке, что вызовет
рост предложения денег и совокупного
спроса на товарных рынках. Усилится угроза
подрыва устойчивости денег.
Следовательно, систематический, всевозрастающий
бюджетный дефицит в крупных размерах
представляет потенциальную угрозу для
устойчивости общест ¬ шей, какими бы способами
он не монетизувався. Монетизация бюд ¬
жетно дефицита через вторичный рынок
ценных бумаг может только отсрочить эту
угрозу, но не устраняет ее совсем.
Проблема монетизации валового внутреннего
продукта поля ¬ ит в доказательстве массы
денег в обороте до уровня, достаточного
для ус ¬ пишнои реализации всего объема
произведенных товаров и услуг, пога ¬
шения долговых обязательств. С чисто теоретической
точки зрения решение этой проблемы обеспечивается
уравновешиванием спроса и предложения
денег на денежном рынке, независимо от
фактического объема общест ¬ шовой массы. Какой
бы степени последняя не изменилась (вверх
или вниз), как ¬ что предложение денег
соответствует спросу, наличная денежная
масса является объективно определенной,
то есть не чрезмерно большой или малой.
Однако, с практической точки зрения, решение
этой проблемы является знач ¬ но сложнее,
ибо невозможно заранее определить ту
нормативную величину (спрос на деньги),
на которую следует ориентировать регулирования
предложения денег. Поэтому о достаточности
монетизации ВВП, а зна ¬ чит и всей экономики,
можно судить не по отклонению фактического
ее уровня от нормативного, а по динамике
некоторых индикаторов рынка, прежде всего
среднего уровня цен, средней процентной
ставки, ста ¬ ну платежной дисциплины,
уровня ликвидности банков подобное. Если
все такие индикаторы в течение длительного
времени остаются неизменными, то монетизацию
ВВП можно считать достаточным. Когда их
тренд вы ¬ представляет тенденцию к повышению,
то монетизация является избыточным, а
как ¬ что тенденцию к снижению, то - недостаточной
(рис. 4.5):
Ценовой тренд
1, который обозначен
- Систематическим сокращением реального
объема ВВП;
- Опережающим ростом предложения денег
(по сравнению
с ростом реального объема ВВП);
- Ускорением скорости обращения денег;
- Ростом доли ВВП, которая реализуется
на основе бартера;
- Ростом спроса на деньги в связи с ухудшением
условий
капитализации денег на денежном рынке.
Ценовой тренд С, который обозначен нисходящей
линией, свидетельствует о недостаточной
монетизации экономики. В этих условиях
уровень ров ¬ равновесия между спросом
и предложением на товарных рынках и средний
уровень цен будет снижаться.
Указанные изменения рыночных индикаторов
могут объективно ха ¬ рактеризуваты состояние
монетизации валового продукта при условии
вы ¬ сокого уровня развития рыночных
отношений, свободного циноутворен ¬ ния,
свободной конкуренции, эффективного
механизма банкротства то ¬ что. Без этих
предпосылок отдельные индикаторы могут
изменяться независимо от уровня монетизации
и перестать выражать ее состояние.
Показатель фактического состояния монетизации
валового продукта зови ¬ чайно рассчитывают
как частное от деления объема денежной
массы, что есть в обороте на конец года,
до номинального годового объема ВВП:
к-м м ~ ввп '
где Км - уровень монетизации;
М - масса денег на конец года, взятая за
агрегатом МЗ;
ВВП - летний номинальный объем ВВП.
Рассчитанный по состоянию на 1 января
2002 г. уровень монетизации
ЛГ.Т-Г хг ю ио / Г32ь1 МЛрДГрНХИО (Л
ВВП в Украине составил 18,6% -. Взятый
^ 172,9 млрдгрн]
сам по себе этот показатель не дает ответа
на вопрос, достат ¬ ней он для монетизации
экономики Украины, поскольку нет 5, как
отмечалось выше, не может быть нормативного
(достаточного) ров ¬ ния монетизации,
с которым его можно было бы сравнить. Поэтому
на практике его сравнивают с таким же
показателем в данной стране в предыдущие
годы (месяцы) или в других странах Как
видно из приведенных в таблице данных,
уровень монетизации ВВП в Украине в 1991-1995
гг систематически снижался с 80,2% в 1991
г. до 13,1% в 1995 г. Это дает основания утверждать,
что за ¬ безпеченисть экономики денежной массой
за этот период ухудшила ¬ ся, то есть произошла
демонетизация экономики. Это негативно
повлияет ¬ ло на состояние платежной
дисциплины, а следовательно на развитие
экономики: углубилась платежный кризис,
широкий размах приобрело бартер, поми
¬ тно снизилась ликвидность экономических
субъектов и банков и т.п..
С 1996 г. наблюдается постепенное медленное
повышение уровня монетизации - с 13,1% в
1995 г. до 22,6% в 2001 г. Это можно расценивать
как проявление определенного улучшения
обеспеченности эконо ¬ мики денежной
массой. Однако темпы его были недостаточными
и не привели к заметному укреплению платежной
дисциплины. Она и в конце этого периода
оставалась в неудовлетворительном состоянии,
негатив ¬ но влияла на экономические
процессы.
Чтобы срочно исправить ситуацию с монетизацией
ВВП и не ¬ гайно преодолеть платежный
кризис, некоторые экономисты предлагали
искусственно повысить уровень монетизации
ВВП методами экспансий-ной монетарной
политики, увеличивая предложение денег
неза ¬ висимости от изменения спроса
на деньги.
1 Источник: Бюллетень НБУ. - 2002. - № 2. - С. 36-39,
42 - ^ 3, 58 -59.
Насколько реальны и эффективны эти предложения?Правильную
от ¬ ответ на этот вопрос можно найти
на основании анализа факторов, которые
обусловили изменение уровня монетизации
ВВП в Украине в 1991-2001 гг
На первом этапе (1991-1995 гг) демонетизация
ВВП было вызвано двумя группами факторов:
1) те, которые провоцировали со стороны
денег ускоренный рост
номинального объема ВВП - высокие темпы
роста предложения
денег и инфляционных ожиданий;
2) те, которые действовали со стороны товаров
и вызывали рост
производственных затрат и цен - стремительное
удорожание импортных
энергоносителей, снижение производительности
труда, рост потерь и
убытков, сокращение объемов производства
и т.п..
Вследствие действия этих факторов номинальный
объем ВВП год от года рос быстрее, чем
номинальная масса денег в обороте. За
1991 - 1995 гг объем номинального ВВП вырос
в 17644,0 раза, а объем номи ¬ нальной массы
денег - в 2887,5 раза, т.е. примерно в 6 раз
по ¬ свободнее. Ровно на столько же снизился
уровень монетизации ВВП.
На втором этапе (1996-2001 гг) падение монетизации
ВВП прекратился, и уровень ее стал даже
расти. Но этот рост был обусловлен не усилением
предложения денег. Наоборот, тем ¬ пы ее
роста даже заметно снизились - с 2887,5 раза
за 1991-1995 гг до 4,9 раза за 1996-2001 гг Настоящей
при ¬ ляются перелома в тенденции монетизации
ВВП стало изменение в пение ¬ отношении
между темпами рост номинальной денежной
массы и номинального объема ВВП в пользу
первой. За 1996-2001 гг объем денежной массы
увеличился в 4,9 раза, а объем ВВП - в 2,5
раза. Это можно объяснить тем, что после
денежной реформы 1996 г. и продол ¬ тук стабилизации
курса гривны сократились инфляционные
ожидания, повысилась доверие к национальным
деньгам и банковской систе ¬ мы, существенно
снизились темпы инфляции, что и спровоцировало
зрос ¬ зования спроса экономических субъектов на
деньги и подтолкнуло их к ускоренному
наращиванию запасов грошей1.
1 опережающему росту денежной массы в
этот период способствовал также ряд других
факторов:
- Снижение уровня бартеризации экономики
заставило экономических субъект ¬ ведения
увеличивать свои трансакционные запасы;
- Либерализация валютного рынка сделала
доступной конверсию гривневых за ¬ пасов
в инвалютные, которые считаются более
надежными. Поскольку валютные срочные
вклады учитываются в агрегате МЗ, это
способствовало повышению уровня монетизации;
- Повышение реальной ставки депозитного
процента привело к постепенного ¬ ного
роста вкладов на счетах в банках, увеличение
уровня денежного муль ¬ типликации.
Можно было еще больше нарастить массу
денег методами экспансивный монетарной
политики? На наш взгляд, нельзя, потому
дополнительно выпущенные деньги только
увеличили бы давление на цены на ва ¬
лютни и товарном рынках. Это привело бы
углубление де ¬ вальвации и инфляции
гривны, которые и так в этот период находились
на достаточно высоком уровне, за которым
началось бы ускоренное зрос ¬ зования
инфляционных ожиданий и падения уровня
монетизации ВВП.
Итак, сама украинская действительность
доказывает, что демонетизация эко ¬ номики
вызванная глубокой инфляцией, вследствие
которого резко скоро ¬ сократился спрос
на деньги и соответственно была сокращена
предложение общест ¬ шей. Поэтому ремонетизуваты
экономику невозможно нагнетанием про
¬ позиции денег, но прежде всего нужно
обеспечить развитие попыту на деньги. И
лишь по мере его роста должна увеличиваться
предложение денег.Только при этих условиях
эмиссия не приведет к инфля ¬ ции, поскольку
дополнительное предложение денег осядет
в их запасах, а выход ее на товарные рынки
будет осуществляться по мере роста товарной
пред ¬ ции, не провоцируя рост цен сверх
запланированного уровня.
Для увеличения спроса на деньги, как единственно
реального пути ремонетизации экономики
Украины, необходимо:
- Перейти к политике экономического роста,
которая обес ¬ чить длительное увеличение
производства реального валового внут
¬ ришний продукта;
- Преодолеть бартер в отношениях между
хозяйствующими суб '¬ ведения;
- Повысить стабильность национальных
денег и банковской системы, доверие к
ним всех экономических субъектов;
- Поддерживать на должном уровне реальную
ставку депозит ¬ ного процента;
- Обеспечить высокий уровень развития
рынка ценных бумаг и валютного рынка.
Конечно, решить все эти задачи значительно
сложнее, чем просто увеличить предложение
денег. Однако идти нужно сложным путем,
ибо только он гарантирует нужный результат
и даст воз ¬ можность избежать старых
ошибок - новых гиперинфляционных возмущений
в экономике.
Отсюда следует еще один важный вывод
- показатель мо ¬ нетизации ВВП напрямую
не связан с денежным рынком и управлением
предложением денег. Поэтому задача ремонетизации
экономики выходит за пределы монетарной
политики и имеет виришува ¬ ваться средствами
общеэкономической политики. Монетарная
же поли ¬ тика должна обеспечить уравновешенность
спроса и предложения денег, на каком бы
уровне не находился монетизация ВВП.