Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:22, реферат
Первые практические шаги по созданию собственной денежной сис ¬ темы были сделаны после выхода Украины из состава СССР, когда 10 января 1992 были введены украинские купоно-карбованцы многоразового пользования как дополнения к рублевой денеж ¬ ной массы. То есть в обороте одновременно оказались два вида валюты - предшествующие рубли, эмиссия которых перешла от союзного правительства в Ро ¬ ской Федерации, и купоно-карбованцы, право эмиссии которых было закреплено за НБУ.Весь безналичный оборот продолжал об ¬ слуговуватися исключительно предыдущей, теперь уже российской, валютой - рублями.
4.3. СОЗДАНИЕ
И РАЗВИТИЕ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ
Становление Украины как независимого,
суверенного государства обу ¬ молвило
необходимость создания собственной денежной
системы, которая по ¬ безпечувала бы возможность
украинским властным структурам са ¬ мостоятельно
управлять денежным оборотом и денежным
рынком в интересах развития национальной
экономики.Организационно-право ¬ вые
основы создания денежной системы Украины
были заложены в Законе Украины «О банках
и банковской деятельности», принятом
Верховной Радой Украины 20 марта 1991 г.
Этим законом Наци ¬ онального банка Украины
предоставлялось монопольное право осу
¬ нюваты эмиссию денег на территории
Украины и организовывать их обращение,
обеспечивать стабильность денег, проводить
единую общест-Шово-кредитную политику
и т.п.. Это означало, что никакие другие
органы нашей страны, а тем более других
стран, не имели права втручаты ¬ ся в эту
сферу. Следовательно оборот денег на нашей
территории становился подвластным исключительно
органам украинского государства.
Первые практические шаги по созданию
собственной денежной сис ¬ темы были
сделаны после выхода Украины из состава
СССР, когда 10 января 1992 были введены украинские
купоно-карбованцы многоразового пользования
как дополнения к рублевой денеж ¬ ной
массы. То есть в обороте одновременно
оказались два вида валюты - предшествующие
рубли, эмиссия которых перешла от союзного
правительства в Ро ¬ ской Федерации, и
купоно-карбованцы, право эмиссии которых
было закреплено за НБУ.Весь безналичный
оборот продолжал об ¬ слуговуватися исключительно
предыдущей, теперь уже российской, валютой
- рублями.
Параллельное использование в 1992 г. двух
валют - старой и но ¬ вой - обусловлено
рядом обстоятельств:
- Центральный банк РФ еще с сентября 1991
г. перестал присылать в Украину рублевую
наличность, что спровоцировало значительные
осложнения ¬ ние в обеспечении потребностей
оборота в наличных;
- На грани 1991-1992 гг Украина вслед за Россией
стала на путь либерализации цен, вследствие
чего средний уровень их возрос почти
десятикратное, что значительно увеличило
спрос на наличные, либо Украина не могла
получить от России;
До конца 1991 г. Украина входила в состав
СССР, не имела собственного эмиссий ¬
ного центра, не имела возможностей влиять
на постоянство денег, на перелив общест
¬ нежных ресурсов через границы, использовала
деньги, эмитировались союзным Госбанком. Поэтому
нет оснований считать, что с принятием
Закона «О банках и банковской деятельности»
начала функционировать собственная денежная
система.
Украина не имела в то время собственной
базы для изготовления дензнаков, а финансовое
положение государства не давало змо ¬
ги сразу заказать за границей достаточную
массу денег, чтобы быстро заменить ими
старые деньги.
Учитывая эти обстоятельства Украине,
еще будучи в составе Союза, начала готовить
свои денежные знаки. Но статус союзной
респуб ¬ лекарства не позволял ей иметь
собственные деньги, и правительство пошло
по пути вы ¬ пуска вспомогательных (к
рублю) знаков - купонов, которые, по определению
¬ нием, могут быть только параллельными
деньгами.
Постепенное, взвешенное введение новых
денег наряду со старыми открывало возможность
избежать обвального пересказал ¬ ние
ими каналов оборота, не допустить быстрого
обесценивания, обеспечить им определенные
конкурентные преимущества по сравнению
с рублем. Поэтому сначала купоно-карбованец
котувався даже выше рубля. Наличие в обороте
Украины рубля как российской валюты провоцировала
ее накопления и использования на российском
рынке для закупки нужных Украине сырьевых
и энергетических ре ¬ сурсов. Эти обстоятельства
давали основания полагать, что Украине
выгодно иметь две валюты, и многие предлагал
всячески затягивать па ¬ ралельний обращение
рубля и купоно-карбованца.
Однако параллельное обращение рубля
и купоно-карбованца не принес Украине
ожидаемых положительных результатов.Напротив,
достаточно быс ¬ ко оказались значительные
недостатки двухвалютной системы денежного
оборота. Она существенно осложняло управление
внутренним го ¬ тивковим оборотом, организацию
внутренних безналичных расчетов ¬ ков
и внешних расчетов, прежде всего с Российской
Федерацией ¬ цией. Вскоре купоно-рубль
потерял свои первоначальные пере ¬ веса
перед рублем и стал быстро обесцениваться. Возникли
заметные перебои во внутренних и внешних
платежах.
Конкретными факторами, которые усложняли
состояние денежного оборота в начале
введения купоно-карбованца, были:
1. Обвальный спад производства под влиянием
либерализации цен и разрыва прежних хозяйственных
связей, сокращения дер ¬ дарственного
заказа. Только за январь 1992 г. объем промышленного
производства сократился на 19,8%, в том
числе товаров широкого потребления -
на 28,1%, продуктов питания - на 41,2%. Розница
¬ ный товарооборот снизился на 61%. Все
это сокращает спрос на деньги, и часть
имеющихся в обороте денег оказалась лишней,
провоцируя рост цен.
2. Свободное использование российского
рубля на внутреннем рынке Украины способствовало
широкому оттоку товаров за пределы Украины,
подрыву товарной основы внутреннего
денежного обращения.
Поэтому правительство Украины вынуждено
было перевести весь наличный оборот на
рублевую валюту и исключить из него рублевую
валюту. Этот шаг обеспечивал полный контроль
НБУ по сфере наличного оборота. Однако
он открывал широкие возможности для исполь
¬ зования эмиссии денег для покрытия
финансовых потребностей правительства,
которые в то время росли чрезвычайно
быстро, что стало одним из глав ¬ ных факторов
раскрутки в Украине гиперинфляции.
3. По инициативе РФ в середине 1992 г. в рублевой
зоне была за ¬ производств система взаимозачета
через корреспондентские счета, открытые
в расчетном центре при Центральном банке
РФ. Вследствие этого платежи между странами
рублевой зоны были взяты под контроль
Центральным банком РФ. Рубль потерял свой
статус единой денежной единицы, возникло
несколько рублей - русский, украинский,
белорусский и т.д.. Курс украинского рубля
относительно ро ¬ ской стал быстро падать. Украина
потеряла какие-либо преимущества от использования
в безналичном обороте другой валюты -
рубля.
Полное введение рубля в наличную сферу
при об ¬ слуговуванни безналичного оборота
исключительно рублем привело к механическому
разрыву единого денежного оборота на
две отра ¬ кремлени части. Переход денег
из одной части в другую требу ¬ гав обмена
их по валютному курсу. Возникла искаженная
ситуация, при которой валютный курс денег
при использовании их в наличном и безналичном
оборотах раздвоился. Это способствовало
развитию ма ¬ вых финансовых спекуляций,
связанных с переводом денег из одной
формы оборота в другую, оттока денежных
капиталов из Украины за границу, в частности
в Россию.
Чтобы ослабить негативные последствия
параллельного обращения двух валют, Президент
Украины указом «О реформе денежной сис
¬ темы Украины» от 12 ноября 1992г.ввел купоно-карбованец
в сферу безналичного оборота и изъял
из него рублевые деньги. Новые деньги
были названы «украинский карбова ¬ нец»,
получили статус временных национальных
денег и стали единственным на территории
Украины средством платежа. Украинский
кар ¬ бованець как временные деньги взял
на себя львиную долю фи ¬ вых проблем
переходного периода и выполнил этим свою
историч ¬ но-жертвенную миссию. На нем
методом проб и ошибок будувать ¬ лась
национальная денежная система Украины.Введением
в общем ¬ ный оборот украинского рубля
завершился первый этап формирования
национальной денежной системы Украины.
На втором этапе Национальный банк Украины,
опираясь на нормы Закона Украины «О банках
и банковской деятельности» (1991 г.), отрабатывал
отдельные элементы и организацию функции
существования денежной системы. К основным
направлениям и наиболее ощутимых результатов
развития денежной системы на этом этапе
можно отнести:
1. Развитие собственного эмиссионного
механизма, который включает:
- Создание Банкнотно-монетного двора
НБУ, имеющей полный цикл высококачественного
производства бумажных денег и монеты;
- Разработка дизайна, установка номинала,
платежных признаков, обеспечение системы
защиты денежных знаков и монет;
- Разработка правил выпуска в обращение,
хранения, инкассации, изъятие из обращения
наличных денег, ведения кассовых операций
и тому подобное.
2. Формирование механизма регулирования
НБУ предложения общест ¬ шей, задачей
которого является:
- Отработка механизма централизованного
регулирования банковских резервов;
- Внедрение механизма рефинансирования
коммерческих банков;
- Развитие операций на открытом рынке.
3. Разработка методики и методологии денежно-кредитной
по ¬ литики НБУ, накопление опыта практического
применения инст ¬ рументив денежно-кредитной
политики, разграничение сфер приме ¬
менения фискально-бюджетной и денежно-кредитной
политики.
4. Развитие национальной платежной системы,
охватывающей:
-Создание системы электронных платежей
на межбанковском уровне;
-Разработка методических и инструктивных
документов по организации безналичных
расчетов на межхозяйственном уровне;
-Разработка методических и организационных
основ создания электронной системы массовых
платежей.
5. Формирование механизма валютного регулирования,
который включает:
-Развитие инфраструктуры валютного рынка
и формирование ме ¬ методические и организационных
основ осуществления операций на нем;
-Порядок регулирования валютного курса;
-Создание механизма формирования и использования
золото ¬ валютных резервов;
-Формирование отчетности относительно
платежного баланса страны, осуществление
его анализа и прогнозирования.
6. Разработка и испытание на практике специальных
мероприятий из преодоления гиперинфляции
и регулирование инфляции.
Перечисленные мероприятия дали возможность
сформировать на протяжении 1993-1996 гг правовые
и организационные основы национальной
общест ¬ шовой системы рыночного типа,
которая способна была обеспечить надлежащее
управление денежным оборотом в соответствии
с потребностями экономики страны.
Новой ситуации, сложившейся в управлении
денежным оборотом, не отвечал статус
временной валюты, что сохранялся за украин
¬ ским рублем. Временные деньги не могут
надлежащим образом выполнять одну из
важнейших функций - функцию нагрома ¬
ния. Это подрывает интересы экономических
субъектов к накопленным ¬ чение денег
как источника инвестирования, сдерживает
экономический рост ¬ зования, снижает
эффективность антиинфляционной политики,
укрепление государственных финансов. В
этой связи особую остроту приобрел вопрос
введения в оборот постоянной денежной
единицы - гривны. 25 августа 1996 Президент
Украины подписал Указ «О денежной реформе
в Украине», согласно которому со 2 по 16
сентября 1996 г. с оборота был изъят украинский
карбованец и введена по ¬ самостоятельная
денежная единица - гривна и ее сотая часть
- копейка. Этим закончился второй этап
развития денежной системы Украины и начался
третий.
На третьем этапе происходит дальнейшее
совершенствование ме ¬ ханизм и инструментов
денежной системы, разработанные на предыдущем
этапе. Важной вехой здесь стало принятие
Верховной Радой Украины в мае 1999 г. Закона
«О Нацио ¬ нальной банк Украины». Хотя
в этом законе непосредственно о денежной
системе речь не идет, однако те функции
НБУ, которые станов ¬ лять основу денежной
системы, нашли широкое отражение. Это,
в частности, раздел IV «Денежно-кредитная
политика», раздел V «Управление наличным
денежным обращением», раздел VIII «дея
¬ тельность Национального банка по операциям
с валютными циннос ¬ тями». В них четко
выписаны права и обязанности НБУ относительно
обес ¬ печения стабильности национальных
денег, регулирование денежных ¬ ного
оборота, определенные методы и инструменты
денежно-кре ¬ дитнои политики и другие
виды деятельности НБУ, формирующих общест-шва
систему страны.
4.4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Денежный
оборот
И МЕСТО В НЕМ фискально-бюджетной
И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Современная экономическая мысль, независимо
от ее конкретного тео ¬ ских направления,
признает ответственность государства
за состояние развития экономики, а следовательно
и ее право влиять на эконо ¬ мической
жизни общества. Различия во взглядах отдельных
теоре ¬ тиков касаются лишь степени и
методов реализации такого вли ¬ ву. Одни
из них, назовем их условно кейнсианцами,
считают, что
такое влияние должно быть прямым, непосредственно
направленным на отдельного экономического
субъекта, индивидуализировано стимулирования
¬ вать соответствующую его поведение. Другие
- назовем их условно Моне-тарист, считают,
что экономические субъекты по природе
«запрограммированы» на высокоэффективную
деятельность в рыночной среде, способные
самостоятельно обеспечить наиболее доке
¬ зволяет поведение с позиций отдельного
индивида и общества в эти ¬ лома. Поэтому
государству нет необходимости непосредственно
вмешиваться в поведение отдельных экономических
субъектов, а свое влияние на эконо ¬ Мику
она должна свести к гарантированию им
благоприятных условий деятельности,
т.е. опосредованно.
Одной из таких гарантий считается законодательное
обеспечение каждому экономическому субъекту
таких прав и свобод:
* Свободу предпринимательства, включая
свободный перелив
капитала;
* Защита частной собственности, в том
числе защиту прав креди ¬
тора и денежных сбережений;
* Свободу торговли, в том числе защиту
от монополизации цен и
рынков;
»Свободу при заключении договоров и защита
прав участников договорного процесса;
* Свободу потребления и защите прав потребителя
от недобро ¬ совестного продавца;
* Свободный выбор профессии и места работы.
Сегодня все признают, что для реализации
своего влияния на эко ¬ номики государство
должно разрабатывать соответствующую
экономическую поли ¬ тику. Сблизились
позиции и отношении целей этой политики. Ими
вы ¬ разбираются:
- Обеспечение определенного уровня экономического
роста;
- Обеспечение максимальной занятости;
- Контроль над инфляцией в целях ее минимизации
и стабилизации цен;
-Уравновешивание активов и пассивов платежного
баланса.
Для достижения указанных целей экономическая
политика преду ¬ чает широкий спектр
мероприятий, которые будут влиять на
экономическую жизнь общества. Условно
их можно разделить на четыре группы:
- Структурная политика;
- Политика конкуренции;
- Социальная политика;
- Конъюнктурная политика.
Первые три группы мер предусматривают
решение относительно узких, локальных
задач. Так, структурная политика перед
бача предоставления субсидий или других
стимулов активизации развития относительно
отсталых регионов (региональная политика)
или определенных отраслей, секторов производства
(секториально политика).Поли ¬ тика конкуренции
предусматривает меры антимонопольного
харак ¬ теру, свободного ценообразования,
доступа на рынки всем предприни ¬ мцям,
установление особых правил взаимоотношений
там, где свободная конкуренция затруднена
- в энергетике, сельском хозяйстве и тому
подобное. Социальная политика предусматривает
мероприятия, направленные на обеспечение
социального равенства и обеспечени ¬
ности всех членов общества путем частичного
перерозподи ¬ лу доходов.
Особое место в экономической политике
занимают мероприятия, относящиеся к конъюнктурной
политики, которая реализуется через регулятивное
воздействие государства на рыночную
конъюнктуру, на пение ¬ отношение совокупного
спроса и совокупного предложения на рынках. Поскольку
совокупный платежеспособный спрос формируется
и реали ¬ руется в денежной форме в процессе
формирования, распределения и вы ¬ вания
национального дохода, конъюнктурная
политика по ¬ обеспечивается прежде всего
государственным регулированием денежного
оборота.
Через регулирование отдельных денежных
потоков, массы денег, уровня процента,
скорости обращения денег государство
имеет возможность влиять не только на
изменение спроса, но и на изменение предложения
на товарных рынках. Например, при увеличении
предложения денег снижается уровень
процента, который стимулирует рост инвестиций
и расширения производства. А переориентация
средств благодаря сни ¬ ния уровня налогообложения
из потоков чистых налогов и государственных
закупок в потоки инвестиций сокращает
путь поступления их в сферу реальной
экономики и тоже способствует расширению
производства.Подобными регулятивными
мерами в денежном обороте государство
имеет возможность активно влиять на все
процессы в экономике - на производство,
распределение, обмен и потребление, что
делает конъюнктуры ¬ турна политику универсальным,
глобальным способом достижения целей
общеэкономической политики.
По способу и характеру воздействия на
поведение экономических субъектов все
мероприятия конъюнктурной политики можно
разделить на три группы:
- Мероприятия фискально-бюджетной политики;
- Меры денежно-кредитной (монетарной)
политики;
- Меры прямого воздействия.
Согласно
проведенной структуризации экономической
полити ¬ ки государства общая схема ее
имеет такой вид
Фискально-бюджетная
политика сводится к экономическому
регулированию через механизмы
налогообложения, других изъятий в
централизованных фондов финансовых ресурсов,
финансирования вы ¬ трат государства,
связанных с выполнением ею своих
общественных функций. Эта политика обеспечивает
возможность непосредственно влиять как
на совокупный спрос, так и на совокупное
предложение. Если уровень фискальных
изъятий доходов экономических субъектов
растет, это уменьшает их возможности
и ослабляет стимулы к на ¬ рощування инвестиций,
расширения производства, подавляющий
совокупное предложение и экономическую
активность. Если же возрастает ¬ ют расходы
на финансирование государственного потребления,
то это ведет к увеличению номинального
национального дохода и совокупного платежеспособного
спроса на рынках, что активизирует их
конъюнктуры ¬ тура и в определенной степени
способствует развитию производства. Однако
государственное потребление растет высокими
темпами и длительное время, то производители
не успевают отреагировать увеличением
товарного предложения, что провоцирует
рост цен и инфляцию.
Мероприятия фискально-бюджетной политики
базируются на прямых, безэквивалентных
изъятия финансовых средств у экономических
субъектов или таких же безэквивалентных
вливаниях им финансовых средств. Поэтому
стимулирующее воздействие этих мер на
поведение эко-мическом субъектов низкий,
что требует достаточно осторожного, доб
¬ ре взвешенного их применения.
Денежно-кредитная политика сводится
к экономическому ре ¬ регулирования через
механизмы изменения предложения (массы)
денег и их цены (проценты) на денежном
рынке.Увеличение предложения общест
¬ шей, при прочих равных условиях, приводит
к снижению процента и зрос зования инвестиций,
а также рост платежеспособного спроса
на рынках. Все это на коротких временных
интервалах оживляет кон '¬ юнктури рынков
и усиливает стимулы к расширению производства.
В зависимости от направления и темпов
изменения предложения денег и ре ¬ вня
процента различают следующие виды денежно-кредитной
политики:
- Экспансивный;
- Рестрикционных.
При экспансивный политике допускается
неконтролируемое, произвольное роста
предложения денег, через которые деньги
стремительно «дешевеют». Следствием такой
политики неизбежно становится инфляция,
темпы которой быстро растут, в связи с
чем ее называют политикой инфляции. Такой
результат экспансивный политики негативно
влияет на экономику, и поэтому правительства
при нормальных об ¬ ставин стараются
избегать такой денежно-кредитной политики.Более
целесообразной и широко применяемой
является политика медленно ¬ го, контролируемого
роста денежной массы и мягкого снижения
процента, благодаря чему инфляция поддерживается
на низком ров ¬ ни, становится контролируемой
и превращается в действенный стимулятор
экономического роста, увеличения занятости. Эту
политику, в отличие от политики инфляции,
называют политикой дезинфляции.
При политике денежно-кредитной рестрикции
допускается стремительное, недостаточно
взвешенное сокращение предложения денег,
в нас ¬ лидок чего деньги стремительно
«дорожают», совокупный спрос скоро ¬
слышится, провоцируя снижение уровня
цен и падение экономической активности. Эту
политику называют политикой дефляции. Сва
¬ смотря на ее негативные последствия,
правительства стараются избегать от
¬ верт политики дефляции, а допускают
только медленное и незначительное сокращение
предложения денег и уровня процента,
мягко тор ¬ Муе экономическую активность,
без глубокого спада производства. Такая
политика получила название политики
рефляции.
Прямое вмешательство государства в экономическую
жизнь допускается в тех случаях, когда
мероприятия фискально-бюджетной и монетарной
политики не могут дать желаемого результата
или он придет с опозданием. К таким мерам
можно отнести ограничение (замо ¬ рожування)
цен и доходов с целью торможения высокой
инфляции; рационирования потребления,
когда товары и услуги распределяются
¬ ся не за платежеспособностью покупателей,
а по установленным дер ¬ жавой нормами
подобное. Меры прямого вмешательства
противоречат за ¬ кономирности рыночного
хозяйствования и поэтому применяются
не часто, в порядке исключения. Например,
в условиях переходной экономики Украины
государство долгое время ограничивала
цены на жилищно-коммунальные услуги,
плату за газ и электроэнергию и тому подобное.
Главной задачей конъюнктурной политики
является сглаживание колебаний рыночных
процессов в целях поддержания общего
состояния рыночной конъюнктуры на уровне,
который обеспечивал бы достижение вы
¬ предназначенных целей экономической
политики. Такое регулирование рыночной
конъюнктуры может обеспечиваться мерами
как денежно-кредитной политики, так и
фискально-бюджетной, или же мерами обеих
политик одновременно.
Как видно
из приведенной схемы, оживление
рыночной коньюн ¬ ктура может быть достигнуто
как мерами монетарной политики - снижением
процентной ставки и увеличением предложения
гро-шей, так и мерами фискально-бюджетной
политики - возрастанием ¬ нием бюджетных
расходов и сокращением уровня налогообложения. Сдерживание
рыночной конъюнктуры тоже может быть
достигнута мерами монетарной политики
- повышением уровня процента и уменьшением
предложения денег (денежной массы) и мерами
ФИС ¬ кальном-бюджетной политики - ростом
уровня налогообложения и сокращением
бюджетного финансирования.
Кроме общности целей влияния на рыночную
конъюнктуру, меры монетарной и фискально-бюджетной
политики взаимосвязаны механизмами действия. Так,
рост бюджетных расходов за стабильнее
те налогообложения вызовет рост спроса
на денежном рынке и повышение ставки
процента, которая является важным инструментом
мо ¬ нетарнои политики. И наоборот, снижение
учетной ставки в составе монетарной политики
приведет к росту курсовой стоимости об-лигаций
государственных займов, увеличения спроса
на них, рас ¬ рить возможности правительства
по выпуску и размещению новых займов
и роста на этой основе бюджетных расходов.
Изложенное выше позволяет рассматривать
меры монетарной и фискальной политики
не как альтернативные, а в неразрывном
единстве, и учитывать на практике не только
их прямые регулятивные последствия, 'но
и результаты возможных изменений в действии
инструментов в параллельной сфере регулирования
денежного оборота. Так, при планировании
значительных бюджетных расходов на дефицитной
основе в 1997-1998гг. в Украине лелеялись надежды
на увеличение спроса и активизацию рыночной
конъюнктуры, что должно было положительно
повлиять на экономический рост. Однако
эти надежды не оправдались, поскольку
рост процентных ставок по ОВГЗ привело
к отвлечению банковских резервов в запасы
государственных бумаг, к росту ссудного
процента, сокращение банковского кредитования,
падение уровня денежно-кредитной мультипликации. В
конце концов предложение общест ¬ шей
оказалась недостаточной, чтобы удовлетворить
все потребности в платежных средствах
и погасить имеющиеся долговые обязательства.
Дискуссии относительно преимуществ монетарной
и фискально-бюджетной политики. Фискально-бюджетные
и монетарные меры как составляющие конъюнктурной
политики имеют свои преимущества и недостатки. Против
¬ отношение их в свое время стало причиной
различия между кейнса-анцямы и монетаризмом
по методам государственного регулирования.
Дж. М. Кейнс и его последователи, абсолютизируя
роль дер ¬ дарства в регулировании экономики,
предпочитали мероприятиям ФИС ¬ кальном-бюджетной
политики. Они сформулировали следующие
преимущества их перед мерами монетарной
политики:
»Они оказывают более ощутимое влияние
на активность экономиче ¬ них субъектов;
»Реакция рыночной конъюнктуры на мероприятия
фискально-бюд ¬ жетно политики более
предсказуема, чем на меры монетарной
политики;
«Влияние фискально-бюджетных мер на рыночную
конъюнктуры ¬ тура оказывается быстрее,
чем влияние монетарных мер.
Эти преимущества кейнсианцы объясняли
тем, что государственные решения об осуществлении
фискально-бюджетных мер можно принять
более оперативно, их действие направлено
более адресное, реализовать быстрее,
чем меры монетарной политики.
Монетаристы во главе с М. Фридманом, абсолютизируя
способность ¬ ность рыночной экономики
к саморегулированию, легко доказали,
что сформулированные кейнсианцами преимущества
фискально-бюджетной по ¬ литики чисто
абстрактные и не проявляются в реальной
действительности. В частности, действиям
этих мероприятий присущ такой же, если
не больший, временной лаг, как и мерам
монетарной политики. Особенно это от ¬
слышно проявляется на стадии принятия
решений о проведении фи-скальные-бюджетных
мер. Поскольку изменение налогов или бюджет
¬ них расходов затрагивает интересы широкого
круга экономических субъектов и вызывает
значительный социальный резонанс, возникают
острые поли ¬ тических споры, которые
надолго затягивают принятие необходимых
ре ¬ шень. А в самом процессе разработки
и принятия решений по фискально-бюджетных
мероприятий принимают участие многие
властные структуры ¬ тур, каждая из которых
имеет свои специфические интересы и задачи,
которые тоже провоцируют затягивание
принятия необходимых решений.
Несовершенство системы налогообложения,
способность экономических субъектов
избегать уплаты налогов и другие обстоятельства
сводят нани ¬ тель и последние преимущества
фискально-бюджетной политики. Частые
изменения системы налогообложения или
бюджетного финансирования вообще не
¬ целесообразными, крайне негативно влияют
на поведение экономических субъектов. Завышенный
уровень налогообложения толкает их на
сворачивание своей деятельности или
на переход в «тень». Существенно ослабляется
ре ¬ зультативнисть фискальных мер в
условиях инфляции, которая порождает
новый - инфляционный налог, «размывает»
механизм действия государств ¬ ной фискально-бюджетной
политики. Благодаря этим обстоятельствам
своей действенностью она значительно
уступает монетарной.
В результате кейнсианской-монетаристских
дискуссий в миро ¬ ресниц экономической
теории и в регулятивной практике получили
широ ¬ кого признания монетарный фактор
развития экономики и активное применение
монетарных мер в экономической политике. Более
того, сейчас наметилось явное сближение
позиций кейнсианцев и мо-нетаристив в
оценке роли фискально-бюджетной и монетарной
политики в системе государственного
регулирования экономики. Сейчас во-ны
рассматриваются не как альтернативные,
а как взаимодополняющие в единой системе
конъюнктурной политики, со своими особыми
целями и механизмами влияния на совокупный
спрос. Это значительно расширило регулятивные
возможности и обогатило инструментарий
конъюнктурной политики в целом.
1 Особо наглядно эти недостатки мер фискально-бюджетной
политики про ¬ появились в Украине. Хотя
еще в середине 1996 г. Президент В. В. Путин
счел необходимым реформировать налоговую
систему с целью ослабления налогового
ты ¬ ску на товаропроизводителей, однако
и в 2001 г. соответствующие законы не были
приняты.
4.5. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ее ЦЕЛИ
И ИНСТРУМЕНТЫ
Главным результатом функционирования
денежной системы является разработка
и реализация определенной денежно-кредитной
политики. По ¬ положительная влияние этой
политики на развитие экономики определяет
эффективность самой денежной системы.
Сущность денежно-кредитной политики. В
литературе приме ¬ совуеться несколько
подходов к определению сущности денежно-кре
¬ дитнои политики. Представители одного
из них трактуют монетар ¬ ну политику
слишком узко - как правительственную
политику влияния на киль ¬ чество денег
в обороти1. Представители другого подхода
определяется ¬ ют ее слишком расширено
- как один из секторов экономической поли
¬ тики высших органов государственной
влади2. В первом случае меха-низм монетарной
политики ограничивается влиянием на
киль ¬ чество денег и явно обедняются
его результативные возможности, во втором
- не определено специфического характера
монетарной политики, ее отличий от других
секторов экономической полити ¬ ки, ее
особого механизма воздействия на экономические
процессы .
Более полно и точно выражает сущность
монетарной политики вы ¬ значение ее
как комплекса взаимосвязей язанш, скоординированных
на до ¬ жения заранее определенных общественных
целей, мероприятий по регулированию денежного
оборота, которые осуществляет государство
через центральный банк. Как следует из
этого определения, монетарной политике
присущи комплексность, разновариантность
регулятивных мер; направленность их на
достижение определенных, заранее вы ¬
предназначенных общественных целей;
меры эти реализуются центральным банком
через механизм денежного рынка. При таком
подходе мо ¬ нетарна политика приобретает
четкие, экономически обусловленных обры
¬ сел. Она должна внутренне единую институциональную
основу - денеж ¬ ный рынок и банковскую
систему. В такой трактовке монетарная
политика представляет собой организационно
оформленный регулятивный механизм со
своими специфическими целями, инструментами
и ролл-лю в экономическом регулировании.
Объектами, на которые чаще всего направляются
регулятивные по ¬ ходы монетарной политики,
есть такие переменные денежного рынка:
- Предложение (масса) денег;
- Ставка процента;
- Валютный курс;
- Скорость обращения денег и проч.
В зависимости от экономической ситуации
в стране объектом монетар ¬ ного регулирования
может быть выбрана одна из них или даже
несколько одновременно.
Субъекты монетарной политики. В Украине
главным субъектом ¬ том денежно-кредитной
политики является Национальный банк. Кроме
ше ¬ го, в выработке денежно-кредитной
политики участвуют другие органы государственного
регулирования экономики - Министерство
фи ¬ Нанси, Министерство экономики, непосредственно
правительство, Верховная Рада. Органы
исполнительной и законодательной власти
определяют осно ¬ вни макроэкономические
показатели, которые служат ориентирами
для формирования целей денежно-кредитной
политики (объем ВВП, раз ¬ мер бюджетного
дефицита, платежный и торговый балансы,
уровень занятости и др.).. Верховная Рада,
кроме того, регулярно за ¬ слуховую доклады
Председателя НБУ и получает информацию
банка о состоянии денежно-кредитного
рынка в Украине.
Однако решающая роль в разработке и реализации
монетарной политики принадлежит Национальному
банку, поскольку он несет от ¬ ность перед
обществом за состояние монетарной сферы. Как
предусмотрено Конституцией Украины (ст.
100), Совет НБУ само ¬ стоянно разрабатывает
основные принципы денежно-кредитной
политики и осуществляет контроль за ее
проведением.
Целевая направленность монетарной политики. Для
зьясу ¬ ния роли монетарной политики
в рыночной экономике важное значение
имеет осознание задач, которые ставятся
монетарными властными структурами и
решаются монетарными методами. Эти задачи
принято называть целями монетарной политики. Они
делятся на три группы: стратегические,
промежуточные и тактические.
Стратегическими обычно есть цели, которые
определены как ключевые в общеэкономической
политике государства. Ими могут быть зрос
¬ зования производства, роста занятости,
стабилизация цен, сбаланси ¬ лансування
платежного баланса.Каждая из этих целей
настолько ва ¬ жлива для общества, властные
структуры могут ставить перед собой задачи
одновременно реализовать их все или большую
их часть.Государство в целом имеет в своем
распоряжении широкий спектр регулятивных
инструментов для решения таких задач.
Однако с помощью мер лишь монетарной
политики равно ¬ своевременно достичь
всех указанных целей невозможно из-за
ограниченности и специфику ее инструментария. Поэтому
в пределах монетарной поли ¬ тики указаны
стратегические цели оказываются несовместимыми. Част
¬ ма, стабилизация цен требует применения
монетарных мер, которые приводят к ухудшению
конъюнктуры, спада производства и занятости. И
наоборот, для роста производства необходимо
вжи ¬ вать меры, которые обеспечат оживление
конъюнктуры и могут повлечь рост цен.
Поэтому центральный банк выбирает в зависимости
от конкретной эко ¬ номической ситуации
одну из стратегических целей. Ею, как правило,
является стабилизация цен (или погашения
инфляции), поскольку именно она самая
¬ больше соответствует главному назначению
центрального банка - поддерживать стабильность
национальных денег. И через розвья ¬ зательство
этой задачи центральный банк способствует
достижению др. ¬ ших стратегических целей.
Однако каждый раз возникает сложная проблема
согласования стра ¬ тегичних целей монетарной
и общеэкономической политики. Нужно, чтобы
в общеэкономической политике стабилизация
цен была признана приоритетной или важной,
а монетарная полити ¬ ка имела ориентацию
на обеспечение экономического роста. Если
же такого совпадения нет, то центральному
банку приходится либо менять свою стратегическую
цель, или отстаивать ее ценой обострения
отношений со структурами исполнительной,
а то и зако ¬ нодательного власти.
О важности правильного согласования
стратегических целей убедительно свидетельствует
опыт Украины. В 1991-1993 гг приоритеты ¬ тным
целями общеэкономической политики, в
том числе монета ¬ рнои, признавалось
сдерживания темпов падения производства,
ей бу ¬ ла подчинена и монетарная политика
НБУ, превратилась в политику эмиссионного
поддержания экономики. Неизбежным на
¬ следом стала гиперинфляция, уровень
которой достиг апогея в 1993 г.
В 1994-1996 гг НБУ, осознав свою особую ответст
¬ дальность за состояние монетарной сферы,
начал последовательно отстаивать как
свою стратегическую цель, преодоление
инфляции и стабилизацию цен. Однако эта
цель не была должным образом согласована
с другими стра ¬ тегичних целями экономической
политики. Правительство и Верховная Рада,
признавая на словах антиинфляционную
стратегию НБУ, фактически не привлекли
инструментов конкурентной и структурной
политики, га ¬ льмуючы процессы приватизации
и реструктуризации производства. Цели
экономического роста не были поддержаны
немонетарными мерами, что привело к хроническому
падения производства, по ¬ йнятости, углубление
платежного кризиса, ухудшения финансового
состояния экономики на фоне существенного
снижения темпов инфляции, по ¬ обеспечена
преимущественно монетарными мерами НБУ.
Промежуточные цели монетарной политики
заключаются в таких изменениях определенных
экономических процессов, которые будут
способствовать достижению стратегические
целей. Поскольку в рыночных условиях экономическое
возрастанием ¬ ние, занятость, динамика
цен, состояние платежного баланса и другие
ма-кроекономични показатели определяются
прежде состоянию рыночных ¬ вой конъюнктуры,
промежуточными целями монетарной политики
является изменение последнего в направлении,
которое определяется стратегической
цил ¬ лю. В частности, если целью общеэкономической
политики является эконо ¬ мически роста
при сокращении безработицы, то промежуточной
целью может быть оживление рыночной конъюнктуры. И
наоборот, если стратегической целью является
стабилизация цен, то промежуточной должно
быть сдерживание изменения конъюнктуры
рынка.
Некоторые экономисты до промежуточных
целей относят выбор не толь ¬ ки направления
изменения рыночной конъюнктуры, но и
экономических изменений ¬ них, регулированием
которых достигается влияние на стратегические
цели. Этот подход базируется на признании
того, что меры монетарной по ¬ литики
способны непосредственно влиять на изменение
не только по ¬ питу, но и предложения. Поэтому
уже на промежуточной стадии возникает
по ¬ надо определить экономические переменные,
влияющие на каждую составляющую рыночной
конъюнктуры.
Между двумя
приведенными определениями промежуточных
целей нет принципиальной разницы:
второе из них лишь конкретизирует
первое. Но поскольку второе определение
в известной мере охватывает тактические
цели и затрудняет различение промежуточных
и тактических целей, целесообразно воспользоваться
обобщенным определением промежуточных
целей.
Характерной особенностью промежуточных
целей является то, что установ ¬ люються
они на длительные временные интервалы,
в течение которых мо ¬ гут быть реализованы
и обнаружить свою эффективность. Так,
оживит ¬ ления рынка за роста массы денег
или сни ¬ ния процентных ставок в краткосрочном
периоде может привести к росту спроса
и цен.И только при условии, что эти меро
¬ ды активизируют инвестиции, рост производства,
будет обес ¬ Чэн увеличение предложения,
которое остановит рост цен и стабильность
¬ зуе их. Однако для этого требуется длительный
промежуток времени.
Тактические цели - это оперативные задачи
банковской системы по регулированию
ключевых экономических переменных, прежде
всего денежной массы, процентной ставки
и валютного курса, для достиже ¬ Гненный
промежуточных целей. По каждому из этих
показателей может относиться одно из
трех заданий: рост, стабилизация, снижение. Конкретное
направление движения экономической переменной
определяется ¬ ется промежуточной целью
монетарной политики и характером пока
¬ исчезаю. Например, для оживления рыночной
конъюнктуры как промежуточной цели необходимо,
чтобы на уровне тактических целей денежная
масса росла, а процентные ставки снижались.Показателя
общест шовой массы берутся базовые деньги,
поскольку именно этот показатель находится
в полном распоряжении центрального банка.
Характерными признаками тактических
целей является их краткосрочные-весть,
реализация их оперативными мероприятиями
исключительно централь ¬ ного банка,
многоаспектность, единство и определенная
противоречивость. Эти особенности существенно
затрудняют выбор и механизмы реализа
¬ ции тактических целей. Так, если изменение
массы денег влияет на сми ¬ ну совокупного
спроса и затрагивает всю макроэкономику,
то изменения про ¬ процентной ставки
и валютного курса могут влиять не только
на совокупный спрос, но и на интересы
определенных групп экономических субъектов
и предопределять структурные изменения
в экономике. Поэтому успех решения многих
регулятивных задач зависит от прави ¬
льного сочетание указанных тактических
целей: изменениями процентной ставки
или валютного курса можно локализовать
инфляционный эффект от роста массы денег
в обороте.
В зависимости от экономических переменных
и связанных с ними такты ¬ ческих целей
определяются инструменты монетарной
политики. Вы ¬ бор их является прерогативой
центрального банка.
Инструменты монетарной политики. Мировая
практика Моне ¬ тарной политики накопила
значительный опыт использования опре
¬ них инструментов денежно-кредитного
регулирования экономических процессов. Все
их можно разделить на две группы:
- Инструменты опосредованного влияния
на денежный рынок
и экономических процессах;
- Инструменты прямого влияния.
К первой группе относятся: операции на
открытом рынке, ре ¬ регулирования нормы
обязательных резервов, процентная политика,
ре ¬ финансирования коммерческих банков,
регулирования курса националь ¬ ной валюты.
Ко второй группе относят: установление
прямых ограничений на осуществление
эмиссионно-кассовых операций; введение
прямых ограничений на кредитование центральным
банком коммерческих банков; установ ¬
ления ограничений или запрета на прямое
кредитование центральным банком потребностей
бюджета; прямой распределение кредитных
ресурсов, предоставляемых коммерческим
банкам в порядкерефинансирования, между
приоритетными отраслями, производствами,
регионам и т.д..
Опосредованное влияние инструментов
первой группы состоит в создании таких
условий, при которых усиливаются или
ослабляются стимулы экономических субъектов
к определенному поведению, например к
накоплению или к уменьшению запасов денег
в своем рас ¬ командировки и соответственно
уменьшению или к увеличению их спроса
на товарных или финансовых рынках. Поэтому
регулирование с помо щью таких инструментов
относится к экономическим методам держа
¬ вного управления, оно имеет существенные
преимущества перед применением инструментов
прямого действия, влияние которых имеет
преимущественно директивный характер. Поэтому
по мере вызревания в стране рыночных
отношений за ¬ менения инструментов опосредованного
действия неуклонно рас ¬ сти, а инструментов
прямого действия - сокращается. В переходный
период в Украине последние применялись
широко и довольно часто, поскольку этого
требовали особые, часто критические ситуации,
которые возникали на денежном рынке и
требовали немедленного вмешательства
со стороны регулятивных органов.
Рассмотрим подробнее механизм использования
отдельных инст ¬ рументив опосредованного
действия как более эффективных и перспектив
¬ них в условиях Украины.
Операции на открытом рынке - это наиболее
приме ¬ ный инструмент монетарной политики
в странах с високорозвину-теми рыночными
экономиками. В странах с переходными экономи
¬ ками применения этого инструмента ограничивается
развитием рынка ценных бумаг (открытого
рынка), недостат ¬ ньою ликвидностью государственных
ценных бумаг и т.п.. Эти факторы сдерживания
операций на открытом рынке довольно ощутимо
про ¬ представляют себя и в условиях Украины.Однако
этот инструмент в перспе ¬ ктиви играть
ключевую роль и в монетарной политике
НБУ.
Сущность операций на открытом рынке заключается
в том, что, покупая ценные бумаги на рынке,
центральный банк дополнительно направляет
в оборот соответствующую сумму денег
и этим увеличивает спо ¬ чала банковские
резервы, а затем и общую массу денег при
прочих неизменных условиях.
Продавая ценные бумаги из своего портфеля,
исключает на от ¬ ветственно сумму банковские
резервы, а впоследствии уменьшается и
общая масса денег в обороте. В результате
этих операций соответственно увеличивается
или уменьшается предложение денег на
рынке, что влияет в конечном итоге на
конъюнктуру товарных рынков.
Операции на открытом рынке бывают динамические
и защитные. Ды ¬ динамические операции
применяются для увеличения или уменьшения
за ¬ общую предложения Ирошей при условии,
что другие факторы не влияют на массу
денег.Защита операции заключаются в поддержании
общего ¬ ной предложения денег на неизменном
уровне в условиях воздействия на массу
денег других факторов. Если эти факторы
уменьшают предложение денег, то следует
на определенную сумму купить ценные бумаги
на открытом рынке, чтобы стабилизировать
объем предложения, и наоборот.
Регулятивного эффекта можно достичь
покупкой-продажей любых ценных бумаг
на открытом рынке. Однако центральные
бан ки, как правило, ограничиваются операциями
с государственными ценными бумагами. Это
объясняется следующими обстоятельствами:
»Возможностью столкновения корпоративных
интересов на рынках, если центральный
банк продаст или купит ценные бумаги
одной корпорации, а второй - нет. Объемы
же запланированной смены предложе ¬ ции
денег не всегда дают возможность покупать
или продавать ценные бумаги всех корпораций;
• центральные банки по своему статусу
являются финансовыми уполно ¬ уполномоченных
правительств, размещают их ценные бумаги
на первичном рынке и своими операциями
с ними на вторичном рынке способствуют
повышению их рейтинга и спроса на них,
а значит и доходов бюджета от их продажи. Это
положительно влияет на состояние бюджет
¬ ного дефицита, а следовательно - на состояние
денежного оборота;
* Правительство, как правило, является
крупнейшим эмитентом ценных бумаг, а
рынок их - крупнейшим сектором общего
рынка ценных бума ¬ ров. Это обеспечивает
центральному банку возможность осуществлять
операции на открытом рынке с однородными
документами в любых объемах, диктуемых
потребностями монетарной политики.
Влияние на предложение денег можно обеспечить
куплей-про ¬ продажей ценных бумаг как
у коммерческих банков, так и в других
собствен ¬ ников. Если ценные бумаги продаются
банкам, то их избыточные ре ¬ резервы
сокращаются немедленно, поскольку оплата
осуществляется по их ко ¬ респондентских
счетов в центральном банке. Поэтому реиулятивний
эффект наступит довольно быстро, почти
немедленно. Если ценные па ¬ пери продаются
юридическим или физическим лицам, то
избыточные резервы банков тоже сократятся,
потому что деньги плательщиков-находятся
на их счетах в банках и в конечном итоге
будут списаны с их корсчетов в центральном
банке. Однако регулятивный эффект наступит
чуть позже, чем в первом случае.
Операции на открытом рынке могут проводиться
как в форме прямой купли-продажи, так
и на условиях обратного выкупа. В последнем
случае за первичной продажи или покупки
одноча ¬ сно заключается соглашение об
обратном выкупе или продаже этих цен
¬ ных бумаг через определенный, как правило,
достаточно короткий, срок. Такие операции
называются «РЕПО» и осуществляются преимущественно
при проведении защитных операций на открытом
рынке.
В условиях высокоразвитого рынка ценных
бумаг этот инст ¬ румент монетарной политики
имеет существенные преимущества.
1. Он имеет высокую оперативность и четкость
действия. Если централь ¬ ный банк решил
увеличить или уменьшить предложение
денег и их размер, то он может немедленно
распорядиться своим дилерам купить или
продать ценные бумаги на соответствующую
сумму, и проблема будет решена довольно
быстро. При этом не имеет значения объем
операции - он может быть незначительным
или любым крупным.
2. На действие этого инструмента не могут
влиять никакие другие
субъекты рынка, кроме центрального банка,
что делает его регу ¬
люючи влияние весьма значительным, точным
и эффективным.
3. Этот инструмент имеет свойство «торможения»,
т.е. если
допускается ошибка при проведении определенной
операции, то можно
немедленно запустить операцию противоположного
действия и исправить ситуа ¬
цию с предложением денег: при чрезмерном
увеличении предложе ¬
ции денег немедленно продать соответствующую
сумму ценных бумаг и
уменьшить предложение до нужного уровня.
Регулирование нормы оба 'языковых резервов
- высокомощный инструмент влияния на
предложение денег, что имеет неотвратимую
и немедленное действие. Механизм этого
инструмента заключается в том, что цен
¬ тральный банк устанавливает для всех
банков и других депозитных учреждений
норму обязательного хранения привлеченных
средств на ко ¬ респондентских счетах
без права их использования и без выплаты
процентов по ним. Увеличивая норму обязательного
резервирования, центральный банк немедленно
сокращает объем избыточных резервов
банков, уменьшает их кредитную способность,
снижает уровень мульти ¬ пликации депозитов. Соответственно
уменьшается общий объем про ¬ позиции
денег. Если центральному банку нужно увеличить
предложение денег, то достаточно соответственно
снизить норму обя ¬ ного резервирования,
и ситуация будет меняться на противоположных
¬ ну-увеличится объем свободных резервов,
повысятся кредитную способность банков
и уровень мультипликации депозитов.
Этот инструмент монетарной политики
имеет то преимущество, что он одинаково
влияет на все банки, меняя предложение
денег не ¬ гайно и достаточно мощно. Но
он имеет и существенные недостатки.
Во-первых, повышение нормы обязательного
резервирования мо ¬ же привести все банки
с небольшими избыточными резервами в
неликвидный состояние, подорвать их положение
на рынке. Чтобы спасти такие банки, центральному
банку пришлось бы принимать компенсирую
¬ ющих мероприятий, например усилить
их рефинансирования или увеличить покупку
ценных бумаг, что будет размывать регулятивный
эффект от применения инструмента обязательного
резервирования.
Во-вторых, повышение нормы резервирования
негативно сказывается ¬ ется на финансах
банков, поскольку ограничивает их доходы
за актив ¬ ми операциями. В этой связи
такое применение данного инст ¬ рументу
равноценное повышению налогообложения
банков.
В-третьих, если нужно изменить предложение
денег на ко ¬ Ротко срок и в небольших
объемах, то этот инструмент просто не
годится, ибо изменение нормы резервирования
на 1% может дать значительно большую смену
предложения, чем это нужно. А частые изменения
нормы резервирования (вверх-вниз) вообще
могут парализовать дея ¬ тельность банков.
Указанные недостатки этого инструмента
обусловили очень выберет ¬ жнет его использования
в развитых странах: норма резервирования
¬ ния там устанавливается на небольшом
уровне и меняется очень редко, а некоторые
страны вообще отказались от него. В странах
с переходной экономикой, где амплитуды
колебания денежной массы очень большие,
этот инструмент применяется значительно
шире. Он позволяет оперативно подавить
избыточное предложение денег и уравновесить
конъюнктуру на соответствующих рынках.Достаточно
широ ¬ ко он применяется НБУ на протяжении
всего переходного периода. Для украинской
практики монетарного регулирования характерны
достаточно высокий уровень нормы обязательного
резервирования, широ ¬ ка амплитуда и
высокая частота их смены. Такое использование
этого инструмента позволяло НБУ оперативно
влиять на предложение денег, на инфляционные
и девальвационные процессы. Про ¬ то указанные
выше недостатки этого инструмента в условиях
Украины ни ¬ сколько не были устранены,
их полностью ощутили на себе коммерческие
банки, расплачиваясь своей ликвидностью
и финансовой стабильные ¬ стью. Но другого
выхода у НБУ в этот период не было, потому
операции на рынке ценных бумаг были развиты
слабо.
Процентная политика - один из мягких инструментов
монета ¬ рнои политики, сходный по характеру
воздействия на предложение денег к операциям
на открытом рынке.Механизм его заключается
в том, что центральный банк устанавливает
ставки процентов за по ¬ зичкамы, которые
он предоставляет коммерческим банкам
в порядке их рефинан ¬ менения. Для Украины
наиболее типичной процентной ставкой
центрального банка является учетная
ставка НБУ.Увеличивая уровень учетной
ставки, НБУ достигает таких регулятивных
последствий:
- Сдерживает спрос коммерческих банков
на свои ссуды, тор ¬ Муе рост их избыточных
резервов и банковского кредита ¬ ния
экономических субъектов, сдерживает
мультипликацию депозитов и роста предложения
денег;
- Сигнализирует экономическим субъектам
о своем намерении «здорожчиты» деньги,
что само по себе побуждает экономических
субъектов к более осторожного поведения
и обусловливает падение рыночной конъюнктуры.
Снижение центральным банком учетной
ставки должно протиле ¬ жни последствия
- увеличивает спрос коммерческих банков
на ссуды и их избыточные резервы, что
вызывает рост предложения денег.
Процентная политика как монетарный инструмент
имеет определенные не ¬ доликы. Влияние
его на предложение денег недостаточно
четкий и опе ¬ тивных. Для коммерческих
банков и других экономических субъект
¬ объектов важна не просто изменение
учетной ставки, а изменение ее соотношения
¬ ношения с рыночными процентными ставками,
по которым они получают ссуды в других
кредиторов и сами предоставляют ссуды. Если,
например, рыночные ссудные проценты выросли
больше, чем учетная ставка НБУ, то коммерческим
банкам будет выгодно не уменьшать свои
заимствования у центрального банка. Поэтому
НБУ не достигнет эффекта торможения предложения
денег повышением учетной ставки.Кроме
того, коммерческие банки могут не видреа-гуваты
соответствующим образом на изменение
учетной ставки и по другим причинам: из-за
инфляционные ожидания, состояние своей
ликвидности и т.п.. В случае высоких инфляционных
ожиданий, ухудшение ликвидности коммерческим
банкам целесообразно увеличивать спрос
на ссуды НБУ даже при повышении учетной
ставки.
Рефинансирование
коммерческих банков - инструмент, приме
¬ няется в тесном сочетании с процентной
политикой. Помимо изменения учетной ставки,
центральный банк может регулировать
спрос на свои ссуды со стороны коммерческих
банков изменением других условий предоставления
этих ссуд - изменением их ассортимента,
ограничением целевого назначения ¬ чение,
лимитированием объемов отдельных ссуд
и т.п.. Такими меро ¬ дамы центральный банк
может более четко и целенаправленно влияет
¬ ти на изменение банковских ресурсов,
а следовательно, и на предложение денег. Поэтому
этот инструмент имеет определенные преимущества
перед процентной полити ¬ кой. Однако
для его широкого применения не всегда
есть достаточные предпосылки, в частности
в портфелях коммерческих банков нет доста
¬ тних запасов векселей или других ценных
бумаг, которые служили бы по ¬ обеспечением
ссуд рефинансирования. Особенно актуальна
эта об ¬ ставина для украинских банков
в переходный период, когда вексель ¬ ный
оборот и рынок ценных бумаг только начинают
формироваться.
Учитывая это применение этого инструмента
было об ¬ межень. Долгое время НБУ предоставлял
свои кредиты непосредственно хозяйствующим
субъектам (министерствам, отраслям, производс
¬ вам), Министерству финансов на покрытие
бюджетного дефицита, административно
или через аукционы распределял их между
банками, что существенно деформировало
регулятивное воздействие его на предложение
денег через процентную политику и политику
рефинансирования.
Регулирование курса национальной валюты
- инструмент очень четкой, оперативной
и мощного действия. По характеру воздействия
на массу денег он напоминает операции
на открытом рынке. Если цент ¬ ральный
банк планирует уменьшить массу денег
в обороте, то ему достаточно продать на
рынке соответствующую массу иностранных
валютных ценностей, что приведет к сокращению
банковских резервов и предложения денег. И
наоборот, при необходимости увеличить
массу денег в обороте центральному банку
следует купить соответствующую ма ¬ су
иностранной валюты. Эти операции получили
название валютной интер ¬ венции. Хотя
непосредственной целью этих операций
является регулирование курса национальной
валюты, они косвенно и весьма ощу ¬ тно
влияют и на массу национальных денег
в обороте.
Применение этого инструмента монетарной
политики связано с определенными экономическими
и организационными трудностями. Во-первых,
у центрального банка должен быть достаточный
золото ¬ валютный запас, чтобы в случае
необходимости можно было использовать
его для воздействия на денежную массу. Накопления
такого запаса возможно при условии длительного
экономического роста и активного сальдо
платежного баланса, что требует от страны
значительного экономического напряжения. Во-вторых,
конъюнктурные ситуации на валютном и
на товарных рынках могут меняться не
одновременно и в различных на ¬ прямых.Поэтому
интервенционные операции центрального
банка в ин ¬ терес валютного рынка могут
оказаться не желательными для то-варных
рынков. Учитывая это с проведением интервенции
¬ онной операции на товарном рынке центральный
банк должен осуществить компенсирующие
(стерилизационные) меры, чтобы не допустить
уменьшения или увеличения предложения
денег и платежеспособного спроса на товарных
рынках. Удобнее провести стерилизацию
с помощью операций на открытом рынке. При
таком комплекс ¬ ном подходе операции
по регулированию валютного курса могут
ус ¬ пишно служить и инструментом регулирования
предложения денег.
Определенное влияние центрального банка
на предложение денег и на конъюнктуру
рынков достигается также за установление
эко ¬ мическом нормативов деятельности
коммерческих банков, прежде всего нормативов
ликвидности, а также через публичное
разъяснение целей своей монетарной политики,
«дружеского убеждения» и реко ¬ мендаций
действовать согласно совместно определенных
целей (владеющий ¬ вать кредитную деятельность,
избегать действий, дестабилизирующих
рынок ценных бумаг или валютный курс
и т.д.).
Общие очертания механизма денежно-кредитной
политики, внут ¬ ришний связи между ее
отдельными целями и инструментами мож
¬ на представить в виде схемы (рис. 4.4).
1. Цели монетарной политики
1.1. Стратегические цели
1.1.1. Рост производства
1.1.2. Повышение занятости
1.1.3. Стабилизация цен - «*-
И 1.2. Промежуточные цели и
1.2.1. Оживление конъюнктуры
1.2.2. Сдерживания конъюнктуры -
1.3. Тактические цели
• 1.3.1. Роста массы денег
• 1.3.2. Снижения уровня процента
• 1.3.3. Уменьшение массы денег
1.3.4. Повышение уровня процента
2. Инструменты монетарной политики
2.1. Операции на открытом рынке
2.1.1. Покупка ценных бумаг
2.1.2. Продажа ценных бумаг
2.2. Регулирование нормы обязательных резервов
2.2.1. Снижение нормы обязательных резервов.
2.2.2. Повышение нормы обязательных
резервов
2.3. Процентная политика
2.3.1. Снижение учетной ставки
2.3.2. Повышение учетной ставки
Рис. 4.4. Схема связей целей и инструментов
монетарной политики
В приведенной схеме стрелками показано
путь импульсов, вво ¬ щихся в экономическую
систему определенными мерами монетарной
поли ¬ тики, вплоть до влияния их на стратегические
монетарные цели, а следовательно - на
цели общеэкономической политики. Так,
мероприятие 2.3.2 «Повышение учетной ставки»,
проводимой в рамках инструмента 2.3 «Процентная
политика», обеспечивает достижение двух
тактических целое? 1.3.3 «Уменьшение массы
денег» и 1.3.4 «Повышение уровня пре цента». Эти
сдвиги на уровне 1.3 «Тактические цели»
обусловят стрк мирования конъюнктуры
(позиция 1.2.2 на уровне 1.2 «Промежуточные
цели» Если такие изменения в конъюнктуре
рынка вступят длительного характе ру,
это приведет к стабилизации товарных
цен, то есть достижения в ^ ниеи из стратегических
целей монетарной политики.
Таким же путем доходят до стратегической
цели 1.1.3 «Стабил зация цен» команды, подаваемых
в систему от мероприятий 2.2. «Повышение
нормы обязательных резервов» и 2.1.2 «Продаз
ценных бумаг».
Другой путь к стратегическим целям проходят
команды, пс даются в систему от мероприятий
2.3.1 «Снижение учетной ставки» 2.2.1 «Снижение
нормы обязательного резервирования»
и 2.1. «Покупка ценных бумаг». Каждый из
них на уровне 1.3 «Тактические цели» вызывает
рост массы денег (поз. 1.3.1) и снижения уровня
процента (поз. 1.3.2). Эти сдвиги, в свою очередь,
приведут к оживлению конъюнктуры (поз.
1.2.1 на уровне «Промежуточные эти ли»),
которое будет положительно влиять на
достижение стратегических целей; 1.1.1
«Рост производства» и 1.1.2 «Повышение
занятости »1.
Монетизации бюджетного дефицита и валовой
внутренний продукт В УКРАИНЕ
Монетарная политика является ключевым
механизмом в денежной системе страны,
благодаря которому реализуются ее основные
общественные при значения:
- Поддерживается стоимость денег на относительно
стабильном уровне путем постоянного
уравновешивания спроса и предложения
на денежном рынке;
- Гибко обеспечиваются потребности экономики
в деньгах благодаря их выпуска по мере
роста потребностей и изъятие из оборота
Имира сокращение потребностей.
В связи с этим основными индикаторами
правильности Моне тарной политики и эффективности
функционирования денежной системы в
целом является стабильность стоимости
денег на товарных и валют них рынках и
обеспеченность экономических субъектов
достаточно массой платежных средств. Первый
индикатор - стабильность вар тосте денег
- проявляется в относительной стабильности
покупок ¬ ной способности и валютного
курса национальных денег.
1 Подобный путь к стратегическим целям
проходят команды и от других за ходов
монетарной политики (рефинансирование
коммерческих банков, регулирования: валютного
курса и т.п.), которые не показаны на схеме
на рис. 4.4.
Второй индикатор не имеет таких четких
форм выражения, как пер ¬ вый, не нашел
однозначного освещения и в литературе.Одни
авторы вообще не считают его самостоятельным
индикатором, поскольку в случае зривноважености
спроса и предложения на деньги экономические
субъекты будут иметь достаточный запас
платежных средств. Другие авторы выражают
его через коэффициенты монетизации пев
¬ них экономических переменных, в частности
через показатели монетизации бюджетного
дефицита и монетизации валового внутреннего
про ¬ продукта. Общим между этими показателями
является то, что в случае недостаточности
¬ шленности монетизации бюджетного дефицита
и валового продукта вине ¬ кнута осложнения
с оплатой долговых обязательств - соответственно
в бюджетной сфере и в сфере реализации
валового продукта.