Денежная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:17, реферат

Описание работы

Денежная система Российской Федерации - это форма организация денежного обращения, закрепленная национальным законодательством.
В России официальной денежной единицей является рубль, что закреплено в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России утверждает образцы банкнот и металлических монет, которые имеют законную платежную силу. Банковские билеты и металлические монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости на всей территории России во все виды платежа, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для перевода.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………………3
2.Понятие денежной системы…………………………………………………………………4
3.Типы денежной системы страны……………………………………………………………7
4.Роль Центрального банка в денежной системе…………………………………………….8
5.Общие показатели функционирования денежной системы в Российской Федерации..10
6.Эмиссионно-кассовое регулирование и кассовое обслуживание……………………….12
7.Правовое регулирование денежного обращения в РФ…………………………………...15
8.Список литературы………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

денежная система РФ.docx

— 46.37 Кб (Скачать)

     Оперативное регулирование Банком России денежного  обращения в Российской Федерации, возложенное на него Конституцией РФ и федеральными законами, осуществляется путем разработки ЦБ РФ нормативных  положений и установления правил осуществления расчетов в Российской Федерации, не противоречащих основным законам государства — Конституции  РФ и Гражданскому кодексу РФ.

     Так, гл. 46, ст. 861 ГК РФ предусматривают, что  «расчеты с участием граждан, не связанные  с осуществлением ими предпринимательской  деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке», а расчеты между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями производятся в безналичном порядке. В то же время предусмотрено, что «расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом».

     Банк  России, выполняя установленные ГК РФ строгие разграничения между наличным и безналичным денежным обращением, придает особо важное значение нормативному регулированию наличного денежного обращения. Основными документами, принятыми ЦБ РФ, регулирующими данную сферу, являются:

     Положение «О правилах организации наличного  денежного обращения на территории Российской Федерации» от 5 января 1998 г. № 14-П;

     Инструкция  по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях  Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31;

     Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56.

     Центральным по своей значимости является Положение  № 14-П, которое обязательно для  выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми  центрами, кредитными организациями  и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также  организациями, предприятиями и  учреждениями на территории России. В  данный нормативный документ заложены четыре базовых метода регулирования наличного денежного обращения в РФ:

  1. прогнозирование;
  2. лимитирование;
  3. системное банковское контролирование;
  4. ответственность за невыполнение лимитов.

     В соответствии с Положением № 14-П  организациям, предприятиям, учреждениям  независимо от организационно-правовой формы предписано хранить свободные  денежные средства в учреждениях  банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы  предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

     Порядок и сроки сдачи наличных денег  устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости  ускорения оборачиваемости денег  и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

     Положением  № 14-П определено, что в кассах предприятий могут храниться  наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег  в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и  сферы деятельности, имеющим кассу  и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для этого предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».

     Лимиты  остатка наличных денег в кассе, установленные учреждением банка, письменно сообщаются каждому предприятию. Лимит остатка кассы может  пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения  объемов кассовых оборотов, условий  сдачи выручки и т.д.), а также  в соответствии с договором банковского  счета.

     Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх  установленных лимитов остатка  наличных денег в кассе. Они могут  хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов  только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера  и стипендии и, как правило, не свыше трех рабочих дней.

     На  коммерческие банки Положением № 14-П  кроме установления лимитов кассы  своим клиентам возлагаются и  следующие обязанности:

  1. обеспечения своевременной выдачи клиентам наличных денег для их нужд;
  2. проверка соблюдения предприятиями определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;
  3. проверка соблюдения предприятиями лимитов расчетами наличными деньгами;
  4. ежегодное прогнозирование кассовых оборотов наличных денег.

     Как правило, выдача наличных денег банками  своей клиентуре производится за счет текущих поступлений денежной наличности в их операционные кассы. Однако для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов своих клиентов — предприятий и граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением «О ведении кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56 и осуществляют контроль за его соблюдением. При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке из оборотных касс учреждений Банка России.

     Установление  же лимитов оборотных касс учреждениям  Банка России и их подкрепление осуществляется в порядке, определенном в Инструкции по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях  Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31.

     В целях максимального привлечения  наличных денег в кассы банков за счет своевременного и полного  сбора денежной выручки от предприятий  Положением № 14-П учреждениям банков предписывается не реже одного раза в  два года проверять соблюдение их клиентами определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

     Материалы проверок оформляются справкой, составленной в соответствущей форме. При необходимости копии справок направляются в налоговые органы Российской Федерации для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью. К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

     Со  своей стороны в соответствии с Положением № 14-П территориальные  учреждения Банка России осуществляют контроль за работой коммерческих банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. В этих целях территориальные учреждения Банка России и расчетно-кассовые центры проводят проверки в кредитных организациях.

     В случае невыполнения кредитными организациями  федеральных законов, нормативных  актов и предписаний Банка  России по вопросам организации наличного  денежного обращения применяются  меры, предусмотренные ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке ...».

     В целом существующую систему нормативного регулирования наличного денежного  обращения, созданную усилиями ЦБ РФ, можно охарактеризовать как четкую и строго регламентированную. Но нельзя не отметить и некоторые весьма существенные недостатки, например, передачу функций  контроля и надзора за кассовой дисциплиной  на предприятиях-клиентах коммерческим банкам. Это положение неадекватно  как минимум по двум причинам. Во-первых, банку невыгодно проводить реальные проверки своих клиентов, так как  это может привести к конфликту  с клиентом и в дальнейшем к  его потере, что ведет к сокращению прибыли. Во-вторых, проведение проверок по соблюдению кассовой дисциплины требует  дополнительных трудовых затрат, а  следовательно, ведет к дополнительным финансовым расходам, которые не имеют  реальной отдачи, кроме как быть такому банку в группе «положительных»  банков с точки зрения ГУ ЦБ РФ или  не быть.

     Несмотря  на предпринимаемые Банком России меры по сокращению и упорядочению наличного  денежного обращения, доля наличных денег в рублевой денежной массе  продолжает оставаться существенно высокой по сравнению с уровнем промышленно развитых стран. В связи с этим необходимо отметить следующее. На самом деле причины столь высокого уровня наличных рублей в общей денежной массе заключаются не в том, что плохо регулируется наличное денежное обращение и низовой контроль за кассовой дисциплиной предприятий возложен на коммерческие банки, которые не заинтересованы в его осуществлении, а в том, что нет экономической базы для его сокращения — высокое налогообложение, инфляция, неплатежи, системный кризис банков и государственных финансов и т.д. В промышленно развитых странах отсутствует столь строгое разграничение сфер наличного и безналичного платежных оборотов и жесткое регулирование наличных расчетов юридических лиц. Вместе с тем сфера безналичного оборота там постоянно расширяется и близка к своему абсолютному максимуму. 

 

     

     8.СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1.Федеральный закон РФ от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ от 5 февраля 1996 г. N 6,

2.Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федеральных законов от 26.04.95 N 65-ФЗ,от 27.12.95 N 210-ФЗ, от 27.12.95 N 214-ФЗ,от 20.06.96 N 80-ФЗ, от 27.02.97 N 45-ФЗ).

3.Закон «О денежной системе Российской Федерации» от 25 сентября 1992 года № 3537-I

4.Вдовиченко А.Г., Воронина В. Г. Правила денежно-кредитной политики Банка России. – М.: EERC, 2008 г.

5.Герасимов Б. И. Тен В. В., Экономические основы стабильности банковской системы России: Учебное пособие. – Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного технического ун-та, 2009 г.

6.Деньги, кредит, банки: Учебник / под ред. Лаврушина О.И. (издание третье) – М.: КНОРУС, 2004.

7.Жарковская Е.П. Банковское дело – М.: Омега-Л, 2009 г.

8.Обзор деятельности Банка России по управлению резервными валютными активами. Выпуск 1 (9). – М.: ЗАО «АЭИ «ПРАЙМ» «ТАСС», 2009

9.Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007 году. – М.: Типография «Новости», 2008

10.Статистический сборник. Россия в цифрах. - М.: Госкомстат России, 2008.

11.Соколов Ю.А., С.Е. Дубова «Организация денежно-кредитного регулирования», Под редакцией Е.Ф. Жукова «Деньги. Кредит. Банки» 3-е издание, 2008г.

12.Экономический словарь. Под ред. к.э.н. Попова Р.Л.. М.: «Экономика», 2004.  

     Размещено на Allbest.ru 

Информация о работе Денежная система РФ