Денежная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:17, реферат

Описание работы

Денежная система Российской Федерации - это форма организация денежного обращения, закрепленная национальным законодательством.
В России официальной денежной единицей является рубль, что закреплено в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России утверждает образцы банкнот и металлических монет, которые имеют законную платежную силу. Банковские билеты и металлические монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости на всей территории России во все виды платежа, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для перевода.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………………3
2.Понятие денежной системы…………………………………………………………………4
3.Типы денежной системы страны……………………………………………………………7
4.Роль Центрального банка в денежной системе…………………………………………….8
5.Общие показатели функционирования денежной системы в Российской Федерации..10
6.Эмиссионно-кассовое регулирование и кассовое обслуживание……………………….12
7.Правовое регулирование денежного обращения в РФ…………………………………...15
8.Список литературы………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

денежная система РФ.docx

— 46.37 Кб (Скачать)

     Банк  России совместно с Правительством страны обмениваются информацией о  предполагаемых действиях, которые  имеют общегосударственное значение, координируют свою политику.

     Банк  России оказывает услуги консультации Министерства финансов страны относительно вопросов выпуска государственных  ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия  на состояние банковской системы  и приоритетов единой государственной  денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика Банка России в 2009 году была направлена на последовательное снижение уровня инфляции и поддержание стабильности национальной валюты, что определялось задачей создания благоприятных условий для долгосрочного устойчивого экономического роста.  
 
 
 
 
 
 
 

5.ОБЩИЕ  ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     В результате взвешенной денежно-кредитной  политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились  золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний  обменного курса.

     По  итогам 2009 года темп прироста ВВП составил 8,1%, потребительские цены возросли на 11,9%, базовая инфляция составила 11,0%.

     Банк  России в 2008 году продолжил применение режима управляемого плавающего валютного  курса. Ограничивая волатильность  курса рубля, Банк России не препятствовал  складывающейся тенденции к укреплению национальной валюты, а лишь сдерживал  темпы этого укрепления в целях  обеспечения баланса между динамикой  инфляции и поддержанием сложившихся  темпов экономического роста.

     Коэффициент монетизации экономики (по денежному  агрегату) увеличился с 26,1 до 32,2%. Формирование денежного предложения со стороны  органов денежно-кредитного регулирования  в условиях масштабных притоков/оттоков  капитала в значительной степени  обусловливалось действиями Банка  России в рамках выбранного режима валютного курса. В целях ограничения  инфляционного влияния избыточного  увеличения денежного предложения  Банк России и Правительство Российской Федерации предпринимали меры по абсорбированию ликвидности, существенная часть которой, так же как и  в предыдущие три года, была стерилизована  через механизм Стабилизационного  фонда. В то же время ухудшение  условий заимствования на внешних  рынках резко повысило спрос со стороны  кредитных организаций на операции рефинансирования Банка России, объем  которых существенно возрос. Наиболее значительные объемы валютных интервенций  осуществлялись Банком России на внутреннем валютном рынке Наибольший вклад в прирост денежной массы в последние время приходился на наличные деньги в обращении и депозиты «до востребования». Годовые темпы прироста суммарного объема этих денежных средств на протяжении большей части отчетного года были заметно выше, чем годом ранее. При этом в 2009 году особенно быстро продолжали расти депозиты «до востребования», формирующиеся в основном за счет средств нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций. Рост наличных денег в отчетном году в значительной степени был обусловлен продолжающимся увеличением денежных доходов населения и сокращением в целом спроса населения на наличную иностранную валюту.

     В 2009 году темпы прироста срочных рублевых депозитов физических лиц стали  замедляться и составили в  целом за год 39,9% против 48,8% годом  ранее. Одной из причин такой динамики стал перевод средств с рублевых на валютные вклады, что подтверждается ускорением в несколько раз в отчетном году по сравнению с 2006 годом темпов прироста депозитов населения в иностранной валюте. Одним из факторов, обусловивших этот процесс, было снижение на протяжении 2009 года ставок по рублевым депозитам сроком свыше 1 года, которые в последние годы занимали наибольший удельный вес в структуре депозитов физических лиц. Кроме того, ускорение инфляции во второй половине 2009 года, снизившее привлекательность сбережений, в определенной степени также повлияло на замедление роста рублевых вкладов физических лиц.

     Применение  инструментов денежно-кредитной политики было направлено на сдерживание инфляционного  давления в условиях рекордного притока  иностранного капитала, а также ограничение  негативного влияния международного кризиса ликвидности на внутренний денежный рынок.

     В 2009 году при осуществлении регулирования  денежного предложения Банк России использовал инструменты по стерилизации и предоставлению денежных средств кредитным организациям, включая как операции на открытом рынке, так и инструменты постоянного действия. Применение инструментов денежно-кредитной политики было направлено на сдерживание инфляционного давления в условиях рекордного притока иностранного капитала, а также ограничение негативного влияния международного кризиса ликвидности на внутренний денежный рынок. Соответственно, необходимость применения инструментов предоставления и абсорбирования денежных средств в отдельные периоды года определялась стремлением обеспечить баланс в решении указанных задач. При этом недостаточный уровень развития межбанковского рынка и его сегментированность предопределяли в отдельные периоды формирование спроса кредитных организаций одновременно на инструменты рефинансирования и абсорбирования ликвидности. 
 
 
 

     6.ЭМИССИОННО-КАССОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ И  КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 

     Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также  других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных  управлениях Банка России. Эти  центры формируют оборотную кассу  по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные  фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот  и монет в хранилищах ЦБР и  имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

     Резервные фонды банкнот и монет создаются  по распоряжению банка России, который  устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий  хранения. Объективная потребность  в резервных фондах обусловлена:

  1. необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;
  2. обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;
  3. поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и по регионам;
  4. сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

     Наличные  деньги выпускаются в обращение  на основе эмиссионного разрешения документа, дающего право ЦБР подкреплять  оборотную кассу за счет резервных  фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка  России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска  денег в обращение, установленного Правительством РФ.

     Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в  соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки  и стандарты осуществления безналичных  расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных  учреждений. Законом предусмотрен общий  срок безналичных расчетов не более  двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и не более  пяти операционных дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.

     В связи с тем что российская денежная единица - рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.

     Регулирование денежного обращения, возлагаемое  на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной  политики, которая разрабатывается  и утверждается в порядке, установленном  банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии  денег, особо ответственен за поддержание  равновесия в сфере денежного  обращения.

     В Федеральном законе о Центральном  банке РФ (Банке России) предусмотрены  порядок выработки и условия  реализации единой государственной  денежно-кредитной политики, а также  инструменты регулирования Центральным  банком величины денежной массы в  обращении. Такими инструментами и  методами, в частности, являются:

  1. процентные ставки по операциям Банка России;
  2. нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  3. операции на открытом рынке;
  4. учетная политика;
  5. валютное регулирование;
  6. установление ориентиров роста денежной массы;
  7. прямые количественные ограничения.

     В соответствии с принятой государственной  денежно-кредитной политикой Центральный  банк РФ (Банк России) в целях укрепления рубля регулирует общий объем  выдаваемых им кредитов, использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки по кредитным операциям, стимулируя рост или сокращение кредитных  вложений.

     Конечно, Банк России не может непосредственно  воздействовать на процентные ставки по операциям банков со своими клиентами. Эти процентные ставки определяются главным образом количеством  денег в обращении и эффективностью посреднической деятельности банковской системы и финансовых рынков. Поэтому  влияние Банка России на процентные ставки по операциям банковской системы  с нефинансовыми агентами ограничивается регулированием денежного предложения и мерами по улучшению состояния банковской системы.

     Обязательные  резервы выполняют не только социальную функцию, гарантируя в случае краха  банка от полного разорения вкладчиков, но и являются источником дополнительных финансовых источников для Центрального банка для регулирования денежной массы в обращении. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к обязательствам кредитных  организаций. 

 

      7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     Под правовым регулированием денежного  обращения страны понимают совокупность правовых норм, инструментов и методов, их представляющих, обеспечивающих эффективное, безопасное функционирование денежного  обращения государства, адекватное потребностям хозяйствующих субъектов  национальной экономики. Главными задачами правового регулирования денежного  обращения в России являются:

  1. обеспечение четкого разделения правовых полномочий и ответственности в сфере денежного обращения между Президентом РФ, законодательной и исполнительной властями;
  2. поддержание необходимого темпа роста денежной массы в обращении и правильного соотношения между наличным и безналичным денежным обращением с целью стабильного и эффективного функционирования экономики страны;
  3. обеспечение законодательной и исполнительной власти правовыми нормами и инструментами, позволяющими оперативно регулировать и контролировать денежное обращение в стране.

     Распределение полномочий в сфере регулирования  денежного обращения закреплено в Конституции РФ. Так, в ст. 71, п. «ж» отмечено, что такие вопросы, как «установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки», находятся в ведении Российской Федерации, и самостоятельное решение данных вопросов субъектами РФ рассматривается как нарушение государственной целостности. В ст. 106 Конституции за Советом Федерации и Государственной Думой закреплены их исключительные законодательные полномочия «по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии».

     Важная  роль в организации денежного  обращения в России отведена Конституцией Президенту РФ, который в соответствии с п. «г» ст. 83 «представляет Государственной  Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой  вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ», что позволяет ему через персоналии проводить определенную политику в денежной сфере.

     При этом во избежание злоупотреблений  со стороны Президента РФ в кадровом вопросе Государственная Дума осуществляет «назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации» (п. «в»  ст. 103 Конституции РФ).

     Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ (п. «б» ст. 114) как исполнительный орган страны «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики». Особая роль в осуществлении денежной политики государства возлагается  в соответствии со ст. 75 Конституции  РФ на Центральный банк РФ. Данной статьей  на ЦБ РФ возложены исключительное право денежной эмиссии, а также  основная функция по организации  денежного обращения России, которую  он должен осуществлять независимо от других органов государственной  власти, — защита и обеспечение  устойчивости российского рубля.

     Конкретизация целей, задач, полномочий и ответственности  Центрального банка РФ по регулированию  денежного обращения России дана в федеральных законах «О Центральном  банке ...» и «О банках и банковской деятельности», где также установлен используемый им при этом нормативный  инструментарий. Ключевые законодательные  моменты данных федеральных законов  о роли и месте ЦБ РФ (Банка  России) в организации и регулировании  национального денежного обращения  были рассмотрены в предыдущем параграфе  данной главы. Однако обзор прав, обязанностей, основных методов и инструментов, закрепленных федеральным банковским законодательством за Банком России, не дает представления о порядке  оперативного регулирования денежного  обращения страны, документах, определяющих этот порядок.

Информация о работе Денежная система РФ