Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:00, курсовая работа
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, а также описать типы и элементы денежной системы.
2. Проанализировать современный тип денежной системы РФ.
3. Для написания работы использовались труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по данной теме, а также данные периодической печати.
4. При написании работы использовались расчетно-конструктивный и монографический методы.
Введение 3
Глава I. Денежная система РФ, ее типы и элементы. 4
1.1. Понятие и сущность денежной системы. 4
1.2. Функции денежной системы. 8
Глава II. Современный тип денежной системы РФ. 10
2.1. Проблемы денежной системы. 10
2.2. Анализ современного функционирования денежной системы РФ. 15
2.3. Пути дальнейшего совершенствования функционирования денежной системы. 21
Заключение 25
Список литературы 27
Глава II. Современный тип денежной системы РФ.
2.1. Проблемы денежной системы.
Одной из главных проблем денежной системы России на современном этапе является инфляция, или обесценение денег, падение их покупательной способности в результате роста цен. Причинами инфляции могут быть денежные и неденежные факторы, к числу которых относятся:
- эмиссия наличных денег;
- дефицит государственного бюджеты;
- бегство капитала зарубеж;
- долларизация экономики (в 1996 году на покупку иностранной валюты было израсходовано 80% сбережений населения РФ, в 1997 году - 84,2%). В 1998 году ситуация изменилась. Начался процесс сокращения сбережений населения и их использование на цели текущего потребления. В том же году на покупку инвалюты населением было использовано 12,6% денежных доходов. Впервые за длительный период времени к концу III квартала 1998 году объем продажи иностранной валюты превысил объем ее покупки. В августе 1998 г. начался ажиотажный спрос на валюту, вызванный финансовым кризисом. В 1999-2000 гг. 85-90% накоплений переводилось в иностранную валюту.
- неплатежи в экономике (по западным оценкам, 70% промышленных предприятий в РФ потенциальные банкроты, на 1 сентября 1999 г. на долю кредиторской задолженности приходилось 90,8% всех источников формирования оборотных средств; на 1 сентября 2000 г. доля неплатежей в структуре дебиторской задолженности составила 47%, доля неплатежей в составе кредиторской задолженности 51,3%; виновником 2/3 неплатежей в стране является госбюджет: неоплата государственных заказов, недофинансирование бюджетных расходов, невыплата пенсий и заработной платы увеличивают первоначальную сумму неплатежей в 4-5 раза);
- низкий курс рубля (он стимулирует экспорт сырья и энергоносителей, но большая часть выручки от экспорта оседает на зарубежных счетах);
- монополизм в экономике (государства, центральных экономических министерств и ведомств, отраслевых министерств и ведомств, регионов, предприятий, руководителей предприятий и т.п.). Любой монополист ведет себя на рынке одинаково - вздувает цены;
- рост издержек производства вследствие роста цен на сырье и энергоносители, заработной платы и т.п.;
- диспропорции в экономике;
- инфляционные ожидания (в условиях инфляции покупатель, ожидая роста цен, приобретает товары впрок, что усиливает спрос на товары и услуги, производитель придерживает товары, надеясь на рост цен, что снижает предложение товаров и услуг, рост спроса и снижение предложения вызывают стремительный рост цен);
- теневая экономика (50% в 1999 г., максимальные доли теневого сектора в торговле и сельском хозяйстве - 63% и 48%);
- несовершенство налоговой политики (объем налоговых льгот превысил дефицит государственного бюджета в 1,5 раза, собираемость налогов составила 70%).
Соотношение различных факторов, вызывающих инфляцию, характеризуется следующими данными: 45% - инфляционные ожидания, 25% - рост цен на топливо и энергоносители, 20% - рост совокупной денежной массы, 10% - прочие факторы, из них 7% -удорожание с/х продукции.
В нашей стране предпринималось несколько попыток обуздать инфляцию. При этом использовались антиинфляционные механизмы, рекомендованные Международным валютным фондом и успешно прошедшие проверку во многих странах мира.
Однако эти механизмы в условиях России не сработали по многим причинам. Одна из причин заключается в том, что эти механизмы предназначались для борьбы с инфляцией спроса, в России же инфляция спроса давно переросла в инфляцию издержек. Другая причина кроется в уникальности инфляции в РФ, выражающейся в специфике причин ее возникновения: это разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, незащищенность границ России от ближнего и дальнего зарубежья, необходимость подтягивания внутренних цен до уровня мировых и др. Обуздать инфляцию удалось только в 1997 году, когда темп инфляции составил 22% в год, в 1998 году - 11%, на 1999 год - 5-8% в год, в 2000 г. - 3-5% в год.
Снизить темпы инфляции удалось за счет перехода к неинфляционному типу финансирования дефицита государственного бюджета, который включал в себя следующие меры:
- выпуск государственных ценных бумаг, что привело к взрывному росту государственного внутреннего долга;
- внешние заимствования;
- прекращение выдачи кредитов Банком России правительству на покрытие дефицита государственного бюджета;
- введение валютного коридора;
- замораживание цен на энергоносители, введение прямых правительственных ограничений на удорожание продукции отраслей - естественных монополистов;
- недофинансирование бюджетных расходов (невыплата пенсий и заработной платы, неоплата госзаказов и т.д.)
Все вышеизложенные факты можно проиллюстрировать данными об источниках финансирования дефицита государственного бюджета в 2000 г.
Источники финансирования дефицита государственного бюджета в 2000г., % к итогу
Таблица 2.1
Покупатели
01.01
01.04
01.07
01.09
Финансирование дефицита - всего
Внутренние источники
из них:
Кредиты Банка России
ГКО и ОФЗ
ОГСЗ
Внешние источники
из низ:
Кредиты международных финансовых организаций
100
47,8
-2,3
56,5
4,1
52,2
60,8
100
69,6
-0,06
96,5
12,3
30,4
37,4
100
54,4
-0,1
62,4
9,3
45,8
27,6
100
61,6
-0,2
46,0
8,8
38,4
26,0
Данные таблицы показывают, что основными источниками финансирования дефицита государственного бюджета являлись выпуск ГКО и ОФЗ и внешние займы.
На основе произведенного анализа можно сделать вывод о том, что темпы инфляции удалось снизить за счет сокращения и без того убогого совокупного платежеспособного спроса. Но глубинные причины, вызывающие инфляцию в стране, продолжали действовать. Инфляция все же еще не устранена, а загнана вглубь.
Одним из самых неудачных направлений политики борьбы с инфляцией было ограничение денежной массы. Такой метод обычно используется для борьбы с инфляцией спроса. В России инфляция спроса давно сменилась инфляцией предложения. Ограничение денежной массы приводило не к снижению цен, а к снижению объемов производства. Другим просчетом явилась жестокая стабилизация курса рубля за счет внутренних и внешних займов. Это в свою очередь привело к резкому увеличению расходов на обслуживание государственного долга, в июле 1998 г. они составили 50% всех расходов федерального бюджета. Следствием такой политики стало сокращение инвестиций в экономику, падение объемов производства.
После августовского кризиса 1998 г. перешли к политике умеренной инфляции (с годовыми темпами инфляции в 1999 г. - 36,5%, в 2000 г. - 18%) с обязательной индексацией заработной платы, пенсий и пособий, с контролируемой эмиссией денег. Такая политика ориентирована на стимулирование отечественного производства. На 2000 год были запланированы темпы инфляции в 15%, фактически они составили 18%. Причинами более быстрого роста темпов инфляции стали:
* отмена льготных ставок по НДС для многих видов продуктов питания;
* введение налога с продаж;
* переориентация части производств с внутреннего на внешний рынок из-за повышения эффективности экспорта;
* сокращение предложения отечественных товаров;
* уменьшение импорта товаров;
* необходимость погашения внешнего долга, которая привела к росту спроса на иностранную валюту и увеличению ее курса и др.
На 2001 год намечено снижение годовых темпов инфляции до 9-11%. Основными путями такого снижения являются контроль за денежной массой, сокращение дефицита бюджета и благоприятное состояние платежного баланса.
2.2. Анализ современного функционирования денежной системы РФ.
Денежная система РФ - это форма организации денежного обращения, закрепленная национальным законодательством. Она состоит из следующих элементов: денежной единицы, масштаба цен, вида денег, эмиссионной системы, механизма денежно-кредитного регулирования. Национальная валютная система, обладая относительной самостоятельностью, также входит в денежную систему страны.
Официальной денежной единицей (валютой) РФ, согласно Федеральному закону "О Центральном банке РФ (Банке России)", является рубль, состоящий из 100 копеек. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Виды денег - банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России. Они являются единственным законным средством платежа на территории России, их подделка и незаконное изготовление преследуется по закону. Банкноты и монеты обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей для зачисления на счета, по вкладам и для перевода на всей территории РФ. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.
После проведения деноминации с 1 января 1998 г. в обращении находятся банкноты достоинством 10, 50, 100 и 500 рублей, а также монеты достоинством 1, 2, 5 рублей и 1, 5, 10, и 50 копеек. За Центральным банком РФ закреплено исключительное право осуществлять эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения на территории РФ. Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. При этом описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Решение по этим вопросам наплавляется в Правительство РФ в порядке предварительного информирования. Коммерческие банки также участвуют в эмиссионном процессе. Они выпускают безналичные деньги в процессе кредитования, а при погашении ссуды происходит изъятие денег из оборота. В Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлены правовые основы функционирования денежной системы РФ, задачи, функции и полномочия Банка России в организации денежного обращения. В России, как и во всех странах, налично-денежных оборот значительно меньше безналичного.
Удельный вес наличных денег в общем объеме денежной массы
(на начало месяца, млрд. руб.)
Таблица 2.1
Месяцы
Денежная масса
В процентах к предыдущему месяцу
В том числе
Удельный вес НО в М2 в процентах
наличные деньги вне банковской системы
безналичные средства
2000 г.
январь
февраль
март
апрель
370,2
361,2
362,6
360,4
103,6
97,6
100,4
99,4
130,5
116,7
120,3
119,1
239,7
244,5
242,3
241,3
35,3
32,3
33,2
33,0
Приведенные данные в табл. 2.1 свидетельствуют о том, что при имеющем место колебании значений удельного веса наличных денег в общем объеме денежной массы доля их постепенно снижается. Доля наличных денег в экономически развитых странах еще меньше (10-20%), однако их присутствие необходимо, поскольку они обслуживают розничную торговлю, получение и расход большей части денежных доходов населения.
Центральный банк РФ осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения. В его систему входит центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры и др. В настоящее время в России функционирует 1333 расчетных кассовых центра и других учреждений, осуществляющих расчетное обслуживание 2208 кредитных организаций, 6045 филиалов этих организаций, а также счетов бюджетом всех уровней и государственных внебюджетных фондов, органов федерального казначейства и других юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
Кассовое обслуживание - одно из важнейших функций банков. Банк является начальным и конечным пунктом движения денег, обеспечивающих товарообмен. Наличные деньги попадают в сферу обращения из банка в форме выплаты заработной платы или других расчетов наличными и возвращаются банк в виде выручки. Сфера денежного обращения подлежит регулированию и жесткой регламентации со стороны государства, основные аспекты которых закреплены законодательно ("Порядок ведения кассовых операций"). Согласно этому Порядку банковская система является не только организатором налично-денежного обращения, но и контролером данного процесса.
Информация о работе Денежная система РФ и пути её совершенствования