Денежная система и ее типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:27, доклад

Описание работы

Целью данного реферата раскрыть принципы административно-командной экономики, так же уделить внимание денежной системе того времени и понять была ли в принципе административно-командная система эффективной или же носила неэффективный характер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1 Денежная система и ее типы…………………………………………..4
1. Понятие и содержание денежной системы, и ее элементы……………...4
1.2 Классификация денежной системы……………………………………...12
2 Характеристика денежной системы административно-командной экономики………………………………………………………………..15
2.1 Принципы административно-командной экономики…………………..15
2.2 Достоинства и недостатки административно-командной экономики...16
2.3 Денежная система СССР…………………………………………………19
3 Сравнительный анализ денежной системы СССР и РФ……………21
Заключение……………………………………………………………...22
Список использованной литературы…………………………………..23

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

    Помимо  вышеперечисленных достоинств командно-администра-тивная экономики обладает и рядом серьёзных  недостатков, из-за которых, считают  многие, сама мысль о построении социалистического государства носит утопический характер.

    В качестве главного недостатка административно-командной экономики выделяют невозможность плановых заданий объективно отражать потребности общества в тех или иных товарах. Ведь для того, чтобы определить, сколько  единиц каждого продукта нужно обществу, Центр должен обладать информацией о потребностях людей, их вкусах и предпочтениях. Ф.Хайек называл эту информацию «рассеянным знанием», указывая на то, что она рассредоточена между людьми и не может быть сконцентрирована в едином Центре. В рыночной экономике эта информация находит своё отражение через механизм колебания цен (изменение относительных цен и предельных норм замещения являются тем ориентиром, который подсказывает производителям, что производить, а потребителям – что покупать), при плановой экономике такой механизм отсутствует, а значит, считают многие, плановая экономика в принципе не может точно определить, сколько каких товаров необходимо обществу.

    В качестве недостатка административно-командной экономики многие выделяют также и то, что Центр, «стремясь расписать номенклатуру выпускаемой продукции в натуральном выражении вплоть “до гвоздя”, должен содержать огромный бюрократический аппарат, поглощающий значительные трудовые и материальные ресурсы». Назвать точно размер бюрократического аппарата при СССР невозможно, поскольку списки номенклатуры являлись секретными и о ней официально ничего не сообщалось. Поэтому данные разных исследователей рознятся, но в целом порядок цифр у большинства из них остаётся схожим. М.С. Восленский в своем классическом труде "Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза" оценивал общую численность "правящего класса номенклатуры в СССР" в 3 млн. человек.

    К недостаткам административно-командной экономики можно отнести и то, что у производителей отсутствуют стимулы повышать качество  товаров массового потребления и внедрять более эффективные производственные технологии. Причина тому – отсутствие конкуренции. Ведь при отсутствии альтернативы покупателям не остаётся ничего иного, как покупать товары единственного производителя. К тому же мягкие бюджетные ограничения позволяют предприятию функционировать неэффективно, так как оно в принципе не может обанкротиться.

    В числе важных недостатков выделяют также отсутствие высоких стимулов к труду, так как при ней отсутствует мотив личной выгоды. Так, доход производителя в этой экономической системе прямо не зависит от того, сколько и какой продукции он произвел – он фиксирован и определяется исключительно занимаемой должностью. Многие считают, что сама природа человеческой натуры такова, что при коллективном ведении хозяйства он никогда не будет трудиться также добросовестно, как если бы работал на себя, причём это свойство человеческой натуры невозможно ничем искоренить.

    Активной  критике административно-командной экономика подвергается и за то, что она способствует концентрации большой власти в руках одного человека (группы лиц),  что может привести к установлению в стране тоталитарного режима и проведению государством агрессивной внешней политики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Денежная система  СССР 

    Денежная  система СССР – это установленная  на основе изданных органами верховной  власти и управления законов и  постановлений планомерная организация  налично-денежного оборота и денежного обращения.

    Специфическими  чертами этой денежной системы были:

1.планирование  денежного обращения;

2.денежные  средства предприятий хранятся  на счетах единого государственного  банка;

3.определение  условий использования наличных  денег и производства безналичных

денежных  расчётов;

4.директивное  управление денежной системой  жестко централизовано;

5.валютный  курс национальной денежной единицы  устанавливается директивно;

6.государственный  банк является монополистом в  привлечении сбережений населения;

7.сочетание  товарного и золотого обеспечения  денежных знаков.

    Денежной  единицей СССР являлся рубль, сотая  часть рубля копейка. Было сохранено  прежнее, сложившееся в 14 в. наименование денежной единицы и её сотой доли. Рубль имел определённое золотое содержание, установленное Правительством СССР. Золотое содержание могло меняться под воздействием причин экономического характера. Впервые оно было установлено в 1922 г. и изменялось в 1937, 1950 гг. В связи с тем, что за период с 1949 по 1960 г. закупочные цены выросли в 11-27 раз, возникла необходимость денежной реформы. Деноминация рубля по соотношению 10 : 1 была проведена 01.01.1961 г. Вводились денежные знаки образца 1961 г. достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 руб., а также монеты достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 20, 50 коп. и 1 руб. Все старые бумажные деньги в течение января-марта 1961 г. были обменены на новые. Не обменивались только разменные монеты достоинством в 3, 2 и 1 коп. Был произведен пересчет вкладов, заработной платы, государственного долга и устанавливаемого государством паритета рубля в отношении к иностранным валютам.  С 1 января 1961 г. золотое содержание рубля составляло 0,987412 г. чистого золота.

    В Советском Союзе в обращении  находились знаки трёх видов: билеты Государственного банка СССР, государственные казначейские билеты и металлическая монета. Между банковскими и казначейскими билетами существовало различие юридического характера. Банковские билеты обеспечивались золотом, драгоценными металлами и прочими активами Государственного банка. Государственные казначейские билеты обеспечивались “ всем достоянием государства ”, следовательно не было прямой связи с золотом и товарным обеспечением. Однако экономических различий между ними не существовало. Денежные знаки двух видов выпускал в обращение Госбанк. В случае необходимости эмиссии денег Совет Министров СССР определял только общую сумму их выпуска в обращение, а доли банковских и казначейских билетов определял Государственный банк.

    Казначейские  билеты появлялись в обращении только в связи с совершением кредитных операций и в результате формирования национального дохода страны, используемого для накопления и потребления. Министерство финансов СССР не имело права использовать эмиссию казначейских билетов для финансирования государственных расходов. Сохранение в обращении казначейских билетов являлось исторической традицией.

    Металлические монеты использовалась для совершения денежных платежей до одного рубля. Выпуск монет в обращение производилось  в пределах разрешённой Правительством СССР общей сумой эмиссий денег. Купюрный состав банковских и казначейских билетов и доля разменной монеты в общей сумме эмиссии регулировались Государственным банком.

    Таким образом денежная система СССР представляла собой строго централизованную систему  управления денежным обращением страны. Согласно конституции СССР руководство  денежной системы осуществляло только правительство СССР, которое принимало  необходимые решения о порядке организации денежных расчётов, определяло размер эмиссии денег, утверждало директивы об изъятии денег из обращения и проводило другие мероприятия, имеющие целью дальнейшее укрепление денежного обращения и усиления роли денег в попытке повышении эффективности производства.

    Органом, выполняющим все указания Правительства  СССР по руководству денежной системой, являлся Государственный банк, наделённый правом совершения эмиссионных операций. Госбанк СССР - общесоюзный банк; в союзных республиках функционировали его филиалы - конторы, отделения, агентства, подчиняющиеся только Правлению Госбанка. Такая организационная структура Госбанка обеспечивала строгое соблюдение принципа централизации в управлении денежной системой страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Сравнительный анализ денежной системы  СССР и РФ 

    На  мой взгляд, одним из важнейших  отличий денежных систем современности  является то, что в СССР существовала денежная система, основанная на золотом  обеспечение рубля. Это уникальный случай. Если говорить конкретнее, то никакая национальная валюта не обеспечивается золотым запасом государства – она обеспечивается массой товаров и услуг, которые за эту валюту можно купить на национальном рынке. Золотой запас – это так, на случай войны. В сегодняшней России соотношение между рублем и золотом не установлено.

    Основными, наиболее характерными чертами для  денежной системы СССР является следующие: денежные средства предприятий хранились  на счетах единого государственного банка; директивное управление денежной системой было жестко централизовано; валютный курс рубля устанавливался директивно; государственный банк являлся монополистом в привлечении сбережений населения.

    Основными же чертами денежной системы, характерной  для сегодняшней России, являются: децентрализация денежного оборота между различными кредитными организациями, которая проявляется в разделении функций выпуска безналичных и наличных денег между звеньями банковской системы (выпуск наличных денег осуществляется центральными банками, безналичных – коммерческими банками); отсутствие законодательного разграничения между безналичными и наличными платежными оборотами, они находятся в тесной связи, при этом безналичный оборот имеет приоритетный характер; механизм государственного денежно-кредитного регулирования носит не административный, а экономический характер; управление денежной системой централизовано и осуществляется через центральных банк, который независим от правительства в принятии решений, кроме того, активный финансовый контроль за денежными средствами осуществляется со стороны налоговых органов; денежные знаки обеспечиваются активами банковской системы: золотом и драгоценными металлами, валютой, ценными бумагами; сбережения населения привлекаются системой коммерческих банков, отсутствует монополия государственного банка.

    В РФ законную силу имеют денежные знаки  двух видов: банкноты и монеты, в  СССР ещё находились в обращении  казначейские билеты. В целом же это две различные денежные системы. Различия, которые скрыты в самой  сути понимания устройства экономики. Россия выбрала дорогу, по которой ушли далеко вперёд все Западные страны во главе с Америкой, а она основана, прежде всего, на свободной рыночной конкуренции и рациональном использовании имеющихся ресурсов.

    Заключение

 

    Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что денежная система- это сложившееся исторически и законодательно закрепленное устройство денежного обращения в стране. Денежные системы совершенствуются, отражая экономический уровень развития в обществе.

    Хорошо  функционирующая денежная система способствует максимальному использованию материальных и трудовых ресурсов. И наоборот, разбалансированная денежная система нарушает кругооборот расходов и доходов, парализует жизненную силу общества, вызывая резкие колебания уровня производства, занятости и цен.

    Рассматривая  денежную систему командно-административной экономики можно выделить ее особенности:

    - сосредоточение наличного и безналичного денежного оборота в едином 
государственном банке;

    - законодательное разграничение  денежного оборота на налично-денежный (обслуживает распределение предметов потребления и услуг) и безналичный 
(обслуживает распределение средств производства);

    - обязательное хранение средств  предприятий на счетах в государственном банке, при этом клиенты банка не имеют возможности изъять по первому требованию со своего счета денежные средства в наиболее удобной для них форме и в необходимом размере;

    - отсутствие возможностей выбора  клиентами банков, формы, сроков, размеров получения наличных денег с банковских счетов;

    - нормирование государством расходов предприятий из получаемой ими 
выручки наличными деньгами;

    - прямое директивное управление  денежным оборотом;

    - выпуск денег в оборот в  соответствии с выполнением государственного 
плана экономического развития;

  • законодательное установление масштаба цен и курса национальной

валюты; монополия государственного банка в привлечении сбережений населения.

    Взгляды экономистов сходятся на том, что  административно-командная система  неэффективна и расточительна. Но, так  или иначе, она является реальностью – она была не только частью, но главным стержнем нашей жизни на протяжении более полувека и в той или иной степени получила распространение в других социалистических странах.

Информация о работе Денежная система и ее типы