Денежная система и ее типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:27, доклад

Описание работы

Целью данного реферата раскрыть принципы административно-командной экономики, так же уделить внимание денежной системе того времени и понять была ли в принципе административно-командная система эффективной или же носила неэффективный характер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1 Денежная система и ее типы…………………………………………..4
1. Понятие и содержание денежной системы, и ее элементы……………...4
1.2 Классификация денежной системы……………………………………...12
2 Характеристика денежной системы административно-командной экономики………………………………………………………………..15
2.1 Принципы административно-командной экономики…………………..15
2.2 Достоинства и недостатки административно-командной экономики...16
2.3 Денежная система СССР…………………………………………………19
3 Сравнительный анализ денежной системы СССР и РФ……………21
Заключение……………………………………………………………...22
Список использованной литературы…………………………………..23

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

    Пример: История развития национальных денежных систем свидетельствует о том, что децентрализация в управлении ею приводит к расстройствам денежного обращения. Так, до середины XIX века в США действовала децентрализованная система банкнотной эмиссии, которую осуществляли несколько тысяч национальных банков.

    Необходимость стабилизации денежных отношений вызвала  создание в 1913 году Федеральной резервной системы (ФРС) США, которая централизовала банкнотную эмиссию.

    2.Принцип  планирования денежного оборота  непосредственно связан с таким  принципом организации денежной системы, как устойчивость и эластичность денежного оборота. Обеспечение устойчивости и эластичности требует предварительного планирования объема и структуры денежной массы и денежного оборота. В условиях командно-административной экономики результатом процесса планирования являются жесткие централизованные планы, в условиях рынка этот процесс заключается в составлении соответствующих прогнозов. Исключением можно считать формирование такого финансового плана государства, как бюджет; он имеет форму закона, остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство.

    Пример: На протяжении длительного времени  планирование денежного оборота в нашей стране осуществлял Госбанк СССР через систему кассовых и кредитных планов, а также балансов доходов и расходов населения. Правительство устанавливало предельный размер выпуска денег в обращение как сальдо поступлений и выдачи наличных денег по кассовому плану. Налично-денежный и безналичные обороты были разграничены, предполагалось использование различных методов и инструментов управления ими. Не допускался свободный перелив денежных средств из безналичной формы в наличную.

    В настоящее время в Российской Федерации денежный оборот, как и  в других странах с рыночной экономикой, планируется посредством прогнозирования потребности хозяйственного оборота в денежных средствах путем установления контрольных цифр минимальных и максимальных границ прироста денежной массы. Цен тральный банк Российской Федерации использует экономико-математические модели функций спроса и предложения денег и определяет оптимальную на данном этапе емкость совокупного денежного оборота и потенциального предложения денег.

    3. Принцип обеспеченности эмитируемых  денег и характера денежной  эмиссии: понятно, что выпуск необеспеченных денег провоцирует инфляцию и расстройства денежной системы, но обеспечением денег могут быть золото, активы центрального банка, что приводит к различиям в формах и видах денег и соответственно денежных систем. Современный принцип кредитного характера денежной эмиссии означает, что эмиссия наличных и безналичных денег осуществляется на основе кредитных операций. При этом любое покрытие бюджетного дефицита, государственных расходов выпуском денег со стороны центрального банка (бюджетная эмиссия) приводит к нарушению этого принципа и запрещено законом во всех странах.

    Пример: В различных странах и в  разные исторические периоды вопрос обеспечения эмиссии решался по-разному: в одних странах определяются характер обеспечения и, следовательно, прямые или косвенные пределы денежной эмиссии, в других странах оговариваются пределы фидуциарной эмиссии, т.е. банкнотной эмиссии, не обеспеченной металлическим запасом эмиссионного банка. Например, в России в ходе денежной реформы С.Ю. Витте было определено, что эмиссия кредитных билетов осуществляется под 50%-ное покрытие золотом всей суммы эмиссии (остальные 50% — под залог частных коммерческих векселей и их покупки).

    В США по Закону 1913 года о создании ФРС банкноты федеральных резервных банков подлежали размену на золотые монеты и должны были быть обеспечены золотом не менее чем па 40% (па остальные 60% — векселями банков — членов ФРС). Но уже согласно Акту о золотом резерве 1984 года новое золотое содержание доллара не должно было превышать 40% прежнего.

    В результате денежной реформы в Великобритании в 1925—1928 годах Банк Англии получил право на фидуциарную эмиссию в пределах установленного лимита, который мог быть превышен только с согласия Казначейства.

    Сегодня в мире нет законодательно установленного норматива обмена банкнот па золото. В принципе, банкноты могли бы выпускаться центральными банками в неограниченном количестве. Тем не менее, существуют косвенные границы; они определяются задачами центральных банков, основная из которых — обеспечение устойчивости национальной денежной единицы,

    4. Принцип зависимости или независимости  центрального банка от государства в области проведения эмиссионных операций, решения задачи обеспечения устойчивости национальной денежной единицы, комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования, предоставления денежных средств правительству в порядке кредитования.

    Пример: Исторически центральные банки  создавались для вполне определенных целей, а именно для финансирования государственного бюджета. Правительства всегда были заинтересованы в существовании специфического эмиссионного центра, который всегда мог бы профинансировать расходы, превышающие доходы от налоговых поступлений. Задачи и цели центрального (государственного) банка в условиях командно-административной экономики и централизованной монобанковской системы определялись его статусом государственного банка, находящегося в исключительной государственной собственности и являвшегося членом правительства с полным политическим и административным подчинением правительству.

    Госбанк СССР помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности выполнял операции кредитования различных отраслей народного хозяйства (предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и долгосрочных — сельскому хозяйству). В этой ситуации не использовался эффективный потенциал кредитного механизма, не было возможности проводить активную денежно-кредитную политику с помощью тех инструментов, которые известны в странах с рыночной экономикой. В условиях рынка центральный банк должен в определенной степени быть не зависящим от государства, поскольку существует угроза того, что правительство для решения своих задач будет использовать ресурсы центрального байка, а это может привести к нарушению устойчивости денежной системы.

    Уже в решении Брюссельской конференции 1920 года указывалось, что эмиссионные (центральные) банки не должны подвергаться политическому давлению и должны работать только по принципу разумного ведения дел. Новой концепцией стало определение центрального банка как «общественного траста», а не просто ведомства в системе государственного управления экономикой.

    В рамках монетаристской концепции регулирования  рыночной экономики, окончательно сформировавшейся и реализованной в 70—80-х годах во многих странах с развитой рыночной экономикой, центральному банку как не зависящему от правительства органу отводится ведущая роль в воздействии па экономику через денежно-кредитную сферу, а задача стабильности национальной валюты рассматривается как основная.

    5. Принцип надзора и контроля  за денежным оборотом: государство  через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный надзор и контроль за денежным оборотом и основными денежными потоками в экономике.

    Еще один элемент управленческого блока денежной системы — эмиссионный механизм, который определяет порядок эмиссии наличных и безналичных денег в оборот и их изъятия. Выпуск наличных денег в оборот и их изъятие из оборота осуществляются особыми подразделениями центрального банка (в Российской Федерации, например, расчетно-кассовыми центрами Центрального банка Российской Федерации), в некоторых странах — министерством финансов (казначейством). Безналичные деньги выпускаются в хозяйственный оборот коммерческими банками в процессе кредитования экономики.

    Пример: В США ФРС выпускает банкноты, а Министерство финансов (Казначейство) — мелкокупюрные казначейские денежные билеты достоинством от 1 до 10 долларов, серебряные монеты и разменные монеты из обычных металлов. Банк Англии выпускает банкноты в сумме, определяемой Казначейством и утвержденной Парламентом. Казначейство Англии выпускает монеты.

    Выпуск  денег в хозяйственный оборот формирует структуру денежной массы, которая рассматривается либо как  соотношение между наличной или безналичной денежной массой, либо как покупюрное строение массы денежных знаков. Наличная денежная масса в странах с развитой системой безналичных расчетов составляет 5—10%, в России этот показатель колеблется в пределах 30%. Покупюрное строение наличной денежной массы может быть косвенным свидетельством уровня инфляции: при высоком уровне в покунюрпом строении преобладают денежные знаки крупного номинала.

    Управление  денежной системой предполагает наличие  механизма (методов и инструментов) денежно-кредитного регулирования, который представляет собой совокупность методов (административных и рыночных, общих и селективных) и инструментов (прямых и косвенных) денежно-кредитного регулирования, прав и обязанностей органов денежно-кредитного регулирования.

    В состав управленческого блока денежной системы входит также в качестве элемента порядок установления валютного курса, который определяется на основе котировки. Котировка — определение и установление курса иностранной валюты по отношению к национальной валюте. Котировка валют позволяет определить соотношение двух денежных единиц, предложенных для обмена. Это соотношение не может быть постоянным, так как меняются спрос и предложение на валютном рынке. Котировку проводят центральные (национальные) банки и крупнейшие коммерческие банки. Различают официальную и свободную (рыночную) котировки валют. В настоящее время чаще всего используется основанный на «корзине валют» способ котировки, при котором национальная валюта сопоставляется с рядом других национальных валют, входящих в «корзину».

    Кассовая  дисциплина — это набор общих  правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться хозяйствующие субъекты при организации наличного денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возложен на коммерческие банки.

    Порядок проведения безналичных расчетов предполагает регулирование счетов, по которым  осуществляются безналичные расчеты  в экономике, форм расчетов, обязательств, которые возникают при безналичных платежах.

    Инфраструктурный  блок денежной системы включаются элементы, обслуживающие ее функционирование, а именно:

    - нормативно-правовая база (законы  о денежной системе, о центральном  банке, о банках и банковской деятельности, нормативные акты центрального банка, регулирующие порядок эмиссии, организацию денежного оборота и т.д.);

    - информационно-аналитический элемент  (анализ состояния денежного рынка, объема и структуры денежной массы, денежной эмиссии, уровня монетизации экономики, скорости оборота денег, изменения покупательной способности денег согласно разработанной методологии анализа и т.д.);

    - технологический элемент (технология  денежной эмиссии, способы защиты купюр от подделок, способы защиты от фальшивомонетничества, способы инкассации наличных денег, их пересчета, технология безналичных расчетов и пр.);

    - институциональные элементы (законодательные  органы и правительство, в задачу которых входит установление юридических норм и основных правил путем издания законов и нормативных актов в области денежных отношений, центральный банк, казначейство, банки различных видов, кроме центрального).

    Законодательные органы и правительство, создающие  правовую и организационную инфраструктуру денежной системы, определяют законное платежное средство страны, издают закон о центральном банке, о банках и банковской деятельности.

    Институциональным элементом денежной системы является и центральный банк, который эмитирует  наличные деньги в оборот, осуществляет денежно-кредитное регулирование. Центральный банк, обладая определенными, законодательно закрепленными за ним властными полномочиями, издает подзаконные акты в области денежного оборота и деятельности коммерческих банков.

    Казначейство, выполняющее в отдельных странах  эмиссионную функцию, выпускает в оборот бумажные деньги и разменную монету.

    К институтам денежной системы следует  отнести и банки различных  видов, эмитирующие безналичные деньги и контролирующие денежный оборот.

    Базовый, управленческий и инфраструктурные блоки денежной системы действуют в неразрывном единстве. При этом денежная система в условиях, когда и наличные, и безналичные деньги имеют кредитную основу, тесно взаимодействует с банковской системой, оставаясь, однако, самостоятельной. 
 
 
 

    1.2 Классификация денежной системы 

    Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют  деньги — как товар или как знаки стоимости. В связи с этим выделяют следующие типы денежных систем:

    1. металлические денежные системы,  при которых денежный товар  непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги разменны на металл;

Информация о работе Денежная система и ее типы