Денежная масса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет проведен анализ факторов, влияющих на объем денежной массы в стране. Более подробно будут рассматриваться методы денежно-кредитной политики, как наиболее способные к динамическому изменению.

Работа содержит 1 файл

Денежная масса.docx

— 29.51 Кб (Скачать)

Официальная учётная  ставка - выступает как плата, взимаемая  Цен-тральным Банком при покупке  у коммерческих банков ценных бумаг  до наступления сроков оплаты по ним . В тоже время данная ставка является ориентиром, как для ставок по другим видам кредитов Банка России, так  и для рыночных ставок. Устанавливая официальную учётную ставку, Цен-тральный Банк РФ определяет стоимость привлечённых кредитных ресур-сов коммерческими  банками. Чем выше уровень учётной  ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования Банка России. Отсюда следует, что политика изменения  учётной ставки представляет собой  вариант регули-рования качественного  параметра денежного рынка - стоимости  банков-ских кредитов.

Посредством манипуляции  с официальной учётной ставкой  Цен-тральный Банк РФ воздействует на состояние не только денежного, но и  финансового рынка. Так, рост учётной  ставки влечёт за собой повышение  ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь  обуславливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает как  со стороны небанков-ских учреждений, так и со стороны кредитных  институтов, поскольку при дорогих  кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение  ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение офи-циальной учётной  ставки, напротив, удешевляет кредиты  и депозиты, что приводит к противоположным  процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость.

Таким образом, учётная  политика Банка России представляет собой механизм непосредственного  воздействия на ликвидности кредитных  ин-ститутов посредством изменений  стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние  на экономику страны в целом.

Повышая или понижая  официальную учетную ставку, центральный  банк оказывает воздействие на возможности  коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в  свою очередь влияет на экономиче-ский рост, денежную массу, уровень рыночного  процента. Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующее  изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса  и ва-лютного курса. Повышение  ставки способствует привлечению в  страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платеж-ный  баланс, увеличивается предложение  иностранной валюты, соответст-венно  снижается курс иностранной и  повышается курс национальной ва-люты. Снижение ставки приводит к противоположным  результатам.

Операции с ценными  бумагами на открытом рынке

В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распростра-ненным методом денежно-кредитного регулирования  являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся  у них ресурсов. Если центральный  банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможность предоставлять ссуды клиентам уменьшается. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

Анализ двух методов  кредитного регулирования показывает, что установление и изменение  нормы обязательных резервов имеют  свои дос-тоинства и недостатки по сравнению  с методами рефинансирования бан-ков. Следует отметить, что принудительное установление обязательных резервов для  коммерческих и других банков является сугубо администра-тивным методом, в  отличие от операций на открытом рынке, относящимся к рыночным методам  регулирования .

Политика количественных кредитных ограничений

Этот метод кредитного регулирования представляет собой  количе-ственное ограничение суммы  выданных кредитов. В отличие от рассмот-ренных выше методов регулирования, контингентирование кредита явля-ется прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредит-ные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам - как правило, крупным предпри-ятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что  добиваясь при помощи указанной  политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной мас-сы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому ме-тод  количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в  некоторых странах вообще отменён.

В настоящее время  в развитых странах наблюдается  снижение роли центрального банка как  главного органа денежно-кредитного регулирова-ния. Это объясняется появлением и  развитием новых форм небанковского  кредита, падением эффективности интервенций  на денежном рынке зави-симостью центрального банка от правительства.

Величина минимальных  резервов

В настоящее время  минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны  иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в  виде депозитов в центральном  банке или в иных высоколиквидных  формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном  порядке процентное отношение суммы  минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы  выполняют две основные функции.

Во-первых, они как  ликвидные резервы служат обеспечением обя-зательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных резервов центральный банк под-держивает степень ликвидности коммерческих банков на минимально до-пустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные  резервы являются инструментом, исполь-зуемым центральным банком для регулирования  объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива  резервных средств центральный  банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем  выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и воз-можности осуществления ими  депозитной эмиссии. Кредитные институты  могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в цен-тральном банке превышают установленный  норматив. Когда масса денег в  обороте (наличных и безналичных) превосходит  необходимую потреб-ность, центральный  банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств  в центральном банке. Тем самым  он вынуждает банки сократить  объем активных операций".

. Повышение нормы  обязательных резервов не означает, что боль-шая часть банковских  средств "заморожена" на счетах  центрального банка и не может  использоваться коммерческими банками  для выдачи кредитов. В результате  сокращаются банковские ссуды  и денежная масса в обраще-нии,  повышаются проценты по банковским  ссудам. Снижение нормы бан-ковских  резервов ведет к расширению  банковских кредитов и денежной  массы, к снижению рыночного  процента.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой  хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма  хранения средств на специальных  счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент, или  норму, обязательных резервов в зависимости  от складывающейся ситуации и проводимой ими политики. Повышение нормы  означает замораживание большей  чем раньше части ресурсов банка  и приводит к ухудшению ликвидности  последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие  на банковскую ликвид-ность, расширяет  кредитные возможности учреждений и увеличивает де-нежную массу.

Изменение нормы  обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным  ан-тиинфляционным средством. К прямому  ограничению страхования банки  прибегают к этому методу обычно в период усиления инфляции.

Суть этого метода регулирования: коммерческий банк не может  превышать норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике центральный банк определяет предельные темпы роста выда-чи кредитов различным банкам страны. Нередко  разным банкам устанав-ливаются неодинаковые темпы роста выдачи кредитов. Эффективность  кредитной политики при этом повышается, так как государственные орга-ны оказывают влияние не только на объем  кредитов в целом, но и на их структуру.

Политика центрального банка распространяется непосредственно  на объекты его контроля - кредиты  прочих банков, а не их ликвидность, как в случае использования косвенных  методов регулирования. Этим также  объясняется большая эффективность  кредитных ограничений.

Приток капитала из-за рубежа

Возможность интенсивного роста денежной массы при удержании  инфляции на достаточно низком уровне - зиждется на неявном предполо-жении  о притоке иностранного капитала. Именно приток капитала из-за рубежа обеспечивает рост международных резервов Центробанка  как базы уверенности в национальной валюте. Действительно, можно финансиро-вать бюджетный дефицит неинфляционным способом за счет внешних за-имствований  и снизить процентную ставку. Однако нельзя надеяться на постоянный приток иностранного капитала - последние  события на нашем финансовом рынке  подтверждают этот нерадостный тезис.

Заметим, что устойчивый приток зарубежного капитала - лишь одна из возможных подпорок в конструкции  безынфляционного роста денежной массы. Аналогичный эффект может быть достигнут, например, в условиях активной дедолларизации хозяйства или быстрого (особенно экспортно-ориентированного) роста  национальной промышленности. К несчастью, и эти сценарии приходится признать не слишком адекватными действитель-ности .

Рефинансирование

Проводя денежно-кредитную  политику Центральные банки сами определяют инструмент регулирующий наилучшим  образом денежную массу в обращении. Если политика направлена на укрепление производст-ва, занятости на расширение выдачи кредитов и увеличение денежной массы, то её называют экспансивной. Преимущество - удешевление денег путём уменьшения процентных ставок по кредитам Центральных  банков; производители и инвесторы  могут получать кредиты уже через  коммерче-ские банки на финансирование производства. Но не всегда экономическая  система готова к использованию  таких льготных средств и они  могут быть не задействованы на укрепление производственной деятельности, а де-нежная масса может уйти только на повышение  цен. Вот здесь Централь-ные банки  должны проводить ре-стрикционную денежно-кредитную  по-литику (сдерживать выпуск дополнительных денег), с целью предотвра-щения  инфляции настаивать на сокращении дефицита бюджета.

Заключение

Таким образом, воздействие  на кредит позволяет достичь более  глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом и  влияет на объем денежной массы в  частности. Например, недостаток у предпри-ятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерче-ских сделок, внутренних инвестиций и т. д. С другой стороны, избыточная денежная масса  имеет свои недостатки: обесценение  денег, и, как следст-вие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного  поло-жения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная  поли-тика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а  во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "доро-гих денег". Нужно отметить, что с помощью  кредитного регулирования государство  стремится смягчить экономические  кризисы, сдержать рост инфляции, в  целях поддержания конъюнктуры  государство использует кредит для  стимулирования капиталовложений в  различные отрасли на-родного  хозяйства. Нужно отметить, что кредитная  политика осуществля-ется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в  том, что центральный банк либо оказывает  косвенное воздейст-вие через  ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т. е. количественные ограничения  кредита) .

На объемы кредитов влияет величина обязательного резервирова-ния. Однако в значительно большей  степени влияют процентные ставки. Вообще кредитная масса определяется соотношением между выдачей кре-дитов  и их погашением. Кредиты не увеличивают  денежное предложение, реальную денежную массу. Наоборот, при наличии обязательных требова-ний кредиты даже уменьшают  объем денежного предложения  за счет за-мораживания в Центральном  банке соответствующих резервов. Роль кре-дитов совсем иная. Кредиты  ускоряют движение денег.

Действительно, деньги, находящиеся в банке, могут лежать без движения достаточно долго. Когда  банк выдает кредит, то при пересылке  суммы кредита за пределы банка  происходит одновременно уменьшение корсчета, окна для выхода денег за пределы  банка, то есть уменьшение эффективного предложения из данного банка. Но деньги одновременно осуществили некоторую  операцию. Поступившие на другой счет деньги могут быть, в свою очередь, также пересланы, либо на них вновь  может быть выдан кредит и т. д. В результате всех этих операций деньги ускоря-ются при одном и том  же, а зачастую и снижающемся за счет обязательных резервных требований, денежном предложении. Таким образом, западная теория денег и банков абсолютно  неверно трактует некоторые важнейшие  понятия и представления в  области движения счетных денег, а от этого и практические действия центральных банков оказываются  совершенно не-верными.

Для управления кредитной  денежной массой существуют и другие механизмы - это различные нормативы  безопасности: страховой фонд, нормы  народного заемщика и т. д.

Список использованной литературы

1. "Деньги и  кредит в рыночной экономике  " учебное пособие СПб. Изд-во  Университета экономики и финансов, 1994.

2. "Деньги, кредит, банки". Справочное пособие. Под  редакцией Г. И. Кравцовой, 1994.

3. "Финансы капитализма"  под ред. Б. Г. Болдырева М.  Финансы и стати-стика 1990.

4. Борисов Е.  Ф. Экономическая теория. Москва, Манускрипт, 1993.

5. Колесников В.  И. Банковское дело -М. : Финансы  и статистика, 1997.

6. Курс экономической  теории. Под общей ред. Чепурина  М. Н., Киселе-вой Е. А. Киров, 1993.

7. Основы экономики.  Л. Л. Любимов, И. В. Липсиц. М. 1994.

8. Лаврушин О.  И. Банковское дело -М. : Финансы  и статистика, 1998.

9. Маневич В.  Е. Национальный кризис ликвидности.  Вексельный кредит: Бизнес и банки  от 28. 07. 1998 г. № 28

10. Мэнкью Н. Г.  Макроэкономика. Москва, изд-во МГУ, 1994.

11. Общая теория  денег и кредита. Под редакцией  Жукова Е. Ф., Москва, изд-во "ЮНИТИ", 1995.

12. Поляков В.  П. , Московина Л. М., Структура  и функции Центральных банков: зарубежный опыт -М. : Инфра-М, 1996.

Информация о работе Денежная масса