Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:40, реферат
Целью работы является исследование деятельности Центрального банка Российской Федерации как органа банковского надзора.
Достижение поставленной цели требует решения следующей задачи
- рассмотреть основные функции Центрального банка Российской Федерации;
Введение 3
1 Центральный Банк Российской Федерации, его сущность и функции 4
1.1 Сущность Центрального Банка Российской Федерации 4
1.2 Цели Центрального банка 6
1.3 Функции Центрального банка 7
2 Деятельность Центрального Банка Российской Федерации как органа банковского надзора 11
2.1 Функции и механизм осуществления надзора в кредитных организациях России 11
2.2 . Современная практика текущего банковского надзора, осуществляемого Банком России 15
Заключение 25
Список литературы 26
Оба вида текущего надзора
сопровождаются многочисленными действиями
Банка России по их организации; разработкой
методик, программ аналитических и
инспекционных проверок, составлением
планов проверок, аналитической работой,
обсуждением и согласованием
результатов изучения финансового
состояния кредитных
Организацией и осуществлением текущего банковского надзора в Банке России занимаются два подразделения:
1) Департамент банковского регулирования и надзора;
2) Главная инспекция кредитных организаций.
Каждое из них имеет ряд управлений, отражающих основные направления их деятельности.
Департамент банковского регулирования и надзора имеет следующие управления:
В территориальных учреждениях
Банка России в основном выдержана
укрупненная схема организации
текущего надзора, т.е. в большинстве
территориальных учреждений имеются
подразделения, занимающиеся дистанционным
надзором и инспектированием. Исключение
составляют территории, в которых
имеется небольшое количество кредитных
организаций, например Калмыкия, Карачаево-Черкессия.
В этих территориальных управлениях
Банка России вопросами текущего
надзора и инспектирования
Если методологическая работа
и макроэкономический анализ главным
образом осуществляются в подразделениях
Банка России, то первичная работа
с отчетностью кредитных
Наиболее принципиальные
вопросы банковского
В последние годы главной задачей всех структурных подразделений, занимающихся текущим банковским надзором, является повышение эффективности надзора, т.е. «лучшее выполнение ими своих задач, не сопровождающееся пропорциональным увеличением ресурсов, выделяемых на эти цели».
Этому содействует проведение Банком России ряда мер, отвечающих передовой международной банковской практике. Это:
Как отмечалось выше, текущий
банковский надзор подразделяется на
дистанционный (документарный) и контактный,
каждый из которых представляет собой
самостоятельную, одновременно взаимосвязанную
систему, нацеленную на решение определенных
задач посредством
Для дистанционного надзора Банка России на современном этапе характерно стремление создать систему диагностики (мониторинга) текущего финансового состояния кредитных организаций.
В соответствии с передовой
международной практикой
Подразделения Банка России,
занимающиеся дистанционным надзором,
располагают богатой
На основе созданных в Банке России информационной и аналитической систем осуществляется оперативное выявление отклонений и отрицательных тенденций в деятельности кредитных организаций.
Результаты дистанционного надзора используются:
В распоряжении Банка России имеется достаточно широкий набор мер надзорного реагирования, подразделяемых на предупредительные и принудительные меры воздействия,
Выбор конкретной меры воздействия
обусловливается тремя
1) характером допущенных
кредитной организацией
2) причинами, повлиявшими на возникновение нарушений;
3) общим финансовым
положением кредитной
Как правило, на ранних стадиях
возникновения проблем у
В планах ЦБ РФ введение института кураторов — специально приставленных к каждому банку чиновников надзорного органа.
Попытки внедрить надзирателей непосредственно в банковскую организацию осуществлялись и раньше. До кризиса 1998 года ЦБ РФ уже вел персональный надзор за крупнейшими банками через специально созданное ОПЕРУ-2. В конце 2004 года эта идея попыталась возродиться — как ответ регулирующих органов на летний банковский кризис после краха Содбизнесбанка.
Идея кураторства в
современной истории появлялась
трижды. Один раз до кризиса (и кризисом
была смыта) и два последних раза
— после соответствующих
Между тем в какой-то форме институт кураторов существует. В экспериментальном порядке за некоторыми банками закреплены чиновники, на которых замкнуты информационные потоки банка. Их опыт используется при проработке проекта положения о кураторах.
Нынешняя активность регулятора по поводу введения института кураторства зашла уже достаточно далеко, хотя сроки принятия окончательного решения еще не установлены. Однако в недрах Центрального банка уже существует проект положения о кураторах.
Проект положения содержит ряд стандартных пунктов: обязанности куратора, права куратора, полномочия куратора, принципы взаимоотношений между кураторами и другими сотрудниками Банка России, источники получения куратором информации.
Будет ли присутствие кураторов
в банке обязательным? Этот вопрос
еще не решен однозначно. Рассматривается
вариант добровольного решения
банка о приглашении к себе
куратора ЦБ РФ. В частности, по мнению
руководителя департамента банковского
регулирования и надзора
Это выглядит как своего
рода провокация. Кто же откажется
прописать у себя куратора, поставив
тем самым под сомнение свою чистоту
перед департаментом
Проект положения о кураторах предполагает также ряд условий, призванных сохранить чистоту самого куратора. В частности, куратор сможет работать в одном банке не больше трех лет. Предусматривается также механизм надзора за надзирающими. Куратор не сможет принимать никаких решений, он лишь готовит оценки, предложения и направляет их в территориальный орган надзора.
Однако механизм подготовки куратором подобных оценок пока также не определен. Что именно должен делать куратор, какой информацией он должен руководствоваться, в каком формате должен готовить свои оценки и решения, какие аспекты должны быть отражены в отчетах — все эти вопросы в настоящий момент остаются открытыми. Если они не будут четко прописаны как в положении, так и в дополнительных инструкциях, то каждый куратор будет творить, исходя из собственных представлений о требованиях к кураторскому надзору за банком. В этом случае субъективизма и перегибов при вынесении таких оценок не избежать.
В стадии обсуждения находится также механизм принятия решений по отчетам, которые присылает куратор из банка. Окончательная точка зрения пока не выработана, но есть мнение, что отчеты куратора будут обсуждаться в некоем кураторском коллективе в департаменте надзора. И только на основании этих обсуждений будут делаться какие-то выводы. Механизм, с одной стороны, сложный и трудозатратный, а с другой — призван исключить механистичность оценок и снизить коррупционные риски.
Заключение
Подводя итог проведенной
работе необходимо еще раз отметить,
что Центральный Банк Российской
Федерации является мощнейшим центром
кредитной системы нашей
Роль ЦБ очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. В настоящее время деятельность ЦБ России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
По результатам проведенной
работы, мною был сделан следующий
вывод - цели, задачи, функции и операции
Центрального банка России отвечают его
сущности. Все те цели и задачи, которые
стоят перед ним, предоставленные ему
полномочия, в конечном счете, определяются
тем, что Центральный банк выступает общенациональным
центром, призванным регулировать денежное
обращение в стране.
Список литературы
Информация о работе Центральный банк РФ как орган банковского надзора