Центральный банк РФ как орган банковского надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:40, реферат

Описание работы

Целью работы является исследование деятельности Центрального банка Российской Федерации как органа банковского надзора.
Достижение поставленной цели требует решения следующей задачи
- рассмотреть основные функции Центрального банка Российской Федерации;

Содержание

Введение 3
1 Центральный Банк Российской Федерации, его сущность и функции 4
1.1 Сущность Центрального Банка Российской Федерации 4
1.2 Цели Центрального банка 6
1.3 Функции Центрального банка 7
2 Деятельность Центрального Банка Российской Федерации как органа банковского надзора 11
2.1 Функции и механизм осуществления надзора в кредитных организациях России 11
2.2 . Современная практика текущего банковского надзора, осуществляемого Банком России 15
Заключение 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

210545 (1).docx

— 56.50 Кб (Скачать)

Оба вида текущего надзора  сопровождаются многочисленными действиями Банка России по их организации; разработкой  методик, программ аналитических и  инспекционных проверок, составлением планов проверок, аналитической работой, обсуждением и согласованием  результатов изучения финансового  состояния кредитных организаций; проведением совещаний с ними.

Организацией и осуществлением текущего банковского надзора в Банке России занимаются два подразделения:

1) Департамент банковского  регулирования и надзора;

2) Главная инспекция кредитных  организаций. 

Каждое из них имеет  ряд управлений, отражающих основные направления их деятельности.

Департамент банковского  регулирования и надзора имеет следующие управления:

    • Управление методологии финансовых рисков;
    • Управление методологии рисков внутрибанковских систем;
    • Управление методологии текущего надзора;
    • Управление анализа банковского сектора;
    • Управление экспертизы правовых актов;
    • Управление организации надзора за кредитными организациями Московского региона;
    • Управление организации надзора за кредитными организациями российских регионов;
    • Организационно-экономическое управление;
    • Управление информационного обеспечения.

В территориальных учреждениях  Банка России в основном выдержана  укрупненная схема организации  текущего надзора, т.е. в большинстве  территориальных учреждений имеются  подразделения, занимающиеся дистанционным  надзором и инспектированием. Исключение составляют территории, в которых  имеется небольшое количество кредитных  организаций, например Калмыкия, Карачаево-Черкессия. В этих территориальных управлениях  Банка России вопросами текущего надзора и инспектирования занимается одно подразделение.

Если методологическая работа и макроэкономический анализ главным  образом осуществляются в подразделениях Банка России, то первичная работа с отчетностью кредитных организаций  и самими кредитными организациями, в том числе в процессе их инспектирования, преимущественно проводится на уровне территориальных учреждений с последующей  передачей информации соответствующему подразделению Банка России.

Наиболее принципиальные вопросы банковского регулирования  и надзора выносятся на рассмотрение Комитета банковского надзора Банка  России, представляющего собой совещательный орган, созданный по решению Совета директоров.

В последние годы главной  задачей всех структурных подразделений, занимающихся текущим банковским надзором, является повышение эффективности  надзора, т.е. «лучшее выполнение ими  своих задач, не сопровождающееся пропорциональным увеличением ресурсов, выделяемых на эти цели».

Этому содействует проведение Банком России ряда мер, отвечающих передовой  международной банковской практике. Это:

    • формирование текущего банковского надзора как системы, т.е. разработка методик анализа, оценки и мониторинга финансового состояния банка как единого комплексного технологического процесса, в которой включены специалисты дистанционного и контактного надзора;
    • ориентация на содержательную составляющую текущего надзора, предполагающего интенсификацию процедур надзора на стадии как проведения анализа и оценки финансового состояния банка, так и принятия мер надзорного реагирования по результатам этих оценок;
    • совершенствование организационной структуры текущего надзора с выделением института кураторов, обеспечивающего систематическую контактную деятельность Банка России;
    • повышение квалификации сотрудников Банка России, занимающихся вопросами текущего банковского надзора.

Как отмечалось выше, текущий  банковский надзор подразделяется на дистанционный (документарный) и контактный, каждый из которых представляет собой  самостоятельную, одновременно взаимосвязанную  систему, нацеленную на решение определенных задач посредством специфических  инструментов и организационных  процедур.

Для дистанционного надзора  Банка России на современном этапе  характерно стремление создать систему диагностики (мониторинга) текущего финансового состояния кредитных организаций.

В соответствии с передовой  международной практикой банковского  надзора, рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору эта система предполагает наличие у надзорного органа эффективных информационных и аналитических процедур мониторинга текущего финансового состояния кредитных организаций, соблюдения ими законодательства и регулятивных требований, выявления на возможно более ранних стадиях негативных тенденций в деятельности кредитных организаций и принятие упреждающих мер надзорного. В основном такая система в России создана и функционирует. Ее составными элементами являются:

    • регулятивные требования Банка России, известные как       пруденциальные нормы и требования;
    • система отчетности кредитных организаций в Банк России;
    • система мониторинга финансового состояния кредитных организаций;
    • система мер надзорного реагирования Банка России.

Подразделения Банка России, занимающиеся дистанционным надзором, располагают богатой информационной базой для диагностики финансового  состояния отдельных кредитных  организаций и банковской системы  в целом.

На основе созданных в  Банке России информационной и аналитической  систем осуществляется оперативное  выявление отклонений и отрицательных  тенденций в деятельности кредитных  организаций.

Результаты дистанционного надзора используются:

    • для принятия оперативных мер надзорного реагирования;
    • для выявления и более тщательного наблюдения за проблемными банками;
    • для определения плана и программы инспектирования проблемных банков.

В распоряжении Банка России имеется достаточно широкий набор  мер надзорного реагирования, подразделяемых на предупредительные и принудительные меры воздействия,

Выбор конкретной меры воздействия  обусловливается тремя факторами:

1)  характером допущенных  кредитной организацией нарушений;

2)  причинами, повлиявшими  на возникновение нарушений;

3)  общим финансовым  положением кредитной организации.

Как правило, на ранних стадиях  возникновения проблем у кредитной  организации принимаются придупредительные меры воздействия. Они относятся к мерам оперативного надзорного реагирования.

В планах ЦБ РФ введение института  кураторов — специально приставленных  к каждому банку чиновников надзорного органа.

Попытки внедрить надзирателей непосредственно в банковскую организацию  осуществлялись и раньше. До кризиса 1998 года ЦБ РФ уже вел персональный надзор за крупнейшими банками через  специально созданное ОПЕРУ-2. В конце 2004 года эта идея попыталась возродиться — как ответ регулирующих органов на летний банковский кризис после краха Содбизнесбанка.

Идея кураторства в  современной истории появлялась трижды. Один раз до кризиса (и кризисом была смыта) и два последних раза — после соответствующих кризисов 2004 и 2006 годов.

Между тем в какой-то форме  институт кураторов существует. В  экспериментальном порядке за некоторыми банками закреплены чиновники, на которых  замкнуты информационные потоки банка. Их опыт используется при проработке проекта положения о кураторах.

Нынешняя активность регулятора по поводу введения института кураторства  зашла уже достаточно далеко, хотя сроки принятия окончательного решения  еще не установлены. Однако в недрах Центрального банка уже существует проект положения о кураторах.

Проект положения содержит ряд стандартных пунктов: обязанности  куратора, права куратора, полномочия куратора, принципы взаимоотношений  между кураторами и другими сотрудниками Банка России, источники получения  куратором информации.

Будет ли присутствие кураторов  в банке обязательным? Этот вопрос еще не решен однозначно. Рассматривается  вариант добровольного решения  банка о приглашении к себе куратора ЦБ РФ. В частности, по мнению руководителя департамента банковского  регулирования и надзора Алексея  Симановского, поселение куратора в банке не обязательно. Согласно этой точки зрения, куратор может появиться в банке только при соблюдении двух условий. Во-первых, сами кураторы должны обладать такими качествами, как профессионализм и порядочность. И второе условие — готовность поднадзорного банка принять у себя куратора. Если банк открыт, а куратор профессионален, то такая форма надзора имеет смысл. Тем самым банк как бы сигнализирует органам надзора, что ему скрывать нечего. Если же банк почему-то не хочет открывать все надзорным органам, то и куратора не приглашает.

Это выглядит как своего рода провокация. Кто же откажется  прописать у себя куратора, поставив тем самым под сомнение свою чистоту  перед департаментом банковского  надзора.

Проект положения о  кураторах предполагает также ряд  условий, призванных сохранить чистоту  самого куратора. В частности, куратор  сможет работать в одном банке  не больше трех лет. Предусматривается  также механизм надзора за надзирающими. Куратор не сможет принимать никаких решений, он лишь готовит оценки, предложения и направляет их в территориальный орган надзора.

Однако механизм подготовки куратором подобных оценок пока также  не определен. Что именно должен делать куратор, какой информацией он должен руководствоваться, в каком формате  должен готовить свои оценки и решения, какие аспекты должны быть отражены в отчетах — все эти вопросы  в настоящий момент остаются открытыми. Если они не будут четко прописаны  как в положении, так и в  дополнительных инструкциях, то каждый куратор будет творить, исходя из собственных представлений о  требованиях к кураторскому надзору  за банком. В этом случае субъективизма  и перегибов при вынесении  таких оценок не избежать.

В стадии обсуждения находится  также механизм принятия решений  по отчетам, которые присылает куратор  из банка. Окончательная точка зрения пока не выработана, но есть мнение, что  отчеты куратора будут обсуждаться  в некоем кураторском коллективе в департаменте надзора. И только на основании этих обсуждений будут делаться какие-то выводы. Механизм, с одной стороны, сложный и трудозатратный, а с другой — призван исключить механистичность оценок и снизить коррупционные риски.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог проведенной  работе необходимо еще раз отметить, что Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром  кредитной системы нашей страны. Принцип независимости - ключевой элемент  статуса Центрального Банка - проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных  органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного  обращения. Банк России является юридическим  лицом и выступает как субъект  публичного права. Уставный капитал  и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию  и распоряжению имуществом Банка  России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение  обязательствами имущества Банка  России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных  доходов и не регистрируется в  налоговых органах.

Роль ЦБ очень велика и  в  условиях нынешней экономики она  продолжает возрастать. В настоящее  время деятельность ЦБ России приобретает  огромное значение, поскольку от его  эффективного функционирования и правильно  выбранных методов, посредством  которых он осуществляет свою деятельность, зависит  стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а  также укрепление позиций на международном  рынке.

По результатам проведенной  работы, мною был сделан следующий  вывод -  цели, задачи, функции и операции Центрального банка России отвечают его сущности. Все те цели и задачи, которые стоят перед ним, предоставленные ему полномочия, в конечном счете, определяются тем, что Центральный банк выступает общенациональным центром, призванным регулировать денежное обращение в стране. 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон от 10.07.02г. №86-Ф3 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 19.07.2011 года)
  2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 03.02.1996 № 17-ФЗ (в редакции от 28.04.2011 года)
  3. Инструкция ЦБ РФ от 16.04.2004. №110-И «Об обязательных нормативах банков»
  4. Положение Центрального банка Российской Федерации ”О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации” №199-II от 09.10.2002г.
  5. Банковское дело. Экспресс-курс : учебное пособие // Под ред. О. И. Лаврушина. – М. : КНОРУС, 2009. – 344 с.
  6. Банковское дело. Управление и технологии // Под ред. A.M. Taвасиева. - М.: ЮНИТИ, 2009, 863 с.
  7. Деньги, кредит, банки//Под ред. О. И. Лаврушина.  - М.: Финансы и статистика,2009. — 464 с.
  8. Банковское право Российской Федерации// Под ред. Г.А. Тосунян.- М.: Юристъ, 2009. –366 с.
  9. Тосунян ГА., Викулин А.Ю. Банковское право России: понятийный аппарат и словарь нормативных терминов. — М.: Юристъ, 2008. - 344 с.
  10. Белоглазова Г.Н. Банковское дело. – СПб: Питер, 2009. -384 с.
  11. Банковское дело. Управление и технологии: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям // Под ред. проф. А.М. Тавасиева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 486 с.
  12. Ходачник Г.Э. Основы банковского дела. –М.: Юристъ 2008.- 256 с.
  13. Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник; 2-е изд., перераб.  –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 420 с.
  14. Мовсесян А. Внутренняя   специализация   банковской   системы  //          Банковское дело в  Москве,   2009, № 2
  15. http://www.cbr.ru/today/

Информация о работе Центральный банк РФ как орган банковского надзора