Центральный банк, его статус и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является определение основных направлений стратегии Центрального банка Республики Беларусь в области формирования и реализации кредитного потенциала экономики для обеспечения устойчивых темпов ее развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Развитие института центральных банков и его взаимодействие с развитием кредитно-денежных систем………………………………………………………5
2. Основные функции, цели и инструменты регулирования центрального банка……………………………………………………………………………...12
3. Денежно - кредитная политика Национального Банка Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………..37

Работа содержит 1 файл

Переделка-готов.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

     Реализация  мер денежно-кредитной, налогово-бюджетной  и экономической политики позволит в 2010 году увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,6 – 14,8 процента, по широкой денежной массе – до 26,6 – 27,2 процента.

     Прогнозируется, что международные резервные  активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2010 год увеличатся на 0,5 – 1,83 млрд. долларов США.[11]

     В целях расширения финансового рынка и вовлечения в него новых участников в 2010 году продолжится работа по созданию новых финансовых инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике.

     В 2010 году Национальный банк обеспечит эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов в экономике республики и сокращение доли расчетов посредством наличных денег.

     В 2010 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств – участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией.

     Таким образом, реализация денежно-кредитной политики в 2010 году будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения.

     Реализация  в 2010 году намеченных целей, задач и  мероприятий монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит единство проводимой экономической политики.

     Разрабатывая  и реализуя денежно-кредитную политику, Национальный банк Республики Беларусь выполняет ряд важных задач и функции к которым относятся:

     Задачи   Национального    банка: поддержание стабильности денежного обращения; обеспечение устойчивости курса рубля по отношению к иностранной валюте; создание государственного золотовалютного резерва; использование методов денежно-кредитного управления банковской системой для развития рыночной экономики; участие в развитии денежно-кредитной политики правительства.

     Основными целями деятельности Национального  банка являются: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. 

     Получение прибыли не является основной целью  деятельности Национального банка. 

     Национальный  банк выполняет следующие функции:  разрабатывает и совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь; осуществляет эмиссию денег;  регулирует денежное обращение; регулирует кредитные отношения; является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование; осуществляет валютное регулирование; организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь; выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь; осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка;  организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов; консультирует, кредитует и выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;  осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций; осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью; устанавливает порядок осуществления банковских операций; регистрирует ценные бумаги банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с законодательством Республики Беларусь; разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов в Республике Беларусь; осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка; организует расчетное и (или) кассовое обслуживание отдельных государственных органов, перечень которых определен в Уставе Национального банка; принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Республики Беларусь и организует составление платежного баланса Республики Беларусь; создает золотовалютные резервы, в том числе золотой запас, и управляет ими; устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;  организует инкассацию и перевозку денежной наличности,  валютных и других ценностей; осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе; заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств; дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами; выполняет другие функции в соответствии с банковским Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь. [2]

     Еще хочется отметить, что для положительного развития любой системы, в том  числе и финансовой, необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила поведения. Первейшая роль Центрального банка – обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной правовой основы функционирования финансовых учреждений. ЦБ РБ обязан выступать как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям государства, развития финансово-кредитной системы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

       Центральный Банк имеет двойственную правовую природу. Он одновременно и орган государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.

     Главной особенностью правового положения Центрального Банка в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.

     Выполняемые им функции можно условно разделить на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.

     В рамках этих двух полномочий Центральный  Банк вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.

     Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе  составляют основу деятельности Центрального Банка.

     Выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой белорусское законодательство возложило только на Национальный банк Республики Беларусь, в то время как в международной практике зачастую данные функции разделены между различными институтами.

     В рамках проведения Центробанком денежно-кредитной политики особое место занимает установление им обязательных нормативов для коммерческих банков, соблюдение которых является неотъемлемым условием их функционирования. Нормативы, устанавливаемые коммерческим банкам Национальным банком Республики Беларусь.

     Кредитно-денежная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение  денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и  других показателей денежного обращения  и рынка ссудных капиталов. Ее цель – регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

     Центральный банк — основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики как составной части экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение инфляции и безработицы, выравнивание платежного баланса.

     Основные  направления на 2010 год призваны представить субъектам экономических отношений, широкой общественности информацию о действиях органов денежно-кредитного регулирования в денежной и валютной сферах Республики Беларусь. В 2010году, как и в предыдущие годы, эти действия будут направлены на создание условий для выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития, стабильного экономического роста и повышения благосостояния населения.

     Национальный  банк Республики Беларусь, как и  большинство центральных банков ведущих капиталистических стран, является юридическим лицом, он национализирован, его действия и полномочия опираются на четкую законодательную базу. Он регулирует банковскую сферу, издавая обязательные нормативные акты. Следовательно, сегодня правовое положение и фактическое место, занимаемое Национальным Банком Республики Беларусь в финансово-кредитной системе страны практически не отличаются от последних в странах, входящих в семерку наиболее развитых; незначительные отклонения могут  лишь быть объяснены путем исторического развития банковских систем.

     Список  использованных источников

  1. Банковское  дело (Под. ред. проф. В.И. Колесникова, проф. Л.П.Кроливецкой. — М.: Финансы и статистика, 2005.
  2. http://www.nbrb.by/
  3. Деньги. Кредит. Банки. Под. ред. проф. Лаврушина О.И. — М.: Финансы и статистика, 2003.
  4. Деньги. Кредит. Банки. Под. ред. проф. С.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ, 2000.
  5. Деньги. Кредит. Банки. Краткий курс / сост. Б.Н. Желиба. — Мн: БГЭУ, 2006.
  6. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. — М.: Банки и биржи, 2005.
  7. Деньги. Кредит. Банки. Под. ред. проф. Кравцовой Г.М.-Минск:Меркованне, 2006.
  8. Лаврушин О.И. Банковское дело. — М.: Финансы и статистика 2007.
  9. Банковский вестник, 2009, 3 42. Анализ деятельности банков.
  10. Банковский аналитический журнал, 2009, № 11 Ресурсы банков.
  11. Указ Президента РБ№591 от 07.12.2004 9г. «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год»

Информация о работе Центральный банк, его статус и функции