Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 15:17, курсовая работа
Целью настоящего исследования является определение основных направлений стратегии Центрального банка Республики Беларусь в области формирования и реализации кредитного потенциала экономики для обеспечения устойчивых темпов ее развития.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Развитие института центральных банков и его взаимодействие с развитием кредитно-денежных систем………………………………………………………5
2. Основные функции, цели и инструменты регулирования центрального банка……………………………………………………………………………...12
3. Денежно - кредитная политика Национального Банка Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………..37
Решить эти узловые задачи можно было лишь на базе твердой валюты, поэтому с переходом к нэпу был взят курс на укрепление денежной системы. В 1922–1924 годах была проведена денежная реформа. Создана денежная система, а госбанк стал эмиссионным центром СССР и органом регулирования денежного обращения. Введение устойчивой валюты благотворно сказалось на подъеме производства и укреплении в целом всей экономики.
В результате перестройки банковской системы с 1932 до 1959 года в Беларуси функционировали: Коммунальный банк; конторы с филиалами госбанка СССР, Промбанка СССР, Сельхозбанка СССР, а до 1957 года и Соргбанка СССР.
В предвоенном 1940 году в Беларуси функционировало 10 областных контор и 184 отделения госбанка. В них работало 4087 человек. Настоящим испытанием для белорусских банковских работников, как и для всего народа, была Великая Отечественная война. 25 июня 1941 года Белорусская контора госбанка была эвакуирована в Тамбов, а в ноябре — в Караганду, в марте 1942 года она переехала в Горький. 9 сентября 1943 года по распоряжению СНК СССР она была закрыта. Возобновила свою работу в октябре 1943 года и в декабре переехала в Гомель, а в июле 1944 года — в Минск.
Одной
из важнейших функций
Вскоре после завершения восстановительного периода потребовались и соответствующая перестройка кредитно-денежной системы, и дальнейшее расширение кредитных связей банка с народным хозяйством. Уже в 1959 году была проведена реорганизация банковской системы. Упразднены специализированные банки, а их функции переданы госбанку и Стройбанку СССР. С 1959 года банковская система Беларуси была представлена учреждениями госбанка и Промстройбанка СССР.
Крупная реорганизация банковской системы была произведена и в 1987 году. Учреждены белорусские республиканские банки со своими филиалами госбанка, Внешэкономбанка, Сберегательного банка, Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка СССР, которые действовали на принципах хозрасчета и самофинансирования.
Принципиально новый этап начался в развитии банковской системы страны с приобретением Беларусью самостоятельности. В декабре 1990 года приняты Законы "О Национальном банке Республики Беларусь" и "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь". Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского республиканского банка госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь. Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также Сберегательный банк. На рубеже 80-90-х годов стали создаваться на акционерной и паевой основе коммерческие банки. Среди них — Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие. [2]
Центральный банк сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определенными властными функциями в области организации денежно-кредитного обращения. Для центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или образованной парламентом специальной комиссии. Руководителя центрального банка назначает глава государства или парламент. Правительству же, как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран Запада предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост. Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества, наделенного особыми полномочиями. В большинстве случаев его капитал принадлежит государству: но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.
Степень
независимости центральных
В
настоящее время практически
во всех странах мира имеются центральные
банки, однако между ними есть существенные
различия, обусловленные особенностями
политического и финансово-
Таким
образом, Национальный банк Республики
Беларусь, как и большинство центральных
банков ведущих капиталистических стран,
является юридическим лицом, он национализирован,
его действия и полномочия опираются на
четкую законодательную базу. Он регулирует
банковскую сферу, издавая обязательные
нормативные акты. Следовательно, сегодня
правовое положение и фактическое место,
занимаемое Национальным Банком Республики
Беларусь в финансово-кредитной системе
страны практически не отличаются от последних
в странах, входящих в семерку наиболее
развитых; незначительные отклонения
могут лишь быть объяснены путем исторического
развития банковских систем.
2. Основные функции, цели и инструменты регулирования центрального банка
Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк [3 c. 92]. В большинстве стран его капитал полностью принадлежит государству (Банк Англии, Банк Франции, Банк России, Национальный банк Республики Беларусь). Однако Центробанки могут быть и акционерными (Федеральная резервная система США), и со смешанным капиталом, часть которого принадлежит государству (Национальный банк Австрии, Банк Швейцарии). Суть деятельности центральных банков заключается в посредничестве между государством в целом и экономической системой в частности. Тесные связи с государством не обусловливают его безграничное влияние на политику Центрального банка. Независимо от принадлежности капитала центральный банк является юридически самостоятельным. Как правило, он подотчетен парламенту страны. Глава Центробанка не входит в состав правительства. Существенная степень независимости Центральный банк является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко входит в противоречие с краткосрочными целями правительства. Например, оно может быть заинтересовано в дешевых кредитах для реального сектора экономики, подталкивать Центральный банк на эмиссионное (не обеспеченное активами) кредитование, что вызывает инфляцию и подрывает стабильность национальной денежной единицы. Независимость Центрального банка важна и в плане ограничения возможностей правительства использовать его ресурсы для покрытия бюджетного дефицита.
Независимость центрального банка от правительства носит относительный характер. Экономическая политика не может быть успешной без четкой координации действий правительства и Центробанка. В долгосрочном плане политика последнего определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. Поэтому любой центральный банк сочетает черты собственно банка и государственного органа и является агентом правительства.
К основным критериям независимости центрального банка можно отнести следующие:
1)
назначение руководства.
2) срок пребывания в должности главы и членов правления. Чем он дольше, тем более независим глава и члены правления Центробанка. Так, председатель совета управляющих Федеральной резервной системы США и его члены назначаются на 14 лет;
3) прямые указания органов государственной власти. Речь идет о том, имеют ли право исполнительные или законодательные органы контролировать бюджет центрального байка;
4) ограничение на предоставление кредитов правительству. Чем больше ограничено прямое кредитование правительства центральным банком, тем более он независим.
В Беларуси Национальный банк подотчетен Президенту, т.е. подчиняется исполнительной власти. Президент утверждает Устав Национального банка Республики Беларусь, назначает с согласия парламента председателя и членов Правления Нацбанка.
Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Он призван быть:
1) эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск денег;
2) банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с коммерческими банками: хранить их кассовые резервы и осуществлять кассовое обслуживание (кассир последней инстанции), предоставлять им кредиты с возможностью
рефинансирования (кредитор последней инстанции) и т.д.;
3) банкиром правительства — для этого он должен поддерживать (кредитами) государственные экономические программы и размещать государственные (правительственные) ценные бумаги, предоставлять при необходимости кредиты правительству и выполнять для него расчетно-кассо- вые операции (в настоящее время Национальный банк Республики Беларусь обслуживает семь структур: Министерство финансов, Главное государственное казначейство, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Комитет госбезопасности, Государственный комитет финансовых расследований, Государственный комитет по материальным резервам), хранить золотовалютные резервы;
4) главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками при выполнении безналичных расчетов;
5) органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.
При
решении этих задач Центробанк выполняет
три главные функции:
регулирующую, контрольную и информационно-
Кроме того, Центробанки выполняют и другие функции:
• проведение единой государственной денежно-кредитной политики;
•. разработка единого порядка осуществления кассовых кредитных и
валютных операций, расчетов, ведения банковских счетов, бухгалтерского учета и, отчетности для кредитных учреждений;
• валютное регулирование и валютный контроль;
•операции на рынке ценных бумаг;
•. покупка, продажа и мена в Республике Беларусь и за ее пределами драгоценных металлов в виде слитков, монет, а также драгоценных камней;
• государственная регистрация, лицензирование кредитных организаций;
•
регулирование
• разработка и исполнение платежного баланса государства;
• регистрация эмиссии ценных бумаг кредитных организаций;
• организация инкассации и перевозки денежной наличности, валютных и других ценностей;
• контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе;
• анализ и прогнозирование состояния экономики, денежно-кредитной и бюджетно-финансовой сферы и др.
Получение прибыли не является основной целью деятельности центрального банка, часть ее Национальный банк Республики Беларусь перечисляет в госбюджет. Нацбанк является юридическим лицом, имеет печать. Его руководящие органы — Совет директоров и Правление Национального банка. Совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объемов кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и денежно-финансового рынка, определяют денежно-кредитную политику Центробанка.
Центральный банк — основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики как составной части экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение инфляции и безработицы, выравнивание платежного баланса. От 75 до 90 % денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25—10 % — банкноты Центрального банк. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным в том случае, если государство через Центробанк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.
Методы этого воздействия
Одним
из принципов определения