Цели, объекты и этапы развития государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Национальные интересы каждой страны определяются прежде всего принципами сохранения своей независимости, обеспечения благосостояния и высокого качества жизни своего народа, сохранения его национальной культуры и возможностей реализации присущих ему духовных ценностей.

Работа содержит 1 файл

Гос регул.фин. и банк.деят ПТК.doc

— 96.50 Кб (Скачать)


Тема 2. Цели, объекты и этапы развития государственного
регулирования

 

1. Большинство стран осуществляет планирование экономической деятельности. Каким образом определяются приоритеты,
соответствующие национальным интересам? Как государство
может добиться от частного сектора выполнения намеченных целей?

 

 

Национальные интересы каждой страны определяются прежде всего принципами сохранения своей независимости, обеспечения благосостояния и высокого качества жизни своего народа, сохранения его национальной культуры и возможностей реализации присущих ему духовных ценностей.

В  основе    должны  лежать  высокие,   достойные   России   и одновременно достижимые долгосрочные цели. В качестве  такой стратегической цели  может  быть  принято  превращение  страны  в  динамично  развивающуюся экономическую  державу,  обеспечивающую  на  основе  интенсивного  труда   и деловой  инициативы,  разумной  и  последовательной  экономической  политики среднеевропейские стандарты уровня жизни в специфически российских природно-климатических и географических условиях.

Наши национальные интересы и цели, как и любого цивилизованного государства, включают следующие:

1. Обеспечение достойных условий жизни всем гражданам страны.

2. Создание условий для развития и улучшения жизни будущих поколений.

3. Гарантии независимости и безопасности личности и государства.

4. Отстаивание интересов России, ее граждан, союзников и лиц, имеющих российские корни, в любой точке земного шара.

Необходимо не только понять и сформулировать наши национальные цели и интересы, но и научиться эффективно противостоять интересам других государств в тех случаях, когда они не соответствуют интересам России. В условиях ограниченности мировых ресурсов и постоянного столкновения интересов различных сил в борьбе за их обладание или контроль без жесткого отстаивания собственных интересов сейчас трудно рассчитывать на успехи социально-экономического развития в будущем. Наши взаимоотношения с внешним миром, наша внутренняя политика должны быть подчинены единой цели – преодолению нынешнего печального положения России и россиян и реальному продвижению в деле создания и накопления богатства страны.

Решающая роль в том, как проводятся экономические преобразования и каковы их результаты, принадлежит той системе приоритетов, которой придерживается исполнительная власть. В этой связи необходимо, во-первых, четко идентифицировать систему приоритетов, которая реализовывалась все последние годы, понять, насколько она отвечает требованиям сегодняшнего дня, и, во-вторых, определить направления ее модернизации.

Частный сектор экономики - часть экономики страны, не находящаяся под     контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы,     принадлежащие частному капиталу.   Частный сектор экономики подразделяется на корпоративный, финансовый и индивидуальный секторы экономики. Партнерские отношения между частным сектором и государством являются   основополагающим элементом функционирования экономики стран. Эти  отношения включают в себя широкий спектр видов деятельности и различных   действующих лиц, что затрудняет четкое определение понятия партнерства.   Партнерские отношения формируются в процессе объединения ресурсов, финансовых   средств и знаний частного сектора и государством с целью:

1.      снижения затрат;  

2.      обеспечения повышения качества услуг ;

3.      совершенствования механизма их   предоставления.

Деятельность, в рамках которой складываются партнерские   отношения, сравнима с созданием некоего общественного блага, которое частный   сектор либо не может, либо не желает создавать самостоятельно.

Одна из возможностей для государства более активно налаживать партнерские   отношения с частным сектором - организация специальных органов, занимающихся   поддержкой частных компаний. Эти органы занимаются двумя потенциальными   партнерами в частном секторе: Агентства содействия инвестициям занимаются   иностранными компаниями, осуществляющими прямые инвестиции, а Агентства по   поддержке малого бизнеса занимаются мелкими компаниями.   Другой путь поддержания хорошего корпоративного управления - через развитие   образовательных инструментов, которые могут использоваться деловыми и   судебными секторами в понимании комплекса сложных законов и постановлений,   регламентирующих эту область.

 

 

2. Равнозначны ли, на Ваш взгляд, понятия государственное
регулирование и государственная политика? Аргументируйте свой ответ.

 

 

Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих целей:

• создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма

• обеспечение устойчивых темпов роста;

• регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции;

• обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;

• решение экологических проблем.

Государственное регулирование экономики должно осуществляться на основе четко сформулированной государственной экономической политики.

Представляется неверным утверждение о том, что термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.

Государственная экономическая политика представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики, в то время как государственное регулирование экономики — деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов. Отсутствие четко сформулированной, надлежащим образом оформленной, стабильной и предсказуемой государственной экономической политики — существенный недостаток, препятствующий эффективному государственному регулированию рынка.

 

 

Тема 3. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы с помощью экономических инструментов

1.Для достижения желаемых целей у государственных органов управления и контроля имеется в распоряжении комплекс экономических и административных инструментов .  Есть ли у них общие черты? В чем они противоположны? Определите, в каких условиях предпочтительнее применение административных методов, а в каких  экономических?

 

Методы государственного регулирования условно подразделяются ;

      экономические ;

      административные .

Экономические методы подразделяются по воздействию на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Это — регулирование учетной ставки (осуществляется Центральным банком); установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных долговых обязательств, торговля ими и погашение.

Административные методы базируются на силе государственной власти, разделяясь на меры запрета, разрешения и принуждения.

В странах с развитой рыночной экономикой сфера административных средств ограничивается главным образом охраной окружающей среды, созданием минимальных условий существования малообеспеченных слоев населения, а также пресечением развития теневого бизнеса.

Экономические и административные методы имеют некоторое сходство,  они существенно отличаются друг от друга. В частности,  административные  приемы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой  вообще  сводят  ее  к нулю.   Такое   случается   там,    где    администрирование    экономически необоснованно, запредельно,  обретает  черты  тотальности,  перерождается  в командно-распределительную  систему.   В   этих   условиях   государственный контроль  становится  всеобъемлющим,  охватывая  размеры  производства,  его структуру, цены, потребительские качества  продукции,  издержки,  заработную плату, прибыль и ее распределение, связи  с  поставщиками  и  потребителями, словом — весь хозяйственный процесс.

 

 

2. Перечислите экономические методы государственного
регулирования денежно-кредитной сферы и укажите, в каких случаях эффективнее использовать тот или иной инструмент. Какие стратегические (макроэкономические) цели достигаются с их помощью?

 

Денежно – кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Центральный банк — основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы этого воздействия разнообразны, наиболее распространенными из них являются:

      изменение процентных ставок по операциям центрального банка (процентная политика);

      изменение норм обязательных резервов банков;

      операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;

      регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, ликвидными активами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.).

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими в том смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом.

Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли).

К выборочным методам относятся:

      прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);

      регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды.

 

3. При каких обстоятельствах Центральный банк должен
проводить денежно-кредитную политику, имеющую в качестве
целей: а) ставку процента; б) объем денежной массы? В последнем случае, на какой денежный агрегат, скорее всего, будет влиять
Центральный банк? Почему недостаточно эффективно использование в качестве цели норматива денежной базы?

 

Традиционным методом регулирования является процентная политика. Повышая ставку по учетно-ссудным операциям, центральный банк уменьшает возможности коммерческих банков и их клиентов получить кредит, что в свою очередь приводит к сокращению денежной массы и повышает уровень рыночного процента. Это отражается и на состоянии платежного баланса, валютного курса. Повышение ставок способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки центрального банка приводит к противоположным результатам.

Существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредита. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.

Информация о работе Цели, объекты и этапы развития государственного регулирования