Бухгалтерский учет в организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение состава бухгалтерской отчетности и возможности использования данных бухгалтерской отчетности в анализе и оценке результатов работы предприятия и определении основных направлений в повышении эффективности управления. В связи с этим необходимо было решить следующие задачи:
- изучить состав и виды бухгалтерской отчетности;
изучить методологию анализа работы предприятия с использованием данных бухгалтерской отчетности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Бухгалтерская отчетность и ее значение в рыночной
экономике 5
1.2. Качественные характеристики бухгалтерской отчетности 9
1.3. Бухгалтерская отчетность как источник анализа финансового
состояния предприятия 13
2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 20
Состав бухгалтерской отчетности 20
2.2. Бухгалтерский баланс: основные правила составления 21
2.3. Порядок формирования показателей отчета о прибылях и
убытках 26
2.4.Другие формы бухгалтерской отчетности и их основные задачи 29
2.5. Особенности финансовой отчетности зарубежных стран 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ГЛОССАРИЙ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

бу.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

     Индивидуальный  баланс отражает деятельность только одной юридически самостоятельной организации, его составляют на основании данных текущего бухгалтерского учёта.

     Сводный баланс составляют организации, имеющие  дочерние и зависимые общества. Его получают путём суммирования данных по соответствующим статьям актива и пассива балансов основного и дочерних (зависимых) обществ. При составлении сводного бухгалтерского баланса учитывают доходы и расходы только от операций с третьими лицами. Показатели баланса, отражающие взаимные расчёты и обязательства основной и дочерних (зависимых) обществ, при этом исключают.

     По  характеру деятельности балансы  делят на две группы: основной и  неосновной деятельности.

     Основной  называется деятельность, соответствующая  профилю организации, её Уставу (для промышленных организаций основной является деятельность по производству и реализации промышленной продукции; для строительных – выполнение строительно-монтажных работ; для торговых – покупка и продажа товаров и т.п.). Все прочие виды деятельности являются неосновными (подсобные, жилищно-коммунальные и транспортные хозяйства и так далее). [16].

     По  способу очистки различают баланс-брутто и баланс-нетто.

     Баланс-брутто – это баланс, валюта которого включает в себя регулирующие статьи. Регулирующими называют такие статьи, суммы по которым учитываются при определении фактической стоимости средств (вычитаются из суммы другой статьи или наоборот прибавляются). Например, для расчёта остаточной стоимости основных средств из суммы статьи «Основные средства» вычитается сумма регулирующей статьи «Износ основных средств», а для определения фактической себестоимости материальных ресурсов к сумме по статье «Сырьё, материалы и прочие аналогичные ценности» прибавляются отклонения в стоимости материалов.

     Баланс-нетто  – это баланс, валюта которого не включает регулирующие статьи. Исключение из баланса регулирующих статей называется его «очисткой». Баланс-нетто позволяет упростить систему балансовых показателей, получить реальную оценку хозяйственных средств организации.

     В международной практике применяются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальная и вертикальная.

     При горизонтальной форме активы показывают в левой части баланса, а пассивы  – в правой. При вертикальной же форме активы и пассивы в  балансе располагаются последовательно, то есть сначала актив, затем пассив.

     В США право выбора той или иной формы оставлено за самими фирмами и компаниями. Независимо от варианта применяется уравнение:

Активы = Пассивы + Капитал.

     В балансах американских фирм активы располагаются  в порядке убывания балансовых статей: от денежных средств в кассе до нематериальных активов, т. е. по степени убыван6ия ликвидности. Под ликвидностью статей баланса понимается их способность превращения в денежные средства без потери стоимости.

     В российской учётной практике в настоящее время применяется вертикальная форма баланса с применением уравнения:

Активы = Капитал + Обязательства.

     Отечественный бухгалтерский баланс строится по принципу повышения уровня ликвидности активов. В нём вначале отражаются менее ликвидные активы ( «Основные средства», «Нематериальные активы»,  и так далее), а в конце – наиболее ликвидные (денежные средства в кассе, на расчётном и валютном счетах и так далее).

     Основным  элементом бухгалтерского баланса (единицей отражаемой в нём информации) считается балансовая статья (строка). Она соответствует показателю (на начало или конец отчётного периода), характеризующему отдельные виды экономических ресурсов (активы) и источники их образования (собственный и привлечённый капитал). После каждой статьи баланса в скобках даётся шифр соответствующего синтетического счёта по плану счетов.

     В балансе статьи объединяются в группы, а последние – в разделы, в  основе которых лежит экономическое  содержание самих статей. Общие итоги разделов актива или пассива называются валютой баланса. Современная форма бухгалтерского баланса, применяемая в Республике Беларусь представлена в приложении 2.

     В отличие от российской учётной традиции, выделяющей баланс как основную форму  бухгалтерской отчётности, в экономически развитых странах некоторый приоритет отдаётся динамической отчётности, включающей, главным образом, отчёт о прибылях и убытках. Именно эта форма приводится первой в годовом отчёте фирмы. Это связано с тем, что для западных предпринимателей важнейшим показателем деятельности фирмы является прибыль, в связи с чем её и стремятся продемонстрировать внешним пользователям в первую очередь. 
 

    2.3. Порядок формирования  показателей отчета  о прибылях и  убытках  

 

     Отчет о прибылях и убытках является одним из основных источников, позволяющих определить финансовое состояние предприятия, и входит в состав бухгалтерской отчетности.

     В соответствии со ст. 13 Закона и гл.2 Инструкции [3] бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала года.

     При этом каждая организация должна составлять:

     - промежуточную бухгалтерскую отчетность  за месяц в составе бухгалтерского  баланса;     

     - промежуточную квартальную бухгалтерскую  отчетность в составе бухгалтерского  баланса и отчета о прибылях  и убытках. Согласно приказу  руководителя организации состав промежуточной квартальной отчетности может быть расширен. В нее можно включать форму 5 «Приложение к бухгалтерскому   балансу», управленческую отчетность, пояснительную записку; годовую бухгалтерскую отчетность в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменении капитала, отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу, пояснительной записки. В случаях, установленных законодательством РБ, к годовой бухгалтерской отчетности прилагается аудиторское заключение. Некоммерческие организации (включая общественные организации, представительства иностранных фирм, профсоюзы и т.п.), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие, за исключением выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, составляют только годовую бухгалтерскую отчетность в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о целевом использовании полученных средств.

     В случаях, установленных законодательством  РБ, организации составляют консолидированную бухгалтерскую отчетность в составе того же баланса и отчета о прибылях и убытках , включая пояснительную записку. В названии форм отчетности добавляется слово «консолидированная».

     Признание и оценка доходов и расходов приведены в Инструкции по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 декабря 2003г. №181 и Инструкции по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 декабря 2003г. №182. В отчете о прибылях и убытках данные о доходах, расходах и финансовых результатах формируются нарастающим итогом с начала года по отчетную дату.

     Графа 4 отчета заполняется на основе данных графы 3 отчета за соответствующий период предыдущего года. Если данные за аналогичный период предыдущего года несопоставимы с данными за отчетный период текущего года, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из изменений учетной политики, нормативных правовых актов, в том числе с учетом произведенной реорганизации организации. Исправительные записи в бухгалтерском учете при этом не осуществляются.

     Строки 200-240 отчета приводят информацию о суммах доходов и расходов, отражаемых на счете 99 «Прибыли и убытки».[ 3]

     Строка 200 «Прибыль (убыток)» показывает полученный за отчетный период финансовый результат  деятельности организации, который  слагается из данных строк 060 «Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг», 120 «Прибыль (убыток) от операционных доходов  и расходов» и 160 «Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов».

     Строка 210 «Налоги, сборы и платежи из прибыли» отражает суммы начисленных  за отчетный период налогов, сборов, платежей в бюджет из прибыли: налога на доходы, налога на прибыль, налога на недвижимость, местных налогов и сборов, иных налогов и сборов из прибыли, исчисленных в соответствии с законодательством  и отраженных по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счетов 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

     Форма отчета о прибылях и убытка представлена в приложении 3.

     2.4.Другие  формы бухгалтерской  отчетности, и их  основные задачи 
 

     В отчете о движении источников собственных средств (форма №3) раскрываются показатели бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

     В отчете о движении денежных средств (форма №4)  приводятся данные об остатке ( на начало и конец года), поступления и направления использования  денежных средств, учитываемых на счетах 50 «Касса», 51 2Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 2Специальные счета в банках». Поступление и  направления использования денежных средств приводятся в отчете в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

     В приложении к бухгалтерскому балансу (форма №5) приводятся  следующие показатели:

    • движение заемных средств – кредиты банков и займы с выделением в том числе просроченных;
    • дебиторская и кредиторская задолженность с указанием ее видов (краткосрочная и долгосрочная);
    • амортизируемое имущество;
    • движение средств финансирования долгосрочных инвестиций;
    • финансовые вложения.

     В пояснительной записке к годовому отчету раскрывается большое количество информации дающие полную характеристику деятельности организации по всем видам (текущей, финансовой, инвестиционной), показываются производственные показатели, природоохранная деятельность, объясняются причины изменения  в учетной политике, выявляются факторы, повлиявшие на результат деятельности организации и т.п.

     Составлению годовой бухгалтерской отчетности предшествует ряд подготовительных работ:

    • проверяется полнота оформления всех хозяйственно – хозяйственных операций первичными документами и отражения их в учетных регистрах;
    • проводится полная инвентаризация всех статей баланса и отражаются в учете ее результаты;
    • по постановлению правительства переоцениваются основные средства, товарно – материальные ценности и др. активы, результаты переоценки отражаются в учете;
    • выверяется сальдо по расчетам с финансовыми и налоговыми органами, внебюджетными фондами, банками, что оформляется соответствующими актами;
    • вносятся исправления по результатам проверки налоговых органов, вышестоящих и аудиторских органов.

     2.5. Особенности финансовой  отчетности зарубежных  стран

 
 

      Знание  основ международной  системы  финансового учета и формирования финансовой отчетности необходимо белорусским менеджерам, предпринимателям, руководителям предприятий для успешного ведения переговоров и сотрудничества на равных с западными партнерами, подготовки предложений и отчетов по западному образцу.  В настоящее время многие страны мира, в.т.ч. и СНГ, приняли положения МСФО в качестве основы для составления финансовой отчетности. По своей юридической форме МСФО имеют силу рекомендательного характера: это не законы изданные правительством страны или группы стран, а набор стандартов, цель которых состоит в достижении унификации принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями для финансовой отчетности во всем мире. Цель МСФО – помочь инвесторам путем предоставления реального инструмента в форме финансовой и управленческой отчетности, в анализе финансового состояния и результатов деятельности компаний для осуществления контроля за фактическими и потенциальными инвестициями в эти компании. МСФО изначально создавались с целью обеспечить всех заинтересованных пользователей нейтральной и объективной информацией о функционировании компании.

Информация о работе Бухгалтерский учет в организациях