Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012–2014 годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:08, доклад

Описание работы

Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012-2014
Настоящее Бюджетное послание подготовлено в соответствии со статьёй 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации и содержит основные принципы и направления бюджетной политики на 2012–2014 годы.

Содержание

I. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2010 ГОДУ И В НАЧАЛЕ 2011 ГОДА
II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
V. ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
VI. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012-2014.docx

— 37.73 Кб (Скачать)

 С 2012 года финансовое обеспечение полиции  будет полностью осуществляться за счёт средств федерального бюджета. Одновременно будет проведена реформа  денежного довольствия и социальной поддержки сотрудников органов  внутренних дел.

 В 2012 году средний размер пенсий возрастёт  более чем на 11 процентов (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года), социальных пособий – на 6 процентов.

 Не  позднее 2012 года должна быть решена проблема обеспечения жильём ветеранов Великой  Отечественной войны в соответствии с принятыми обязательствами.

 Будет продолжена реализация программ модернизации здравоохранения и образования, поддержка культуры, физической культуры и спорта.

 Заслуживают особого внимания вопросы экологии, в том числе механизмы и  правила финансирования природоохранных  мероприятий. Они должны быть чёткими  и понятными, содержать экономические  стимулы для осуществления этих мероприятий.

 Меры  по развитию социальной сферы не должны сводиться к механическому наращиванию  расходов. Необходимо внедрение новых  механизмов оказания и финансового  обеспечения государственных услуг, повышение их доступности и качества.

 В 2012 году будет проведена индексация фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений и стипендиального фонда.

 Оплата  по-настоящему эффективного труда в  сфере оказания государственных  и муниципальных услуг должна стать более конкурентоспособной  по отношению к оплате труда в  других секторах. Прежде всего это касается заработной платы учителей и медицинских работников. Она должна существенно вырасти уже в ближайшие два года в соответствии с программами модернизации.

 Правительство Российской Федерации до 1 сентября 2011 г. совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  должно представить предложения  по повышению заработной платы медицинского персонала бюджетных учреждений дошкольного и общего образования, предусмотрев повышение заработной платы среднего медицинского персонала  этих учреждений не менее чем на 50 процентов.

 В целях  модернизации региональных систем общего образования субъектам Российской Федерации в 2011–2013 годах будут  выделены масштабные субсидии из федерального бюджета. Считаю, что за счёт части  высвободившихся средств региональных бюджетов субъекты Российской Федерации  смогут повысить заработную плату учителям, работающим на высоком профессиональном уровне.

 Однако  в целом решения вопроса оплаты труда в бюджетной сфере не достичь путём простого увеличения ставок и окладов. Нужна программа  поэтапного совершенствования оплаты труда в бюджетном секторе, которая  увязывала бы её дальнейший рост с  оптимизацией структуры занятости  и резким усилением стимулирующего характера как на уровне учреждений, так и на уровне конкретных работников.

 В настоящее  время ведётся работа по созданию перечней государственных и муниципальных  услуг. Принципиально важно не свести их всего лишь к спискам основных направлений деятельности учреждений. Люди должны понимать, какие именно услуги, в каком объёме и какого качества они вправе получать за счёт бюджетных средств, учитываемых в соответствующих бюджетах.

 Расширение  самостоятельности и усиление ответственности  учреждений резко повышают требования к нормативной базе по их финансированию. Она должна учитывать различия в  качестве и результативность предоставляемых  услуг.

 Ориентации  бюджетных расходов не на содержание сети учреждений, а на обеспечение  результативности их деятельности в  высокой степени способствует конкуренция  учреждений с негосударственными, прежде всего социально ориентированными некоммерческими организациями. Поддержка подобной деятельности должна вестись как посредством государственных и муниципальных закупок оказываемых ими услуг, которые должны рационально сочетаться с государственными (муниципальными) заданиями для государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, так и с помощью грантовых механизмов, позволяющих поощрять разнообразные инициативы.

 Надо  внимательно проанализировать нормы  законодательных и иных нормативных  правовых актов Российской Федерации, которые определяют возможности  участия некоммерческих организаций  в предоставлении государственных  и муниципальных услуг. Если существующие нормы снижают конкурентоспособность  этих организаций в указанной  сфере, их надо исключить.

 Ещё один важный вопрос, связанный со становлением в России конкурентоспособного сектора  негосударственных некоммерческих организаций, – развитие института  целевого капитала. Соответствующий  федеральный закон принят ещё  в 2006 году, но дело продвигается медленно. Даже в тех организациях, где целевой  капитал сформирован, его результативность не всегда ощутима. Надо проанализировать ситуацию и принять меры по её исправлению, в том числе в части расширения состава видов пожертвований, которые  могут использоваться при создании целевого капитала, и включения в  него не только денежных средств, но и  иного имущества.

 В целях  стимулирования инновационного развития страны необходимо продолжить:

 поддержку инновационного предпринимательства  за счёт содействия появлению фондов посевных инвестиций, поощрения увеличения расходов корпораций на инновации, стимулирования создания инновационных организаций  вузами, государственными научными учреждениями и научными учреждениями государственных  академий наук;

 применение  механизмов софинансирования заказов компаний на исследования и разработки в форме грантов, субсидий и иных механизмов, предусмотренных законодательством;

 предоставление  субсидий на реализацию комплексных  проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием российских высших учебных заведений;

 государственную поддержку развития инновационной  инфраструктуры, включая поддержку  малого инновационного предпринимательства  в образовательных и научных  учреждениях;

 поддержку научных исследований, проводимых под  руководством ведущих учёных в российских образовательных учреждениях высшего  профессионального образования;

 поддержку государством деятельности венчурных  фондов, предоставление гарантий при  реализации инновационных проектов;

 формирование  и финансирование крупных научно-технологических  проектов, поддерживаемых на принципах  государственно-частного партнёрства  и направленных не только на решение  конкретной научно-технологической  задачи, но и на содействие улучшению  общего инновационного климата в  стране, развитию массовых современных  производств;

 формирование  «инновационного пояса» вокруг научных  организаций и вузов (развитие технопарков, бизнес-инкубаторов, хозяйственных обществ, внедряющих результаты выполняемых научными организациями и вузами исследований и разработок, иных действенных элементов инфраструктуры инновационной деятельности).

 В федеральном  бюджете необходимо предусмотреть  средства для выплаты начиная с 2012 года 3000 именных стипендий Президента Российской Федерации в размере не менее 7 тыс. рублей, а также 5000 стипендий Правительства Российской Федерации в размере не менее 5 тыс. рублей студентам и аспирантам, обучающимся по специальностям, которые соответствуют приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России.

 VI. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 Вопросы достижения устойчивых темпов экономического роста, проведения модернизации экономики, оказания адресной социальной поддержки  гражданам не могут быть решены без  участия субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований.

 Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления должны иметь больше возможностей влиять на формирование инвестиционного климата и решение  социальных вопросов. Но для этого  им необходима прочная финансовая основа.

 До 1 декабря 2011 г. должны быть подготовлены предложения по децентрализации  полномочий, в том числе в налоговой  сфере и сфере межбюджетных отношений, между федеральным, региональным и  муниципальным уровнями власти.

 Полномочия, в большей степени отвечающие целям и задачам органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, стоило бы передать на региональный уровень; полномочия, отвечающие целям и задачам  органов местного самоуправления, –  на муниципальный уровень. Соответственно этому должны определяться как расходные  обязательства, так и источники  доходов.

 Работу  необходимо вести по следующим направлениям.

 Переход с 2012 года к осуществлению финансового  обеспечения полиции за счёт средств  федерального бюджета сопровождается предложением о передаче субъектам  Российской Федерации федеральных  государственных учреждений в сферах образования, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства. Аргументируется  это тем, что федеральные органы государственной власти должны заниматься правовым регулированием в соответствующих  сферах, а не управлением имуществом.

 В целях  определения реальных возможностей по финансовому обеспечению работы учреждений, предлагаемых к передаче на региональный уровень, необходимо провести детальные расчёты.

 Следует определиться с формами, механизмами  и объёмами предоставления региональным бюджетам субсидий и других форм поддержки  из федерального бюджета.

 Государственные программы Российской Федерации  могли бы определять общие для  всех уровней власти направления  и приоритеты государственной политики, а их реализация на региональном уровне – поддерживаться, как правило, одной  субсидией, предоставляемой в рамках соответствующей государственной  программы.

 Для дополнительного стимулирования деятельности субъектов Российской Федерации  по наращиванию регионального налогового потенциала требуется активнее использовать механизм финансового поощрения  регионов, достигших наилучших результатов  в сфере развития предпринимательства, привлечения инвестиций и, как следствие, обеспечивающих увеличение поступлений  доходов в бюджеты всех уровней. На эти цели Правительству Российской Федерации необходимо предусматривать  в федеральном бюджете дотации  в размере не менее 10 млрд. рублей ежегодно.

 Следовало бы также увеличить долю субсидий, распределяемых между бюджетами  субъектов Российской Федерации  до начала финансового года федеральным  законом о федеральном бюджете, которая в настоящее время составляет около 15 процентов от их общего объёма.

 Целесообразно закрепить за субъектами Российской Федерации право самостоятельно определять объёмы расходов, осуществляемых за счёт соответствующих субвенций, по каждому из установленных направлений  их расходования.

 В условиях экономического роста и улучшения  ситуации на рынке заимствований  следует рассмотреть возможность  последовательного сокращения поддержки  региональных бюджетов за счёт бюджетных  кредитов и перехода к преимущественному  использованию рыночных механизмов покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, а объём предоставляемых бюджетных кредитов в очередном финансовом году увязывать с предполагаемым объёмом возвращаемых бюджетных кредитов.

 Необходимо  повысить значимость выравнивания бюджетной  обеспеченности муниципальных образований  по сравнению с субсидированием  и одновременно усилить ответственность  за выполнение показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

 С 1 января 2012 г. вступают в силу внесённые  в законодательство Российской Федерации  изменения, касающиеся разграничения  полномочий между органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления в области охраны здоровья, которые  предусматривают передачу вопросов оказания медицинской помощи населению  в ведение органов государственной  власти субъектов Российской Федерации. Это требует соответствующего перераспределения источников доходов между региональными и местными бюджетами.

 В последующем целесообразно увеличить  нормативы долей налогов, направляемых на формирование местных бюджетов, а также повысить требования к  порядку определения объёмов  дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности муниципальных образований  и пропорции соотношения дотаций  и субсидий, предоставляемых местным  бюджетам из региональных бюджетов.

Информация о работе Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012–2014 годах