Банковское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 19:38, реферат

Описание работы

Практическое значение банковского права возрастает и в связи с тем, что в предпринимательской деятельности сегодня участвуют миллионы людей. А ее осуществление связано с открытием банковских счетов, осуществлением расчетов через банки. В итоге огромное количество людей, работающих в государственном и частном секторах зависят от состояния банковской системы и законности банковской деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
БАНКОВСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА………………………………………………………………………
БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ……………………………………………..
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ………..
БАНКОВСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ И Х ВИДЫ……………………...
СУБЪЕКТЫ И СТРУКТУРА БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ……………………………………………………
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БАНКОВСКОГО ПРАВА…...
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА ИСТОЧНИКОВ БАНКОВСКОГО ПРАВА…………………………………………………
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ПРАВА………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..
11. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….

Работа содержит 1 файл

банковское право.doc

— 136.50 Кб (Скачать)
lign="justify">     в) договор или односторонняя сделка;

     г) причинение вреда (является спорным  и нуждается в дополнительном обосновании). 

     6. СУБЪЕКТЫ И СТРУКТУРА БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 

     Субъектный  состав банковских правоотношений определяется всем изложенным и предполагает выделение нескольких уровней:

     а) клиенты или, как  принято говорить, клиентура банков — граждане, юридические лица, их обособленные подразделения, иные организации;

     б) кредитные организации  и прежде всего  банки;

     в) банк, как орган  государственной  исполнительной власти и центр банковской системы;

     г) производные банковские образования —  банковские союзы, ассоциации, лиги, группы, концерны, клиринговые палаты,

     д) органы власти, осуществляющие функции государственного регулирования банковской деятельности и взаимодействия с банковской системой.

     Между названными субъектами устанавливаются  различные по своему содержанию правоотношения или правовые связи. При этом нужно  иметь в виду, что именно правовая связь является конструктивной чертой правоотношения.

     Анализируя  правовые связи между участниками банковских правоотношений нужно постоянно иметь в виду, что они базируются на правовых связях или правоотношениях между клиентами. В этом выражается целевое предназначение банковских правоотношений, которые возникают и существуют только при условии наличия клиентуры банков, чьи интересы должны учитываться и защищаться в первую очередь. Но, разумеется, эти правовые связи находятся за пределами банковского права. 
 
 

     7. РЕГУЛЯТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ  БАНКОВСКОГО ПРАВА 

     Известно, что любое общество, в том числе и российское, переживает различные этапы оценки возможностей права — от полного пренебрежения до полной переоценки, преувеличения. Обе эти тенденции опасны, хотя и вызывают различные последствия.

     В связи с этим следовало бы обсудить вопрос о реальных возможностях банковского права — насколько оно может оптимизировать свою банковскую деятельность или идти наперекор тактическим финансовым потребностям, а равно интересам одной из участвующих групп.

     Позитивные  возможности банковского права, в принципе, ограниченны. Далеко не каждая правовая норма, существующая на бумаге, может действовать реально. Собственно, возможности — это ведь потенциал решения тех или иных задач, поэтому именно реальные возможности определяют, насколько в данных условиях может быть решена более или менее общая задача. В принципе, позитивные возможности банковского права ограничиваются экономическими условиями осуществления банковской и иной предпринимательской деятельности, в силу которых введение некоторых требований и правил оказывается малоэффективным или неэффективным.

     Реальные  позитивные возможности  банковского права  определяют также качественные и количественные требования к формулировке решаемой задачи, с тем чтобы ее решение было достижимым в определенное время и при определенной затрате сил и средств. При этом нужно принимать во внимание и такие затраты, как снижение прибыльности и скорости оборота денег, утрата доверия участников банковской деятельности к банкам и др.

     Ценностью банковского права являются его ориентацион-ные возможности. С учетом сказанного, полагаем, что при надлежащей организации банковского правотворчества и реализации (прежде всего применения) банковского права оно может обеспечивать следующие состояния банковской системы и банковского дела:

     — стабильность их организационно-управленческих и нормативных основ и предсказуемость банковского поведения;

     — надежность банковских операций и ликвидность  коммерческих банков и их ресурсов;

  • доступность банковского обслуживания;

     — баланс интересов общества, банковской системы, банка, клиентов, третьих лиц;

     — прозрачность и подконтрольность банковской деятельности.

     Можно предположить также, что банковское право способно также позитивно  влиять на  рационализацию банковских услуг. 

     8. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА ИСТОЧНИКОВ БАНКОВСКОГО ПРАВА 

     Определение понятия источников банковского  права предполагает первоначальное уяснение самого понятия источника права в принципе, затем установление совокупности источников права, соотносимых с банковской деятельностью, что, как мы покажем далее, не является достаточно простым, наконец, описание хотя бы в общих чертах их содержания и построение на этой основе некоторой схемы источников банковского права. Анализ источников должен дать юристу методику их поиска, согласования и на этой основе применения к тем правоотношениям, которые нуждаются по той или иной причине в соответствующей квалификации.

     При определении понятия источника  банковского права, очевидно, следует исходить из общеизвестных и принятых в правовой науке и практике подходов.

     Ранее такое понимание источников права, которое можно считать широким  толкованием, высказывалось в обшей  литературе и встречало некоторые возражения. Тем не менее, если принимать во внимание регулятивное воздействие источников, т.е. их способность определять конкретное правовое поведение банков и их клиентов, необходимо использовать это широкое, хотя, может быть, и нетрадиционное для юристов, понимание источников права, включая в них все существующие регуляторы, имеющие внешнюю форму выражения. Нормативным подтверждением необходимости использования такого понимания источников банковского права можно считать встречающиеся во многих законодательных актах отсылки к «банковским правилам», «банковским обычаям» и «банковской практике».

     В соответствии с рассматриваемым  подходом в числе  источников банковского права, кроме традиционных нормативных актов, следует назвать и банковское правовое мышление, о котором уже шла речь выше. Оно основывается на экономико-финансовых потребностях банковской деятельности, и формирует оценку эффективности и объективности правовых норм и в значительной степени корректирует общие деловые обычаи страны. В данной работе не представляется возможным подробно рассмотреть этот источник, но необходимо помнить, что практика применения или неприменения тех или иных правовых норм в основном зависит от правового мышления.

     Общими  признаками банковского правового  регулирования являются:

     а) многоуровневый характер регулирования, 80% которого приходится на подзаконные нормативные акты;

     б) противоречивость многих нормативно-правовых актов;

     в) наличие нормативных актов, принятых в дорыночные времена;

     г) динамика правового регулирования;

     д) отсутствие официальных источников или официальной публикации многих ранее изданных источников. 

     9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ПРАВА 

     Конституционные основы банковского  права образуют те нормы Конституции Российской Федерации, которые в той или иной степени соотносятся с банковской деятельностью либо устанавливают ограничения этой деятельности.

     С позиций регулятивного воздействия  в конституционных основах банковского права следует точно так же, как это предлагается в литературе по теории права, выделять конституционные принципы-законоположения, содержащие в себе только некоторую общую идею, принцип.

     Кроме конституционных принципов-законоположений, принято выделять принципы-нормы, т.е. такие конституционные нормы, которые не нуждаются в принятии отраслевых законов, а обладают четко выраженным регулятивным потенциалом. В сфере банковского права к числу названных принципов следует отнести те нормы, которые регламентируют порядок назначения руководства Банка России, его отчетности. Так, в соответствии со ст. 103 Конституции РФ назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ отнесено к компетенции Государственной Думы РФ, которая рассматривает этот вопрос по инициативе Президента РФ. На рынке финансовых услуг единственным эмитентом денег является Центральный банк Российской Федерации (ст. 75 Конституции РФ). Никаких дополнительных нормативных актов для реализации этого положения не требуется, а то, что аналогичная норма содержится и в Законе о Центральном банке, означает простое повторение уже существующего предписания.

     Значение  конституционных основ банковского  права состоит в следующем. Во-первых, они программируют банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг (ст. 8 Конституции РФ).

     Государство на уровне Конституции создает гарантии сферы реализации банковских услуг, устанавливая при этом некоторые правила и принципы. Среди принципов можно рассматривать указанные в ст. 8 Конституции РФ свобода экономической деятельности, конкуренцию, равную защиту всех форм собственности и др.

     Во-вторых, конституционные основы устанавливают  тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на защиту и т.п.

     На  первый взгляд может показаться, что  указанные права и свободы соотносятся только со статусом гражданина в Российской Федерации и не могут распространяться на юридических лиц. В действительности это не так, и подтверждением тому может служить постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. по делу о проверке конституционности пп. 2 и 3 ч. первой ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции». Это постановление имеет существенное значение для решения большого числа проблем, и не только проблем банковского права.

     В данном же случае необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации установил, что конституционные права человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы. Такой вывод представляется вполне обоснованным, и доказать его можно по принципу от обратного. Если допустить, что на юридических лиц не распространяется действие Конституции РФ (а, кстати, она даже не упоминает термина «юридическое лицо»), то необходимо будет признать, что в правовом поле нашего государства существуют некоторые участки или сегменты, которые не подпадают под конституционное воздействие. Это, в свою очередь, будет противоречить указанию Конституции РФ о том, что она действует на всей территории РФ и является актом высшей юридической силы (ст. 4).

     Следовательно, конституционные гарантии прав и законных интересов должны распространяться и на банки как юридические лица, и на их клиентов независимо от организационно-правовой формы последних.

     В-третьих, конституционные нормы создают  основу для единообразного банковского правового регулирования. Это выражается в том, что в соответствии со ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия отнесены к компетенции Российской Федерации. Поэтому любые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые по этим вопросам, следует считать незаконными. 
 
 
 
 

     10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

     Большинство норм банковского права требует  серьезного осмысления, поскольку они используют далекие от юриста термины банковского дела. Многие проблемы правового регулирования банковской деятельности до сих пор не решены и даже не обсуждаются в юридической литературе. Кроме того, изучение банковского права предполагает хорошее знание основных теоретических положений и норм гражданского и хозяйственного (предпринимательского) права.

     За  рамками моей работы остались такие сложные и интересные темы, как банковский аудит, налогообложение доходов от банковской деятельности, работа банков с ценными бумагами и др., но все же общую информацию о «банковском праве» реально почерпнуть из представленной работы. 

     11. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Основы банковского  права.// Юристъ. Олейник  О.М. 1997.  

2. Банковская система:  какой ей быть?//Деньги  и кредит. 1989. №  12. С.З. 

Информация о работе Банковское право