Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:45, лекция
Надзор в понимании контроля есть важная функция государственного управления за соблюдением исполнительской дисциплины и правопорядка, за осуществлением правомерности каких либо операций.
Основные положения концепции банковского надзора строятся на количественной теории денег, в части соблюдения определенного нормированного порядка их мультипликации в процессе осуществления банковских операций и предупреждения системных рисков в соответствии с действующим законодательством. Однако представляется сложным эффективное решение макроэкономических задач без усиленной капитализацией банковской системы, измеряемый незначительными долями процента ВВП страны.
1. Необходимость и сущность банковского надзора
2. Цели и задачи банковского надзора
3. Методы банковского надзора
Норматив отношения
Нормативы максимального риска
на одного заемщика, для заемщиков,
являющихся лицами, связанными с
банком особыми отношениями
К3.1 <=0,10 и К3.2 <=0,25 для
прочих заемщиков.
Коэффициент ликвидности К4 >=0,2.
Коэффициент
максимального размера
Лимиты открытой валютной позиций установлены в размере, не превышающем 10% от величины собственного капитала банка и размер валютной нетто-позиций в размере 25% от величины собственного капитала.
Если дистанционный надзор
Дистанционной надзор ведется постоянно в отличие от инспекционного, поскольку последний производится периодично. Период между очными инспекциями за деятельностью банков может длиться год-полтора, проверки отличаются широтой инспекторского задания. Обе формы надзора одинаково предусматривают анализ, оценку, рекомендации, исправительные меры и растущее использование классификационной американской методики CAMELS.
Недостатком дистанционного надзора могут быть недостоверность и ошибки в представленной отчетной информации, заведомо сокрытие нарушений.
При наличии банков, не выполняющих пруденциальные нормативы в ходе дистанционного надзора, возрастает необходимость надзорной инспекции. Причем не только за неблагополучными банками, но и за благополучными банками, поскольку нередки случаи неправильного учета рисков, не доначисления резервов, что может быть перевести банк из числа благополучных и финансово устойчивых в число проблемных с соответствующим понижением частных и общих рейтингов. Если мировая практика управления на основе нормативов предполагает получение отчетности для дистанционного надзора лишь в случаях отклонения от заданных параметров функционирования, то в практике казахстанского дистанционного банковского надзора усилены требования к регулярному предоставлению отчетных данных. Это является оправданным для проведения систематизированного дистанционного мониторинга.
Единые стандарты бухгалтерского учета позволили автоматизировать систему дистанционного надзора с проведением ежеквартального комплексного анализа «Статус-репорт» всех крупных, а также проблемных банков, имеющих рейтинги – 3-«посредственный, 4-«предельный», 5-«неудовлетворительный» согласно классификационной схеме CAMELS.
В анализ включены стандартный набор коэффициентов и статистическая информация, обрабатываемая «Системой дистанционного надзора «BOSS» и сопровождаемая письменным комментарием, достаточным для подтверждения рейтингов.
Инспекционный надзор оценивает, как правило, величину банка по его активам, степень аффилированности, знакомится с оценками рисков внутреннего и внешнего аудита, мнением курирующего супервизора. Производится периодически, с выездом инспектора в учреждение.
Полномасштабная очная инспекция основывается на проверке стратегии, процедур совершения банковских операций, уровня работы персонала и систем контроля. Серьезные упущения в одном или нескольких компонентах дают основания говорить об неудовлетворительном управлении рисками. Система управления рисками важна для каждого банка, но его сложность различна и зависит от размеров и структуры банковского учреждения. Малые банки носят менее формализованную структуру управления рисками по сравнению с крупными.
Инспектирование (проверка) деятельности
банка проводиться с целью
определения его реального
У банков имеющих пять и более филиалов, проверке подлежат как правило, только значимые из них. Значимым филиалом банка считается тот, активы которого составляет 10 и более процентов.
Инспекция производится по вопросам и срокам указанным в задании АФН РК. По если результатам составляется отчет в соответствии с правилами проведения АФН инспектирования банков второго уровня.
Различают следующие виды инспекции:
1) комплексная
2) ограниченная
3) специальная
4) по
обращениям государственных
Комплексная инспекция – проверка деятельности банка, по результатам которой дается оценка финансового и институционального состояния банка с использованием системы рейтинговой оценки CAMELS.
Ограниченная инспекция – проверка деятельности банка по отдельным вопросам, затрагивающим его финансовое и институциональное состояние. При этом в случае охвата достаточного количества вопросов дается оценка отдельных компонентов системы CAMELS.
Специальная инспекция – проверка деятельности банка по следующим специализированным направлениям:
- кастодиальная деятельность;
- операции по трастовому (доверительному) управлению;
- информационные технологии в банке.
- состояние платежной системы.
Инспекция по обращениям государственных органов представляет собой проверку деятельности банка, проводимую в целях осуществления уполномоченными государственными органами своих функции, в том числе производства уголовных дел по указанным в их обращении вопросам.
Комплексные и ограниченные
При проведении все данные
анализируются, указывается
Инспектирование деятельности
«C» - адекватность капитала;
«A» - качество активов;
«M» - менеджмент;
«E» - доходность;
«L» - ликвидность;
«S» - чувствительность к изменениям на рынке.
При анализе деятельности
Плановыми проверками банков
обязательно должно быть
Особое значение имеют
Отечественные модели по
Предпосылки, приводящие к возникновению проблем в кредитных учреждениях проявляются в следующем:
- недостаточная
квалификация руководства
- низкая
квалификация сотрудников
- скрытые и явные нарушения нормативных и законодательных документов;
- слабая
постановка службы внутреннего
контроля, потенциальная возможность
проведения сомнительных
- нарушение сбалансированности по срокам активно-пассивных операций;
- увеличение
разрыва ликвидности в
-недостоверность
принимаемого залогового
- снижение доли высоко ликвидных активов ниже допустимого уровня;
- частные нарушения открытой валютной позиций;
- недосоздание провизии по принимаемым кредитным рискам;
-снижение
доходов банка при росте
- уменьшение величины собственных средств (капитала), ведущее к слабой защищенности средств кредиторов.
Итогом проведения инспекции является система рейтинговой оценки CAMELS, согласно которой выставляется общий рейтинг банка на основе проверки, анализа и оценки каждого из нижеприведенных компонентов:
«C» - адекватность капитала;
«A» - качество активов;
«M» - менеджмент;
«E» - доходность;
«L» - ликвидность;
«S» - чувствительность к изменениям на рынке.
Оформление результатов
инспекции. По результатам проверки
каждый инспектором по проверяемому вопросу
составляется индивидуальный отчет. В
случае наличия возражений у должностных
лиц банка, она в письменном виде прилагается
к подписанному отчету инспектора. Результаты
проверки являются основанием для применения
АФН ограничительных мер воздействия
и санкций согласно банковскому законодательству.