Банковский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:45, лекция

Описание работы

Надзор в понимании контроля есть важная функция государственного управления за соблюдением исполнительской дисциплины и правопорядка, за осуществлением правомерности каких либо операций.
Основные положения концепции банковского надзора строятся на количественной теории денег, в части соблюдения определенного нормированного порядка их мультипликации в процессе осуществления банковских операций и предупреждения системных рисков в соответствии с действующим законодательством. Однако представляется сложным эффективное решение макроэкономических задач без усиленной капитализацией банковской системы, измеряемый незначительными долями процента ВВП страны.

Содержание

1. Необходимость и сущность банковского надзора
2. Цели и задачи банковского надзора
3. Методы банковского надзора

Работа содержит 1 файл

Банковский надзор.docx

— 33.50 Кб (Скачать)

     Норматив отношения собственного  капитала банка к сумме его  активов, взвешенных по степени  риска К2 < =0,12.

     Нормативы максимального риска  на одного заемщика, для заемщиков,  являющихся лицами, связанными с  банком особыми отношениями  К3.1 <=0,10   и   К3.2 <=0,25 для прочих заемщиков. 

Коэффициент ликвидности  К4 >=0,2.

Коэффициент максимального размера инвестиций банка в основные средства и другие нефинансовые активы К5 = И/К<=0,5.

      Лимиты открытой  валютной позиций установлены в размере, не превышающем 10% от величины собственного капитала банка и размер валютной нетто-позиций в размере 25% от величины собственного капитала.

       Если дистанционный надзор выявляет  отклонения от установленных  нормативных коэффициентов, инспекционный  надзор уточняет наличие и  причины возникших рисков, то  банковское регулирование включает  как функции банковского надзора,  так и дополнительные функции  по управлению деятельностью  банков. А именно: принудительные  меры воздействия по результатам  дистанционного и инспекторского  надзора, процесс банкротства  и ликвидации банков, процесс  открытия банков и лицензирования.

       Дистанционной надзор ведется постоянно в отличие от инспекционного, поскольку последний производится периодично. Период между очными инспекциями за деятельностью банков может длиться год-полтора, проверки отличаются широтой инспекторского задания. Обе формы надзора одинаково предусматривают анализ, оценку, рекомендации, исправительные меры и растущее использование классификационной американской методики CAMELS.

      Недостатком дистанционного надзора могут быть недостоверность и ошибки в представленной отчетной информации, заведомо сокрытие нарушений.

      При наличии банков, не выполняющих пруденциальные нормативы в ходе дистанционного надзора, возрастает необходимость надзорной инспекции. Причем не только за неблагополучными банками, но и за благополучными банками, поскольку нередки случаи неправильного учета рисков, не доначисления резервов, что может быть перевести банк из числа благополучных и финансово устойчивых в число проблемных с соответствующим понижением частных и общих рейтингов. Если мировая практика управления на основе нормативов предполагает получение отчетности для дистанционного надзора лишь в случаях отклонения от заданных параметров функционирования, то в практике казахстанского дистанционного банковского надзора усилены требования к регулярному предоставлению отчетных данных. Это является оправданным для проведения систематизированного дистанционного мониторинга.

Единые  стандарты бухгалтерского учета  позволили автоматизировать систему  дистанционного надзора с проведением  ежеквартального комплексного анализа  «Статус-репорт» всех крупных, а  также проблемных банков, имеющих  рейтинги – 3-«посредственный, 4-«предельный», 5-«неудовлетворительный» согласно классификационной схеме CAMELS.

       В анализ включены стандартный набор коэффициентов и статистическая информация, обрабатываемая «Системой дистанционного надзора «BOSS» и сопровождаемая письменным комментарием, достаточным для подтверждения рейтингов.

   Инспекционный надзор оценивает, как правило, величину банка по его активам, степень аффилированности, знакомится с оценками рисков внутреннего и внешнего аудита, мнением курирующего супервизора. Производится периодически, с выездом инспектора в учреждение.

Полномасштабная очная инспекция основывается на проверке стратегии, процедур совершения банковских операций, уровня работы персонала  и систем контроля. Серьезные упущения в одном или нескольких компонентах  дают основания говорить об неудовлетворительном управлении рисками. Система управления рисками важна для каждого банка, но его сложность различна и зависит от размеров и структуры банковского учреждения. Малые банки носят менее формализованную структуру управления рисками по сравнению с крупными.

      Инспектирование (проверка) деятельности  банка проводиться с целью  определения его реального финансового  и институционального состояния  путем изучения его деятельности  в целом или по отдельным  вопросам, достоверности данных  отчетов и сведений, представляемых  в АФН и НБ РК, а также  определения соответствия действии (решений) руководящих работников  либо отдельных сотрудников банка  действующему законодательству. Инспекция  производится Департаментом банковского  надзора самостоятельно или с  привлечением других структурных  подразделений и других организаций.

     У банков имеющих пять и  более филиалов, проверке подлежат как правило, только значимые из них. Значимым филиалом банка считается тот, активы которого составляет 10 и более процентов.

Инспекция производится по вопросам и срокам указанным в задании АФН РК. По если результатам составляется отчет в соответствии с правилами проведения АФН инспектирования банков второго уровня.

Различают следующие виды инспекции:

1) комплексная

2) ограниченная

3) специальная

4) по  обращениям государственных органов.

      Комплексная инспекция – проверка деятельности банка, по результатам которой дается оценка финансового и институционального состояния банка с использованием системы рейтинговой оценки CAMELS.

     Ограниченная инспекция – проверка деятельности банка по отдельным вопросам, затрагивающим его финансовое и институциональное состояние. При этом в случае охвата достаточного количества вопросов дается оценка отдельных компонентов системы CAMELS.

    Специальная инспекция – проверка деятельности банка по следующим специализированным направлениям:

- кастодиальная деятельность;

- операции  по трастовому (доверительному) управлению;

- информационные  технологии в банке.

- состояние  платежной системы.

      Инспекция по обращениям государственных органов представляет собой проверку деятельности банка, проводимую в целях осуществления уполномоченными государственными органами своих функции, в том числе производства уголовных дел по указанным в их обращении вопросам.

       Комплексные и ограниченные инспекции  проводятся сотрудниками подразделения  инспектирования. Проведение специальных  инспекций осуществляется соответствующим  подразделением специализированного  инспектирования Департамента банковского  надзора. Инспекции по обращениям  государственных органов могут  проводиться специалистами, как  подразделения инспектирования,  так и подразделения специализированного  инспектирования. Инспекция может  быть плановая и (в соответствии  с утвержденным планом инспекции  банков), так и внеплановая. (внезапная).

      При проведении все данные  анализируются, указывается период  деятельности банка, факты проверяются с момента таковой инспекции,  в случае отсутствия таковой – с начала предыдущего года. Помимо вопросов, определенных заданием на инспекцию, обязательно должны быть отмечены нарушения и недостатки в работе банка. За проверяемый период и результаты их устранения, выявленные последней проверкой, а также динамика основных показателей финансового состояния банка (капитал, активы, обязательства, доходы и расходы) и их компонентов за проверяемый период. Требования настоящего пункта не распространяется на случаи проведения ограниченной и специальных инспекций, а также инспекции по обращениям госорганов.

      Инспектирование деятельности банка  непосредственно на месте является  обязательным в случае обнаружения  проблем при осуществлении дистанционного  надзора. Задание на проведение  инспекции составляется при участии  куратора банка, что позволяет  наиболее полно осветить круг  вопросов, подлежащих проверке. По  результатам инспекции выставляется  комплексный рейтинг банка по  системе CAMELS.

«C» - адекватность капитала;

«A» - качество активов;

«M» - менеджмент;

«E» - доходность;

«L» - ликвидность;

«S» - чувствительность к изменениям на рынке.

       При анализе деятельности банка  по системе рейтинговой оценки  CAMELS с точки зрения регулирования и в целях минимизации рисков банковской деятельности субъективное мнение инспектора является приоритетным. При этом, инспектора не вправе давать оценку по отдельному компоненту CAMELS, выявляя и проверяя только факты. Оценку по каждому компоненту и общий рейтинг банка выставляет руководитель инспекции.

      Плановыми проверками банков  обязательно должно быть предусмотрено  проведение проверок крупных  и проблемных банков – не  менее одного раза в год,  остальных учреждений – по  мере необходимости. При этом  частота проверок устанавливается,  исходя из возможного или уже  имеющегося ухудшений положения  дел в банке. Крупным банком  считается тот, сума активов  которого на начало года равна  или превышает 100 млн. долл. США  в эквиваленте в тенге по  курсу НБ РК,

      Особое значение имеют инспекции  проблемных банков. Проблемным считается  тот банк, текущие расходы которого  превышают доходы, также 30% классифицируемых  активов которого является безнадежными.  Причисление банка к числу  проблемных сопряжено с применением  мер воздействия, конкретность  которых устанавливается по итогам  инспекторских проверок.

     Отечественные модели по определению  конкретности банков недостаточно  разработаны, основные причины  ухудшения состояния банков во  многом совпадают с  причинами,  приводящим к неплатежеспособности зарубежные коммерческие банки.

      Предпосылки, приводящие к возникновению проблем в кредитных учреждениях проявляются в следующем:

- недостаточная  квалификация руководства банка,  приводящая к слабой организации  банковского дела и неадекватному  управлению;

- низкая  квалификация сотрудников банка;

- скрытые  и явные нарушения нормативных  и законодательных документов;

- слабая  постановка службы внутреннего  контроля, потенциальная возможность  проведения сомнительных банковских  операций руководителями и сотрудниками;

- нарушение  сбалансированности по срокам  активно-пассивных операций;

- увеличение  разрыва ликвидности в результате  выдачи льготных кредитов;

-недостоверность  принимаемого залогового обеспечения  и гарантий по кредитам;

- снижение  доли высоко ликвидных активов  ниже допустимого уровня;

- частные  нарушения открытой валютной  позиций;

- недосоздание провизии по принимаемым кредитным рискам;

-снижение  доходов банка при росте дебиторской  и кредиторской задолженностей;

- уменьшение  величины собственных средств  (капитала), ведущее к слабой защищенности  средств кредиторов.

      Итогом проведения инспекции  является система рейтинговой  оценки CAMELS, согласно которой выставляется общий рейтинг банка на основе проверки, анализа и оценки каждого из нижеприведенных компонентов:

«C» - адекватность капитала;

«A» - качество активов;

«M» - менеджмент;

«E» - доходность;

«L» - ликвидность;

«S» - чувствительность к изменениям на рынке.

    Оформление результатов  инспекции. По результатам проверки каждый инспектором по проверяемому вопросу составляется индивидуальный отчет. В случае наличия возражений у должностных лиц банка, она в письменном виде прилагается к подписанному отчету инспектора. Результаты проверки являются основанием для применения АФН ограничительных мер воздействия и санкций согласно банковскому законодательству. 

Информация о работе Банковский надзор