Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:45, лекция
Надзор в понимании контроля есть важная функция государственного управления за соблюдением исполнительской дисциплины и правопорядка, за осуществлением правомерности каких либо операций.
Основные положения концепции банковского надзора строятся на количественной теории денег, в части соблюдения определенного нормированного порядка их мультипликации в процессе осуществления банковских операций и предупреждения системных рисков в соответствии с действующим законодательством. Однако представляется сложным эффективное решение макроэкономических задач без усиленной капитализацией банковской системы, измеряемый незначительными долями процента ВВП страны.
1. Необходимость и сущность банковского надзора
2. Цели и задачи банковского надзора
3. Методы банковского надзора
Банковский
надзор
В той или иной форме система банковского надзора существует более ста лет, в частности в США и в странах Северной Европы. И только за последние 15-20 лет стал общепризнанным тот факт, что система банковского надзора играет ключевую роль в становлении и развитии финансового сектора и экономики в целом. Объектом осуществления всевозможных надзорных функции становится все больше областей хозяйственной деятельности.
Надзор в понимании контроля
есть важная функция
Основные положения концепции
банковского надзора строятся
на количественной теории
Капитализация – инвестирование доходов, то есть направление на приращение капитала.
Надзор обеспечивает безопасность и надежность банков, располагающих определенным капиталам и резервами для покрытия рисков, возникающих в ходе банковских операции.
Эффективный банковский надзор – общественный товар, который наряду с эффективной макроэкономической политикой обеспечивает финансовую стабильность любой страны.
Банковский надзор призван сохранять принципы перспективного развития банковской системы, поскольку всесторонняя. По меркам международных стандартов система банковского надзора и контроля за соблюдением норм предупреждает разрушительное воздействие финансовых кризисов и нарастание конкуренции со стороны банковского капитала.
Надзорные органы обеспечивают
деловую активность банков, принимают
меры по адекватному
Системообразующим элементом являлся центральный орган в лице НБ РК, который осуществлял надзор те только за банковскими, но и небанковскими финансовыми учреждениями и страховыми организациями.
С 1 января 2004 года все надзорные функции НБ РК переданы вновь созданному Агентству по финансовому надзору.
Надзорный орган и
Действующий механизм
Становление казахстанской
Функционирование системы банковского надзора можно рассматривать с двойственных позиций непосредственного осуществления надзорных функции внутри корпоративной банковской системы и с выходом на выполнение задач денежно-кредитной политики и экономической политики государства в целом.
На макроэкономическом уровне система банковского надзора – инструмент денежно-кредитной политики государства, регламентирующего и направляющего деятельность банков второго уровня и других финансовых учреждений в соответствии с целями и задачами денежно-кредитной политики. Обеспечивает ее проведение и исполнение на основе укрепления надежности функционирования банковской системы, содействуя тем самым экономическому росту.
На микроэкономическом уровне задачи банковского надзора независимо от развитости банковской системы, направлены на:
- формирование
финансово-устойчивой
- повышение слаженности
и эффективности работы
-защиту
интересов вкладчиков, помещающих
свои средства в банки, и
укрепления доверия их к
- содействие развитию здоровой конкуренции внутрибанковского сектора и предотвращении крупной концентрации финансовой власти.
Переориентацию банковских денежных потоков, в том числе в реальный сектор экономики.
Банковский надзор в
2. Цели и задачи банковского надзора
Целью банковского надзора является:
Банковский надзор направлен, на обеспечение безопасной и крепкой банковской системы, предотвращение ее нестабильности.
Задачи банковского надзора:
- обеспечение
соблюдения законов и
- обеспечение
соответствия деятельности
- обеспечение
укрепления и
- внедрение
развития широкого круга
Процесс банковского надзора имеет два метода: регулирующий и ревизионный.
Регулирующий метод является самым распространенным. Он осуществляется по данным отчетности в АФН РК.
Процесс регулирования начинается еще до начала деятельности банка, т.е. при открытии банках нему предъявляется, по Закону «О банках…» обязательные требования со стороны НБ РК и АФН РК: требования к размеру уставного фонда, к видам операций, к руководящему составу учредителей и др.
Ревизионный метод. АФН осуществляет ревизионные проверки банков с целью выявления недостатков в их финансово-хозяйственной деятельности, нарушения законодательства и нормативов. Ревизионный метод контроля и надзора направлен на обеспечение стабильности, надежности и законности действия банков.
Система организации
Эффективность надзора зависит от результатов ежемесячного анализа составляемого по форме «Статус-Репорт», в которой дается подробная информация о финансовом состоянии банка с использованием форм финансовой отчетности, а также содержится оценка по компонентам системы CAMELS, за исключением качества менеджмента.
Используемое в настоящее
Эффективный надзор банков
Рис.1 – Система эффективного банковского надзора в Республике Казахстан
Эффективность
надзора =f (Pn, Ks) --
max
где: Pn - соблюдение норм достаточности капитала и пруденциальных
нормативов;
Ks – рост собственного капитала банков или оплаченного уставного
капитала.
Представляется возможность решения поставленной проблемы путем систематизации фактического выполнения по таким показателям:
- коэффициент
достаточности собственного
- коэффициент ликвидности;
- максимальный
размер риска на одного
- состояния качества активов;
- эффективность инспектирования на местах;
- минимальный размер уставного капитала.
Дистанционный надзор – это аналитический метод разумного надзора, который заключается в систематическом анализе, предоставленный банками отчетности на ежемесячной и квартальной основе. Осуществляется по системе «BOSS» на основе отчетов, документов, сведений. Это ежедневный контроль.
Дистанционный надзор – это регулирование выполнения банками нормативов, установленных правилами о пруденциальных нормативах.
Согласно данному документу установлены обязательные к соблюдению банками второго уровня пруденциальные нормативы для обеспечения финансовой устойчивости банка, достижения стабильности денежно-кредитной системы, защиты интересов вкладчиков) и методы их определения. Минимальный размер собственного капитала банков устанавливается и уточняется АФН РК (Нацбанком).
Норматив отношения капитала 1 уровня к сумме его активов
К1 = (К1-Ик)/А > = 0.06
Коэффициент достаточности собственных средств с определением капитала 1 и 2 уровня и расчета достаточности собственных средств по формуле:
К1 =
где: К – собственный капитал 1 уровня.
ИК- инвестиции банка в акции и субординированный долг других
юридических лиц.
балансом банка.