Банковский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:45, лекция

Описание работы

Надзор в понимании контроля есть важная функция государственного управления за соблюдением исполнительской дисциплины и правопорядка, за осуществлением правомерности каких либо операций.
Основные положения концепции банковского надзора строятся на количественной теории денег, в части соблюдения определенного нормированного порядка их мультипликации в процессе осуществления банковских операций и предупреждения системных рисков в соответствии с действующим законодательством. Однако представляется сложным эффективное решение макроэкономических задач без усиленной капитализацией банковской системы, измеряемый незначительными долями процента ВВП страны.

Содержание

1. Необходимость и сущность банковского надзора
2. Цели и задачи банковского надзора
3. Методы банковского надзора

Работа содержит 1 файл

Банковский надзор.docx

— 33.50 Кб (Скачать)

Банковский  надзор 

  1. Необходимость и сущность банковского надзора
  2. Цели и задачи банковского надзора

     3. Методы банковского надзора

 

   В той или иной форме система  банковского надзора существует более ста лет, в частности  в США и в странах Северной Европы. И только за последние 15-20 лет стал общепризнанным тот факт, что система банковского надзора играет ключевую роль в становлении и развитии финансового сектора и экономики в целом. Объектом осуществления всевозможных надзорных функции становится все больше областей хозяйственной деятельности.

     Надзор в понимании контроля  есть важная функция государственного  управления за соблюдением исполнительской  дисциплины и правопорядка, за  осуществлением правомерности каких либо операций.

     Основные положения концепции  банковского надзора строятся  на количественной теории денег,  в части соблюдения определенного  нормированного порядка их мультипликации  в процессе осуществления банковских  операций и предупреждения системных  рисков в соответствии с действующим  законодательством. Однако представляется  сложным эффективное решение  макроэкономических задач без  усиленной капитализацией банковской  системы, измеряемый незначительными  долями процента ВВП страны.

     Капитализация – инвестирование доходов, то есть направление на приращение капитала.

      Надзор обеспечивает  безопасность и надежность банков, располагающих определенным капиталам и резервами для покрытия рисков, возникающих в ходе банковских операции.

      Эффективный банковский надзор – общественный товар, который наряду с эффективной макроэкономической политикой обеспечивает финансовую стабильность любой страны.

      Банковский надзор призван сохранять принципы перспективного развития банковской системы, поскольку всесторонняя. По меркам международных стандартов система банковского надзора и контроля за соблюдением норм предупреждает разрушительное воздействие финансовых кризисов и нарастание конкуренции со стороны банковского капитала.

      Надзорные органы обеспечивают  деловую активность банков, принимают  меры по адекватному управлению  рисками, на которые идут банки,  посредством соответствующего надзорного  инструментария. Банковский надзор  призван особенно в период  реструктуризации сохранять принципы  перспективного развития банковской  системы, поскольку всесторонняя, по меркам международных стандартов  система банковского надзора  и контроля за соблюдением норм предупреждает разрушительное воздействие финансовых кризисов и нарастание конкуренции со стороны банковского иностранного капитала.

      Системообразующим элементом являлся центральный орган в лице НБ РК, который осуществлял надзор те только за банковскими, но и небанковскими финансовыми учреждениями и страховыми организациями.

С 1 января 2004 года все надзорные функции  НБ РК переданы вновь созданному Агентству  по финансовому надзору.

      Надзорный орган и регламентирующая  деятельность составляет систему  банковского надзора, предусмотренного  Законом «О банках…» и Законом  « Национальном банке РК, а  также положением об Агентстве  по финансовому надзору за  финансовыми и организациями  и финансовым рынком.

      Действующий механизм надзорной  деятельности АФН РК ориентирован  на мировые принципы банковского  надзора, выработанные Базельским соглашением государств с развитыми банковскими системами.

     Становление казахстанской банковской  системы сопровождалось освоением  мировой  банковской практики  адаптации деятельности отечественных  банков к международным стандартам.

     Функционирование системы банковского надзора можно рассматривать с двойственных позиций непосредственного осуществления надзорных функции внутри корпоративной банковской системы и с выходом на выполнение задач денежно-кредитной политики и экономической политики государства в целом.

    На макроэкономическом уровне система банковского надзора – инструмент денежно-кредитной политики государства, регламентирующего и направляющего деятельность банков второго уровня и других финансовых учреждений в соответствии с целями и задачами денежно-кредитной политики. Обеспечивает ее проведение и исполнение  на основе укрепления надежности функционирования банковской системы, содействуя тем самым экономическому росту.

      На микроэкономическом уровне задачи банковского надзора независимо от развитости банковской системы, направлены на:

- формирование  финансово-устойчивой банковской  системы

- повышение слаженности  и эффективности работы банковского  сектора посредством применения  единых подходов и принципов  банковской деятельности.

-защиту  интересов вкладчиков, помещающих  свои средства в банки, и  укрепления доверия их к банковской  системе.

- содействие  развитию здоровой конкуренции  внутрибанковского сектора и предотвращении крупной концентрации финансовой власти.

     Переориентацию банковских денежных потоков, в том числе в реальный сектор экономики.

      Банковский надзор в административно-распределительной  системе не существовал, и в  нем не было необходимости,  поскольку эмиссия наличных и  безналичных денег производилось  монопольно Государственным банков  СССР. В условиях рыночной экономики  и двухуровневой банковской систем  эмиссия безналичных денег осуществляется  посредством банковских операции  системой коммерческих банков, а  эмиссия наличных денег -  Государственным Центральным банком или Национальным банком республики.

2. Цели  и задачи банковского надзора

   Целью банковского надзора является:

  1. защита клиентов банка от всевозможных рисков
  2. защита вкладчиков от плохого управления и мошенничесства
  3. защита фондов от потерь

   Банковский  надзор направлен, на обеспечение безопасной и крепкой банковской системы, предотвращение ее нестабильности.

   Задачи  банковского надзора:

- обеспечение  соблюдения законов и установленных  правил в банковской деятельности. В интересах страны, населения,  клиентов и учредителей  банков.

- обеспечение  соответствия деятельности банков  денежно-кредитной, валютной и  финансовой политике государства;

- обеспечение  укрепления и совершенствования  работы отдельных банков и  банковской системы в целом,  повышение уровня банковского  дела в стране;

- внедрение   развития широкого круга банковских  услуг в интересах населения  и экономики в целом.

  1. Методы  банковского надзора
   Методы  банковского надзора обеспечивают организационное единство действующих  инструментов денежно-кредитной политики по единым нормативно-регуляторным принципам, обеспеченной единой методологией регулирования.

     Процесс банковского надзора  имеет два метода: регулирующий  и ревизионный.

     Регулирующий метод является самым распространенным. Он осуществляется по данным отчетности в АФН РК.

Процесс регулирования начинается еще до начала деятельности банка, т.е. при  открытии банках нему предъявляется, по Закону  «О банках…» обязательные требования со стороны НБ РК и АФН РК: требования к размеру уставного фонда, к  видам операций, к руководящему составу  учредителей и др.

     Ревизионный метод. АФН осуществляет ревизионные проверки банков с целью выявления недостатков в их финансово-хозяйственной деятельности, нарушения законодательства и нормативов. Ревизионный метод контроля и надзора направлен на обеспечение стабильности, надежности и законности действия банков.

     Система организации банковского  надзора предусматривает четкое  разделение функции между сотрудниками, осуществляющими дистанционный  надзор, а также сотрудниками  проводящими инспектирование банков. При этом обеспечивается их  тесное взаимодействие, что позволяет  значительно повысит эффективность  надзора, выявляя при этом проблемы  банка на стадии зарождения  их дальнейшей оценки.

     Эффективность надзора зависит от результатов ежемесячного анализа составляемого по форме «Статус-Репорт», в которой дается подробная информация о финансовом состоянии банка с использованием форм финансовой отчетности, а также содержится оценка по компонентам системы CAMELS, за исключением качества менеджмента.

      Используемое в настоящее время  программное обеспечение «BOSS», имеющее в основе анализ коэффициентов, позволяет оценить показатели деятельности банка в сравнении с группой подобных учреждений.

      Эффективный надзор банков второго  уровня представляется следующей  схемой:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.1 –  Система эффективного банковского  надзора в Республике Казахстан

Эффективность надзора =f (Pn, Ks) -- max 

где:      Pn - соблюдение норм достаточности капитала и пруденциальных

                   нормативов;

            Ks – рост собственного капитала банков или оплаченного уставного

                   капитала.

   Представляется  возможность решения поставленной проблемы путем систематизации фактического выполнения по таким показателям:

- коэффициент  достаточности собственного капитала;

- коэффициент  ликвидности;

- максимальный  размер риска на одного заемщика;

- состояния  качества активов;

- эффективность  инспектирования на местах;

- минимальный  размер уставного капитала.

     Дистанционный надзор – это аналитический метод разумного надзора, который заключается в систематическом анализе, предоставленный банками отчетности на ежемесячной и квартальной основе. Осуществляется по системе «BOSS» на основе отчетов, документов, сведений. Это ежедневный контроль.

     Дистанционный надзор – это регулирование выполнения банками нормативов, установленных правилами о пруденциальных нормативах.

   Согласно  данному документу установлены  обязательные к соблюдению банками  второго уровня пруденциальные нормативы для обеспечения финансовой устойчивости банка, достижения стабильности денежно-кредитной системы, защиты интересов вкладчиков) и методы их определения. Минимальный размер собственного капитала банков устанавливается и уточняется АФН РК (Нацбанком).

Норматив отношения  капитала 1 уровня к сумме его  активов 

К1 = (К1-Ик)/А > = 0.06

Коэффициент достаточности собственных  средств с определением капитала 1 и 2 уровня и расчета достаточности собственных средств по формуле:

К1 =

где:      К – собственный капитал 1 уровня.

            ИК-  инвестиции банка в акции и субординированный долг других   

юридических лиц.

            А – сумма всех активов в  соответствии с консидилированным    

                   балансом банка.

Информация о работе Банковский надзор