Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 02:29, курсовая работа
Во всех экономически развитых государствах регулирование банковской системы имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводится одновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы.
Особое внимание следовало бы уделить оценке организационных рисков, связанных с качеством управления кредитных учреждений. Не секрет, что разорение многих банков прежде всего было связано с неудовлетворительным их управлением из-за недостаточных квалификации и опыта высших менеджеров.
Недопустимым пробелом в надзоре продолжает оставаться учет рисков, связанных с потенциальной криминализацией банков. А ведь давно стало понятно, что привлечение и использование средств из сомнительных источников, так же как и различные нарушения с целью извлечения сверхдоходов, подвергают серьезной опасности экономическую устойчивость кредитных учреждений.
Любые назревшие и даже хорошо продуманные изменения в структуре, целях и содержании банковского надзора могут уподобиться "стрельбе из пушек по воробьям" без серьезной перестройки его инструментария.
Рационализация форм и методов банковского надзора, на мой взгляд, должна исходить из необходимости: упрощения и рационализации отчетности без ущерба для "прозрачности" банка и без потери информативности; удешевления (и одновременно повышения их качества и личной ответственности проверяющих), за счет уменьшения числа трудоемких и дорогостоящих проверок с одновременным переносом их основной тяжести на специализированные аудиторские фирмы, получающие задания на проверки в территориальных управлениях. Центрального банка (оплата внеочередных услуг аудиторов должна полностью ложиться на коммерческие банки, нарушающие те или иные законодательно закрепленные правила деятельности); полной открытости банковского надзора общественности: серьезные изменения в нем должны в обязательном порядке предварительно обсуждаться с банковскими союзами; максимальной гибкости: любые "модернизации" в банковской деятельности должны в кратчайшие сроки находить отражение в надзоре. Так, распространение фьючерсов, сделок своп, других дериватов требует особых подходов к выяснению новых банковских рисков, новых методов их учета и регулирования.
Надзорная система, построенная на перечисленных принципах, сложившихся в ходе становления экономических структур развитых стран, позволит сформировать банковскую систему, сочетающую в себе достаточную надежность со способностью выполнять присущие ей специфические функции, без которых немыслимо современное рыночное хозяйство.
Прокуратура Санкт-Петербурга возбудила 4 уголовных дела по факту незаконной деятельности прибалтийских банков ЕКА, Рогех (Эстония), по части 1 ст. 172
УК РФ (незаконная банковская деятельность), поскольку "обстоятельства возможно исследовать только следственным путем".
Дела направлены для организации расследования в Управление Федеральной службы налоговой полиции РФ по Санкт-Петербургу и приняты к производству следственной службой УФСНП.
В ходе проведения в июле-августе 1997 г. мероприятий УФСНП по Санкт-Петербургу по проверке деятельности 14 прибалтийских банков на территории Санкт-Петербурга (в число которых входят 4 вышеназванных банка) через корреспондентские счета в российских банках, были выявлены "грубые нарушения действующего налогового, валютного и банковского законодательств
Российской Федерации". По сведениям налоговой полиции, общая сумма НДС, не поступившая в федеральный бюджет России в результате полугодовой деятельности 14 коммерческих банков из стран Балтии, составила 200 млрд руб. В ходе проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства прибалтийскими банками производился перевод денежных средств, в том числе и НДС, за рубеж, "минуя процедуры валютного контроля".
Кроме
того, выявлено, что упомянутые банки
открывали у себя счета российским
предприятиям-резидентам без уведомления
Центрального банка РФ и Госналогслужбы.
2.
Механизм и инструменты
надзора
Системный подход к банковскому надзору означает, в первую очередь, подход к деятельности коммерческих банков как к разветвленной целостной системе, состоящей из отдельных базовых элементов (банков), связанных между собой сложными многоуровневыми отношениями. В этой общей системе формируются подсистемы по разным признакам: размерам капитала и активов (крупные, средние, мелкие); организационно-правовой форме (акционерные, паевые); преимущественным сферам деятельности (коммерческие,ипотечные, экспортно- импортные и пр.); принадлежности капитала (национальные, иностранные) и др.
В свою очередь каждый отдельно взятый коммерческий банк (базовый элемент общей системы) также является сложной системой, подчиняющейся определенным закономерностям развития на отдельных фазах жизненного цикла.
В
силу этого системный подход к
банковскому надзору
Каждая из этих разновидностей надзора имеет свои приоритеты, цели и задачи, а также инструментарий и механизм воздействия со стороны Центрального банка.
Главная цель надзора за банковской системой — сохранение общей стабильности денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия своевременных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ранней диагностики.
К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в России в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных организаций, относится и контроль за расширением их деятельности путем создания обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, за реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе участников и исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов.
Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельности, должны располагать минимальным капиталом в установленном Банком России на соответствующий период размере. Их финансовое положение должно быть устойчивым, т. е. они должны выполнять обязательные резервные требования, соблюдать все экономические нормативы и другие требования Банка России, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, выполнять технические и квалификационные требования Банка России. Они также должны иметь соответствующую предполагаемому направлению деятельности структуру, включающую службу внутреннего контроля (внутренний аудит).
Кредитная
организация обязана
России
обо всех изменениях в персональном
составе руководителей
Информация о новых счетах «Ностро» и «Лоро» должна передаваться в территориальные учреждения Банка России в день их открытия. Начиная с отчетности за первый квартал 1997 г. банки обязаны ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сообщать в территориальные учреждения ЦБ РФ сведения по корреспондентским счетам «Ностро» и «Лоро» в разрезе балансовых счетов, видов валют и стран.
Органы
надзора могут вводить
Наряду
с превентивными мерами, направленными
на поддержание стабильности деятельности
здоровых банков, банковский надзор в
России, как и в других странах, ориентирован
на выявление у банков проблем на ранней
стадии их возникновения до перерастания
в форму неплатежеспособности. Для ранней
диагностики трудностей, с которыми сталкиваются
кредитные организации и которые в будущем
могут осложнить их финансовое положение,
Банком России разработана система по
выявлению проблемных банков и определению
направлений работы с ними.
2.1
Ранняя диагностика
Ранняя диагностика — один из самых важных, но наименее проработанный в надзорной банковской практике раздел работы. Главная задача регулирования банковской системы заключается в направлении ее развития в продуктивном с народнохозяйственной точки зрения направлении.
Ранняя диагностика начинается с изучения макроэкономической среды с акцентом на специфические кредитно-денежные показатели. Это обусловлено тем, что движение от общих вопросов к частным и специальным, от групповых к индивидуальным дает наиболее реальный результат при минимизированных трудовых и временных затратах.
Макроэкономический анализ как бы задает рамки механизма ранней диагностики банковского сектора и подсказывает направления дальнейшего, более углубленного анализа. В экономическом механизме даже самые, казалось бы, общие экономические показатели отделяют от конкретных всего несколько промежуточных звеньев.
В
последнее время нередко
В
числе показателей
Совокупность этих показателей дает представление о среде, в которой действуют кредитные организации и которая во многом определяет состояние банковской системы, перспективы и направления ее развития. Нередко уже на этой стадии анализа можно определить, где искать проблему, выявить уязвимые места и наметить, что необходимо предпринять в макроэкономическом плане для исправления ситуации. Соответственно, общебанковские надзорные функции должны рассматриваться под этим углом зрения.
Лишь на этом фоне конкретному анализу подвергается сама банковская система, ее динамические и относительные показатели, характеризующие уровень ее развития и место, принадлежащее ей в народнохозяйственном комплексе, — динамика "рождаемости" и "смертности" кредитных институтов, их специализация, территориальное размещение, концентрация кредитных ресурсов, основные направления (сферы) размещения активов, прибыль и многое другое.
На
мой взгляд, целесообразно провести
типологию кредитных
Существующая система отчетности перед вышестоящими организациями диктует единые для всех банков показатели (частичные исключения делаются лишь для организаций с ограниченным кругом операций). Однако между участниками банковского сообщества есть и различия, порой существенные. Поэтому введение различных нормативов для разных групп банков с позиций управления процессом развития банковской системы весьма продуктивно.
Информация о работе Банковский надзор и пути совершенствования в России