Банковский надзор и пути совершенствования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 02:29, курсовая работа

Описание работы

Во всех экономически развитых государствах регулирование банковской системы имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводится одновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

     Особое  внимание следовало бы уделить оценке организационных рисков, связанных с качеством управления кредитных учреждений. Не секрет, что разорение многих банков прежде всего было связано с неудовлетворительным их управлением из-за недостаточных квалификации и опыта высших менеджеров.

     Недопустимым  пробелом в надзоре продолжает оставаться учет рисков, связанных с потенциальной  криминализацией банков. А ведь давно  стало понятно, что привлечение  и использование средств из сомнительных источников, так же как и различные  нарушения с целью извлечения сверхдоходов, подвергают серьезной опасности экономическую устойчивость кредитных учреждений.

     Любые назревшие и даже хорошо продуманные  изменения в структуре, целях  и содержании банковского надзора  могут уподобиться "стрельбе из пушек  по воробьям" без серьезной перестройки его инструментария.

     Рационализация  форм и методов банковского надзора, на мой взгляд, должна исходить из необходимости: упрощения и рационализации отчетности без ущерба для "прозрачности" банка и без потери информативности; удешевления (и одновременно повышения их качества и личной ответственности проверяющих), за счет уменьшения числа трудоемких и дорогостоящих проверок с одновременным переносом их основной тяжести на специализированные аудиторские фирмы, получающие задания на проверки в территориальных управлениях. Центрального банка (оплата внеочередных услуг аудиторов должна полностью ложиться на коммерческие банки, нарушающие те или иные законодательно закрепленные правила деятельности); полной открытости банковского надзора общественности: серьезные изменения в нем должны в обязательном порядке предварительно обсуждаться с банковскими союзами; максимальной гибкости: любые "модернизации" в банковской деятельности должны в кратчайшие сроки находить отражение в надзоре. Так, распространение фьючерсов, сделок своп, других дериватов требует особых подходов к выяснению новых банковских рисков, новых методов их учета и регулирования.

     Надзорная система, построенная на перечисленных  принципах, сложившихся в ходе становления  экономических структур развитых стран, позволит сформировать банковскую систему, сочетающую в себе достаточную надежность со способностью выполнять присущие ей специфические функции, без которых немыслимо современное рыночное хозяйство.

     Прокуратура Санкт-Петербурга возбудила 4 уголовных дела по факту незаконной деятельности прибалтийских банков ЕКА, Рогех (Эстония), по части 1 ст. 172

     УК  РФ (незаконная банковская деятельность), поскольку "обстоятельства возможно исследовать только следственным путем".

     Дела  направлены для организации расследования в Управление Федеральной службы налоговой полиции РФ по Санкт-Петербургу и приняты к производству следственной службой УФСНП.

     В ходе проведения в июле-августе 1997 г. мероприятий УФСНП по Санкт-Петербургу по проверке деятельности 14 прибалтийских банков на территории Санкт-Петербурга (в число которых входят 4 вышеназванных банка) через корреспондентские счета в российских банках, были выявлены "грубые нарушения действующего налогового, валютного и банковского законодательств

     Российской  Федерации". По сведениям налоговой  полиции, общая сумма НДС, не поступившая  в федеральный бюджет России в  результате полугодовой деятельности 14 коммерческих банков из стран Балтии, составила 200 млрд руб. В ходе проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства прибалтийскими банками производился перевод денежных средств, в том числе и НДС, за рубеж, "минуя процедуры валютного контроля".

     Кроме того, выявлено, что упомянутые банки  открывали у себя счета российским предприятиям-резидентам без уведомления Центрального банка РФ и Госналогслужбы. 

 

     

     2. Механизм и инструменты  надзора 

     Системный подход к банковскому надзору  означает, в первую очередь, подход к деятельности коммерческих банков как к разветвленной целостной  системе, состоящей из отдельных базовых элементов (банков), связанных между собой сложными многоуровневыми отношениями. В этой общей системе формируются подсистемы по разным признакам: размерам капитала и активов (крупные, средние, мелкие); организационно-правовой форме (акционерные, паевые); преимущественным сферам деятельности (коммерческие,ипотечные, экспортно- импортные и пр.); принадлежности капитала (национальные, иностранные) и др.

     В свою очередь каждый отдельно взятый коммерческий банк (базовый элемент  общей системы) также является сложной системой, подчиняющейся определенным закономерностям развития на отдельных фазах жизненного цикла.

     В силу этого системный подход к  банковскому надзору предусматривает: надзор за банковской системой в целом  с учетом ее основных подсистем; надзор за отдельно взятыми коммерческими банками.

     Каждая  из этих разновидностей надзора имеет  свои приоритеты, цели и задачи, а  также инструментарий и механизм воздействия со стороны Центрального банка.

     Главная цель надзора за банковской системой — сохранение общей стабильности денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия своевременных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ранней диагностики.

     К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в России в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных организаций, относится и контроль за расширением их деятельности путем создания обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, за реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе участников и исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов.

     Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельности, должны располагать минимальным капиталом в установленном Банком России на соответствующий период размере. Их финансовое положение должно быть устойчивым, т. е. они должны выполнять обязательные резервные требования, соблюдать все экономические нормативы и другие требования Банка России, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, выполнять технические и квалификационные требования Банка России. Они также должны иметь соответствующую предполагаемому направлению деятельности структуру, включающую службу внутреннего контроля (внутренний аудит).

     Кредитная организация обязана информировать  надзорные органы об изменениях в  составе ее участников с предоставлением  сведений об участниках, доля которых  в уставном капитале банка превышает 5%. А также сообщать Банку

     России  обо всех изменениях в персональном составе руководителей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера. Если кандидаты на данные должности  не отвечают требованиям, предъявляемым  законодательством к данным категориям банковских работников, то Банк России не дает согласия на подобные назначения. В целях усиления надзора за деятельностью кредитных организаций в сфере платежей и расчетов, а также для повышения стабильности банковской системы Банк России обязал кредитные организации представлять в территориальные учреждения ЦБ РФ ежемесячно (начиная с 1.04.1997 г.) вместе с балансами следующие сведения: об открытых ими корреспондентских счетах в других кредитных организациях и остатках средств на счетах «Ностро»; об открытых в данной кредитной организации счетах других кредитных организаций и остатках средств на счетах «Лоро»; о предоставленных межбанковских кредитах и размещенных в кредитных организациях депозитах; о полученных межбанковских кредитах и привлеченных от кредитных организаций депозитах.

     Информация  о новых счетах «Ностро» и «Лоро» должна передаваться в территориальные  учреждения Банка России в день их открытия. Начиная с отчетности за первый квартал 1997 г. банки обязаны  ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сообщать в территориальные учреждения ЦБ РФ сведения по корреспондентским счетам «Ностро» и «Лоро» в разрезе балансовых счетов, видов валют и стран.

     Органы  надзора могут вводить ограничение (запрет) на осуществление кредитными организациями операций через корреспондентские счета «Ностро» в рублях и иностранной валюте, открытые в других кредитных организациях (как резидентах, так и нерезидентах), в том числе и в случае, если банки не выполняют своевременно свои обязательства перед кредиторами (вкладчиками), бюджетом и имеют картотеку к корреспондентскому счету (субсчету) в РКЦ территориального учреждения Банка России.

     Наряду  с превентивными мерами, направленными  на поддержание стабильности деятельности здоровых банков, банковский надзор в России, как и в других странах, ориентирован на выявление у банков проблем на ранней стадии их возникновения до перерастания в форму неплатежеспособности. Для ранней диагностики трудностей, с которыми сталкиваются кредитные организации и которые в будущем могут осложнить их финансовое положение, Банком России разработана система по выявлению проблемных банков и определению направлений работы с ними. 

     2.1 Ранняя диагностика 

     Ранняя  диагностика — один из самых важных, но наименее проработанный в надзорной банковской практике раздел работы. Главная задача регулирования банковской системы заключается в направлении ее развития в продуктивном с народнохозяйственной точки зрения направлении.

     Ранняя  диагностика начинается с изучения макроэкономической среды с акцентом на специфические кредитно-денежные показатели. Это обусловлено тем, что движение от общих вопросов к частным и специальным, от групповых к индивидуальным дает наиболее реальный результат при минимизированных трудовых и временных затратах.

     Макроэкономический  анализ как бы задает рамки механизма  ранней диагностики банковского  сектора и подсказывает направления  дальнейшего, более углубленного анализа. В экономическом механизме даже самые, казалось бы, общие экономические  показатели отделяют от конкретных всего несколько промежуточных звеньев.

     В последнее время нередко преобладает  тенденция переоценки самостоятельности  и изолированности банковской сферы, возможно, из-за использования западной методики, не учитывающей характер и специфику переходного периода и применимой в полной мере лишь в отлаженном рыночном хозяйстве. Из-за этого за пределами ранней диагностики остаются важные вопросы. В наших же условиях исключительно важную роль играет внешняя по отношению к кредитным учреждениям среда, что особенно заметно для мелких и средних банков.

     В числе показателей макроэкономического  характера, которые целесообразно  учитывать при анализе банковской системы (наряду с такими показателями как ВВП, национальный доход, их темпы роста, динамика различных сфер хозяйства и отдельных отраслей), на первое место выходят кредитно-денежные — темпы инфляции, движение денежной массы, кредитных ресурсов, их структура и т.д.

     Совокупность  этих показателей дает представление о среде, в которой действуют кредитные организации и которая во многом определяет состояние банковской системы, перспективы и направления ее развития. Нередко уже на этой стадии анализа можно определить, где искать проблему, выявить уязвимые места и наметить, что необходимо предпринять в макроэкономическом плане для исправления ситуации. Соответственно, общебанковские надзорные функции должны рассматриваться под этим углом зрения.

     Лишь  на этом фоне конкретному анализу  подвергается сама банковская система, ее динамические и относительные показатели, характеризующие уровень ее развития и место, принадлежащее ей в народнохозяйственном комплексе, — динамика "рождаемости" и "смертности" кредитных институтов, их специализация, территориальное размещение, концентрация кредитных ресурсов, основные направления (сферы) размещения активов, прибыль и многое другое.

     На  мой взгляд, целесообразно провести типологию кредитных учреждений, чтобы применять к каждой группе адекватную систему показателей  и мер воздействия.

     Существующая  система отчетности перед вышестоящими организациями диктует единые для  всех банков показатели (частичные  исключения делаются лишь для организаций  с ограниченным кругом операций). Однако между участниками банковского  сообщества есть и различия, порой существенные. Поэтому введение различных нормативов для разных групп банков с позиций управления процессом развития банковской системы весьма продуктивно.

Информация о работе Банковский надзор и пути совершенствования в России