Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 04:43, контрольная работа
Обслуживание налично-безналичного оборота денежной системы любой страны обходиться достаточно большими затратами (например, в России около 20 % стоимости каждого рубля уходит на поддержание его же собственного обращения). Безналичное обращение, безусловно, доминирует, обуславливая все большую дематериализацию денежного обращения. Безналичный платежный оборот в России составляет более 60 %. Причинами этого являются: сокращение издержек обращения; ускорение денежного оборота; удобство безналичных расчетов. Однако в некоторых сферах экономической жизни не все виды безналичных расчетов универсальны и требуют времени на подготовку документов и другие услуги.
1. Банковские карты: понятие, виды, порядок эмиссии…………………3
Операции с использованием банковских карт: виды, инфраструктура, схемы проведения……………………………………………………….7
Платёжные системы, осуществляющие выпуск и обслуживание банковских карт на примере Сберкарт……………………………….15
Список литературы
Приложение
В соответствии с правилами платежной системы на основе пластиковых карт и банка банк-участник несет текущие расходы и получает текущие доходы в соответствии с установленными тарифами. Доходы банка по операциям с использованием карточек отражаются в учете в соответствии с локальными нормативными актами и учитываются на балансовом счете № 8279 “Прочие доходы по предоставленным платежным средствам”. Расходы банка по операциям с использованием карточек учитываются на балансовом счете№ 9279 “Прочие расходы по предоставленным платежным средствам”.
Доходы и расходы, полученные или уплаченные в иностранной валюте, отражаются в бухгалтерском учете с использованием счетов валютной позиции.
Для совершения и отражения в бухгалтерском учете банка операций с использованием карточек применяются мемориальные ордера, составленные на основании документов, предусмотренных правилами банка, договорами между участниками расчетов.
С целью осуществления
Расчетный Центр Пластиковых
Карт расчетов по операциям с карточками
по субкорреспондентским счетам учреждений
банка, последние представляют постоянно
действующие платежные
Программы внедрения банковских
карт открывают для банков новый
и перспективный способ привлечения
средств частных лиц и
Банковские платежные карты являются также эффективным инструментом денежно-кредитной политики государства, так как обеспечивают снижение наличной денежной массы в обращении, дополнительную устойчивость национальной денежной единицы и экономическую стабильность государства в целом.
Основными операциями, совершаемыми с использованием банковских пластиковых карт являются получение наличных и оплата товаров и услуг в предприятиях торговли и сервиса. Помимо этого банковские пластиковые карты предоставляют клиентам большое количество сервисных услуг: перевод средств со счета на счет, внесение средств на депозит, выписки со счета, оперативную замену карточек, оплата коммунальных услуг.
Безналичные расчеты по пластиковым карточкам можно представить как результат взаимодействия нескольких сторон: банков – эмитента и эквайера, держателя карточки, торговой и любой другой организации, подписавшей договор на проведение операций по карточкам и процессингового центра.
Предпосылками роста внимания
к карточкам являются выгоды, которые
получают все участники расчетов
с их использованием. Для владельца
карточки – это возможность получить
банковскую услугу или оплатить товар,
независимо от времени работы банка
и страны пребывания. Для предприятий
торговли и сервиса – увеличение
продаж и привлечение новых
Безналичные расчеты с помощью пластиковых карточек становятся все более популярными. Население имеет возможность пользоваться услугами таких международных платежных систем как EUROPAY и VISA.
Рынок банковских платежных
карточек можно характеризовать
как развивающийся и
В заключение следует отметить, что проект внедрения технологий с использованием банковских пластиковых карточек имеет долгосрочный характер, и основной эффект от его реализации будет получен не сразу. Поэтому банки не смотря на влияние ряда негативных факторов на процесс распространения банковских пластиковых карточек (экономические проблемы, низкий уровень доходов населения и, как следствие, его низкая сберегательная способность, высокая стоимость оборудования по обслуживанию карточек и так далее) должны провести соответствующую работу в области увеличения эмиссии пластиковых карт, создания соответствующей инфраструктуры приема карточек к оплате, маркетинга карточных продуктов.
Для корпоративных карточек открываются счета:
- в свободно конвертируемой
валюте (счет карточки открывается
в центральном аппарате) - на основании
решения Председателя
- в национальной денежной
единице, если этот счет
- в национальной денежной
единице, если этот счет
- в национальной денежной
единице, если этот счет
Для клиентов с устойчивым финансовым положением при подписании ими договора на использование дебетовой карточки допускается предоставление овердрафта по счету. Решение по предоставлению овердрафта по счету и определению размера овердрафта принимают: при открытии счетов юридическим лицам – Правление банка; при открытии счетов физическим лицам - лица, уполномоченные банком подписывать договора на предоставление банковских услуг с использованием пластиковых карточек банка.
При заключении договора с клиентом – физическим лицом на использование дебетных карточек с возможностью овердрафта, размер овердрафта не должен превышать сумму среднемесячного дохода клиента, зачисляемого на счет карточки. Изменение размера овердрафта оформляется дополнительным соглашением с Пользователем карточки.
Изготовление карточек, генерация ПИН-кодов, формирование конвертов с ПИН-кодами осуществляется на основании заявки на выполнение работ по персонализации пластиковых карт, которую формирует специалист, ответственный за открытие счетов клиентов. После изготовления карточки передаются для выдачи клиентам соответствующему сотруднику.
Выдача карточки осуществляется на основании заявления клиента на получение карточки. Операция выдачи карточки подлежит дополнительному контролю. В подтверждение произведенной проверки лицом, уполномоченным подписывать договора на использование карточек, либо уполномоченным лицом визируется заявление на получение карточки.
Работник банка, ответственный за оформление договора с клиентом, при выдаче карточки:
- убеждается в личности
клиента по паспорту или
- предлагает клиенту
расписаться на заявлении и
специальном бланке за
- выдает карточку и
конверт с ПИН-кодом (для
- рекомендует клиенту
изменить ПИН-код (для
- предлагает клиенту расписаться на карточке (полоске для подписи).
Перевыпуск или замена карточек, продление срока их действия осуществляется только на основании заявления клиента и возврата карточки в банк согласно тарифам банка и может производиться в случаях: истечения срока действия карточки, выхода карточки из строя, при изменении паспортных данных клиента.
Платежная система - это совокупность
методов и реализующих их субъектов,
обеспечивающих в рамках системы
условия для использования
Платежную систему составляют:
- Банк-эмитент;
- Держатель карты;
- Банк-эквайер;
- Расчетный банк;
- Процессинговый центр и коммуникации;
Банк-эмитент.
Банк, который выпускает пластиковые карточки и предоставляет их в распоряжение клиентов, называется банк-эмитент.
Банк-эмитент выпускает пластиковую карту, обеспечивая при этом технические, персональные и иные ее характеристики и выдает ее клиенту под личную роспись.
Банк-эмитент ведет учет выданных пластиковых карт и операции при помощи пластиковой карты по зачислению на счет средств, их списания и по детализированию счета, взимая за обслуживание пластиковой карты от 0,5 - 1,5 % от сделки.
Держатель карты.
Держатель пластиковой карты - это лицо, которому передается карта на основе подписанного договора с эмитентом.
Держателями банковских карт
в России могут быть физические и
юридические лица, как резиденты,
так и нерезиденты, согласно Положения
Банка России "О порядке эмиссии
кредитными организациями банковских
карт и осуществления расчетов по
операциям, совершаемым с их использование"
от 9 апреля 1998 года №23-П, в ред. Указания
ЦБ РФ от 29.11.2000 №857-У. Владелец карты
может использовать ее для оплаты
товаров и услуг, предлагаемых другими
участниками платежной системы,
а также для получения
Банк-эквайер.
Банк-эквайер осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек: обработку запросов на авторизацию, перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам, прием, сортировку и пересылку документов (бумажных и электронных), фиксирующих совершение сделок с использованием карточек, распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены) и др. Банк может и совмещать выполнение функций эквайера и эмитента. Следует отметить, что основными, неотъемлемыми функциями банка-эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания.
Расчетный банк.
Выполнение эквайерами своих функций влечет за собой расчеты с эмитентами. Оперативное проведение взаиморасчетов между эквайерами и эмитентами обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка (одного или нескольких), в котором банки - члены системы открывают корреспондентские счета.
Процессинговый центр.
Процессинговый центр - это организация, обеспечивающая техническую обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных.
Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы. В противном случае Процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы.
Следует отметить, что разветвленная
платежная система может иметь
несколько процессинговых центров,
роль которых на региональном уровне
могут выполнять и банки-
Коммуникационные центры.
Коммуникационные центры
обеспечивают субъектам платежной
системы доступ к сетям передачи
данных. Использование специальных
высокопроизводительных линий коммуникации
(например, сети Интернет) обусловлено
необходимостью передачи больших объемов
данных между географически
С организационной точки зрения ядром платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.
Платежная система «Сберкарт» – особенностями собственной платежной системы «Сберкарт» являются наличие главного центра эмиссии, а также распределенный процессинг между территориальными банками. Доля Сбербанка на российском рынке карт достаточно стабильна и достигает 30% по таким показателям, как количество обслуживаемых карт, обороты по ним и объем выдачи наличных в собственной сети пунктов выдачи наличных и банкоматов.
В настоящее время в
России эмиссию и эквайринг
Различными платежными
системами по данным ЦБ РФ
в нашей стране эмитировано
более 113 млн. карт, причем, большинство
– это карты платежной системы
Visa, их доля составляет около
47% среди всех эмитированных в
нашей стране карт. Доля карт
системы Master Card – не более 38%,
и совсем незначительно