Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы конституционно-правового статуса политических партий в современной политической системе Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие конкретные задачи:
1. Определение политической системы в обществе;
2. Дать определение политической партии в политической системе на современном этапе развития Российской Федерации;
3. Изучение нормативно-правового регулирования деятельности политических партий в Российской Федерации;
4. Охарактеризовать специфику роли и функций политических партий в современной политической системе.
Введение 3
Глава 1. Политическая партия в структуре политической системе 6
1.1. Понятие политической системы общества 6
1.2. Место и роль политической партии в политической системе 11
Глава 2. Особенности конституционно-правового положения политической партии 16
2.1.Регулирование деятельности политической партии на государственном уровне 16
2.2.Особенности конституционно-правового статуса в Российской Федерации 24
Заключение 33
Список литературы 36
Юридическое понятие политической партии дано в статье 3 Федерального закона «О политических партиях».
Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Основными целями политической партии являются30:
Таким образом, в основе правовой конструкции политической партии заложены статусные функциональные критерии, отличающие ее от иных организационно-правовых форм общественных объединений, а именно:
В
настоящее время действует
Вокруг данного закона шла острая полемика как в процессе принятия его (между первым и вторым чтениями депутаты внесли в президентский проект почти полторы тысячи поправок, самые существенные из них исходили из отклоненных Думой четырех альтернативных проектов), так и после вступления его в силу.
По мнению многих политиков, Закон не является идеальным, однако он предоставляет правовую основу для деятельности политических партий; кроме этого, он служит консолидации общества вокруг политических идей. Важным фактом является и то, что принятие соответствующего закона было одним из требований Совета Европы31.
Федеральный
закон «О политических партиях» состоит
из 10 глав. Предметом его регулирования
«являются общественные отношения,
возникающие в связи с
Важным
является то, что закон практически
дублирует положение
Сфера деятельности партии - вся территория Российской Федерации, либо ее часть, но в соответствии с требованиями настоящего закона. Закон содержит и ряд иных принципов деятельности политической партии: это добровольность, равноправие, самоуправление, законность и гласность.
В главе «Общие положения» сформулированы два основных понятия - политической партии и регионального отделения.
Затронут острый вопрос о государстве, государственных органах, должностных лицах и их вмешательстве в деятельность политической партии. Так, в соответствии со статьей 10 «вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается» При этом «вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующей политической партии или по согласованию с ней»
При
этом связь государства и
Особый случай представляло до недавнего времени избирательное законодательство России, - оно не признавало политические партии основными субъектами избирательного процесса, допуская к участию в нем практически все общественные объединения. Политические партии не выделялись в этом законодательстве из общего понятия «избирательное объединение».
Существование политических партий в равной мере невозможно как без общества с его многообразными интересами, агрегирование и представительство которых осуществляют партии, так и без государства, олицетворяющего публичную власть в обществе.
Таким образом, с одной стороны, партия выступает как институт гражданского общества, т.е. как структурный элемент сферы частных отношений, а с другой - она выступает как часть государственно-политической системы.
Будучи
важнейшими посредниками между гражданами
и властью, политические партии способствуют
выработке и выражению
Разрабатывая программно-идеологические документы, партии обеспечивают конкурентную среду для открытого общественного обсуждения политических и экономических идей, содействуют проведению свободных выборов. Партии способствуют развитию политической ответственности граждан, осуществляют подготовку квалифицированных кадров в сфере политики32.
Современная Россия переживает период качественного обновления и структурирования партийной системы. Важнейшим катализатором этого процесса выступают выборы депутатов Государственной Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. В ходе избирательных кампаний политические партии проходят испытание на прочность, а выдвигаемые ими положения предвыборных программ -проверку на поддержку избирателями33.
В условиях многопартийной системы выборы, проводимые на основе состязательности различных политических сил, отражают всю сложность имеющихся общественно-политических проблем, многообразие точек зрения на перспективы развития общества и государства.
При всех очевидных издержках, обусловленных переходным состоянием российской партийной системы, отсутствием сложившихся традиций электорально-правовой культуры, выборы являются важнейшим инструментом демократического обновления и воспроизводства власти. Это возлагает на законодателей особую ответственность в принятии выверенных решений, оптимальных в правовом и политическом отношении34.
Принятие
закона о политических партиях, изменения
в избирательном
Партии являются единственным видом общественных объединений, которые обладают правом самостоятельно выдвигать кандидатов, списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти. Оценивая место партий в политической системе страны, следует отметить, что они становятся важнейшими субъектами политического и избирательного процессов.
Политические
партии в демократическом процессе
выполняют важнейшую и
Очередной виток политической реформы в Российской Федерации, вызванный потребностью структурировать электоральное пространство и на новом партийно-политическом фундаменте осуществить модернизацию ее государственных институтов, стимулирует повышенное внимание к исходным доктринальным и технологическим основаниям планируемых изменений в действующем федеральном и региональном избирательном праве и законодательстве.
Смысл изменений определяется задачей формирования политических условий, адекватных последовательному движению к системе институтов конкурентной демократии.
Под политической партией, представленной в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в настоящем Федеральном законе понимается политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, или политическая партия, федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат (переданы депутатские мандаты) в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»35.
Под
политической партией, представленной
в законодательном (представительном)
органе государственной власти субъекта
Российской Федерации, в настоящем
Федеральном законе понимается политическая
партия, список кандидатов которой
допущен к распределению депутатских
мандатов в законодательном (представительном)
органе государственной власти соответствующего
субъекта Российской Федерации, или политическая
партия, списку кандидатов которой передан
депутатский мандат в соответствии с законом
субъекта Российской Федерации, предусмотренным
пунктом 17 статьи 35 Федерального закона
от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации».
Заключение
За первые несколько лет
Партии постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их развитие, объединение и выработка совместных позиций. Для усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей в структуры властные.
Становление многопартийности в стране идет трудно и противоречиво. Она пока далека еще от тех цивилизованных рамок, о которых мечтают знатоки и ревнители западной демократии. Чаще всего бывает так, что партии возникают, регистрируются, порой даже исчезают, но никто не знает, кто за ними стоит, кто их поддерживает. И в этом - главная беда многих группировок, претендующих на право называться партиями.
Но ясно одно - возрождение России требует не просто взаимодействия партий, но и взаимодействия просто политических сил. Они должны сотрудничать друг с другом на разумных условиях.
В России среди действующих политических структур нет ни одной, которая бы с полным правом могла именовать себя политической партией.
Российская политическая система несказанно далека еще от нормальных демократических стандартов: разделение властей, многопартийности, приоритета прав и свобод личности, господства права во всех областях жизни общества Принцип разделения властей только провозглашен. На деле же государственные структуры борются за полноту и единство власти, разумеется своей собственной.
По действующему законодательству, политическая партия есть «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.» Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 1) определяет, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года — сорока пяти, с 2012 года — сорока) тысяч членов участников (или кого-нибудь ещё), её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.