Банковские электронные услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы конституционно-правового статуса политических партий в современной политической системе Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие конкретные задачи:
1. Определение политической системы в обществе;
2. Дать определение политической партии в политической системе на современном этапе развития Российской Федерации;
3. Изучение нормативно-правового регулирования деятельности политических партий в Российской Федерации;
4. Охарактеризовать специфику роли и функций политических партий в современной политической системе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Политическая партия в структуре политической системе 6
1.1. Понятие политической системы общества 6
1.2. Место и роль политической партии в политической системе 11
Глава 2. Особенности конституционно-правового положения политической партии 16
2.1.Регулирование деятельности политической партии на государственном уровне 16
2.2.Особенности конституционно-правового статуса в Российской Федерации 24
Заключение 33
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ - 2011 - Конституционно-правовой статус политически.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

     Юридическое понятие политической партии дано в  статье 3 Федерального закона «О политических партиях».

     Политическая  партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

     Основными целями политической партии являются30:

    • формирование общественного мнения;
    • политическое образование и воспитание граждан;
    • выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
    • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

     Таким образом, в основе правовой конструкции политической партии заложены статусные функциональные критерии, отличающие ее от иных организационно-правовых форм общественных объединений, а именно:

    • публично-правовой характер целей деятельности, выражающийся в обеспечении участия граждан в политической жизни общества;
    • специфические средства реализации этих целей 9формирование и выражение политической воли граждан, участие в политических акциях, выборах и референдумах, представление их интересов в органах государственной власти и местного самоуправления).

     В настоящее время действует Федеральный  закон «О политических партиях» Принятие этого закона является очень важным шагом в развитии демократического общества России.

     Вокруг  данного закона шла острая полемика как в процессе принятия его (между первым и вторым чтениями депутаты внесли в президентский проект почти полторы тысячи поправок, самые существенные из них исходили из отклоненных Думой четырех альтернативных проектов), так и после вступления его в силу.

     По  мнению многих политиков, Закон не является идеальным, однако он предоставляет правовую основу для деятельности политических партий; кроме этого, он служит консолидации общества вокруг политических идей. Важным фактом является и то, что принятие соответствующего закона было одним из требований Совета Европы31.

     Федеральный закон «О политических партиях» состоит  из 10 глав. Предметом его регулирования  «являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией  гражданами Российской Федерации права  на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации»

     Важным  является то, что закон практически  дублирует положение Конституции  о праве граждан на объединение, но при этом конкретизирует право на объединение непосредственно в политическую партию.

     Сфера деятельности партии - вся территория Российской Федерации, либо ее часть, но в соответствии с требованиями настоящего закона. Закон содержит и ряд иных принципов деятельности политической партии: это добровольность, равноправие, самоуправление, законность и гласность.

     В главе «Общие положения» сформулированы два основных понятия - политической партии и регионального отделения.

     Затронут  острый вопрос о государстве, государственных органах, должностных лицах и их вмешательстве в деятельность политической партии. Так, в соответствии со статьей 10 «вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается» При этом «вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующей политической партии или по согласованию с ней»

     При этом связь государства и политических партий в России довольно значительна, особенно в период участия партий в выборах и референдумах. Поэтому  нужно подчеркнуть, что значение избирательного законодательства в правовом регулировании деятельности политических партий велико.

     Особый  случай представляло до недавнего времени  избирательное законодательство России, - оно не признавало политические партии основными субъектами избирательного процесса, допуская к участию в нем практически все общественные объединения. Политические партии не выделялись в этом законодательстве из общего понятия «избирательное объединение».

     Существование политических партий в равной мере невозможно как без общества с  его многообразными интересами, агрегирование и представительство которых осуществляют партии, так и без государства, олицетворяющего публичную власть в обществе.

     Таким образом, с одной стороны, партия выступает как институт гражданского общества, т.е. как структурный элемент сферы частных отношений, а с другой - она выступает как часть государственно-политической системы.

     Будучи  важнейшими посредниками между гражданами и властью, политические партии способствуют выработке и выражению политической воли граждан, отображению интересов людей в принимаемых для их блага соответствующих решениях органов власти.

     Разрабатывая  программно-идеологические документы, партии обеспечивают конкурентную среду  для открытого общественного  обсуждения политических и экономических  идей, содействуют проведению свободных выборов. Партии способствуют развитию политической ответственности граждан, осуществляют подготовку квалифицированных кадров в сфере политики32.

     Современная Россия переживает период качественного  обновления и структурирования партийной системы. Важнейшим катализатором этого процесса выступают выборы депутатов Государственной Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. В ходе избирательных кампаний политические партии проходят испытание на прочность, а выдвигаемые ими положения предвыборных программ -проверку на поддержку избирателями33.

     В условиях многопартийной системы выборы, проводимые на основе состязательности различных политических сил, отражают всю сложность имеющихся общественно-политических проблем, многообразие точек зрения на перспективы развития общества и государства.

     При всех очевидных издержках, обусловленных  переходным состоянием российской партийной  системы, отсутствием сложившихся традиций электорально-правовой культуры, выборы являются важнейшим инструментом демократического обновления и воспроизводства власти. Это возлагает на законодателей особую ответственность в принятии выверенных решений, оптимальных в правовом и политическом отношении34.

     Принятие  закона о политических партиях, изменения  в избирательном законодательстве свидетельствовали о начале процесса целенаправленной институционализации  роли и статуса партий в избирательном  процессе.

     Партии  являются единственным видом общественных объединений, которые обладают правом самостоятельно выдвигать кандидатов, списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти. Оценивая место партий в политической системе страны, следует отметить, что они становятся важнейшими субъектами политического и избирательного процессов.

     Политические  партии в демократическом процессе выполняют важнейшую и незаменимую  роль выявления и интегрирования разнородных интересов различных  групп общества, формулирования на этой основе конкурирующих стратегий социально-экономического и политического развития, обеспечения публичного контроля за эффективностью процесса функционирования государства, участвуют в ротации политической власти. Регулярные и свободные выборы дают возможность избирателям эффективно контролировать политические институты, деятельность органов государственной власти.

     Очередной виток политической реформы в  Российской Федерации, вызванный потребностью структурировать электоральное  пространство и на новом партийно-политическом фундаменте осуществить модернизацию ее государственных институтов, стимулирует повышенное внимание к исходным доктринальным и технологическим основаниям планируемых изменений в действующем федеральном и региональном избирательном праве и законодательстве.

     Смысл изменений определяется задачей  формирования политических условий, адекватных последовательному движению к системе  институтов конкурентной демократии.

     Под политической партией, представленной в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в настоящем Федеральном законе понимается политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, или политическая партия, федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат (переданы депутатские мандаты) в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»35.

     Под политической партией, представленной в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, в настоящем  Федеральном законе понимается политическая партия, список кандидатов которой  допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или политическая партия, списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

       За первые несколько лет нового  тысячелетия Россия успела значительно  продвинуться по пути формирования  партийной системы. Многопартийность  в нашей стране существует  с начала 90-х гг., однако партийная  система до сих пор находится  в стадии становления

     Партии постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их развитие, объединение и выработка совместных позиций. Для усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей в структуры властные.

     Становление многопартийности в стране идет трудно и противоречиво. Она пока далека еще от тех цивилизованных рамок, о которых мечтают знатоки и ревнители западной демократии. Чаще всего бывает так, что партии возникают, регистрируются, порой даже исчезают, но никто не знает, кто за ними стоит, кто их поддерживает. И в этом - главная беда многих группировок, претендующих на право называться партиями.

     Но  ясно одно - возрождение России требует  не просто взаимодействия партий, но и  взаимодействия просто политических сил. Они должны сотрудничать друг с другом на разумных условиях.

     В России среди действующих политических структур нет ни одной, которая бы с полным правом могла именовать  себя политической партией.

     Российская  политическая система несказанно далека еще от нормальных демократических стандартов: разделение властей, многопартийности, приоритета прав и свобод личности, господства права во всех областях жизни общества  Принцип разделения властей только провозглашен. На деле же государственные структуры борются за полноту и единство власти, разумеется своей собственной.

     По  действующему законодательству, политическая партия есть «общественное объединение, созданное в целях участия  граждан Российской Федерации в  политической жизни общества посредством  формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.» Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 1) определяет, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года — сорока пяти, с 2012 года — сорока) тысяч членов участников (или кого-нибудь ещё), её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.

Информация о работе Банковские электронные услуги