Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:58, курсовая работа
Эффективность экономической системы зависит от многих составляющих, но, несомненно, важными факторами являются состояние и тенденции развития банковского сектора. Происходящие в настоящее время изменения на финансовых рынках требуют переосмысления роли кредитных организаций в развитии мировой и российской экономик. Это особенно актуально в связи с тем, что в условиях глобальной экономической нестабильности и кризиса в мировой банковской системе. Происходит перестройка банковского сектора, и от того, как она повлияет на функционирование отечественных кредитных учреждений, будет зависеть экономика страны.
Введение
Глава 1. Теоретические основы функционирования банковской системы России
1.1 Сущность и принципы организации банковской системы России
1.2 Основные цели деятельности, функции и операции Банка России
1.3 Основные факторы, влияющие на развитие банковской системы
Глава 2. Анализ развития банковской системы России и перспективы её совершенствования
2.1 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора на период 2009-2011 годов
2.2 Банковская система России в условиях мирового финансового кризиса
2.3 Перспективы развития банковской системы России
Заключение
13) определяет
порядок осуществления
14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
15) устанавливает
и публикует официальные курсы
иностранных валют по
16) принимает участие
в разработке прогноза
17) устанавливает
порядок и условия
18) проводит анализ
и прогнозирование состояния
экономики Российской
18.1) осуществляет
выплаты Банка России по
(п.18.1 введен Федеральным законом от 29.07.2004 № 97-ФЗ)
19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать решения, противоречащие Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Банк России представляет Государственной Думе и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.
Для достижения своих целей Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации: [1; 28]
1) предоставлять
кредиты на срок не более
одного года под обеспечение
ценными бумагами и другими
активами, если иное не установлено
федеральным законом о
2) покупать и
продавать чеки, простые и переводные
векселя, имеющие, как правило,
3) покупать и
продавать государственные
4) покупать и
продавать облигации,
5) покупать и
продавать иностранную валюту, а
также платежные документы и
обязательства в иностранной
валюте, выставленные российскими
и иностранными кредитными
6) покупать, хранить,
продавать драгоценные металлы
и иные виды валютных
7) проводить расчетные,
кассовые и депозитные
8) выдавать гарантии и поручительства;
9) осуществлять
операции с финансовыми
10) открывать счета
в российских и иностранных
кредитных организациях на
11) выставлять чеки и векселя в любой валюте;
12) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.
Банк России вправе осуществлять операции на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать: [25]
ѕ золото и другие
драгоценные металлы в
ѕ иностранная валюта;
ѕ векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев;
ѕ государственные ценные бумаги.
Списки векселей
и государственных ценных бумаг,
пригодных для обеспечения
В случаях, установленных Советом директоров, обеспечением могут выступать другие ценности, а также гарантии и поручительства.
Основными инструментами кредитно-денежной политики являются: [7; 56]
ѕ Официальная учетная ставка - относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.
ѕ Обязательные резервы - часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.
ѕ Операции на открытом рынке - операции ЦБ по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
ѕ Моральное воздействие - рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.
ѕ Разумный банковский надзор - различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов.
ѕ Контроль за рынком капиталов - порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и др.
ѕ Допуск к рынкам - регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.
ѕ Специальные депозиты - часть прироста депозитов или кредитов КБ, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.
ѕ Количественные ограничения - потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое “замораживание” процентных ставок.
ѕ Валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.
ѕ Управление госдолгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализует ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы госдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроля за денежным обращением.
ѕ Таргетирование - установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.
ѕ Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.
ѕ Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.
Все эти инструменты могут быть эффективными только в условиях тесной увязки с фискальной политикой и законодательством.
Регулируя международную
и внешнеэкономическую
Он также выдает
разрешения на создание банков с участием
иностранного капитала и филиалов иностранных
банков, осуществляет аккредитацию представительств
кредитных организаций
Как и другие ЦБ
развитых стран, для осуществления
своей внешнеэкономической
Подводя итог, можно
отметить, что основные функции центральных
банков ведущих мировых держав в
целом идентичны, однако в силу особой
специфики реформационного
Особо отметим, что в отличие от некоторых западных банков, Банк России не в праве: [4; 25]
ѕ предоставлять
кредиты Правительству
ѕ покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении
ѕ ЦБ РФ не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
ѕ не может участвовать
в капиталах российских кредитных
организаций; участие в капиталах
международных организаций
Данные положения
теперь полностью законодательно урегулированы,
дабы исключить возможность
1.3 Основные факторы, влияющие на развитие банковской системы
На процесс развития банковской системы влияет совокупность факторов как внешних по отношению к банковской системе, так и внутренних.
К внешним факторам следует отнести макрофакторы, или факторы среды. Эта группа факторов представляет собой вероятностную совокупность взаимоувязанных и взаимообусловленных факторов, которые с определенной степенью условности можно разделить на пять основных групп: экономические, политические, правовые, социальные и форс-мажорные. [14; 545]
Совокупность экономических факторов отражает состояние экономики, выраженное в интенсивности и способах установления экономических отношений с участием банков.
К экономическим
факторам следует отнести принципы
исполнения федерального бюджета, характер
реализуемой денежно-кредитной
В случае кризисного
развития наблюдаются противоположные
процессы, угнетающие банковскую систему
в целом, усложняющие деятельность
отдельных банков, снижая их надежность
и ликвидность. Развитие банковской
системы может сдерживаться под
влиянием таких факторов, как чрезмерный
налоговый пресс на прибыль банков,
отсутствие достаточных ресурсов для
осуществления банковских операций,
убыточность значительного
К политическим факторам относятся те решения органов власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях, которые влияют на характер решений, принимаемых субъектами банковской системы: Центральным банком, банками, кредитными организациями, банковскими ассоциациями. Это в первую очередь: [12; 361]
ѕ принципы денежно-кредитной политики;
ѕ заявленные принципы формирования бюджета и его пропорций;
ѕ основные направления
совершенствования
ѕ реализуемые
на практике Принципы развития национального
хозяйства и его отдельных
отраслей, отношение к
В мировой практике
страны ранжируются по критерию политического
риска. Чем выше этот показатель, тем
менее стабильна социально-
Формы и методы
правового регулирования
Экономические, правовые
и политические факторы во многом
определяют комплекс социально-психологических
факторов. К социально-психологическим
факторам относятся: уверенность большинства
населения в правильности проводимых
экономических преобразований, в
стабильности налогового, таможенного,
валютного законодательства, в хороших
перспективах для экономики в
целом и ее отдельных отраслей.
Все вышеперечисленное в
Форс-мажорные обстоятельства, являющиеся следствием стихийных бедствий и непредсказуемых событий, которые приводят к сбоям в платежных системах, могут быть разделены на: [6; 46]