Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:30, реферат
В результате реорганизации государственных отраслевых банков и наделением республиканских отделений Госбанка СССР функциями центральных банков суверенных государств, а также создания первых коммерческих банков в 1991 году в республике была сформирована двухуровневая банковская система. Первый уровень новой банковской системы представлен Национальным банком РК и его филиалами в областных центрах республики. Второй уровень банковской системы представлен банками, созданными как на основе ранее существовавших специализированных банков, так и вновь организованных по инициативе физических и юридических лиц.
На развитие и улучшение
качества банковских услуг значительное
влияние оказало
В целом, о развитии экономики
и банковского сектора
За прошедшие годы Национальный банк развил и собственную инфраструктуру. С вводом в действие собственной банкнотной фабрики были решены многие важные вопросы, связанные с обеспечением потребности страны не только в наличных деньгах, но и высококачественной полиграфической продукции (паспорта, дипломы, ценные бумаги и т.д.).
Совершенствовалась система защиты вкладов населения - в апреле 2000 года были внесены изменения и дополнения в банковское законодательство по банковской тайне применительно депозитных счетов физических лиц.
Несмотря на то, что институт банковской тайны в нашей стране был закреплен еще в 1995 году банковским законодательством, издавались и другие нормативные правовые акты, которые противоречили его нормам. В связи с этим Национальный Банк разработал проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банковской тайны", который направлен на устранение всех законодательных противоречий и последовательное проведение принципа банковской тайны.
Впервые значительный рост
суммы депозитов физических лиц
произошел в 4-м квартале 1999 года,
что было обусловлено созданием
в ноябре 1999 года системы обязательного
страхования срочных вкладов
физических лиц. Сначала были утверждены
Правила обязательного
Способствовала резкому увеличению депозитной массы и акция по легализации доходов населения, проведенная в 2001 году. Сначала по инициативе президента Назарбаева был принят закон от 2 апреля "Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией ими денег", согласно которому амнистия распространялись на "граждан, зачисливших деньги, ранее выведенные из легального экономического оборота, на специальные счета в банки, входящие в систему коллективного гарантирования вкладов, путем вклада наличных денег в национальной и в иностранной валюте, а также перевода собственных денег с персональных счетов в иностранных банках". Информация о величине легализуемых сумм не подлежала разглашению и никаких налогов с них платить не требовалось. Кроме того, налоговые органы страны пообещали уничтожить (и уничтожили!) декларации о доходах и имуществе физических лиц за период с 1995 по 2000 год.
Амнистия продлилась 30 дней - с 14 июня по 13 июля 2001 года. Подводя ее итоги, председатель Нацбанка Григорий Марченко сообщил, что на счета банка поступило 480 217 млн. долларов США, причем лишь 50,5 млн. пришло из-за рубежа. Средний размер депозитов, вносимых на специальные счета, составил 164 тыс. долларов, при этом, минимальная сумма депозита составила 50 долларов, максимальная - около 800 тыс. Правом амнистировать свои капиталы воспользовались около 3 тыс. граждан страны, из которых 90% принесли наличные деньги. Среди амнистированных оказался даже министр государственных доходов Зейнулла Какимжанов, легализовавший свои капиталы, укрытые от налогов в период, когда он занимался частным бизнесом.
Таким образом, комплекс мер по защите вкладов граждан в банках привел к повышению доверия населения к банковской системе. И если в 1994-98 годах общая сумма вкладов (с учетом нерезидентов) выросла с 5,4 до 31,6 млн. тенге, то в 1999 году прирост составил 23,4 млрд. тенге, в 2000 году - 36,7 млрд. тенге, а в 2001 году - сразу 248,3 млрд. тенге! Продолжился рост депозитной массы и в 2002 году.
На настоящем этапе
развития банки все более активно
через свои дочерние организации
проникают на рынок ценных бумаг,
страховой рынок, в деятельность
пенсионных фондов. Кроме того, из организационной
структуры банков все чаще стали
выделяться специализированные дочерние
организации, осуществляющие отдельные
банковские операции, например, лизинговые
компании (законодательная база для
развития отношений в области
финансового лизинга была принята
в 2000 году). Разработана и одобрена
Правительством Республики Казахстан
Концепция долгосрочного
В целях реализации мер, направленных на укрепление и развитие всех сегментов финансового рынка страны, Национальный Банк в дальнейшем намерен:
внедрять методы
надзора на консолидированной основе
в целях укрепления стабильности
банковского сектора и
совершенствовать
нормативную правовую базу для развития
сектора организаций, осуществляющих
отдельные виды банковских операций,
в том числе системы почтово-
содействовать развитию новых финансовых инструментов;
продолжить работу
по совершенствованию системы
Ну и важнейшей задачей
совершенствования банковской системы
Республики Казахстан является создание
системы консолидированного банковского
надзора за рисками. Управление рисками
- это процесс, включающий четыре основных
элемента: 1) оценка риска, 2) измерение
риска, 3) контроль риска и 4) мониторинг
риска. Система управления рисками
обеспечивает в банке идентификацию,
оценку, контроль и отслеживание всех
видов рисков, которым подвержена
или может подвергнуться
В целях создания необходимых
законодательных условий для
внедрения надзора на консолидированной
основе 2 марта 2001 года принят Закон
Республики Казахстан "О внесении
изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты по вопросам банковской
деятельности". Постановлением Правления
Национального Банка Республики
Казахстан от 20 апреля 2001 года № 116 утверждены
Методические рекомендации по организации
систем корпоративного управления и
управления рисками в банках второго
уровня. В соответствии с рекомендациями
Национального банка, в каждом банке
сейчас работают специальные рабочие
группы для создания комплексной
системы управления за всеми возможными
видами рисков банковской деятельности,
включая политические, технологические,
ценовые, рыночные, репутационные и
др. Итогом работы каждой такой группы
должно стать представленное в срок
до 1 апреля 2003 года заключение одной
из независимых аудиторских
В целом, внедрение консолидированного банковского надзора позволит обеспечить прозрачность и понятность для общества деятельности банков и лиц, которые владеют банками, более объективно оценивать финансовое состояние банков и, тем самым, более надежно защищать вкладчиков.
Заключение
За 11 лет суверенного существования
в Казахстане очень много сделано,
чтобы республика состоялась как
самостоятельное и
Список литературы: