Банковская система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.

Содержание

Введение……………………………………………………………...………..3
Причины инфляции………………………………………………….…4
Банковская система Российской Федерации, пути ее развития и
реформирования……………………………………………………………..12
2.1. Банковская система Российской Федерации………………………...12
2.2. Становление банковской системы……………………………………18
2.3. Развитие банковской системы…………………………………...……19
2.4. Кризис и банковская система……………………………………..…..23
Заключение………………………………………………………………..….26
Список литературы………………………………………………………..…29

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение……………………………………………………………...………..3

  1. Причины инфляции………………………………………………….…4
  2. Банковская система Российской Федерации, пути ее развития и

реформирования……………………………………………………………..12

2.1. Банковская система Российской Федерации………………………...12

2.2. Становление банковской системы……………………………………18

2.3. Развитие банковской системы…………………………………...……19

2.4. Кризис и банковская система……………………………………..…..23

Заключение………………………………………………………………..….26

Список литературы………………………………………………………..…29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Банковская  система - это важнейшая сфера  национального хозяйства любого развитого государства. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет  в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих  коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.

Банковская  система непосредственным образом  связана с экономикой страны и  негативные тенденции в экономике (рост инфляции) закономерным образом отражаются и на банковской системе, в то время, как и развитие кризисных явлений в банковской сфере не может не отражаться на экономике.

Банк как  предприятие имеет свою специфику, его деятельность отличается от деятельности других предприятий. Банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он производит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств. Деньги являются воспроизводственной категорией; наличные деньги, выпущенные банком как единственным монополистом в общей массе субъектов воспроизводства, обслуживают как сферу производства, так и распределения, обмена и потребления

Объектом исследования данной работы является банковская система как одна из ключевых частей экономической системы страны.

Предметом исследования являются причины инфляции, их влияние и пути развития и реформирования банковской системы.

 

 

 

 

 

  1. Причины инфляции

 

Инфляция зарождается на денежном рынке. Именно там, в деформациях денежного обращения, и следует искать ее причины. Рассмотрим их.

Во-первых, из-за неправильной денежной политики центрального банка  в обращении появляется избыточная, не обеспеченная товарами масса денег. Как известно, в экономике возникают проблемы, решение которых требует проведения краткосрочной денежной политики.

Краткосрочная денежная политика должна проводиться в рамках долгосрочной неинфляционной политики. Если государство, стараясь подстегнуть производство, прибегает к экономически необоснованной денежной эмиссии и подключает центральный банк к решению текущих проблем, то велика вероятность, что увеличение денежной массы выйдет за пределы долгосрочного равновесия денежного рынка. Вместо того, чтобы оберегать хозяйство от инфляции, центральный банк может наводнить экономику излишними деньгами, что способствует развитию инфляционного процесса.

Во-вторых, бюжныидефицит неминуемо ведет к инфляции. Однако ее темпы зависят от организации покрытия бюджетного дефицита. Там, где на центральный банк смотрят как на подразделение министерства финансов и отсутствует обоснованная стратегия, дефицит финансируется посредством денежной эмиссии, что ведет к резкому ускорению инфляции.

Другой вариант — регулярные займы правительства в централь-пом банке. В этом случае инфляция все равно неизбежна, хотя протекает несколько медленнее и в более цивилизованных формах. Допустим, что правительство одолжило в центральном банке определенное количество денег, обязавшись вернуть ссуду с процентами через год. Полностью выполнив свое обещание и расплатившись с центральным банком, оно вновь обращается к нему за кредитом и повторяет такую операцию из года в год. Несмотря на то, что деньги время от времени возвращаются обратно в центральный банк, заметна кредитная эмиссия, постепенно происходит разбухание денежной массы; Инфляция получает дополнительный импульс.

Возможен и третий вариант  покрытия дефицита, когда правительство  вынуждено размещать свои долговые обязательства где угодно, кроме центрального банка собственной страны. Подобная ситуация возникает там, где центральные банки независимы от исполнительной власти, наделены большими правами и ответственностью за неинфляционное развитие народного хозяйства. Они отказывают правительству и дают ему кредиты только в исключительных, специально оговоренных законом случаях. Правительство может выпускать займы, т. е. брать в долг деньги у своих и иностранных граждан, корпораций, коммерческих банков, фондов и т. п.

На первый взгляд, указанный путь финансирования бюджетного дефицита имеет выраженный неинфляционный характер: те, кто покупают облигации государственных займов, распоряжаются доставшейся им частью наличной денежной массы, нисколько не увеличивая ее объемов. На самом деле все обстоит сложнее. Вручая бывшим обладателям сбережений свои долговые расписки, государство забирает денежные ресурсы, которые могли бы стать инвестициями. Это значит, что при таком способе покрытия дефицита инвестиционный спрос удовлетворяется далеко не полностью.

Таким образом, при любом  способе финансирования бюджетный  дефицит ведет к инфляции. Практика развитых стран показывает, что предпочтение отдается третьему способу, ибо первые два рано или поздно погружают  экономику в состояние неуправляемой  инфляции.

Отметим, что высокие проценты по государственным займам недостаточны для привлечения сбережений, необходимы также доверие населения к  правительству, его желание дать деньги взаймы. В условиях тоталитарного  режима дефицит доверия к властям  преодолевали путем принудительного размещения государственных займов и насильственного изъятия части сбережений. Впоследствии способы экспроприации стали более изощренными. Обладая безраздельной монополией, Сбербанк аккумулировал сбережения и направлял их в Госбанк. Правительство использовало чужие деньги фактически бесплатно, поскольку Сбербанк устанавливал низкие проценты по вкладам. Экономическая реформа дала населению возможность предоставлять сбережения не только Сбербанку, но и коммерческим банкам. Теперь процент по государственным облигациям должен быть достаточным, чтобы приносить доход и компенсировать текущий инфляционный рост цен.

В-третьих, милитаризация  экономики способствует возникновению  по крайней мере трех инфляционных эффектов. Так, чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса создает постоянное напряжение в расходной части государственного бюджета. Возрастает дефицит, а вслед за ним и инфляционное давление (первый инфляционный эффект).

Предположим, что  государству удалось сэкономить на других статьях расходов и так  отрегулировать свои финансы, что даже в условиях милитаризованной экономики  дефицит бюджета оказался небольшим  и его роль в развертывании  инфляционного процесса сведена  к минимуму. Тогда воздействие милитаризма на инфляцию принимает иные формы. Военная экономика поглощает материальные, интеллектуальные и прочие ресурсы, которые можно было бы использовать более эффективно, например, выпуская потребительские товары. Если ресурсы распределены в экономике неоптимально, то возникающие диспропорции затрудняют развитие гражданского производства, что отрицательно сказывается на объеме и динамике товарного предложения, усугубляет неравновесие рынков в пользу спроса (второй инфляционный эффект).

Укажем также, что занятые в оборонном секторе  выступают на потребительском рынке  исключительно в роли покупателей, предъявляют спрос, но не способствуют увеличению предложения товаров (третий инфляционный эффект).

Все это свидетельствует  о том, что без демилитаризации экономию! инфляцию не обуздать. По мере конверсии военного производства действие отмеченных эффектов ослабевает.

В-четвертых, монополизация  рынков влияет на интенсивность инфляционного  процесса. Практика показала, что инфляция быстрее развивается в той экономике, где наблюдается высокая степень монополизации рынка,

Безусловно, монополии  не имеют отношения к. зарождению инфляции, но они ее активно продолжают и усиливают. Чтобы сохранить  доминирующее положение на рынке, нужно  сократить размеры производства и предложения товаров. Это отрицательно влияет на соотношение совокупного спроса и предложения, увеличивая разрыв между ними. Монополистические структуры, разрушая механизм рынка, снижают эластичность предложения по цене, затягивают реакцию производства на колебания инфляционного спроса, продлевают инфляционное неравновесие. В целом можно утверждать, что, хотя инфляция в принципе возможна , на и в конкурентной экономике, монополизм придает ей дополнительное ускорение.

В-пятых, внешнеэкономические факторы воздействуют на инфляцию. Немалую инфляционную угрозу несут потоки краткосрочных капиталов, перемещающихся через границы в поисках наиболее высокой ставки -процента.

Инфляция в  принципе неустранима, поскольку современная  экономика инфляционная по своему устройству.    

В мировой экономической  литературе выделяют три вида монополий, которые называют главными причинами  инфляции[9, с.20]:

1)         государственная монополия на эмиссию денег;

2)         профсоюзная монополия;

3)         монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек.

Эти три вида монополий связаны между собой, и каждая из них может нарушать баланс спроса и предложения.

Назовем признаки неинфляционной экономики.

Во-первых, отсутствие дефицита государственного бюджета, поскольку при любом способе его покрытия возникают инфляционные импульсы. Теоретически это условие невыполнимо, хотя практически устойчивые бездефицитные бюджеты изредка встречаются.

Во-вторых, центральный  банк обязан обеспечить неинфляционное развитие экономики. В действительности центральному банку трудно избежать роста инфляции при проведении краткосрочной денежной политики и обслуживании государственного долга.

В-третьих, устранение государственной монополии центрального банка на регулирование центральных денег. В условиях монополии возможна ошибка в оценках допустимых пределов денежной экспансии. Прекратить выпуск центральных денег нельзя, сделать их рынок конкурентным — тоже. Поэтому ликвидация указанной государственной монополии в подобных условиях принципиально неосуществима.

В-четвертых, поддержание  устойчивого макроэкономического  равновесия между инвестиционным спросом  и предложением сбережений. Такое  выравнивание не происходит автоматически, чаще встречается неравновесие. Когда  инвестиционный спрос превышает предложение сбережений, в экономике возникает инфляционная ситуация, характеризующаяся медленным ростом инвестиций и производства, дефицитом сбережений и высоким текущим спросом. Как видно, это условие едва ли выполнимо.

В-пятых, государство должно воздерживаться от активного вмешательства в перераспределение доходов, чтобы уберечь экономику от инфляции. Когда оно поступает иначе, то при чрезмерном налогообложении возникает макроэкономический эффект дефицита сбережений. Он усиливает отмеченное выше макроэкономическое неравновесие между инвестициями и сбережениями.

Однако перераспределительная  деятельность государства социально  оправдана, отказаться от нее невозможно. Следовательно, и это условие  невыполнимо.

В-шестых, у граждан  страны не должны возникать инфляционные ожидания при повышении цен, что явно нереально.

Народное хозяйство, в котором выполняются все  шесть условий, может существовать лишь в воображении, но не на практике. Таким образом, инфляционный характер современной экономики неустраним. Отсюда следует, что противодействие инфляции не может быть ограничено каким-либо сроком.

Антиинфляционное  регулирование — это бессрочная, повседневная обязанность государства, его постоянная функция. Задача государства  состоит в том, чтобы сделать рост цен контролируемым и сравнительно умеренным. /

Рядовой потребитель  не имеет ни малейшего отношения  к истокам инфляции, бесконечно далек  от организации предложения денег, бюджетного дефицита, макроэкономического  равновесия и др. Население всегда является пострадавшей стороной, жертвой инфляции. Виновник инфляции — государство должно взять на себя ответственность за антиинфляционное регулирование.

Экономисты  также считают, что одной из предпосылок  роста инфляции является неравномерность  степени развитости отраслей в национальной экономике. Так, например, в нашей стране преобладали отрасли тяжелой промышленности над легкой, и особенно военная отрасль.

Информация о работе Банковская система РФ