Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:46, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является: изучить структуру банковской системы на уровне теории и на примере белорусской банковской системы. Проанализировать процессы зарождения и становления банковской системы.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
- рассмотреть структуру белорусской банковской системы;
- познакомиться с главными составляющими банковской системы;
- познакомиться с операциями, проводимыми банками;
- рассказать о проблемах и перспективах развития системы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………………4
1 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………............................................................................6
1.1 История развития банковской системы………………………………….…..6
1.2 Сущность и понятия банковской системы…………………………………..8
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ .................................................................................15
2.1 …………....…
2.2 …………………………………….……………….
2.3 ……………………………
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ…..…20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..…………………………………….…28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...…………30
Банковским кодексом Республики Беларусь установлено, что банковская деятельность может осуществляться только на основании лицензии, выдаваемой Национальным банком. Определен порядок государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, который более подробно конкретизируется в Инструкции о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 28.06.2001 № 175.
Каждый банк самостоятельно определяет величину и структуру собственных средств, руководствуясь принятой стратегией развития, конкурентной позицией на денежном рынке, а также принимая во внимание характер проводимых активных операций и размер рисков.
Согласно статьи 197 «Банковского кодекса Республики Беларусь» По договору текущего (расчетного) банковского счета одна сторона (банк или небанковская кредитно-финансовая организация) обязуется открыть другой стороне (владельцу счета) текущий (расчетный) банковский счет для хранения денежных средств владельца счета и (или) зачисления на этот счет денежных средств, поступающих в пользу владельца счета, а также выполнять поручения владельца счета о перечислении и выдаче соответствующих денежных средств со счета, а владелец счета предоставляет банку или небанковской кредитно-финансовой организации право использовать временно свободные денежные средства, находящиеся на счете, с уплатой процентов, определенных законодательством Республики Беларусь или договором, и уплачивает банку или небанковской кредитно-финансовой организации вознаграждение (плату) за оказываемые ему услуги.
Договор текущего (расчетного) банковского счета может быть заключен физическим или юридическим лицом на имя другого физического лица, которое приобретает право владельца этого счета.
Отношения по текущему (расчетному) банковскому счету регулируются законодательством Республики Беларусь.
Рассматривая договоры банковского вклада (депозита) и текущего (расчетного) банковского счета, нельзя не заметить, что существенно различаются цели этих договоров. Заключая договор банковского вклада (депозита), клиент преследует цель обеспечения сохранности средств и получения дохода в виде процентов. Целью заключения договора текущего (расчетного) банковского счета для клиента является получение возможности осуществления безналичных платежей.
Кроме того, в отличие от реального договора банковского вклада (депозита) договор текущего (расчетного) банковского счета является консенсуальным.
Таким образом, хотя договоры банковского вклада (депозита) и текущего (расчетного) банковского счета обладают определенным сходством, однако по причинам, изложенным выше, на современном этапе мы считаем неверным их отождествление.
Некоторые цивилисты, основываясь на позиции о том, что договор банковского счета - это частный случай договора банковского вклада (вклад на текущий счет), усматривали в данных правоотношениях заем со стороны банка [7], а М.М.Агарков указывал, что "бессрочные вклады, в том числе вклады на текущие счета, следует рассматривать как иррегулярную поклажу" [15, c.71] .
В соответствии со ст. 120 БК государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов. Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств физических лиц и компенсации потери дохода по вложенным средствам в соответствии с законодательством Республики Беларусь могут разрабатываться различные формы гарантирования возврата привлекаемых банками средств физических лиц.
Закон Республики Беларусь от 08.07.2008 N 369-З "О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц" (далее - Закон), а также Декрет Президента Республики Беларусь от 04.11.2008 N 22 "О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)" (далее - Декрет N 22) внесли существенные изменения в национальную систему гарантирования вкладов, поскольку коренным образом изменили принципиальные основы данной системы.
Денежные средства принимаются во вклады (депозиты) банком и небанковской кредитно-финансовой организацией, имеющими на основании лицензии на осуществление банковской деятельности право на привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты). Привлечение денежных средств во вклады (депозиты) оформляется договором банковского вклада (депозита) или иным договором, содержащим условия, аналогичные условиям договора банковского вклада (депозита), установленным настоящим Кодексом.
Одной из сторон рассматриваемого договора всегда является банк или небанковская кредитно-финансовая организация.
Право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады (депозиты), открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц, по открытию и ведению счетов в драгоценных металлах, купле-продаже драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, размещению драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклады (депозиты) может быть предоставлено банку (небанковской кредитно-финансовой организации) при соблюдении следующих условий:
- прошло не менее двух лет с даты его государственной регистрации;
- банк (небанковская кредитно-финансовая организация) имеет устойчивое финансовое положение в течение последних двух лет;
- нормативный капитал такого субъекта эквивалентен не менее 25 миллионам евро на дату представления документов для внесения изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии.
В соответствии со статьей 180 Банковского кодекса Республики Беларусь вкладополучатель обеспечивает сохранность вкладов (депозитов) и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками.
Вкладополучатель обязан возвратить вклад (депозит) в соответствии с условиями договора банковского вклада (депозита).
Вкладчик - физическое лицо (за исключением вкладчика - индивидуального предпринимателя) вправе потребовать возврата вклада (депозита) по договору срочного или условного банковского вклада (депозита) до истечения срока возврата вклада (депозита) либо до наступления (ненаступления) определенного в договоре обстоятельства (события). Вкладополучатель обязан возвратить вклад (депозит) в течение пяти дней со дня предъявления требования о его возврате.
Условие договора срочного или условного банковского вклада (депозита) об отказе вкладчика - физического лица (за исключением вкладчика - индивидуального предпринимателя) от права требования досрочного возврата вклада (депозита) является ничтожным.
Если срочный или условный банковский вклад (депозит) возвращается вкладчику по его требованию до истечения срока возврата вклада (депозита) либо до наступления (ненаступления) определенного в договоре обстоятельства (события), проценты по вкладу (депозиту) выплачиваются в размере и порядке, установленных договором банковского вклада (депозита).
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
Банковский сектор играет ведущую роль в системе финансового посредничества в Республике Беларусь. В условиях относительной неразвитости фондового рынка и небанковских финансовых институтов именно банки являются главным звеном механизма трансформации сбережений в инвестиции в экономике.
Совокупные активы белорусского финансового сектора (включая банки и страховые организации) в 2008 г. составили 26 млрд. долларов США, или 42,6% к ВВП. При этом на долю банков приходится более 97% активов.
По состоянию на 1 июня 2009 г. на территории Республики Беларусь зарегистрирован 31 банк, в том числе 25 банков — с участием иностранного капитала в уставном фонде. При этом у 8 банков уставный капитал полностью сформирован за счет средств нерезидентов, еще в 12 банках доля иностранного капитала в уставном фонде превышает 50%.
Филиальная сеть банков насчитывает 311 филиалов. Кроме того, на территории Республики Беларусь открыто 8 представительств иностранных банков.
Совокупный уставный фонд по банковскому сектору на 1 июня составил 3,1 млрд. долл. США в эквиваленте.
Главную роль в банковском секторе сохраняют банки, основанные на государственной форме собственности. Доля государства в совокупном уставном фонде банков составляет 80,3%.
Доля иностранных инвестиций в совокупном уставном фонде банков к 1 июня 2009 г. увеличилась до 17,2%, в том числе удельный вес российского капитала — до 7,8%. В уставных фондах белорусских банков также участвовал капитал из Австрии, Кипра, Великобритании, Украины, Нидерландов, Люксембурга, Казахстана, Швейцарии, Ирана, Латвии, Ирландии, США и других стран.
Следует отметить, что в прошлом году размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь был увеличен с 25 до 50%. Данная мера была направлена на повышение устойчивости и эффективности функционирования банковской системы и создание необходимых условий для привлечения в белорусский банковский сектор новых технологий, расширения его финансового потенциала, повышения конкурентоспособности, расширения состава и улучшения количества банковских услуг.
В прошлом году в республике зарегистрировано 4 новых банка, из них 3 — с преобладающим участием иностранного капитала. В настоящее время ведется работа по созданию 3 новых банков с преобладающим участием иностранного капитала.
На 1 июня 2009 г. банками привлечено ресурсов в объеме 70,4 трлн. руб., или 25,3 млрд. долл. США в эквиваленте. С начала года пассивы банков увеличились на 11 %.
Первым по значимости источником ресурсов для банков остаются средства физических лиц. На 1 июня 2009 г. их доля в пассивах банков составила 22,5%.
За январь — май средства, привлеченные от физических лиц, увеличились на 19,4%. В среднем на одного жителя республики на 1 июня 2009 г. приходилось 1672 тыс. руб. сбережений, размещенных в банковских вкладах и сберегательных сертификатах, что эквивалентно 601 долл. США.
Банковский капитал за пять месяцев текущего года увеличился на 6,1%, до 17,8% от общей суммы привлеченных банками средств.
За январь — май сумма средств, привлеченных банками от субъектов хозяйствования, снизилась на 8% и составляет 17,2% в пассивах банков. Удельный вес в обязательствах банков средств органов государственного управления составляет 16,9%, средств нерезидентов — 11%. Структура активов банков в целом остается стабильной. Основной удельный вес в ней приходится на кредиты юридическим и физическим лицам — 78,3%, средства в других банках — 6,4%, а также ценные бумаги — 5,1%.
Кредитная политика, осуществляемая банковской системой, направлена на максимальное удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах. Требования банков к экономике за пять месяцев возросли на 16,8% и на 1 июня 2009 г. составили 55 трлн. руб.
За январь — май текущего года банки получили прибыль в размере 0,5 трлн. руб., или 187 млн. долл. США в эквиваленте, что в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Рентабельность активов в годовом исчислении на 1 июня составила 1,5%, рентабельность нормативного капитала — 9,8%.
Характеризуя современное состояние развития банковского сектора, нельзя обойти стороной воздействие на него глобального экономического кризиса.
Несмотря на сложности, с которыми в 2008— 2009 гг. столкнулись белорусские банки, как и банки других стран Центральной и Восточной Европы, состояние банковского сектора Республики Беларусь остается устойчивым. До настоящего времени банковский сектор достаточно успешно справлялся с внешними шоками, основные показатели эффективности банков оставались в приемлемых диапазонах, банками в основном выполнялись пруденциальные нормативы и другие надзорные требования. В частности, это подтвердили обновленная в 2008 г. оценка финансового сектора страны в рамках Программы оценки финансового сектора МВФ и Всемирного банка, а также оценки экспертов международных рейтинговых агентств.
В настоящее время устойчивость банковского сектора в значительной степени определяется макроэкономическими и внешнеэкономическими факторами.
Среди основных негативных тенденций функционирования банковского сектора необходимо отметить увеличение проблемных активов банковского сектора.
По сравнению с началом года объем проблемных активов банков вырос на 0,7 трлн. руб., а доля в общем объеме активов, подверженных кредитному риску, достигла 2,68%. Кроме того, в банковском секторе наблюдалось снижение отдельных показателей ликвидности, однако их величина находилась в безопасных пределах.
Ограниченное прямое влияние глобальных факторов нестабильности на белорусские банки и своевременно принятые Правительством Республики Беларусь и Национальным банком меры по рекапитализации государственных банков, расширению предоставления ликвидности банкам, ужесточению бюджетной политики, стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий населения, расширению внешнего финансирования макроэкономических дисбалансов способствовали сохранению финансовой и монетарной стабильности.
В текущем году Национальный банк и Правительство Республики Беларусь обеспечивают проведение денежно-кредитной политики с учетом необходимости ограничения последствий мирового финансово-экономического кризиса для экономики страны и соблюдения Меморандума об экономической и финансовой политике, заключенного с МВФ. Кроме того, в республике разрабатываются и по мере необходимости применяются дополнительные превентивные и иные меры, направленные на улучшение условий функционирования и укрепление банковского сектора. В частности, проводится работа по следующим направлениям: