Банковская система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 03:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть принципы и механизм функционирования банковской системы в целом и особенностей становления и развития банковской системы Республики Беларусь с учетом зарубежного опыта.

Содержание

Введение. 3
1 Современная банковская система: сущность, структура, функции. Роль центрального банка в банковской системе. 5
2 Опыт становления банковских систем в переходных странах. 17
3 Особенности банковской системы республики беларусь и концепция её развития до 2010 года. 25
Заключение. 41
Список использованных источников. 43

Работа содержит 1 файл

банк сис-ма.docx

— 56.90 Кб (Скачать)

Торговые и промышленные компании, впервые допущенные к банковскому  делу, создают новое поколение  розничных банков.  

Выводы по второй главе: 

На основе анализа  опыта ряда стран с переходной экономикой, в частности Польши, Чехии, Словакии 1990-годов и Японии послевоенного периода можно  сделать вывод, что эти страны столкнулись со схожими проблемами, как и Республика Беларусь после  обретения независимости. Однако поступательная и жесткая государственная политика на первоначальном этапе реформ и  определенная либерализация банковского  сектора и привлечение иностранного капитала в дальнейшем привели к  поступательному и эффективному развитию банковских систем этих стран.

 

3 ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОЙ  СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  И КОНЦЕПЦИЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ ДО 2010 ГОДА 

Несмотря на непродолжительность  истории банковской системы РБ, на ее протяжении уже можно выделить ряд этапов. 

Первый этап (до1993-1994гг.) – этап бурного экстенсивного  роста. В это время ежегодно создавалось 5-10, а то и более новых банков, а их общее число к концу 1994 года достигло 48. Банки активно заполняли  свободные ниши рынка банковских услуг, потребности в которых  были весьма велики, в особенности  со стороны нового негосударственного сектора экономики. Вместе с тем  многие из них обладали незначительным финансовым и организационно-технологическим  потенциалом, имели крайне узкую  базу клиентуры, ориентируясь в некоторых  случаях на обслуживание одного-двух клиентов из числа акционеров. Высокая  номинальная прибыльность банковских операций обеспечивалась в основном за счет высокой инфляции и соответствующего уровня номинальных процентных ставок [17]. 

Такая политика не обеспечивала в должной мере безопасность функционирования банков, ориентацию на повышение фундаментальных  факторов эффективности работы банков. Кроме того, этот начальный период развития банковской системы РБ характеризовался слабостью и неразвитостью нормативно-правовой базы регулирования банковских операций, систем контроля и надзора. Естественно, что наступил второй этап (1995-1996гг.), на протяжении которого многие малые  и даже средние банки обанкротились, другие объединялись между собой  или были присоединены к более  крупным. 

Примерно в 1997-1998 годах наступил этап интенсивного роста  банковской системы. Продолжается процесс  ликвидации маломощных банков. Банки  начали понимать, что залогом успешного  развития является не ориентация на получение  сиюминутной прибыли, а освоение новых банковских технологий и видов  услуг, в максимальной степени удовлетворяющих  потребности клиентов. 

На современном  этапе осуществляется качественно  совершенствование технологического потенциала банковской системы, освоение передовых видов банковских услуг  и на этой основе наращивания масштабов  операций банков. 

На сегодняшний  день в республике сформировалось ядро довольно крупных структурообразующих  банков, которые располагают 90 % банковских ресурсов: Белпромстройбанк, Белвнешэкономбанк, Белагропромбанк, Беларусбанк, Приорбанк  и Белинвестбанк. Эти банки обладают довольно значительным финансовым потенциалом, широкой сетью корреспондентских  отношений, активно осваивают прогрессивные  виды банковских операций и технологий [17]. 

По состоянию на 22.10.2009 г. банковская система Беларуси включала 32 работающих банка. В настоящее  время банковский сектор продолжает играть доминирующую роль на рынке  финансовых услуг. Характерной особенностью институционального развития банковского  сектора Республики Беларусь является наличие в устойчивых тенденций  к изменению структуры собственности  в банковском секторе [17]. В их числе: 

- увеличение доли  нерезидентов Республики Беларусь  в совокупном уставном фонде  банков с 4,5 до 9,3 процента с  одновременным ростом доли банков  с преобладанием капитала нерезидентов  Республики Беларусь в активах  банковского сектора с 4,4 до 15,9 процента, в капитале – с 11 до 15,7 процента, а также увеличение  количества таких банков с  6 до 18; 

- уменьшение доли  национального частного капитала  в совокупном уставном фонде  банковского сектора с 8,1 до 5,4 процента с одновременным сокращением  доли банков с преобладанием  национального частного капитала  в активах банковского сектора  с 29,6 до 6,1 процента, в капитале  – с 15,3 до 5,5 процента; 

- рост доли банков  с преобладающим участием в  уставном фонде государственных  органов и юридических лиц,  основанных на государственной  форме собственности, в активах  банковского сектора – с 66 до 78 процентов, в капитале –  с 67,4 до 78,8 процента и доли государственных  органов и юридических лиц,  основанных на государственной  форме собственности, в совокупном  уставном фонде банковского сектора  на 2,1 процентного пункта. 

Одной из важных особенностей институционального развития банковского  сектора в является существенное уменьшение количества филиалов банков, что связано с оптимизацией банками  филиальной сети, ликвидацией убыточных  филиалов, переходом на современные  технологии управления. 

Деятельность Национального  банка регламентируется Законом  Республики Беларусь от 14 декабря 1990г. «О Национальном банке Республики Беларусь»  и Уставом Национального банка, утвержденным постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 13 февраля 1991 г. Положениями Закона «О Национальном банке Республики Беларусь» установлены  цели и задачи деятельности Центрального банка, определены его основные функции, права, организационная структура  и компетенция органов управления. Этим законом установлены случаи, при которых Национальный банк вправе отказать в выдаче разрешения на создание банка, определены меры воздействия, применяемые  Национальным банком к банкам и их должностным лицам за систематическое  нарушение нормативов и предписаний  Национального банка, а также  за нарушение требований законодательства Республики Беларусь. Устав НБ Республики Беларусь определяет организационную  систему НБ, устанавливает состав и источники формирования имущества  НБ, порядок образования доходов  и состав расходов НБ, источники  формирования фондов, порядок использования  прибыли, порядок осуществления  расходов на содержание аппарата. Уставом  НБ более детально определены компетенция  Председателя Правления, порядок принятия решений Правлением. 

НБ Республики Беларусь представляет собой единую централизованную систему, состоит из центрального аппарата и подведомственных ему учреждений, предприятий и организаций. Высшим органом руководства является Правление  НБ Республики Беларусь. Исполнительным коллегиальным органом является Совет директоров, возглавляемый  Председателем Правления Национального  банка. Председатель Правления руководит  всей деятельностью НБ и несет  персональную ответственность за выполнение возложенных на Национальный банк Республики Беларусь функций.  

Основными функциями  Национального банка Республики Беларусь являются: 

- проведение единой  государственной денежно-кредитной  политики; 

- регулирование денежного  обращения; валютное регулирование;  

- организация и  осуществление валютного контроля; организация межбанковских расчетов  и кассового обслуживания банков; 

- консультирование, кредитование и осуществление  функций финансового агента Совета  министров Республики Беларусь;  

- совместное с  Министерством финансов исполнение  республиканского и местного  бюджетов; 

- государственная  регистрация банков, специализированных  кредитно-финансовых учреждений; выдача  лицензий на осуществление банковских  операций; 

- регулирование внешнеэкономической  банковской деятельности;  

- регулирование кредитных  отношений; 

- осуществление контроля  за соблюдением установленного  порядка кредитования;  

- создание и накопление  золотовалютных резервов Республики  Беларусь;  

- осуществление всех  видов банковских операций, необходимых  для выполнение основных целей  НБ Республики Беларусь; 

- регистрация эмиссии  ценных бумаг банков; 

- проведение анализа  и прогнозирования кредитно –  денежных и валютных отношений; 

- инкассация и  доставка денежной наличности, валютных  и других ценностей коммерческим  банкам и другим субъектам  хозяйствования [12, с.166-167]. 

На сегодняшний  день развитие банковской системы Республики Беларусь осуществляется с учетом ее структурных особенностей: экономика  республики является индустриальной, основу ее производственного комплекса  составляет промышленность; экономика  республики имеет ограниченную внутреннюю сырьевую и топливно-энергетическую базу, тесно связана торгово-экономическими отношениями со многими странами, прежде всего с Россией. 

Отсюда вытекает стратегия развития в отношении  банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в которой базовыми направлениями являются: интегрирование денежной системы и банковского  сектора экономики Республики Беларусь с Российской Федерацией, расширение и углубление взаимодействия с другими  странами, международными финансовыми  организациями; проведение денежно-кредитной  политики, отвечающей динамичному социально-экономическому развитию страны; уменьшение участия  государства в фондах банков; совершенствование  налогообложения банков; формирование нормативно-правовой базы, соответствующей  новым условиям функционирования банков. 

Важнейшими направлениями  развития структуры банковской системы  в ближайший период будут являться:  

- снижение удельного  веса активов (пассивов), концентрируемых  системообразующими банками, и  доведение уровня данного параметра  в 2010 году до 50-60% и, соответственно, повышение доли несистемообразующих  банков; 

- уменьшение участия  государства в банках; 

- развитие альтернативных  банкам кредитных и других  организаций – ссудосберегательных  ассоциаций, кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, инвестиционных, пенсионных, медицинских  и иных структур; 

- организация банков  с участием иностранного капитала, иностранных банков и их структур; 

- повышение самостоятельности  банков в своем стратегическом  развитии и осуществлении деятельности  на основе принципа коммерческой  эффективности и ответственности  за конечные результаты. 

К целям и направлениям развития банковской системы также  относят: 

- укрепление устойчивости  банков и системы в целом,  исключающее возможность возникновения  системного банковского кризиса; 

- повышение до  международного конкурентного уровня  качества осуществления банковским  сектором функций по аккумулированию  сбережений населения и субъектов  хозяйствования, их трансформации  в кредиты и инвестиции; 

- существенное повышение  доверия к белорусской банковской  системе со стороны инвесторов (в том числе иностранных) и  вкладчиков, в первую очередь  населения; 

- количественное  увеличение (активы до 80-100% от ВВП,  собственный капитал до 8-10% от  ВВП) и качественный рост (до  международного конкурентного уровня) операций белорусских банков; 

- снижение доли  госсектора в уставных фондах  банков до уровня не выше 50%, повышение доли иностранных инвестиций  в уставных фондах до уровня  не менее 20%. 

Факторы, тормозящие развитие банковской системы РБ: 

- проблема формирования  правовой базы для создания  ссудно-сберегательных ассоциаций, кредитных кооперативов; 

- проблема оттока  финансовых ресурсов из регионов  через филиальную сеть крупных  банков; 

- адекватность общему  состоянию экономики; 

- низкий совокупный  капитал банковской системы; 

- ограниченный перечень  используемых финансовых инструментов; 

- слабая защищенность  от ряда банковских рисков; 

Информация о работе Банковская система РБ