Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 13:58, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть историю становления и развития банковской системы Кыргызской Республики, а также ее анализ современной банковской системы.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
Изучить этапы становления банковской системы;
Показать правовые основы банковской системы в Кыргызской Республике;
Введение………………………………………………………………….……3
Глава 1. Теоретические основы БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ и ее влияние на экономическое развитие.
1.1.Этапы становления банковской системы ………………..…………….5
1.2. Зависимость экономического роста от коммерческих банков…………………………………………………………………..……8
Глава 2. Анализ Современной банковской системы Кыргызстана.
2.1. Правовые основы банковской системы в Кыргызской Республике……………………………………………………………….….11
2.2. Роль НБКР в банковской системе Кыргызской Республики…….…14
2.3. Анализ деятельности коммерческих банков Кыргызской
Республики ………………………………………………………………...18
Глава 3. Перспективы развития банковской системы Кыргызской Республики
3.1. Проблемы развития банковской системы КР……………………..…24
3.2. Основные направления развития банковской системы КР……..…..25
Заключение ……………………………………………
В современной рыночной экономике с разделением труда банковская система имеет огромное значение благодаря связям этой системы со всеми секторами экономики.
Современная экономика представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно связана с другими и играет важную роль. Но, одну из важнейших ролей играет банковская система, обеспечивающая на современном этапе развития экономических взаимоотношений нормальное функционирование всей экономики в целом. На сегодняшний день банки призваны:
аккумулировать свободные денежные средства,
выполнять функции кассиров хозяйственных субъектов,
производить эмиссию.
Сейчас невозможно представить гармонично развитое государство без разветвленной сети банков. И действительно, банки играют в современной экономике роль многочисленных сердец, с помощью которых возможно развитие и становление экономико-политической мощи государства. На сегодняшний день, банки являются экономическим инструментом в руках правительства[4].
Самые важные задачи банков заключается в обеспечении бесперебойного денежного оборота и оборота капитала, в предоставлении широкого круга возможностей вложения денежных средств с целью накопления сбережений народного хозяйства.
Преобразование централизованной плановой экономики бывшего Советского Союза, а также Кыргызстана, в эффективную рыночную экономику будет успешным только в случае, если будет создана соответствующая государственная типовая основа. Для этого параллельно с частной собственностью на средства производств, свободой занятия промыслом и свободной заключения договоров, конкуренцией, эффективной государственной администрацией, а также тарифной автономией и равновесием интересов различных социальных групп необходимо обеспечить функционирующую систему ценообразования и стабильности валюты.
При этом понятие денежной стабильности имеет огромное значение для социально направленной рыночной экономики. Девальвация денег искажает не только систему ценообразованием, и таким образом фальсифицирует сигналы, поступающие от рынка, она отрицательно отражается на решениях предприятий в отношении капиталовложений и лишает из основы накопления собственного капитала. Инфляционные процессы являются в особой степени несоциальными, так как они в огромном масштабе отражаются на формах хранения денег, которые выбирают более бедные слои населения и в крайних случаях могут полностью уничтожить сбереженные вклады экономически слабого или плохо проинформированного населения.
Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. По вертикали - отношения подчинения между Центральным банком как руководящим, управляющим центром и низовыми звеньями - коммерческим и специализированными банками; по горизонтали- отношение равноправного партнерства между различными низовыми звеньями. При этом происходит разделение административных функций и операционных, связанных с обслуживанием хозяйства. Центральный банк остается банком банков в полном смысле этого слова только для двух категорий клиентов - коммерческих и специализированных банков и правительственных структур, причем преобладающими становятся функции “банка банков” и управления деятельностью банковских учреждений в целях регулирования и контроля за функционированием рынка кредитно-финансовых услуг.
Также для формирования банковского сектора в экономике рыночного типа, на мой взгляд, имеют значение не только процессы, происходящие внутри банковского сектора, но прежде всего взаимодействие, взаимовлияние и взаимообусловленность этих процессов с процессами макроэкономического уровня.
Банк сравним с работой живого организма. Все механизмы его деятельности должны быть согласованы и работать безошибочно. Главное в эффективной работе банка заключается в оборачиваемости капитала. При этом, основные усилия банка должны быть направлены не только на увеличение доли вкладов от физических и юридических лиц. Процесс этот долгий и кропотливый. За ним авторитет и надежность банка. Но и выделением кредитов: здесь это должно осуществляться практически мгновенно. Положение, когда в банке лежат невостребованные суммы, означает для него неблагополучие. А именно высокие процентные ставки на выделяемые кредиты помноженные на краткосрочность их возврата в коммерческие банки сегодня являются сдерживающим фактором востребования кредитов со стороны бизнесменов и предпринимателей. Хотя сами высокие процентные ставки, подчас увязанные с политикой Нацбанка, как раз обусловлены нуждой, порождаемой налоговой политикой, лишенной основного источника пополнения своих резервов - из-за неработающей промышленности. Создается своеобразный порочный круг, когда монетаристская и валютная политика Нацбанка по макроэкономической стабилизации, строящаяся на стабильности национальной валюты и борьбой с инфляцией, нейтрализуется благодаря хитросплетениям и манипуляциям с бюджетными деньгами, пенсиями и средствами, выделяемых государством на другие социальные нужды, которые оказываются в конечном итоге в сейфах коммерческих банков с последующим их переходом в карманы "челноков" и далее за рубеж. Отечественная же промышленность здесь как бы остается ни причем. В этом же лежат корни и растущей инфляции или обесценивания национальной валюты.
Промышленный капитал всегда выступал и выступает своеобразным катализатором, который предопределяет благополучие экономики государства. Он же является источником жизнеспособности коммерческих банков. Само по себе наличие финансов, лежащих в сейфах банков или даже пущенные в оборот, при неработающей промышленности, мало что дает для государства и его населения. Не работающие капиталы, а это показатель отсутствия достаточно грамотной кредитной и инвестиционной политики, по сути выступают прологом нестабильности макроэкономики. В предотвращении этого видится сам смысл образования коммерческих банков. В пользу такого вывода по укреплению промышленного капитала говорит и то, что как таковой финансовый капитал Кыргызстана в силу своей молодости все еще находится в стадии становления и не имеет пока достаточно прочного тыла.
Глава 2. Анализ Современной банковской системы Кыргызстана
2.1. Правовые основы банковской системы в Кыргызской Республике.
В условиях кризиса особенно остро встали вопросы не только финансового характера, но, прежде всего вопросы, связанные с законодательством, с необходимостью его совершенствования. В настоящее время идут дебаты, высказываются различные мнения по поводу решения назревших проблем.
Остановимся на важнейших вопросах банковской деятельности, являющихся основополагающими для функционирования всей системы. Прежде всего, речь идет о принятии в 1997 году новых редакций законов, регулирующих банковскую деятельность - "О Национальном банке Кыргызской Республики" и "О банках и банковской деятельности". Основное достоинство этих законов, заключалось в том, что они решили фундаментальные вопросы функционирования институтов банковской деятельности и устранили недостатки, присущие действовавшим до 1997 года законам. Получили свое решение вопросы, связанные с независимостью коммерческих банков и независимостью банковской деятельности, вмешательства органов исполнительной власти в осуществление банковской деятельности, что было продиктовано соответствующими событиями, когда возник серьезный кризис в банковской системе. После принятия и вступления в силу вышеназванных законов коммерческие банки вступили в новый этап развития, были достигнуты определенные успехи[5].
Говоря о проблемах отдельных коммерческих банков, связанных с консервацией, введением режима временной администрации и отзывом лицензий отметим , что в основе возникших проблем нет правовых проблем, то есть с точки зрения законодательства банковская деятельность хорошо отрегулирована и поддается четкой регламентации. Таким образом, проблемы заключаются в практике применения законов, которые непосредственно связаны с банковской деятельностью: кроме вышеназванных двух речь идет о Гражданском, Налоговом и Таможенном кодексах, законах "О залоге", "О хозяйственных обществах и товариществах" и других.
Кризис показал, что одной из главных проблем является проблема некорректного, нечестного поведения заемщиков и контрагентов коммерческих банков на рынке. Это обусловливается определенными экономическими причинами, когда происходит резкое изменение обменного курса. Падение курса национальной валюты делает проблематичным для заемщика возврат кредита. Когда такое случается, перед банками возникает другая проблема, связанная с реализацией права коммерческого банка на восстановление своих активов за счет залогового имущества.
Процедура отчуждения залогового имущества очень длительная и дорогостоящая, т. к. требует решения в судебном порядке. В связи с этим, стоимость ресурсов резко дешевеет - одним словом, коммерческие банки имеют здесь существенные проблемы. Государственные пошлины и обязательные сборы высоки. В этом случае банк становится неравноправным участником отношений: диктует условия уже не тот, кто дал деньги, а тот, кто деньги взял! Банки не находят понимания и быстрого решения проблем по реализации залоговых прав со стороны судебных испытаний. Казус заключался в том, что Гражданский кодекс предусматривает следующее: в случае невыполнения обязательств заемщиком, в первую очередь реализуются издержки, проценты и только потом основная сумма. Это приводит к тому, что банк вынужден искажать фактически свое финансовое состояние, поскольку он, прежде чем покрыть свои расходы, должен показать доходы.
Следующая проблема, которая, назрела и требует решения - это проблема, связанная с применением мер принудительного обращения на заложенное заемщиком имущество. Он сообщил, что коммерческими банками подготовлен проект соответствующего закона, который находится сейчас в стадии доработки, выразив надежду, что в парламенте с должным пониманием отнесутся к необходимости защиты интересов коммерческого банка как финансового посредника, привлекающего средства населения и предоставляющего их в качестве кредитов[6].
Современное законодательство фактически позволяет коммерческим банкам защищаться от необходимого вмешательства официальных органов, в частности налоговых, таможенных, правоохранительных и других органов и не предоставлять конфиденциальную информацию о клиентах. Тем не менее, в процессе деятельности банкам бывает трудно отстаивать свое право на непредставление такой информации. Настало время четко определить и конкретизировать права банков в этом плане, за исключением случаев, когда в отношении клиента возбуждено уголовное разбирательство.
Также требуют пересмотра отдельные положения Таможенного кодекса, законодательства по социальному обеспечению, в которых закреплено право бесспорного списания средств со счета клиента. Несмотря на то, что данная норма противоречит, прежде всего, Конституции, тем не менее, при возникновении конфликтов банкам приходится тратить много сил и энергии, чтобы защитить интересы своих клиентов.
Одна из актуальных проблем связана с отношениями банка и вкладчиков. В кризисных условиях у вкладчиков всегда есть возможность досрочно забрать свой вклад в. течение 48 часов по нормам Гражданского кодекса или трансформировать срочный вклад во вклад до востребования. Но при этом, нельзя забывать, что банк не держит деньги в сейфе, он пускает их в оборот. Главной причиной возникновения финансовых проблем у многих банков была проблема с ликвидностью, которая возникает в период кризисных ситуаций, когда неосторожное высказывание, или некорректная статья в отношении какого-то банка, могут послужить причиной паника массового оттока вкладов. В этом случае банк начинает испытывать дефицит ликвидности. В связи с этим необходимо пересмотреть нормы Гражданского кодекса, которые предоставляют право депозиторам в одностороннем порядке расторгать договор.
Хотелось бы найти взаимопонимание по вопросам усиления практики корпоративного управления в коммерческих банках. В последнее время, вмешиваясь в оперативную деятельность банка, лоббируя чьи-то интересы или стараясь получить для себя льготный кредит, владельцы акций зачастую способствуют осуществлению неблагополучной балансовой практики. Отметим также необходимость рассмотрения вопросов, связанных с усилением ответственности исполнительных должностных лиц за деятельность юридического лица.
2.2. Роль НБКР в банковской системе Кыргызской Республики
В банковской системе Кыргызстана НБ КР (НБ) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Национальный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны НБ используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные[7].
Давайте рассмотрим какие цели и задачи деятельности НБ
Основными целями деятельности Национального Банка являются:
- защита и обеспечение устойчивости сома, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы КР;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Основными задачами НБ являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Получение прибыли не является целью деятельности Нац.Банка.
Национальный Банка выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством КР разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости сома;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в КР;
5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;