Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 13:58, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть историю становления и развития банковской системы Кыргызской Республики, а также ее анализ современной банковской системы.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
Изучить этапы становления банковской системы;
Показать правовые основы банковской системы в Кыргызской Республике;
Введение………………………………………………………………….……3
Глава 1. Теоретические основы БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ и ее влияние на экономическое развитие.
1.1.Этапы становления банковской системы ………………..…………….5
1.2. Зависимость экономического роста от коммерческих банков…………………………………………………………………..……8
Глава 2. Анализ Современной банковской системы Кыргызстана.
2.1. Правовые основы банковской системы в Кыргызской Республике……………………………………………………………….….11
2.2. Роль НБКР в банковской системе Кыргызской Республики…….…14
2.3. Анализ деятельности коммерческих банков Кыргызской
Республики ………………………………………………………………...18
Глава 3. Перспективы развития банковской системы Кыргызской Республики
3.1. Проблемы развития банковской системы КР……………………..…24
3.2. Основные направления развития банковской системы КР……..…..25
Заключение ……………………………………………
3
План:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ и ее влияние на экономическое развитие.
1.1.Этапы становления банковской системы ………………..…………….5
1.2. Зависимость экономического роста от коммерческих банков………………………………………………………………
Глава 2. Анализ Современной банковской системы Кыргызстана.
2.1. Правовые основы банковской системы в Кыргызской Республике……………………………………………………
2.2. Роль НБКР в банковской системе Кыргызской Республики…….…14
2.3. Анализ деятельности коммерческих банков Кыргызской
Республики ………………………………………………………………...18
Глава 3. Перспективы развития банковской системы Кыргызской Республики
3.1. Проблемы развития банковской системы КР……………………..…24
3.2. Основные направления развития банковской системы КР……..…..25
Заключение …………………………………………………………..……28
Список литературы ……………………………………………………30
Введение
Актуальность темы: Современное кредитно-денежное и финансовое хозяйство страны переживает серьезные структурные изменения. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется системы взаимоотношений центральных банков и финансово-кредитных институтов, складываются иные пропорции в динамике государственного и частного сектора.
При переходе к рыночной экономике не так уж много факторов могут сравниться в своей значимости с эффективностью функционирования финансовых и кредитно-денежных отношений и ее сердцем - стабильной и активно функционирующей структурой коммерческих банков. Банковская система в экономике, связанной рыночными отношениями, исполняет триединую роль.
Банковская система Кыргызстана - один из наиболее динамично развивающихся секторов отечественной экономики, переход на рыночные отношения в котором произошел наиболее быстро. Практически ликвидирована система государственных специализированных банков и завершилось формирование двухзвеньевой банковской системы: Национальный банк и коммерческие банки.
В свете сегодняшних проблем Кыргызской экономики, связанных с преодолением кризисных явлений и инфляционных процессов, усилением инвестиционной и кредитной деятельности, совершенствованием организации расчетов в народном хозяйстве и стабилизацией национальной валюты, ускорение формирования эффективно функционирующей банковской системы, способной обеспечить мобилизацию финансовых ресурсов и их концентрацию на приоритетных направлениях структурной перестройки экономики, имеет неоценимую практическую значимость.
В современных условиях возрастает влияние банков на экономику. Деятельность банков не ограничивается аккумуляцией и размещением растущей массы денежных средств компаний, предприятий и части населения. Они способствуют накоплению капитала, не только активно вмешиваясь во все стороны финансовой жизни, но и непосредственно участвуя в деятельности функционирующего капитала или осуществляя контроль над ним. Благодаря банкам действует механизм распределения и перераспределения капитала по сферам и отраслям производства, который в значительной степени обеспечивает развитие народного хозяйства в зависимости от объективных потребностей производства. Финансируя дополнительные потребности предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства в инвестициях, расширении производства, банки имеют возможность воздействовать на создание прогрессивной воспроизводственной структуры народного хозяйства и финансовый рынок страны.
Цель курсовой работы: рассмотреть историю становления и развития банковской системы Кыргызской Республики, а также ее анализ современной банковской системы.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
Изучить этапы становления банковской системы;
Показать правовые основы банковской системы в Кыргызской Республике;
Проанализировать роль НБКР в банковской системе Кыргызской Республики.
Структура курсовой работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. развитие БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ и ее влияние на экономическое развитие.
1.1. Банковская система и ее становление
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА -это совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, выполняющих банковские операции. Кроме того, в банковскую систему входят специализированные организации, обеспечивающие деятельность банков и кредитных учреждений: расчетно-кассовые и клиринговые центры, фирмы по аудиту банков, дилерские фирмы по работе с ценными бумагами банков, организации, обеспечивающие банки оборудованием, информацией, кадрами.
Сложившаяся банковская система имеет двухуровневую орта» низацию. Верхний уровень - это Центральный банк (ЦБ); нижний уровень коммерческие банки и кредитные организации. ЦБ является определяющим для банковской системы, его деятельность позволяет регулировать и контролировать кредитно-денежные отношения в целом при сохранении свободы частного предпринимательства, которая обеспечивается деятельностью коммерческих банков. ЦБ во всех странах является главным звеном банковской системы, институтом, осуществляющим функции регулирования всей банковской системы.
Банк, защищая и реализуя интересы государства, в целом выполняет следующие функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, тем самым является банком банков; является банкиром правительства; проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор. Он также регулирует резервы иностранной валюты и залога, является традиционным хранителем золотовалютных резервов и осуществляет многочисленные финансовые операции на международном уровне: регулирует международные расчеты, платежные балансы, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота, представляет свою страну в международных кредитных операциях.
Основными функциями коммерческих банков являются:
1) мобилизация временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и превращение их в капитал;
2) кредитование предприятий, государства, населения;
3) расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
Банковская система является важной составной частью финансового сектора республики, от состояния которой во многом зависят эффективность денежно-кредитной политики и достижение устойчивого экономического роста.
Банковская система прошла несколько этапов в своем развитии[1].
Первый этап охватывает период 1992-1994 годы. За это время были образованы Национальный и коммерческие банки, которые сформировали двухуровневую банковскую систему. В силу ряда объективных и субъективных причин к концу первого этапа состояние коммерческих банков резко ухудшилось.
С целью реформирования банковской системы была инициирована программа FINSAC. Она функционировала в 1995-1997 годах. В результате были ликвидированы два неплатежеспособных государственных банка, сформировалась система коммерческих банков, в основе которых лежит частный (негосударственный) капитал; были заложены принципы банковского надзора; создано Агентство по реорганизации банков и реструктуризации долгов (DEBRA); подверглась модернизации платежная система; Национальный банк и коммерческие банки перешли на международные стандарты бухгалтерского учета; был принят ряд важных законов.
На третьем этапе (1998-1999 годы) вследствие российского кризиса, который вызвал экономический спад в республике, и невыполнение обязательств некоторыми крупными предприятиями по долгам перед коммерческими банками ситуация снова стала нестабильной. Национальный банк оперативно принял меры, которые позволили избежать системного кризиса.
Национальный Банк и Правительство принимают меры, которые призваны реструктурировать банковскую систему, сделать ее надежной и эффективной. В соответствии с указом А.Акаева образована государственная комиссия по обеспечению структурной перестройки финансовой и банковской системы. Государственной комиссией разработана стратегия углубления реструктуризации и стабилизации банковской системы, план мероприятий реструктуризации, которые утверждены постановлением Правительства.
Низкая капитализация коммерческих банков является результатом действия ряда факторов. К ним можно отнести небольшие масштабы экономики республики, не устоявшиеся процессы переходного периода, в том числе значительные объемы неплатежей, бартера, "долларизации" и "теневой" экономики.
Недостаточный капитал банков не только снижает уровень устойчивости (в смысле соотношения заемных и собственных средств банка), но и ограничивает возможности развития банков, не позволяет им выполнять основную функцию - кредитование. Аргумент о том, что в результате кризиса пострадали именно наиболее крупные банки, не является убедительным, поскольку причиной их банкротства послужило прежде всего неэффективное управление.
Неэффективное управление в первую очередь связано с природой банковского капитала и отсутствием законодательного разграничения прав и ответственности собственников (акционеров) и высшего менеджмента банка. Вмешательство акционеров в оперативную деятельность банка ведет к негативным последствиям, а именно: ухудшению качества кредитного портфеля и не возврату кредитов. В этих условиях банк не в состоянии эффективно осуществлять контроль своего заемщика, как это имеет место в развитых экономиках. Фактором, который предопределяет неадекватное поведение в период нестабильности, может быть то, что источником капитала банков в настоящее время является промышленный капитал, поскольку финансовый капитал в силу своей молодости еще просто не успел достаточно укрепиться.
Неразвитость финансового рынка характеризуется малым количеством инструментов и низким финансовым проникновением, что в свою очередь ведет к отсутствию настоящей конкуренции между коммерческими банками. Одной из причин сложившейся ситуации можно назвать высокие риски, связанные с кредитованием реального сектора.
Данная проблема обусловлена низкой культурой кредитования. Еще далеко не все коммерческие банки осознали необходимость разработки политики и процедур кредитования, формирования системы оценки и управления рисками, администрирования выданных кредитов[2].
Кроме того, в отличие от банков, предприятия республики еще не перешли на международные стандарты бухгалтерского учета. Несовершенство финансовой отчетности затрудняет оценку финансового состояния заемщика и, соответственно, повышает риски.
Свой вклад вносит неадекватная правовая среда. Для того, чтобы компенсировать свои риски коммерческие банки закладывают их в процентные ставки и требуют соответствующий залог. Однако, если заемщик не в состоянии своевременно обслуживать свой долг, банк инициирует процедуру отчуждения залога. Это связано со значительными финансовыми издержками и потерями времени. Отсутствие соответствующего сегмента рынка приводит к тому, что не существует рыночной стоимости залога и его негде реализовать.
Нестабильность макроэкономической ситуации, подверженность экономики республики внешним шокам также оказывают негативное влияние на состояние банков и их возможности кредитования.
Все перечисленные выше факторы приводят к излишней концентрации в деятельности коммерческих банков на валютном рынке. Это связано с низким уровнем доверия к банковской системе, высокой степенью долларизации, обслуживанием в основном торгово-посреднической деятельности. Кроме того, немаловажную роль играет "теневой" сектор.
И так что мы имеем на данный момент.
Первоначально из 4-х специализированных банков союзного подчинения были созданы первые коммерческие банки: сберегательный банк- "Кыргызэлбанк", "Кыргызпромстрой-банк", "Кыргызстан", "Агропромбанк". Через данные банки были выданы, оказавшиеся в большинстве своем безвозвратными, централизованные кредиты с гарантиями Правительства Кыргызской Республики. Но зачастую данные гарантии не исполнялись, и банкам самим пришлось выбираться из образовавшихся долговых ям.
Но процесс создания двухуровневой банковской системы набирал силу и динамично развивался. По состоянию на 01.01.1992 года уже функционировали 10 коммерческих банков. С 1993 года и по настоящее время было открыто - 27 коммерческих банков, но много было и закрыто - 15 банков. Закрытию банков способствовала неправильная внутренняя кредитная политика, плохой менеджмент и многие другие факторы, усугублявшиеся тяжелым экономическим положением страны, зачастую данными банками управляли непрофессионалы[3].
1.2. Зависимость экономического роста от коммерческих банков