Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 23:44, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении банковской системы, функций центрального банка и кредитных банков и особенности развития банковского сектора в Российской Федерации Достижение данной цели сопряжено с выполнением следующих задач:
- рассмотреть понятие и типы банковской системы;
- изучить элементы банковской системы, а именно: Центральный Банк РФ, его правовой статус и функции; понятие банков и виды операций;
- исследовать тенденции развития банковской системы;
- проанализировать стратегические направления развития банковской системы на современном этапе.
Введение …………………………………………………………………………3
Понятие банковской системы и ее тип ………………………………….4
Элементы банковской системы……………………………………..…...10
Центральный банк РФ: правовой статус и функции……………......10
Банки: понятие и виды операций…………………………………….15
Развитие банковской системы в современных условиях……………....18
Тенденции развития банковских систем ……………………………18
Стратегические направления развития банковской системы РФ в современных условиях………………………………………………..22
Заключение ……………………………………………………………………....34
Список используемой литературы………………………………………….......36
3.2.
Стратегические направления
развития банковской
системы РФ в современных
условиях.
Российский банковский сектор проходит через один из самых сложных периодов в новейшей истории своего развития. Под воздействием углубляющегося глобального кризиса в конце 2008 года возникла серьезная угроза устойчивости российской финансово-кредитной системы.
Правительство
Российской Федерации и Банк России
приняли ряд оперативных
Указанные меры, а также антикризисные усилия самих кредитных организаций позволили преодолеть наиболее острую фазу кризиса. Банковский сектор продолжил осуществлять свои основные функции и обеспечивать бесперебойное осуществление расчетов в экономике, в том числе с бюджетами всех уровней. Удалось сохранить доверие вкладчиков к банкам: уже в декабре 2008 года – январе 2009 года отток вкладов населения был компенсирован.
Кризис поставил серьезные вопросы по совершенствованию подходов к регулированию банковских рисков, капитала и ликвидности.
В связи
со сложившейся ситуацией в стране
были разработаны следующие
1. Принять
исчерпывающие меры по
1.1. Ускорить внесение в Федеральный закон от 13.10.2008 № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» изменений и дополнений, предусматривающих увеличение соотношения государства и частных инвесторов в капитале банков до 3:1 при выделении субординированных кредитов на второй стадии поддержки.
1.2. Обеспечить
законодательные условия для
использования в качестве
1.3. Упростить
процедуру получения банками
средств по государственным
2. Активизировать
усилия по внесению изменений
в действующее
• обеспечение условий для унификации и развития системы регистрации имущества и имущественных прав;
• упрощение порядка обращения взыскания на заложенное имущество;
• закрепление возможности залога денежных средств на банковском счете;
• установление критериев определения реальных владельцев кредитных организаций и порядка раскрытия информации о них;
• конкретизацию квалификационных требований к должностным лицам кредитных организаций и членам совета директоров (наблюдательного совета) кредитных организаций, предоставление Банку России права определять критерии оценки их деловой репутации;
• усиление роли и повышение ответственности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации;
• создание правовых условий для комплексной реализации в Российской Федерации положений документов Базельского комитета по банковскому надзору «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» и «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» (Базель II);
• совершенствование правовых условий для реализации современных подходов к оценке рисков и особенно их концентрации;
• совершенствование правовых условий для осуществления консолидированного надзора и управления рисками на консолидированной основе, включая возможности обмена конфиденциальной информацией в рамках банковских групп и между органами банковского надзора;
• создание правовых предпосылок для обмена информацией органа банковского надзора и банковских аудиторов;
• установление
требований ко всем аффилированным лицам
хозяйственных обществ о
• формирование
правовых условий для более эффективного
привлечения банками
• определение
законодательных условий
3. Участвовать
в разработке унифицированного
механизма раннего
Банку России:
1. Продолжить
совершенствование системы
2. Интенсивнее внедрять в надзорную практику содержательные, риск-ориентированные подходы, нацеленные на идентификацию наиболее существенных рисков в деятельности кредитных организаций и профилактику проблем на ранней стадии их возникновения, своевременное и адекватное применение надзорных мер.
2.1. Уделять
повышенное внимание оценке
2.2. Продолжить работу по развитию подходов к идентификации и оценке концентрации кредитных рисков по операциям и сделкам кредитных организаций со связанными с ними контрагентами (заемщиками), группами взаимосвязанных контрагентов, а также по видам экономической деятельности и в территориальном разрезе.
2.3. Развивать
институт кураторов, основными
задачами которых являются
2.4. Развивать
институт генеральных
2.5. Продолжить работу по повышению качества предпроверочной подготовки, расширяя взаимодействие руководителей рабочих групп и кураторов кредитных организаций на всех этапах инспекционной работы – от подготовки материалов к проверке до обсуждения ее результатов.
2.6. Продолжить
работу по развитию системы
внутреннего контроля качества
инспекционной деятельности, включающую
текущий мониторинг хода и
результатов проверок
3. Продолжить работу по совершенствованию законодательства, в том числе в следующих сферах:
3.1. Регулирование
вопросов составления и
3.2. Совершенствование
методологии определения
источников
формирования собственных средств,
принимаемых в расчет основного
капитала, за счет нового вида субординированных
финансовых инструментов – субординированного
займа с дополнительными
3.3. Совершенствование методологии регулирования и надзора за риском ликвидности, включая вопросы состояния ликвидности в кредитных организациях, используемых методов оценки и инструментов управления риском потери ликвидности, в том числе наличия планов по поддержанию ликвидности.
3.4. Совершенствование
методологии формирования
3.5. Совершенствование процедур, обеспечивающих дальнейшую консолидацию банковского сектора, – их упрощение и удешевление.
4. Продолжить
работу, направленную на повышение
качества капитала кредитных
организаций, в том числе
5. Изучить проблему антициклического регулирования и определить возможность его использования в российской практике.
6. В
целях совершенствования
7. Предпринять
необходимые усилия для
8. Продолжить работу по совершенствованию банковской отчетности, имея в виду упрощение и удешевление процедур ее составления и представления.
9. Повысить
эффективность информационного
взаимодействия с органами
10. Продолжить
осуществление мероприятий по
обеспечению эффективного
11. Продолжить проведение комплексной оценки финансовой устойчивости банковского сектора на базе регулярного мониторинга состояния основных банковских рисков, расчета и анализа рекомендуемых МВФ показателей финансовой устойчивости, методов стресс-тестирования.
12. Продолжить публикацию информации о состоянии банковского сектора, банковском надзоре, в том числе на сайте Банка России в сети Интернет. Рассмотреть вопрос о возможности дальнейшего расширения публикуемой информации.
13. Совершенствовать анализ банковских рисков на макроуровне.
Кредитным организациям и их ассоциациям:
1. Продолжить
работу по повышению
2. Поддерживать
банковское кредитование
3. Продолжать
работу по развитию систем
управления рисками и
• исходить из того, что ответственность за надлежащее функционирование системы управления рисками банка несут его совет директоров и высшее руководство;
• обращать повышенное внимание на вопросы концентрации рисков, учитывая их взаимосвязь и взаимовлияние;
• применять профессиональное (качественное) суждение, базирующееся на консервативных подходах, на всех стадиях управления риском, адекватно оценивать потери, в том числе потенциальные, с учетом профиля и уровня рисков, а также перспектив изменения рыночной среды; использовать в этих целях современные методы оценки рисков, включая стресс-тестирование;